Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности "Крепыш"
рабочая программа по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью и высоким познавательным интересом. Таким детям не хватает того, что дает общеобразовательная программа, они хотят большего. Поэтому на базе нашего детского сада начал функционировать кружок «Крепыш». Мы с методистом Каневой ТатьянойВалерьяновной. разработали адаптированную программу для детей с высоким уровнем развития.

Данная программа состоит из 6 блоков:

  •     народные игры;
  • игры народов крайнего севера;
  • школа мяча;
  • хоккей;
  • футбол;
  • городки.

В каждом из блоков определено содержание атлетической (общефизической и специальной физической), технико-тактической и морально-волевой подготовки, что обеспечивает комплексный подход к решению поставленных задач. Игры и игры-упражнения построены на разнообразных двигательных действиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krepysh.docx178.89 КБ

Предварительный просмотр:

Череватенко Елена Борисовна

инструктор по физической культуре

МБДОУ №8 «Теремок», г. Салехард

Развиваемся играя

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью и высоким познавательным интересом. Таким детям не хватает того, что дает общеобразовательная программа, они хотят большего. Поэтому на базе нашего детского сада начал функционировать кружок «Крепыш». Мы с методистом Каневой ТатьянойВалерьяновной. разработали адаптированную программу для детей с высоким уровнем развития.

Цель программы  заключается в обучении  дошкольников элементам  народных, спортивных игр и упражнений, достижения  запаса прочности здоровья у детей, развития их двигательных способностей, улучшения физической подготовленности.

Основные задачи реализации программы:

1. Создание образного представления в познавательном, воспитательном и эмоциональном сознании детей о неповторимости и своеобразии родного края, его истории, национальном характере, культуре, достопримечательности родного края.

2. Формирование устойчивого интереса к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.

3. Обогащение  двигательного опыта дошкольников новыми двигательными действиями, обучение правильной технике выполнения элементов спортивных игр.

4. Укрепление  здоровья, совершенствование физических и психических качеств, необходимых для учебы в школе.

5. Осуществление  профилактики  двигательного дефицита в специфических климатических условиях Крайнего Севера.

Реализация программы осуществляется в 3 этапа:

 -    1 этап  - 1 год обучения,  дети – 4-5 лет;

  1. 1 этап - 2 год обучения, дети 5-6 лет;
  2. 2 этап - 3 год обучения, дети – 6-7 лет.

Для воспитания детей и формирования практических навыков программой предусмотрены следующие основные методы:

            Направленность

                 методов

        Наименование методов

1.

Мотивация и стимулирование (формирования интереса к знаниям)

 Поощрение.

 Создание ситуации  успеха.

 Стимулирование проявления инициативы, самостоятельности, ответственности.            

2.

3.

     

Организация учебно – познавательной  деятельности

Контроль и коррекция

Объяснение, рассказ.

Показ, демонстрация.

Спортивные,  подвижные игры, игры-эстафеты, игры-упражнения.

Наблюдения.

Задания.

Тесты

        Условия реализации программы:

Для занятий в  саду  имеется спортивный  зал, с необходимым спортивным  оборудованием  (мячи,  обручи,  мягкие  модули и  т.д.).

                Дидактическое обеспечение:

                -наглядные пособия;

                -специальная литература;

                -аудио записи.

Данная программа состоит из 6 блоков:

  1.     народные игры;
  2. игры народов крайнего севера;
  3. школа мяча;
  4. хоккей;
  5. футбол;
  6. городки.

В каждом из блоков определено содержание атлетической (общефизической и специальной физической), технико-тактической и морально-волевой подготовки, что обеспечивает комплексный подход к решению поставленных задач. Игры и игры-упражнения построены на разнообразных двигательных действиях.

Реализация данной программы осуществляется на основе общедидактических принципов, принципов здоровьесберегающих технологий, в частности:

  1. приоритет индивидуализации, учет индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения;
  2. многообразие и вариативность форм и методов организации жизнедеятельности и образования дошкольников;
  3. непрерывность образования и воспитания;
  4. развивающее  и воспитывающее  обучение;
  5. обеспечение комфортной психоэмоциональной среды, «ситуации успеха».

Отбор детей в группу осуществляется с учетом способностей, результатов ежегодной диагностики, их желания и согласия родителей (законных представителей).

Данная программа осуществляется параллельно с основной, что дает возможность для более углубленного и детального обучения. Программа «Крепыш» включает в себя материал, освоение которого дает возможность добиваться хороших показателей не только в играх, но и по физической культуре вообще, развивает творческое воображение, фантазию, знание некоторых вопросов физиологии.

Новизна  программы «Крепыш» заключается  в следующем:

1. Знакомство детей с видами спорта, которые не входят в обновленную программу «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.А. Комаровой, а так же возможность отрабатывать некоторые элементы того или иного вида спорта.

2. Знакомство детей со знаменитыми спортсменами, как мирового класса, так и спортсменами ЯНАО по национальным видам спорта.

3. Наличие элементов национально-регионального компонента (знакомство, с играми народов Севера), направленного на формирование у детей целостной картины мира.

4.  Разучивание русских народных игр, знакомство с национальными традициями и обычаями русского народа.

Один из наиболее любимых блоков программы – игры народов крайнего севера. Это и неудивительно. Ведь наши дети живут в богатом традициями и обычаями крае. Дети с удовольствием играют в такие игры: «Охотники и куропатки», «Волк и олени», «Тыранийко», «Важенка и оленята» и многие другие. Также они с азартом принимают участие в состязании по перетягиванию палки.

Дети, посещающие кружок, ежегодно участвуют в городских соревнованиях «Веселые старты» и показывают прекрасные результаты, занимая призовые места.

Список  литературы

  1. Детские подвижные игры  народов СССР: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.В. Кенеман;  Под  ред. Т.И. Осокиной, 1988 г.
  2. Волошина Л.Н. Играйте на здоровье! Программа и  технология  физического воспитания  детей 5-7 лет, 2004 г.
  3. Любимые детские игры (для занятий  с детьми старшего дошкольного  и младшего школьного возраста) / Сост. Г.Н. Гришина, 2007 г.
  4. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры, 2007 г.
  5. Громова  О.Е. Спортивные игры для детей, 2002 г.
  6. Подвижные игры. Сборник. / Сост. А. Русаков, 2005 г.
  7. Иванов Ю.И. Играйте на здоровье, 1991 г.
  8. Л.А. Лялина Народные игры в детском саду,2008г.
  9. Сундучок игротека. Авторы-составители: В.Е.Барбононов, Е.С.Новикова.2001г.
  10.  Научно-практический журнал Инструктор по физкультуре.
  11.  И.В.Стародубцева Оптимизация умственного развития в условиях физкультурной деятельности.2008г.

Приложение 1

       Сюжетно – игровое физкультурное занятие

                     «Путешествие по родному краю»

            для детей старшего дошкольного возраста

      Е.Б. Череватенко, инструктор по ФК

 МБДОУ №8 «Теремок»

 

Цель: закрепление дошкольниками подвижных игр народов Севера.

Задачи:

1.продолжать знакомить детей с играми народов Севера; прививать интерес к национальным играм и традициям;  расширять кругозор;

2.развивать физические качества, укреплять дыхательную мускулатуру, укреплять все группы мышц;

3. совершенствовать навыки коллективной деятельности.

Предварительная работа: чтение художественной литературы (сказки, стихи, рассказы о Севере), рассматривание иллюстраций на темы: «Животный мир Севера», «Растительный мир Севера», разучить игры народов Севера.

Оборудование: модели нарт, мягкие мячи, обручи, маска волка, чум, 4 веревки, пластмассовые мячи желтого и красного цвета по 40 шт., 2 корзины, мяч большого диаметра.

Ход занятия:

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по просторам родного края. Вы готовы – тогда в путь! Мы отправляемся в тундру, не забудьте взять с собой ловкость, силу и веселое настроение.

Построение в колонну по одному. Ходьба в колонне по одному по кругу с заданиями.

Игра разминка «У оленя дом большой».

Инструктор: Молодцы, ребята! Какие народы живут на Ямале? (ханты, ненцы, селькупы) Как называется жилище коренных жителей Севера? (чум) Правильно, чум, а из чего его строят? (оленьей шкуры)

Дети вместе с инструктором рассматривают чум.

Инструктор: Ребята, а вы знаете какими традиционными промыслами занимаются северные народы? (оленеводство, рыболовство, охота) Дети коренных народов Севера в своих играх подражают взрослым, желая быстрее подрасти и стать ловкими и смелыми охотниками. Сейчас мы с вами поиграем в ловких охотников.

Подвижная игра «Охотники и куропатки»

Дети делятся на две команды. На одной половине зала – «охотники» - мальчики, на другой – «куропатки» - девочки.  Под музыку девочки начинают передвигаться, имитируя куропаток, на своей половине зала. При смене музыки мальчики «охотники»– начинают ловить «куропаток». Затем подсчитываются пойманные «куропатки».

Реб.:   Строганина на столе

Рыбная, мясная

На Ямальской на земле

Пища кочевая.

Не успеешь настрогать,

А ее уж нету.

Дети кушают ее

В тундре, как конфету.

Игра «Рыбак и рыбки»

Дети становятся        в круг на равное         расстояние друг от друга. Инструктор – в центр. Он берет веревку и начинает ее вращать. Дети должны через нее перепрыгивать. Кого рыбак поймал – называет название рыбы, которую он задумал и выходит из игры. Отмечаются ловкие рыбки.

Инструктор: Народы Севера любят свой край с его неповторимым животным и растительным миром. Поэтому они сочинили много сказок и рассказов о животных и растениях. И в подвижных играх они подражают животным.

Подвижная игра «Важенка и оленята».

По залу разложены несколько обручей. В каждом из них трое детей - важенка и два олененка. Волк сидит на другом конце зала. Дети вместе с воспитателем произносят слова:

Бродит в тундре важенка –

С нею – оленята.

Объясняя каждому,

Все что не понятно.

Топают по лужам оленята малые

Терпеливо слушая наставленья мамы.

Оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова: «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи). Пойманного олененка волк уводит с собой.

Инструктор: Молодцы, ребята хорошо поиграли.

Реб.:   А у тех, кто не ленился,

Тундре летом поклонился

Ягоды есть разные:

И желтые, и красные,

И брусника, и черника,

Клюква и морошка.

В каждом чуме точно есть

Ягод хоть немножко.

Игра «Сбор ягод».

На полу рассыпаны шарики (ягоды), стоят две корзины.

Задание: Чья команда быстрее соберет шарики (ягоды). Одна команда собирает красные (брусника), другая − желтые (морошка).

Игра «Охота на песца»

(Разработала Е.Б.Череватенко)

Задачи: Развивать глазомер, ловкость, быстроту реакции.

Описание: Дети делятся на две команды, становятся напротив друг друга в шеренгах  на расстоянии пяти метров, у каждого в руке мягкий мяч.  В центре, обозначенном дорожкой шириной в метр - мяч большого диаметра – «песец». По команде дети – «охотники» начинают метать мяч, стараясь попасть в «песца». Побеждает  команда, первой перекатившая мяч на сторону соперника.

Методические рекомендации: метание выполнять с обозначенной линии.

Вариант: 1. Выполнять метание за определенный промежуток времени (пока играет музыка). 2. В дальнейшем возможно усложнение за счет введения второго «песца».

Инструктор: рыбы мы свами наловили, ягод насобирали можно и пироги  испечь.

Эстафета «Испеки пирог».

Задание: команды стоят в двух колоннах. На противоположной части площадки находятся «продукты» для пирогов (2 пачки из-под молока, 2 яйца − муляж, 2 упаковки из-под муки, рыба -игрушка, ягоды-муляжи). Первый ребенок бежит с подносом, берет «продукт» для «пирога», несет к команде, кладет на стол, передает поднос следующему участнику и т.д. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Инструктор: Поиграли, а теперь отдохнем. Сядем возле чума и вспомним, как зимним вечером завывает вьюга.

Дыхательная гимнастика «Вьюга»

Дети свободно садятся вокруг чума. Дети выполняют свободный вдох, на выдохе произносят звук «у-у-у».

Инструктор: Ребята, сегодня мы с вами вспомнили  какие животные обитают на Ямале, поиграли в подвижные игры народов Севера. На этом наше путешествие заканчивается.

Итог занятия.

Инструктор: Тундра огромна, она необъятна,

                   Но быстро домчит нас легкая нарта

                   Возьмите оленей! Они в детский сад

                   Быстро на нартах всех вас домчат.

Дети строятся в колонну по одному первый ребенок «олень» в упряжке и выбегают из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»

Рабочая  программадополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности «Крепыши»        Составитель:...

Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год

Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Программа "Родничок здоровья" дополнительного образования по физкультурно - спортивному направлению для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад №79 «Голосистое горлышко»...

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет

               Рабочая программа  по оздоровительному  плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»

Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»...

Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)

Программа дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления«Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)...


 

Комментарии