В помошь воспитателям по физическому воспитанию
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) по теме

Дыхательная гимнастика джля среднего дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К.П.Бутейко, А.Н.Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри, влияют на функции мозга.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

Процесс дыхательных движений осуществляется диафрагмой и межреберными мышцами. Диафрагма – мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Главная ее функция – создать отрицательное давление в грудной полости и положительное в брюшной. В зависимости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:

  1. нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхательных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного – средняя);
  2. среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участвуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и несколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднимается);
  3. верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плеч при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном вентилируются верхушки легких и немного – средняя часть);
  4. смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентилируются все части легких).

Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вентиляцию легких, а какую их часть – зависит от типа дыхания.

Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха; при глубоком – помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи подойти обдуманно и ответственно.

При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:

* эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

*доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

* степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верхних дыхательных путей и т.д.

С целью систематического использования дыхательных упражнений они должны  включаться в комплексы оздоровительной гимнастики и физкультурных занятий.

Для анализа результативности работы раз в квартал необходимо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкультурное занятие (в помещении, вместо общеразвивающих упражнений, с уменьшенной дозировкой в исполнении).

На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:

*  исходное положение, сидя на полу «по-турецки», руки ладонями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох – руки медленно опускаются в и.п.

*  И.П. то же. Глубокий вдох – руки медленно вытягиваются вперед, выдох – руки медленно возвращаются в и.п.

И.П. о.с. Вдох – руки вверх, к плечам – задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми руками – медленный выдох.

Упражнения звуковой гимнастики для занятий с элементами йоги.

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. Осуществлять профилактику заболеваний дыхательных путей.

  1. Погладить нос (боковые его части) от кончика до переносицы. Вдох левой ноздрей, правая закрыта, выдох правой (при этом закрывается левая). На выдохе постучать по ноздрям (5 раз).
  2. Сделать 8 – 10 вдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.
  3. Сделать выдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивать пальцами по крыльям носа.
  4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м», на выдохе то же самое, закрыв левую ноздрю.
  5. Энергично произносить «п-б, п-б» (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ).
  6. Энергично произносить «т-д, т-д» (произношение этих звуков укрепляет мышцы языка).
  7. Показать язык, энергично произносить «к-г, н-г» (произношение этих звуков укрепляет мышцы полости гортани).
  8. Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние).
  9. «Кузнечный мех» - в позе алмаза сделать 10 сильных вдохов-выдохов, глубокий вдох, задержка, медленный выдох.

1.«Носом – вдох»

Носом – вдох,

А выдох – ртом,

Дышим глубже,

А потом –

Марш на месте,

Не спеша,

Коль погода хороша!

2.Воздух мягко набираем –

Шарик красный надуваем,

Пусть летит он к облакам,

Помогу ему я сам!

3.Вот под елочкой зеленой (воспитатель)

Скачут весело вороны (прыгают)

- Кар – кар-кар! (дети)

Целый день они летали, (воспитатель)

Спать ребятам не давали (бегают).

 - Кар-кар-кар! (дети)

Только к ночи умолкают,

Вместе с нами засыпают.

Ши-ши-ши (приседание с выдохом)

4. Руки к солнцу поднимаю

И вдыхаю, и вдыхаю.

Опускаю руки вниз,

Выдох – паровоза свист.

На четыре – вдох глубокий,

На четыре – выдох.

1,2,3,4, (на 4 счета вдох)

1,2,3,4 (на 4 счета выдох).

5. 1,2,3,4,5

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже –

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко – легко подышим.

6. «Сорвем цветок»

Ходьба врассыпную.  На слова воспитателя «сорвем цветок» дети наклоняются, вперед имитируя движение (выдох). На слова «понюхаем цветок» выпрямляются, поднимают согнутые руки в локтях (вдох)

1

7. «Ушки»

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный повторить 4-5 раз.

8. «Радуга обними меня»

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «С» выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

9. «Пускаем мыльные пузыри»

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

10. «Ежик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

11. «Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслабление своего организма и психики.

И.П.: стоя, сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.  Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

        

12. «Ветер» (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.П.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено.  Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Это упражнение позволяет согреться при переохлаждении и снимает усталость.

2

Дыхательные упражнения для профилактики острых респираторных заболеваний.

После сна, лежа на кроватях

  1. Поднять руки и ноги – вдох, соединить руки и ноги – выдох.
  2. Вдох, руками захватить колени – выдох.
  3. Вдох, поднять правую руку и правую ногу вверх – выдох; то же левой ногой и рукой.
  4. Руки в стороны – вдох, согнуть ноги, подтянуть к груди – выдох, выпрямить ноги и опустить их сбоку.
  5. Руки вверху, перекатывание на правый бок, затем – на левый.
  6. Руки за головой: «Велосипед».
  7. На четвереньках: отвести правую руку через сторону вверх, то же левой рукой.
  8. На четвереньках: «Кошечка».
  9. Руки вверху, сесть и лечь.
  10.  Лежа на спине, отвести руки в стороны, ноги согнуть в коленях.
  11.  Руки в стороны, поворот вправо, положить ладонь на ладонь.
  12.  Руки под головой, сделать круг прямой правой ногой, то же левой.
  13.  На животе: «плаваем».
  14.  Поднять правую ногу, согнуть ее, выпрямить, то же левой.
  15.  Лежа на животе приподнять туловище, руки за голову.
  16.  Руки под подбородком, прогнуться, выпрямить руки – вдох, вернуться в и.п. – выдох.

3

Дыхательные упражнения в парах

1. Взяться за руки и, глядя в глаза, улыбнуться друг другу.

2.Закрыть правую ноздрю большим пальцем и сделать медленный вдох через левую ноздрю. Медленно выдохнуть через  левую ноздрю. Соотношение времени вдоха к времени выдоха 1:2. затем закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем и выполнить аналогичные вдохи и выдохи. Упражнение можно повторить до 15 раз (в зависимости от самочувствия детей)

13. «Шарик надулся и лопнул»

Положить руки на живот, сделать вдох, ощущая, что живот надувается, как шар, на выдохе произносить «ш-ш-ш…»

14. «Пение лягушек»

Повернуться лицом друг к другу, положить руки на живот, на выдохе энергично работать диафрагмой, произнося «ква»

15. «Паровозик»

Дети двигаются по кругу с ускорением и замедлением, координируя движения рук и ног с дыханием, делая вдох на два счета, произнося на выдох «чух-чух-чух». Согнутые в локтях руки двигаются одновременно.

16.Задержка дыхания по К.Бутейко. Предлагаем «нырнуть глубоко под воду за рыбкой и долго не выныривать»

19.Игра на внимание «Рыбка».

Если педагог держит руки внизу, дети на выдохе говорят: «Буль-буль-буль…» - и легко ударяют себя по коленям; если поднимает руки вверх, ребята хлопают в ладоши над головой («рыбка вынырнула»)

21.Тест на проверку дыхания. Дети, стоя, делают два активных выдоха, затем энергично выдыхают через нос, задерживают дыхание и на выдохе долго тянут звук «у-у-у…» Тот, у кого кончается дыхание, садится.

22.»Морской воздух»

Воздух мы морской вдохнем.

Дышим носом, а не ртом.

Плечи не поднимаем,

Животом помогаем.

23. «Дыхание под музыку»

Под любой вальс. На усиление звучания дети делают вдох, на затихание – выдох. Руки лежат на животе.

24. «Снежинки»

Дети берут снежинки на ниточках и начинают на них дуть, наблюдая, как они танцуют в воздухе под «вьюгу и вальс снежинок».

4

25. Перед каждым упражнением дети отгадывают загадку.

«Тигр» - что за зверь зубастый

Полуночный любит мрак

И, как все на свете кошки,

Ненавидит злых собак?

И.П. –о.с., руки согнуты в локтях, ладони у груди.

1- вдох;

2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой;

3 – вдох – в. в и.п.;

4 – выдох – то же левой рукой.

26.К нам залетел теплый ветерок

Исходное положение – о.с. Глубокий вдох, выдох удлиненный с мягким звуком «ха»

27.На нас подул холодный зимний ветер

И.п. – о.с. Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у-у-у»

28.К нам в окно влетела пчела

И.п. – о.с. Глубокий вдох, выдох через плотно сжатые зубы со звуком «з-з-з»

29.Щенок хочет с нами поиграть

И.п. – о.с. Глубокий вдох, выдох со звуком «рр-рр»

30.Диафрагмальное дыхание, или брюшное дыхание.

И.п. – лежа на спине, ладони положить на живот вдоль средней ладони. Сделать глубокий вдох, а затем спокойный выдох, снова повторить то же. Внимание сконцентрировать на процессе дыхания. С помощью рук следить, как при вдохе живот «раздувается, наполняясь воздухом» (6-8 раз)

Диафрагмальное дыхание полезно при любых заболеваниях, так как при работе диафрагмы органы грудной и брюшной полости мягко массируются, что улучшает их кровоснабжение.

Диафрагмальное дыхание регулирует деятельность кишечника, улучшает пищеварение, положительно влияет на работу сердца, хорошо вентилирует нижние доли легких, успокаивает нервную систему.

Средство для восстановления сил и дыхания после физической нагрузки. Помогает сохранить душевное равновесие.

31.Полное дыхание

Техника выполнения: полный выдох, медленно вдохнуть, слегка выпячивая живот, приподнимая и расширяя ребра, заканчивая поднятием ключиц и плеч. Выдох осуществляется в той же последовательности: опустить живот, среднюю часть грудной клетки и ключицы. Продолжительность вдоха и выдоха одинакова.

Повторить 5-6 раз.

Приводить в действие весь дыхательный аппарат, излечивает легочные заболевания, а также простудные заболевания. Вырабатывает правильное дыхание.

32.Звуковое дыхание «ммм…»

Ребенок делает два спокойных вдоха, затем глубокий вдох, выдох и произносим звук «ммм…» с закрытым ртом как можно дольше, до следующего вдоха.

33.Очищающее дыхание (снимает напряжение, применяется вначале и в конце любого оздоровительного комплекса)

И.п. – стоя, через плотно сжатые губы делается ступенчатый выдох с сопротивлением.

34. Надувание шаров

Тренировка дыхательных мышц, участвующих в выдохе.

35. Пропеллер

И.п. – стоя, руки разведены в стороны. Вдох, на выдохе (через плотно сжатые губы) вращение из стороны в сторону.

5

36.Ритмичное дыхание

Ребенок дышит ритмично с каждым шагом. Один шаг – вдох, один шаг – выдох; два шага – вдох, два шага – выдох

37.Ароматы природы (восстанавливает обонятельный компонент дыхания, носовое и кожное дыхание)

И.п. – стоя. После выдоха закрыть глаза, медленно втягивать воздух. Делается попытка уловить тончайшие ароматы природы. Ребенок добивается ощущения, что он дышит не только носом, но и всем телом (4 раза в медленном темпе)

38.Дыхание для укрепления нервной системы

И.п. – стоя, ступни ног развернуть. Медленный вдох с одновременным подъемом рук ладонями вверх до уровня плеч. Сжать пальцы в кулак. Задержать дыхание и несколько раз быстро согнуть руки в локтях, руки максимально напряжены. Выдох, опустить расслабленные руки.

40.Дыхание для восстановления сил душевного равновесия.

Дыхание «Ха»

И.п. – о.с. Вдох – медленно поднимая руки вверх, задержать дыхание, выдох – приглушенный звук «ха» через рот, наклониться всем корпусом и расслабить мышцы рук.

Активизация ладоней: сложить ладони перед грудью и энергично потереть их.

Солнечная поза.

И.п. – стоя на ширине плеч. Медленно поднять руки и развести их ладонями в стороны и вверх.

Сопровождающий текст: «Представьте над головой голубое небо и солнце. Тянитесь навстречу его ласковым теплым лучам. Солнечные лучи проникают в каждую  клеточку вашего тела, и оно наливается силой, энергией»

Собирать ладошками лучики солнца, медленно сводя ладони. Затем сделать легкий массаж.

Энергетический массаж

И.п. – стоя или сидя. Разогреть (растереть) ладошки и помассировать ладонями лицо, голову, шею, грудь, живот, бедра, ноги ступней.

41. «Чья машина дальше уедет». Дети встают на одну линию, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед топающим шагом, при этом произнося: «Бр-р-р…». побеждает тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании. Упражнение учит детей постепенно выдыхать воздух.

6

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

  1. Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе большое внимание уделяется типам дыхания – успокаивающе-восстановляющему и очистительному  дыханию (упражнения выполняются без особого напряжения мышц)

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т.е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня.

(при разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

  1. Отдельные упражнения включены в оздоровительную гимнастику, можно также использовать данные комплексы в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.
  2. Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.
  3. Дыхательные упражнения «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Ветер», «Радуга, обними меня» из первого комплекса полезны для восстановления организма и дыхания после любой физической нагрузки.

Комплекс №1

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.

И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

* куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

* какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);

* какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

* какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

* тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслабление своего организма и психики.

И.П.: стоя, сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.  Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

«Подыши одной ноздрей»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиваем диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. то же другими ноздрями.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

1

«Воздушный шар».

(дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение – лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4-10 раз.

«Воздушный шар в грудной клетке»

(среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществлять вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям, слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх

(верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение – лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч.

Повторить 4-8 раз.

«Ветер» (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

И.П.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено.  Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

2

Это упражнение позволяет согреться при переохлаждении и снимает усталость.

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный повторить 4-5 раз.

«Радуга обними меня»

Цель: та же.

И.п.: стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «С» выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

3

Комплекс№2

Цель: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

«Подыши одной ноздрей»

«Подыши одной ноздрей»

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

  1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
  2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиваем диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».

3-4. то же другими ноздрями.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

«Ежик»

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ежик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы.

Губы «трубкой»

1.Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.

Повторить 4-6 раз.

«Ушки»

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный повторить 4-5 раз.

«Пускаем мыльные пузыри»

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4. Выдох спокойный через нос опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

1

Язык «трубкой»

  1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». язык высунуть и тоже сложить «трубкой»
  2. Медленно втягивать воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.
  3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3-5 секунд.
  4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.
  5. повторить 4-8 раз.

«Насос»

1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов)

3.Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5.

«Дышим тихо, спокойно и плавно»

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслабление своего организма и психики.

И.П.: стоя, сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.  Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Повторить, но с меньшей дозировкой.

2

Комплекс №3

Проводится в игровой форме.

Ветер на планете

«Насос»

1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов)

3.Выдох произвольный.

Повторить 3-6 раз.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5.

Планета «Сат-Нам» - отзовись!

(йоговское дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

Исходное положение – сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь «Сат-нам»

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу – это резкий выдох. «Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота – это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза – вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе.

После того как дети 8-10 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслабление своего организма и психики.

И.П.: стоя, сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.  Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 5-10 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Повторить, но с меньшей дозировкой.

1

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам – отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение – 3-4 раза из положения, лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т.д.

1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

2.Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный(ая)».

4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

2

Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей

Цель: научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.

Задачи. Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.

Основные правила. 1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект.

2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие.

3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом.

4. Дышать носом.

Упражнения 1

  1. Погладим крылья носа от кончика к переносице – вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами (пять-шесть раз).
  2. Сделать восемь-десять вдохов и выдохов сначала через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
  3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «м-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.
  4. При выдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.
  5. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».
  6. Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (три-четыре раза).
  7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка. Беззвучно произнести звук «а-а-а» (пять-шесть раз).
  8. Полоскание горла 1,5-процентным раствором морской соли.

Упражнение 2

  1. «Трактор». Воспроизведение звучания мотора трактора. Энергично произносить «д-т-д-т», меняя громкость и длительность (произнесение этих звуков укрепляет мышцы языка)
  2. «Стрельба». Представить, что мы находимся в тире и стреляем из пистолета. Высунув язык, энергично произнести «к-г-к-г» (укрепляет мышцы голоса)
  3. «Фейерверк». Представить, как мы в новогоднюю ночь стреляем из хлопушки и разноцветные огни фейерверком рассыпаются в воздухе. Энергично произнести «п-б-п-б» (укрепляются мышцы губ)
  4. «Соня». Несколько раз зевнуть и потянуться (зевание стимулирует не только гортанно-глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снижает стрессовые состояния).
  5. «Гудок парохода». Через нос с шумом набрать воздух, задержать дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдохнуть через губы, сложенные трубочкой, со звуком «у-у-у» (выдох удлинен)
  6. «Упрямый ослик». Дети делятся на «осликов» и «погонщиков». Ослики весело бегут, но вдруг останавливаются – не хотят идти дальше. Погонщики уговаривают осликов, но те начинают кричать: «Й-а, Й-а». «Что ты хочешь, мой милый Й-а? Сена, лепешек или молока?» - обращается погонщик к ослику. Ослик, получив желаемое, прекращает кричать. (звук «й» укрепляет связки гортани, упражнение, кстати, очень эффективно воздействует на взрослых людей, страдающих храпом.)
  7. «Плакса». Один ребенок имитирует плач со звуком «ы-ы-ы», другой обращается к нему со словами:

Что ты плачешь – «ы» да «ы»?

Слезы поскорей утри.

Будем мы с тобой играть.

Песни петь и танцевать.

После этого плакса перестает плакать, и дети пляшут (звук «ы» снимает усталость головного мозга)

Упражнение 3

  1. «Большой и маленький». И.п. – о.с.  На вдохе подняться на носки,  потянуть вверх руки.  Зафиксировать на несколько секунд это положение («Какой я большой!»). На выдохе опуститься в и.п. и со звуком «у-х-х-х» присесть, обхватив голени и прижав к коленям голову («Какой я маленький!»)
  2. «Паровоз». Ходить по комнате, согнутыми руками имитируя движение колес паровоза, и произносить: «Чух-чух». Двигаясь с разной скоростью, менять громкость и частоту произношения.
  3. «Аист». И.п. – о.с. На выдохе поднять руки в стороны, ногу, согнутую в колене, горделиво вынести вперед, зафиксировать состояние. Сделать на выдохе шаг, опустить ногу и руки, произнося: «Ш-ш-ш» (шесть-семь раз).
  4. «Дровосек». И.п. – о.с. На выдохе руки складываются топориком и поднимают вверх. Резко, словно под тяжестью, вытянутые руки опустить, наклониться, позволяя руками прорезать пространство между ног, произнести «бах» (пять-восемь раз).
  5. «Гуси летят».  Медленная ходьба, имитирующая полет: на вдохе руки-крылья поднимать, на выдохе опускать, произнося: «Г-у-у» (восемь-десять раз)
  6. «Сердитый ежик». И.П. – стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ежик во время опасности сворачивается в клубочек. Наклониться как можно ниже, стоя на всей ступне, обхватить руками грудь, голову опустить, имитируя рассерженного ежа («П-ф-ф-ф», затем «Ф-ф-ф») (три-пять раз).
  7. «Поиграем на трубе». И.П. – стоя прямо, ноги вместе, руки согнуты перед собой (как бы держать трубу). Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривая: «Ту!Ту!Ту!» (15-20секунд)



Предварительный просмотр:

   Пальчиковая гимнастика

Цель: поставить детям правильный почерк, дать пальцам полноценный отдых, развивать ловкость, подвижность, веселые стихи помогают снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга. Кроме того, они помогают согласовать работу понятийного и двигательного центров речи.

Советы:

1.После каждого упражнения необходимо расслабить пальцы (потрясти кистями рук);

2.Пальцы лучше нагружать равномерно;

3.Поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она может быть использована на всех видах занятий.

1.Соединение одноименных пальцев рук

Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг друга на ударные слоги.

Мы катались (указательные)

На качелях (средние)

Нас кружили (безымянные)

Карусели (мизинцы)

Мы устали,  мы устали (большие пальцы «обнимаются»)

Ох (руки ложатся на колени)!

Другой вариант:

Дятел! Дятел! (указательные)

Тук! Тук! Тук! (средние)

Эй, приятель (безымянные)

Я не жук (мизинцы)

Ты не жук (указать двумя указательными пальцами вперед)

Тогда – пока (помахать рукой на прощание)!

Но похож ты на жука (погрозить указательным пальцем)

2.Здравствуй пальчик, старший брат

На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: указательный, средний, безымянный, мизинец, снова мизинец, безымянный, средний, указательный.

После двустишия – смена руки.

По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно.

Варианты стихов:

Барсик сунул к мышкам нос.

«Мышки, есть один вопрос:

Может, знает кто из вас,

Скоро ль будет тихий час!»

Шли мы как-то по дороге.

Видим: ходят чьи-то ноги.

Смотрим выше: кто же он?

Это серый толстый слон.

Ухнул филин на суку,

У него болит в боку.

А у зайца сердце в пятки,

В лес удрал он без оглядки.

3.Репа здесь у нас растет.

Открывай пошире рот.

Нужно рот сильней открыть,

Чтобы репу проглотить

(Дети сгибают правую руку, опускают локоть вниз, кисть смотрит верх. Потом сгибают руку в запястье и левой рукой отгибают вниз большой палец, стараясь прижать его к запястью. Т.ж. с др. рукой)

1

4.Пара ножниц есть у нас,

Пригодится нам не раз.

Кто из нас такой отважный,

Что разрежет лист бумажный?

(Дети сжимают оба кулачка, вытягивают указательные и средние пальцы, как бы образуя ими воображаемую бумагу)

5.Вот за партами ребята

Расшалились, как котята:

Парты пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

(Дети растопыривают пальцы обеих рук и ставят их подушечками на парту. Затем начинают тереть пальцами парту, подтягивая их к ладони).

6.Мы ладошки сложим вместе,

Словно их слепили тестом.

Начинаем опускать,

Только, чур, не разжимать!

(Дети складывают ладони вместе, пальцы смотрят вверх, локти – в разные стороны. Затем, не разжимая ладони и не опуская локти, опускают кисти рук вниз, прогибая запястья).

7.Вот стоит большая елка,

А на ней растут иголки.

Есть на елке также шишки,

А внизу – берлога мишки.

(Дети соединяют подушечки больших, указательных и мизинцев обеих рук, а средние и безымянные сгибают и соединяют вторыми фалангами. После этого сближают руки, раздвигая пальцы)

8.Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки).

9.Ежик топал по дорожке

И грибочки нес в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

Нужно пальцы загибать.

(Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки).

10.Два большие пальца спорят:

Кто главней из них двоих?

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

(Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом)

2

11.Лягушки

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Дети сжимают руки в кулачки и кладут их на парту пальцами вниз. Резко распрямляют пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на парту. Затем тут же резко сжимают кулачки и опять их кладут на парту).

12.Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

(Поочередное сгибание и разгибание пальцев)

13.Пальчик наш привык к порядку,

Утром делает зарядку:

Раз наклон и два наклон–

Вот как ловко гнется он.

(Дети кладут правую руку на стол ладонью вверх, сгибают и разгибают мизинец. Затем проделывают то же самое левой рукой).

14.Мы бежим сегодня кросс.

Кто обгонит? Вот вопрос.

Обогнать мы всех хотим

И бежим, бежим, бежим.

(Дети прижимают подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного пальца левой, а подушечку указательного пальца правой – к подушечке большого пальца левой и помещают их над предыдущей парой. Затем они расцепляют нижнюю пару и меняют пары местами)

15.Вот помощники мои (показывают пальцы)

Как их хочешь, поверни (поворачивают кисти ладонями кверху и книзу)

По дорожке белой, гладкой (пальцы проводят по др. руке)

Скачут пальцы как лошадки (два пальца одной руки «скачут по др. руке)

Чок, чок, чок,

Скачет резвый табунок.

16.Зайка и барабан

Зайка взял свой барабан

И ударил – трам-трам-трам!

Тра-та-та, тра-та-та!        

Собирайся, детвора.

(Пальчики в кулак. Указательный и средний – вверх, они прижаты. Безымянный и мизинец по очереди стучат по большому пальцу)

3

17.«Любимые игрушки»

Есть игрушки у меня:

Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга.

Паровоз и два коня, серебристый самолет, три ракеты, вездеход, самосвал, подъемный кран –

Настоящий великан.

Дети загибают пальчики на обеих руках.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать!

Дети хлопают в ладоши и попеременно ударяют кулачками друг о друга.

18.«Не плачь, куколка моя»

Куколка упала

Платье замарала.

Не плачь, куколка моя,

Имитировать укачивание куклы

Остаешься ты одна.

Не могу с тобой играть

Нужно мне перестирать:

Твои платья и носки,

Загибать поочередно пальцы.

Твои юбки и чулки,

Свитер, варежки, жакет,

Шапочку, цветной берет.

Я налью воды чуток,

В таз насыплю порошок.

Имитировать движения, описанные в стихотворении.

Пену снежную взобью,

Постираю и пойду.

Пока светит солнышко,

Натяну веревочку,

К ней одежду прикреплю,

Ветерком все просушу.

Утюгом туда-сюда

Белье быстро глажу я.

Поработали вдвоем,

А теперь и отдохнем










Положить ладони на колени.

19.Вот идет по полю гусь.

Он не страшный, ты не трусь.

Он тебя совсем не тронет,

Только клюв к земле наклонит.

(Дети сгибают руку, локоть опускают вниз, кисть смотрит вверх. Затем сгибают руку в запястье, стараясь ладонью коснуться запястья, а левой рукой чуть-чуть надавливают на тыльную сторону ладони)

4

20.Пальчиковая игра «Пирожки и плюшки»

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,

(«печь пирожки» - сверху то одна ладошка, то другая)

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,

(развести руками в стороны)

Мама снова месит тесто.

- отдохни, - сказала мама.

(«месить тесто», сжимая пальцы в кулак то  на одной руке, то на другой)

Заинька твердит упрямо:

(отрицательно качать головой)

- У слоненка день рожденья,

Очень любит он печенье,

(прижать ладони друг к другу)

Рыбку любит кошка,

(волнообразные движения кистями рук)

Бублики – матрешка.

(соединить большие и указательные пальцы)

Все я это испеку,

(«печь пирожки» )

Только не жалей муку.

21.Идет по парте человек,

Переставляет ножки.

А если ножки смотрят вверх,

Что получилось? Рожки.

(Дети сжимают правую руку в кулачок, затем разгибают указательный и средний пальцы и как будто идут ими по парте. На две последние строчки, поднимают два растопыренных пальца вверх)

22.Сидит белка на тележке,

Продает она орешки.

(И.п.: кисти в кулак. Круговое движение кистью вправо. Т.ж. влево)

Лисичке-сестричке, (разогнуть большой палец)

Воробью, (разогнуть указательный)

Синичке, (средний)

Мишке толстопятому, (безымянный)

Заиньке усатому (мизинец0

Вот как! (раскрыть кисть, пальцы в стороны)

23.Грабли

Листья падают в саду (пальца, кроме большого, в «замок», только с тыльной стороны.)

Я их граблями смету (выполнить несколько раз)

5

24.Киселек

Бабушка кисель варила (правая рука помешивает «кисель»)

На горшочке, (кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом.)

В черепушке (округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок – черепушечку)

Для Андрюшечки. (ладонь правой руки ложится на грудь)

Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за другом.)

Через бабушкин порог. (скрещенные ладони помахивают, как крылья)

Вот он крыльями забил, (руками несколько раз ударить по бокам)

Бабушкин кисель разлил, (вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить)

У старушечки на горушечке (руки вновь показывают горку)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (руки «утирают слезы»)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (указательный палец правой руки «грозит бабке»)

Чтоб ты стала весела, (правая рука снова «помешивает кисель»

Мы наварим киселя.

Во-о-от сколько! (руки разводятся широко в стороны)

25.Флажок

Я в руке флажок держу (четыре пальца вместе, большой мизинец опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе)

И ребятам им машу (сгибание и разгибание четырех пальцев)

26.Пароход

Пароход плывет по речке (ладони вместе, все пальцы соприкасаются, кроме больших – они направлены вверх)

И пыхтит он словно печка:

«Ч-ч-ч, ч-ч-ч!» (изобразить плавающий пароход с трубой)

27.Пальчики

Вот помощники мои – (показать пальцы)

Как их хочешь поверни. (поворачивать кисти ладонями кверху и книзу)

По дорожке белой гладкой (пальцы проводят по другой руке)

Скачут пальцы как лошадки (два пальца одной руки «скачут» по другой руке)

Чок, чок, чок

Чок, чок, чок –

Скачет резвый табунок.

28.Сорока-белобока

Сорока-белобока, (указательный палец правой руки выполняет круговое вращение на ладони левой руки)

Кашу варила,

Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала. (по очереди правой рукой сгибают пальчики левой руки)

6

29.Петушок

Петушок стоит весь яркий, (указательный палец опирается на большой («клювик»)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко, (остальный пальцы растопырены в стороны – кверху («гребешок»)

Не ходите далеко!

30.Жук

Жук летит, жужжит, жужжит (пальцы в кулак. Указательный и мизинец разведены в стороны «усы»)

И усами шевелит.

31.Колокольчик

Колокольчик все звенит, (пальцы в «замок», средний палец правой руки опущен вниз, сгибается и разгибается)

Языком он шевелит,

Ля-ля-ля!

Ля-ля-ля!

(повторить несколько раз, меняя средний палец то одной, то другой руки. В конце урока – потряхивание пальцами)

32.Зайка

Ушки длинные у зайки, (пальчики в кулак. Выставить верх указательный и средний пальцы («ушки»)

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат:

Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

33.Коза и козленок

Идет коза рогатая (указательный палец и мизинец – вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху)

Идет коза бодатая (указательный и безымянный пальцы – вверх, остальные прижаты к ладони)

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит. (пальцы соединены в щепотку, опущены вниз)

34.Птички

Птички летели, (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

Крыльями махали (махи ладонями с широко раскрытыми пальцами)

На деревья сели, (руки вверх, все пальцы широко расставить)

Вместе отдыхали. (большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы)

7

35.Кошка и собака

Вышла кошечка вперед, (указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнутый сверху)

К нам идет, хвостом играет. (левой ладонью машем у основания правой кисти.

Ей навстречу из ворот (большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются)

Две собаки выбегают (указательные пальцы и мизинцы обеих рук подняты вверх, остальные прямые пальцы соединены вместе)

36.Дом и ворота

На поляне дом стоит, (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев)

Ну, а, к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем, (большие пальцы обеих рук – вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются. Ладони поворачиваются параллельно друг к другу)

В этот домик приглашаем (пальцы обеих рук под углом друг к другу, широко расставлены, соприкасаются кончики одноименных пальцев)

37.Цветок

Вырос высокий цветок на поляне, (руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)

Утром весенним раскрыл лепестки. (развести пальцы рук)

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцами вместе-врозь)

Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

38.Зайцы

Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить)

Под высокой сосной (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Под другою сосной (ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены)

Скачет зайка второй. (указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить)

39.Прогулка

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять. (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по полу. Ритмичные движения по столу указательными пальцами)

Третьи пальчики бегом,

А четвертый пешком, (движения средних пальцев в быстром темпе. Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

8

40.Человечки

Побежали вдоль реки, дети наперегонки. (движение указательного и среднего пальцев обеих рук по поверхности стола от себя к краю (повторить несколько раз)

41.Засолка капусты

Мы капусту рубим, (резкие движения кистями вниз и верх)

Мы капусту трем, (пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки)

Мы капусту жмем. (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

42.Замок

На двери висит замок. (ритмичные быстрые соединения двух рук в замок.)

Кто открыть его бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали, (движение сцепленными пальцами от себя, к себе. Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли. (пальцы расцепляются, ладони в сторону)

43.Мышка

Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются в большой)

И бумажкой все шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу! (указательный и мизинец согнуты («ушки»)

44.Дружба

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

Раз, два, три, четыре, пять (ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках начиная с мизинца)

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать.

45.В гости

В гости к пальчику большому (выставляем вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому (соединяем под углом кончики пальцев обеих рук)

Указательный и средний,

Безымянный и последний, (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на 2-х руках одновременно)

Сам мизинчик – малышок постучался на порог. (пальцы сжаты в кулак, вверх выставляем только мизинцы. Кулаки стучат друг о дружку.)

Вместе пальчики – друзья, друг без друга им нельзя) (ритмичное сжатие пальцев в кулак на обеих руках. Затем наоборот пальцы разжимают)

9

46.Домик

Раз, два, три, четыре, пять (разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять (ритмично разжимаем все пальцы вместе)

Раз, два, три, четыре, пять (сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (ритмично сжимаем все пальцы вместе)

47. «Сказка про зайчика»

Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук

Девочки и мальчики,

Разомнем-ка пальчики,

Чтоб скорее их размять,

Надо сказку рассказать.

Пусть расскажут пальчики,

Сказку нам про зайчика.

 - У зайки ушки на макушке,

Он сидит в своей избушке,

Смотрит он в окно:

Не идет ли волк?

Под окном собачка лает

И ушами шевелит,

Глазками она моргает,

Домик зайкин сторожит.

В гости к зайкиной избушке

Скачут быстрые зверушки –

Две лягушки-говорушки,

Две зеленые подружки,

Скачет козлик бородатый,

Рядом с ним олень рогатый

И несут в подарок зайке

Барабан и балалайку.

Тренди-бренди, балалайка,

Получай подарок, зайка.

В этой маленькой избушке

Поместились все зверушки:

Сам хозяин – зайка,

Быстрый побегайка,

Две подружки-говорушки,

Две зеленые лягушки,

Серый козлик бородатый

И большой олень рогатый.

Тесно в зайкиной избушке,

Надо выйти погулять.

Разбежались все зверушки,

Ну, попробуй их догнать!

Долго-долго мы бежали,

Но зверюшек не догнали.

Стали наши пальчики

Ловкие, как зайчики,

Ловкие, послушные,

Всем нам очень нужные.

10

48. «Вот лежат карандаши»

Указательный решил:

«Если мне прямее стать,

Так же буду рисовать» - упражнене удобно выполнять стоя. Дети ставят подушечку указательного пальца правой руки на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая палец. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

49. Наши пальчики согнем

И другой рукой возьмем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сверху нажимать! – дети сгибают все пальцы правой руки, кроме большого, и нажимают сверху левой рукой. Удобно большим пальцем левой руки нажимать на указательный и средний пальцы правой, а его основанием – на безымянный и мизинец. Затем упражнение повторяют, меняя руки.

50. «Хоть большой и всех сильнее»

Так он гнуться не умеет.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сверху нажимать! – дети сгибают большой палец правой руки как можно сильнее, а потом слегка нажимают на его ноготь другой рукой. Затем упражнение повторяют, меняя руки.

51. «За столом сидит Антошка»

И  в стакане крутит ложкой?

А зачем же, отвечай?

Просто он мешает чай. – дети берут средний палец левой руки правой рукой и вращают его в одну и в другую стороны. Затем то же самое проделывают со средним пальцем правой руки. Повторяют упражнение несколько раз.

52. «Наши пальцы»

Пальцы встали дружно в ряд: (показывают ладони с выпрямленными пальцами)

Десять крепеньких ребят. (сжимают пальцы в кулаки).

Эти два – всему указки.

Все покажут без подсказки. (показывают два указательных пальца, остальные пальцы придерживают большими.)

Пальцы – два середнячка,

Два здоровых бодрячка. (касаются средними пальцами друг друга).

Ну, а эти – безымянны,

Молчуны, всегда упрямы (показывают безымянные пальцы, придерживая остальные пальцы большими).

Два мизинца – коротышки,

Непоседы и плутишки (показывают мизинцы)

Пальцы главные средь них, -

Два больших и удалых (показывают два больших пальца, остальные сжимают в кулаки).

53. Десять, девять, (хлопают в ладоши)

Восемь, семь (шлепают по коленям)

Шесть, пять, (хлопают)

Четыре, три, (шлепают)

Два, один (хлопают)

Мы с мячом играть хотим (закрывают глаза то внутренней, то внешней стороной ладони)

Только надо

Нам узнать:

Мяч кто будет

Догонять (топают на каждое слово. Приседают)

54. Раз и два, раз и два!

Сложим мы из букв слова (сжимают и разжимают пальцы)

Солнце – слово лучистое (раздвигают пальцы и кладут тыльную сторону ладони одной руки на ладонь другой так, чтобы пальцы образовали лучики)

Кошка – слово пушистое ( придерживают большим пальцем средний и безымянный, слегка приподнимая согнутые указательный и мизинец («ушки»))

Корова – слово рогатое (выпрямляют указательный палец и мизинец («рога»))

А слово арбуз – полосатое (соединяют подушечки пальцев, округляют свод кисти («арбуз»))

55. «Смешные человечки»

Дети делятся на пары – мальчик и девочка.

Бежали мимо речки смешные человечки («человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга)

Прыгали-скакали (пальчиками «попрыгать» по плечам друг друга)

Солнышко встречали (ласково положить руки на щеки друга).

Забрались на мостик (сложить мостик из рук)

и забили гвоздик (постучать кулачками)

Потом – бултых в речку (наклониться и свободно покачать руками).

Где же человечки? (спрятать пальчики под мышки друг друга)

  1. «Разыгра»

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать руки за спину)

Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами)

В гости к тете Разыгра (похлопать в ладоши)

 На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем правой руки, начиная с мизинца)

Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)

Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев)

 Солнышко ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их)

Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)

  1. «Две подружки»

На лужайке две подружки (похлопать по коленям)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)

Две зеленые лягушки (похлопать по коленям)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)

«Ква!» (притопнуть одной ногой)

Хором  песни распевают (сложить ладони и чуть-чуть «приоткрыть» их –ротик)

«Ква-ква-ква, ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)

Ква-ква-ква ( несколько раз притопнуть ногой)

И спокойно спать мешают (погрозить пальцем)

«Ква-ква-ква» (похлопать в ладоши)…

Ква! (сделать один притоп)

  1. «Дом»

На опушке дом стоит (сложить ладони «домик»  над головой),

На дверях замок висит (сомкнуть ладони «в замок»),

За дверями стоит стол (накрыть правой ладонью кулачок левой руки)

Вокруг дома частокол (руки перед собой, пальцы растопырить)

«Тук-тук-тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони)

«Заходите, я не злой!» (руки в стороны, ладони вверх)

  1. «Семья могучая»

 В одном лесу дремучем (покачать руками над головой – «деревья»)

 Жила семья могучая (сложить ладони «в замок»)

 У них был дом огромный (соединить пальцы – «крыша»)

 И крыша с трубой темной (поднять средние пальцы – «труба»)

 Из трубы в колечки дым («колечки» из пальцев)…

 «Плим, плим, плим…» (пощелкать пальцами)

60. Пальчиковая игра «Каша»

- Каша из гречки, где варилась? (дети водят пальцем правой руки по ладони левой)

- из печки достали, Машеньке дали (складывают ладошки «чашечкой», протягивают вперед.

Кушай, пожалуйста! (раскрывают ладошки)

  1. «Мастера»

Если только захотим,

Все из снега смастерим. (хлопки в ладоши, имитирующие лепку снежков)

Лепит Коля колобок,

Лепит Таня теремок, (соединяют руки над головой)

Лепит Света разных рыб, (соединяют ладони и делают ими волнообразные движения)

Лепит Саша белый гриб (одну руку сжимают в кулак, другой ладошкой накрывают его)

  1. «Считалка»

Гусь гнездо свое чинил,

Гусь считалку сочинил.

И гогочет, и гогочет:

Заучить считалку хочет! (одновременно кончиками больших пальцев правой и левой руки поочередно касаются кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты для воспитателей по физическому воспитанию дошкольников

Тесты для воспитателей по физическому воспитанию дошкольников...

консультация для воспитателей "Приемы физического воспитания детей в условиях группы"

  В основе физической культуры лежит целесообразная двигательная деятельность в виде физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые  умения и навыки, физические...

Бланк самооценки воспитателей по физическому воспитанию детей

Бланк самооценки воспитателей по проблеме«Уровень развития необходимых профессиональных умений педагогов по физическому воспитанию детей» Уважаемый воспитатель!Определите уровень сформированности...

Консультация для воспитателей по физическому воспитанию.

Методическая копилка из опыта работы...

Консультация для воспитателей "Организация физического воспитания в ДОУ"

  Укрепление здоровья ребёнка, забота о его правильном, своевременном развитии тесно связанно с обеспечением условий для рациональной организации физического воспитания, при котором полнос...

Консультация для воспитателей "Взаимосвязь инструктора по физической культуре и воспитателя в физическом воспитании детей" 2017 г.

Подготовила и провела инструктор по физической культуре Белозёрова Людмила Николаевна....

Консультация "Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по физическому воспитанию детей"

Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физи...


 

Комментарии