Обучение плаванию с использованием нетрадиционных средств
методическая разработка по физкультуре по теме

Щелканова Елена Александровна

Обучение плаванию детей дошкольного возраста на основе использования нетрадиционных средств. Гидроаэробика, художественное плавание, релаксация, стренчинг те средства которые способствуют развитию и совершенствованию плавательных умений детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

НЕТРАДИЦИОННЫХ СРЕДСТВ»

Вода – это  действительно проводник культуры,

это живая кровь,  которая создает жизнь там, где ее не было.

Без  воды не может обойтись ни одно растение, ни одно живое существо. Даже человек, перед тем как появиться на свет, много месяцев находится в водной среде. Благодаря этому он живет и развивается. Однако, удивительно то, что, рождаясь,  человек забывает, что мог легко и свободно плавать, теряет свой жизненный необходимый навык и совершенно не умеет передвигаться в воде. А ведь такой природный дар, как умение плавать дается человеку не зря, потому что вода с одной стороны целитель и друг, а с другой коварный враг. Актуальность выбранной мной темы базируется на трех китах.

Кит первый: «Обучение плаванию»

Плавание  разносторонне влияет на гармоническое развитие человеческого организма, имеет огромное оздоровительно-гигиеническое лечебное значение. Это  тот  единственный вид спорта, который подготавливает человека к действиям в воде, он доступен всем и каждому, в любом возрасте. Навыки плавания жизненно необходимы в самых разнообразных ситуациях.

Кит второй: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста»

На сегодняшний день актуальна как никогда для общества задача воспитать здорового, выносливого, закаленного поколения.  И  плавание  является превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребенка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние здоровья ребенка дошкольного возраста. Это одна из эффективнейших форм закаливания и профилактика многих заболеваний.

Занятия плаванием имеют и воспитательное значение, создавая условия для формирования личности.

И, конечно, обучение плаванию - это залог безопасности на воде, а значит уменьшение несчастных случаев,  потому что именно большой процент погибших на воде - это дети. Для  нас, взрослых, очень важно  и социально значимо сохранить эти маленькие жизни, поэтому очень важно, чтобы плавание стало  доступными детям как можно раньше.

Кит третий: «Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств»

Использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса детей к занятиям, и как следствие – к снижению их результативности.  Поэтому не возникло сомнений в использовании нетрадиционных средств в своей работе. Именно они помогают  обучить ребенка  сложным действиям в необычной среде,  сделать первые его «нетвердые шаги» безбоязненными, яркими, интересными, а главное, наиболее полезными.

В своей работе я всегда стараюсь придерживаться пяти основных правил:

  • научился плавать сам – учи других;
  • учитывай  условия занятий,
  • экспериментируй
  • ищи  более эффективные пути и приемы обучения,
  • применяй игровой метод, потому как игра – это веселая тренировка, позволяющая закрепить приобретенные детьми умения и навыки наилучшим образом.

ЦЕЛЬ моего исследования: обосновать целесообразность и эффективность использования в обучении плаванию детей дошкольного возраста нетрадиционных средств.

На первоначальном этапе деятельности мною были изучены материалы по вопросам теоретического и методического характера, такие как работы Булгаковой Н.Ж., Осокиной Т.И., Макаренко Л.П., а также более современные разработки в области физвоспитания И.Большаковой и Л.Шаниной. К слову, литературы по обучению плаванию детей катастрофически мало, поэтому много пришлось разрабатывать и дорабатывать самой.

 Стандартная программа предусматривает обучение плаванию со второй младшей группы. Я  же решила детей приучать с более раннего возраста, так как малыши лучше, быстрее и менее болезненно адаптируются к новым  условиям жизни, если с первых дней посещения дошкольного учреждения имеют возможность купаться, играть и плескаться в бассейне. Также увеличивается время осваивания ребенка в воде, что является необходимой предпосылкой для начального обучения.

Азбуку  плавания для дошкольников я разбила на три этапа:

I этап - Приобретение основных навыков плавания.

II этап - Совершенствование этих навыков.

III этап - Комплексное использование освоенных навыков плавания.

Конечной целью не является обучение спортивному плаванию.  Моя методика  позволяет быстро освоится с водой, преодолеть водобоязнь, получить азы техники плавания и научить маленьких пловцов пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях.

Первое что надо сделать при обучении ребенка плаванию – это обеспечить его безопасность на воде. Это во многом зависит от создания необходимых условий и правильной организации работы, поэтому была подготовлена необходимая документация по методике организации и проведению занятий по плаванию, по обеспечению безопасности на воде, и построена четкая  работа всего персонала.

Во время проведения занятий вела наблюдение и контроль за двигательной активностью детей, качеством усвоения программного материала, развитием умений и навыков гигиены, плавания. Провела  анкетирование, анализ которого  показал, что большинство родителей закаливанию своих детей внимания не уделяют и  имеют слабое представление о закаливающем эффекте плавания.

С целью выявления уровня плавательной подготовленности детей было проведено диагностирование по усвоению основных навыков плавания. Для анализа взяты результаты подготовительной группы, так как именно в ней заканчивается обучение в детском саду. Диагностика показала, что навык «скольжение на груди» находится не на достаточно высоком уровне, а навыки «лежание на спине», «скольжение на спине» практически на критическом.

Проанализировав результаты первоначального этапа, я решила провести ряд  подготовительных мероприятий. Положительные эмоции и желание ребенка плавать зависят от развивающей среды акватории бассейна, правильно организованного педагогического пространства. Бассейн должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции. Вход  в бассейн  был оформлен мною в виде озера с веселыми лягушатами, утятами, плавающими рыбками. Здесь же я оформила  информационный стенд для родителей в форме кувшинок. В бассейне была установлена полка для инвентаря.

Для формирования двигательных навыков плавания мною был собран различный  вспомогательный  материал  и  оборудование, включая нестандартное. Оборудование  должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным.  чему уделялось особое внимание при укомплектовании бассейна. При помощи родителей были приобретены  тематические игрушки, круги и надувные рукава, магнитофон. Из старых надувных игрушек сделаны различные листочки, цветочки, тематические шапочки. В ход пошли «киндеры», хоккейные шайбы, морские камушки. Изготовлен тоннель для проплывания, а также различные разделительные дорожки, при помощи которых бассейн делится на отдельные зоны, а сами они применяются для отработки навыков плавания и их комплексного применения. Благодаря этому, появилась возможность использования различных приемов и форм работы, применения индивидуального и дифференцированного подхода. Также была изготовлена тропинка здоровья, состоящая из различных звеньев. Дети, проходя по ней в начале и конце занятия, делают массаж биологически активных точек стоп, тем самым, закаливая свой организм.

В обучении дошкольников важным является  использование наглядного метода, поэтому были изготовлены обучающие стенды. Глядя на них, дети могут самостоятельно или по указанию инструктора выполнять плавательные упражнения в различных вариантах. Для  наилучшего запоминания были схематично зарисованы правила поведения в бассейне, правила прыжков в воду,  нарисованы картинки с изображением различных плавающих животных, после рассматривания которых, дети выполняют имитирующие движения в воде. Исправлять ошибки при обучении  плавательным движениям помогают мини–схемы с изображением правильного и неправильного положения тела, рук, ног или движения, рассматривая которые дети должны находить ошибки сами. Наглядные методы и приемы создают более полное представление о разучиваемых движениях и способствуют лучшему их усвоению, развивают самостоятельность.

 Для  наиболее эффективного использования вспомогательного материала  и оборудования мною была собрана не только картотека игр и игровых упражнений, но и подобраны нетрадиционные средства обучения плаванию, которые существенно изменили занятия. Они стали интереснее, продуктивнее. Составлено  перспективное планирование использования этих средств на занятиях по каждой возрастной группе.

Украшением занятий, спортивных праздников, развлечений стали гидроаэробика и художественное плавание. Они закрепляют и совершенствуют приобретенные навыки, повышают интерес, дают возможность не только детям, но и педагогу проявлять акватворчество, так как многие упражнения и композиции буквально подсмотрены у детей, а некоторые создаются вместе.

Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений. Упражнения можно выполнять как без предметов, так с ними. Это мячи, палки, игрушки, бочонки, пластмассовые бутылки, обручи. Занятия знакомят со свойствами воды, развивают чувство ритма, акватворчество.

Художественное плавание - это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, всевозможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс акватворчества.    

Очень нравятся детям упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с использованием сюжетных образов; релаксационный тренаж, который учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением; дыхательное упражнение в воде у бортик с закрытыми глазами; лежание и плавание с поддерживающими средствами представляя приятные и интересные впечатления. Важным в выполнении упражнения является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под спокойную музыку.

Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети выполняют упражнения  релаксации на суше, я решила использовать их на воде, ведь применение их действительно помогает быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно, потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять поддерживающие средства, такие как нарукавники и круги, пришло  во время наблюдений за детьми. Я обратила внимание, что дети с удовольствием лежат с рукавами на воде, у них быстрее проходит чувство страха, особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим  телом. Музыка и вода отлично восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что использование поддерживающих средств ведет к  неправильному положению тела, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на спине. На кругах надо лежать сверху, не одевая их, руки и ноги вытянуты, при этом хорошо развивается равновесие.

Перед тем, как выполнять упражнения на воде надо не только разогреть организм, но и разучить некоторые движения и отработать их на суше. Для этого мною были составлены комплексы начинающего пловца, которые включают в себя элементы сухого плавания, а также комплекс силовых упражнений. В плавании надо развивать такое качество, как гибкость. Чем лучше она , тем эластичнее мышцы и связки, а значит движения красивее, экономичнее и правильнее. Поэтому решила включить в упражнения на суше  - упражнения стретчинга,  которые направлены на расслабление и растяжение мышц и связок.

Наличие  в нашем бассейне сауны дает возможность комплексного использования различных средств закаливания. Мы не только оздоравливаем  детей, но и прививаем им с первых лет жизни первичные навыки здорового образа жизни. Результатом такой работы является оздоровительно – профилактические комплексы, состоящие из циклов:  «сауна – душ», «сауна – бассейн», «сауна – обливание». Зная, что одним из золотых правил закаливания является комплексность, я разработала блок «Закаливание в бассейне», куда вошли такие средства: водные процедуры, суховоздушные процедуры, массаж, дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика. Он помогает составлять оздоровительные занятия, которые имеют высокий, закаливающий эффект.

Свою работу в дошкольном учреждении я вижу строго в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями. Был  составлен перспективный план , организованы  посещения родительских собраний, где я рассказывала об организации и методике проведения занятий по плаванию, говорила о роли родителей в подготовке детей к занятиям и в их гигиеническом воспитании, доказывала огромное значение плавания в укреплении здоровья детей. Кроме бесед подготовила консультации. Для более широкой пропаганды плавания изготовлены папки–передвижки. В  каждой группе оформлены уголки плавания, в которых содержится не только необходимая информация, но и задаются домашнее задания для детей и их родителей.

Я приглашаю  родителей в бассейн на открытые и практические занятия, спортивные праздники и развлечения. Яркими  и интересными оказались собрания и педсоветы, где были показаны видеосюжеты занятий по плаванию, и  родители и воспитатели воочию  увидели не только мою работу, но и своих счастливых детей, ныряющих и плавающих с нескрываемым удовольствием. Предоставлена разработанная мной  наглядная диагностика плавательной подготовленности дошкольников «От рождения икринки до золотой рыбки», где в сравнительном анализе виден четкий прирост плавательных способностей детей.

В занятиях необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.  Некоторые дети легко осваивают движения, другие испытывают определенные трудности, а третьи боязненно относятся к воде. С такими детьми я работаю индивидуально, для чего составлены индивидуальные карты развития плавательных способностей и журнал  индивидуальной работы

В своей работе я стараюсь научить безбоязненно, передвигаться на воде всех детей, как бы не было трудно. Убеждаю, показываю, доказываю, объясняю. Ведь очень важно, чтоб ребенок «первые шаги» делал самостоятельно, преодолевая свое чувство страха сам, но под чутким присмотром взрослого.

Как-то раз на занятии одна девочка после того, когда наконец-таки выполнила выдох в воду, произнесла: «Вы видели, произошло чудо, значит, Вас можно похвалить». Ее блестящие глаза и счастливая улыбка была для меня самым лучшим подарком. Каждой пусть даже маленькой победой я радуюсь вместе с детьми. Ведь шаг за шагом мы продвигаемся от человека не умеющего плавать к пловцу.

После проведенной мною системой мероприятий, я провела повторное анкетирование родителей, которое показало, что почти все родители хотят, чтобы дети занимались плаванием. Они  убедились, что плавание действительно укрепляет здоровье их детей, приносит им радость, пользу.

Результатом моей работы стало не только повышение посещаемости детьми занятий из-за крепкого здоровья и грамотности их родителей, но также увеличение форм самих занятий. Это и организация выезда подготовительной группы в ДЮСШ по плаванию г.Охи для занятий на глубокой воде и проведение плавательного кружка в детском саду для старших и подготовительных групп.

Повторная  диагностика показала, что навык скольжения на груди оказался на более высоком уровне, а показатели  таких навыков, как лежание и скольжение на спине увеличились до среднего уровня.  По  сравнительному анализу общей плавательной подготовленности групп виден явный прирост показателей.

Исходя из проведенных мною исследований, можно сделать вывод, что комплексное применение традиционных и нетрадиционных средств обучения, максимальное использование полезной площади бассейна и применение нестандартного оборудования улучшает качество общей физической подготовки детей, ускоряет процесс усвоения навыков плавания. И главное, что использование нестандартных средств обучения делает процесс обучения более эффективным.

Очевидно, что работа в выбранном направлении крайне важна и приносит ощутимые результаты. Конечно, исследования не закончены, и я буду дальше продолжать работать в этом направлении.

А на данный момент, помимо разработанных материалов, я подготовила план работы на следующий период своей деятельности: разработать ряд мероприятий по экологическому воспитанию детей совместно с воспитателями и родителями, по закреплению навыков прикладного плавания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание творческого восприятия природы у дошкольников в процессе обучения рисованию с использованием нетрадиционных техник.

Использование нетрадиционных техник рисования в формировании экологического воспитания у дошкольников....

" Обучение плаванию детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных средств"

Вода- это действительно проводник культуры, это живая кровь, которая создает жизнь там, где ее не было"...

« Формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровью и физическому развитию в процессе обучения плаванию с использованием игрового метода.»

Формирование сознательного отношения у детей старшего дошкольного возраста к здоровью и физическому развитию в процессе обучения плаванию с использованием игрового метода...

Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Два веселых гуся". Цель: развить интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.

Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет"Два веселых гуся"Конспект Цель: развитие интереса у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования, разв...

Нетрадиционное рисование для детей 4-5 лет "Цветущая сакура". Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, интерес у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.

КонспектЦветущая сакура. Нетрадиционное рисование. Цель: развить мелкую моторику рук, творческие способности, тнтерес детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционной техники в рисовании...