Консультация для родителей тема: Влияние физических упражнений на формирование графических навыков.
материал по физкультуре (старшая группа) по теме

Бервино Елена Витальевна

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Влияние физических упражнений на формирование графических навыков у дошкольников

Проблема обучения дошкольников графическим навыкам письма занимает особое место в системе подготовки к обучению в школе. Это связано с тем, что для большинства детей самым сложным предметом в начальной школе является письмо.

Особое значение данная проблема приобретает в отношении детей с нарушениями речи.

Недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, недостаточность самоконтроля, пространственно-временной ориентировки у детей с общим недоразвитием речи может служить причиной моторной и оптической дисграфии. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта. Этим объясняется актуальность данной статьи, цель которой описать наиболее эффективные физические упражнения, влияющие на формирование графики письма.

Процесс овладения навыком письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка (трудового, спортивного и т.п.). В связи с этим развитие двигательного компонента письма на дошкольном этапе играет очень важную роль. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем легче формируются двигательные навыки. Этот опыт, направленный на конкретное двигательное действие (письмо) может успешно приобретаться при выполнении физических упражнений.

По мнению А.В. Антроповой, А.В. Кенеман, М.М. Кольцовой, Т.С. Комаровой, С.О. Филипповой для успешного овладения графикой письма необходимо развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и мелкой моторики.

В целях изучения уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма было проведено исследование, в котором участвовало 12 детей с общим недоразвитием речи старшей группы детского сада «Красная шапочка» г.Кореновск. Задания, направленные на изучение уровня готовности дошкольников к овладению графикой письма были включены нами в содержание логопедического обследования. В исследовании использовались тесты Н.И. Озерецкого, тест “Речка” (авторы: С.О. Филиппова, О.А. Каминский), графический диктант.

В результате мы выяснили, что 1 из 12 детей с нарушениями речи имеет высокий уровень овладения графикой письма, у 2 детей – средний уровень, у 8-ми детей низкий уровень и у одного очень низкий уровень. Движения дошкольников с речевыми нарушениями характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Выявлены нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений, недостаточная сформированность графических навыков. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время письма, слабо развита мелкая моторика, нарушена координация тонких движений рук.

На основании данных, полученных в результате диагностики, в нашем детском саду была разработана система работы, направленная на формирование графических навыков через физические упражнения. Основной целью данной работы являлось развитие компонентов, необходимых для успешного овладения графикой письма: координации движений, зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений. Все игровые задания, упражнения были связаны с основной темой занятия и его этапом.

Коррекционно-развивающая программа отличалась тем, что формированиe графических навыков у детей с нарушениями речи осуществлялась на основе создания системы комплексных занятий логопеда и инструктора по физическому воспитанию.

В систему занятий были включены не только логопедические задания, но и специальные физические упражнения (бег с изменением направления по сигналу, прыжки с одной ноги на другую по кружкам, игры-эстафеты, игры с мячом). Работа по формированию графических навыков включалась в индивидуальные и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, звукопроизношения, а также обучению грамоте.

Бервино Елена Витальевна, инструктор физкультуры, МДОУ№1