Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста при обучении плаванию через использование игровых приемов.
опыты и эксперименты (младшая группа) на тему

Перфилова Наталья Григорьевна

Опыт работы инструктора по плаванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_perfilovoy_n.g.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

        Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр

       развития  ребенка – детский сад с осуществлением физического и     психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников

                                       № 50 г Заволжья

       Опыт на тему:            

                                           «Укрепление здоровья детей младшего  

                                        дошкольного возраста при обучении

                                        плаванию через использование

                                                      игровых приемов»

        Разработан:              инструктором по физической культуре

                                          Перфиловой Натальей Григорьевной

                                          г. Заволжье

                                                2007г.                              

Опыт на тему: «Укрепление здоровья детей младшего дошкольного возраста при обучении плаванию через использование игровых приемов» был разработан и апробирован с детьми младших и средних дошкольных групп инструктором по физической культуре МДОУ Центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников № 50 г. Заволжья Перфиловой Н.Г. Идея разработки данного опыта пришла в процессе наблюдения за детьми на занятиях по плаванию в условиях детского учреждения. Анализ занятий показал, что не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, 45% младших дошкольников боятся входить в воду и купаться на глубине. Попав в воду, ребенок чувствует себя неуверенно, скованно. Особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывают у детей необходимость преодолеть чувство страха и неуверенности. Психологами установлено, что главная опасность на воде – не действия в ней, а чувство страха и глубины.

                   Проанализировав занятия, мы определили  направления в работе, заключающиеся в обучении детей плаванию через игру. Поставили следующие задачи по формированию навыков плавания; бережного отношения к своему здоровью; навыков личной гигиены, умение владеть своим телом в непривычной среде, воспитывать безбоязненное отношение к воде.

                   Каждый человек должен научиться плавать. И чем раньше он этому научится, тем лучше. Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. В воде снижается нагрузка на неокрепший детский позвоночник, вырабатывается хорошая осанка, предупреждается развитие плоскостопия. Занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Регулярные занятия положительно влияют на закаливание детского организма. Укрепляется нервная система, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Развиваются такие черты личности как, целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, дети учатся проявлять самостоятельность.

                   Именно игра является ведущим видом деятельности малыша. Играя, у ребенка пропадает чувство страха перед водой. Через игры начинается процесс ознакомления детей со свойствами воды. Для детей дошкольного возраста, именно игра является средством удовлетворения познавательных потребностей и средством реализации познавательной активности при взаимодействии с окружающим миром. Игры способствуют стимуляции интереса детей к занятиям плаванием. С помощью игр происходит овладение способами и приемами двигательной деятельности, что также является значимым и необходимым.

                                                            1

Игры подбираются в соответствии с поставленной определенной воспитательно-образовательной задачей. Любая методика обучения опирается на общедидактические принципы с учетом индивидуальных особенностей ребенка: сознательность и активность, наглядность и доступность учебного материала, что обеспечивается через использование игр, и, конечно, систематичность в проведении занятий.

                   На этапе привыкания к воде широко практикуются совместные детско-родительские занятия. На примере куклы, сидящей в игрушечной ванне, демонстрируются умения, которым малыши должны научиться дома, прежде чем начать занятия в бассейне. Для домашних занятий подходят все упражнения, начиная от умывания и заканчивая лежанием в ванне на спине или груди. Во время индивидуальных бесед и консультаций родителям даются конкретные советы по закаливанию и укреплению здоровья ребенка посредством принятия водных процедур дома.

                   Необходимое условие педагогической успешности в работе с детьми младшего дошкольного возраста – поддержание положительного отношения к занятиям на всех этапах обучения. Мы стремимся к тому, чтобы все игровые упражнения и игры на воде доставляли детям удовольствие и радость. Например, при обучении детей пусканию пузырей в воде, мы предлагаем вспомнить как кипит вода.  В ходе обсуждения выясняется, что вода бурлит, «горячится», пузырится. Взрослый выразительно показывает, как все это происходит, а дети отображают веселое и выразительное поведение взрослого. Тренер говорит у кого лучше всего получилось. Для этого широко практикуется поощрение, которое ведет не только  к заметному улучшению результатов, но и способствует росту уверенности ребенка в собственных силах  и формирует волевые качества личности.

                   Занятия в средней группе направлены на приобретение умений и навыков, обеспечивающих чувство надежности в воде. Дети научаются держаться на  поверхности воды (всплывать, лежать, скользить ).

                   Большое значение при организации занятий имеет подготовка материала и оборудование среды.. На занятиях для малышей мы

применяем удобные шапочки и маски, различные игрушки (плавающие и тонущие), которые помогают войти в образ и обеспечивают эмоциональный подъем, способствуя преодолению боязни воды. Используем игры и упражнения разного содержания  с разными заданиями: игры и упражнения на сопротивление воды, на погружение с головой, на выработку правильного дыхания, на развитие умения скольжения по воде, игры на открывание  глаз в воде, с прыжками, мячом.

                   Проводимая работа позволяет отметить положительный результат в обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию, дает возможность сформировать систему в обучении плаванию, что ведет к реально выполнимому результату – научить ребенка плавать. Из общего количества детей младшего и среднего возраста, посещающих бассейн, примерно 86% выполняют требования программы для данного возраста.

 

Нельзя также не отметить, что плавание содействует разностороннему физическому развитию и является одним из эффективных средств закаливания и укрепления здоровья детей. Кривая заболеваемости наглядно свидетельствует о положительной динамике снижения простудных заболеваний за период с 2005 – 2008г.

В игре ребенок творчески осваивает приобретенные  двигательные умения и навыки, учится применять их на практике.

Особая ценность применения игр в младшем дошкольном возрасте в том, что игра занимательна. Двигательные задачи, которые решает ребенок в игре, соединяются с игровыми. Двигательная деятельность и активность малыша, реализуемая в игре, доставляет ему эмоциональную радость, что способствует эффективному решению поставленных задач.

                     Изучая проблему обучения детей младшего дошкольного возраста плаванию через использование игровых приемов, мы познакомились с опытом работы яслей –сада № 4 г. Пярну. Из первоначальной робкой попытки сложилась система обучения, которая в значительной мере решает задачи физического воспитания дошкольников. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов  игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают  правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Дети становятся «жителями» воды. Описанные в данном опыте игры: «Тюлени», «Парад тюленей», «Цирковые тюлени», «Тюлени дышат», «Тюлени плавают с друзьями» позволяют проследить систему усложнения работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста навыков плавания. Анализ опыта работы воспитателя по плаванию из г. Пярну доказывает невозможность использования в младшем дошкольном возрасте игр-соревнований, т.к. они вызывают у детей излишнее напряжение. Свою работу они охарактеризовали словами: «Играя, учим плавать», что мы также положили в основу своей работы по обучению детей младшего дошкольного возраста плаванию. Изучив опыт работы яслей –сада № 4 г. Пярну и теорию ( Т.Богиной, Т.Осокиной, Е.Тимофеевой) мы стали использовать игры с самых первых занятий малышей плаванием. Все занятия планируются в игровой форме : «Веселые лягушата», «Путешествие в лес», «путешествие с ежиком» и т.д. Это вызывает большой интерес, младшие дошкольники безболезненно преодолевают чувство неуверенности и страха, быстро адаптируются в воде, привыкают смело входить в воду и погружаться в нее. Передвигаться уверенно и без напряжения. В работе с дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, игры используются  для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

                    При обучении дошкольников плаванию мы используем самые разнообразные формы организации работы с детьми – игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры. Выбирая игры и методические приемы, мы учитываем возраст, количество детей, в группе, физическую подготовленность и степень овладения каждым навыком движения. Движения очень простые, доступные или уже известные детям.                           3

 

                              ИГРЫ

          для ознакомления детей

               со свойствами воды

   и освоения передвижений в воде

 

  4                                                

«МАЛЕНЬКИЕ И БОЛЬШИЕ НОЖКИ»

Задачи:

Помочь детям освоиться в воде, учить детей выполнять действия в воде в разном темпе.

Описание:

Дети стоят произвольно по всему бассейну. Взрослый говорит весело и быстро: «маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро притопывает, приговаривая: «Топ-топ- топ». Замедляя движения, произносит: «Большие ноги шли по дороге. Топ-топ-топ». А затем: «Огромные ноги брели по дороге. Топ-топ».

Правила:

Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания:

Игру можно проводить на месте или передвигаться по бассейну.

«РЫБКИ РЕЗВЯТСЯ»

Задачи:

Приучать детей выполнять разные движения в воде, не бояться.

Описание:

По сигналу «Рыбки резвятся» дети подпрыгивают на 2-х ногах. По сигналу «Рыбки отдыхают» – присаживаются на корточки.

Правила:

Внимательно слушать воспитателя, выполнять движения по сигналу.

Методические указания:

Можно поставить детей в круг или предложить встать свободно около воспитателя.

«ПОЙМАЙ ВОДУ»

Задачи:

Научить детей сжимать пальцы рук, делать «лодочку»

Описание:

Играющие  стоят на месте в шеренге, в кругу. По команде «Поймай воду» они вытягивают руки вперед, опускают в воду, соединяют под водой кисти рук, сжимают пальцы. Зачерпнув воду, дети поднимают руки над поверхностью. Преподаватель проверяет наличие воды в руках.

Методические указания:

Если вода течет из рук, воспитатель говорит: «Ой, какие руки дырявые! Зачерпни воду еще раз». Дети самостоятельно контролируют правильность положения пальцев.

5

«ВОЛНЫ НА МОРЕ»

Задачи:

Познакомить с сопротивлением воды.

Описание:

Дети стоят лицом в круг на расстоянии вытянутых рук. Руки отведены вправо (влево), лежат на поверхности воды, ладони повернуты по направлению движения рук. одновременно с поворотом туловища дети проносят руки под самой поверхностью воды в противоположную сторону – образуются  волны. Движение продолжается беспрерывно то в одну, то в другую сторону.

Правила:

Нельзя опускать руки глубоко в воду.

Методические указания:

Для одновременности выполнения дети приговаривают: «У-ух»

«ПОЙМАЙ РЫБКУ»

Задачи:

Приучать передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.

Описание:

Дети  стоят у бортика по одной стороне бассейна. Воспитатель пускает пластмассовые игрушки и предлагает детям их поймать. Затем дети отдают игрушки воспитателю. Игра повторяется.

Правила:

Нельзя толкать друг друга, можно ловить по одной игрушке.

Методические указания:

На первых порах не надо торопить. При повтрном проведении игры можно предлагать задание: «Кто быстрее поймает игрушку?», чтобы стимулировать более быстрое продвижение по воде.

ДОГОНИТЕ МЕНЯ»

Задачи:

Научить детей передвижению в разных направлениях.

Описание:

Дети стоят с воспитателем у бортика. Воспитатель отходит и предлагает догнать его. У противоположной стороны бассейна он останавливается и встречает детей, подбадривает тех, кто испытывает затруднения.

Правила:

Нельзя наталкиваться друг на друга.

Методические указания:

Сначала воспитатель не быстро отходит от детей. при многократном повторении воспитатель может предлагать детям убегать, а сам будет их ловить.

6

«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Задачи:

Приучать детей не бояться воды, передвигаться не держась друг за друга и не толкаясь.

Описание:

Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу руководителя «Солнышко – можно гулять!» дети ходят в разных направлениях «Дождик!» - дети убегают к бортику.

Правила:

Начинать движения нужно по сигналу воспитателя, нельзя толкать друг друга.

Методические указания:

Воспитатель приглашает гулять всех. Не сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.

«ПЕРЕПРАВА»

Задачи:

Дать почувствовать сопротивление воды для правильного выполнения гребковых движений рук.

Описание:

Играющие стоят в шеренге. По команде воспитателя все вместе начинают «переправляться на другой берег». Продвижению в воде дети помогают гребковыми движениями рук, приговаривая:

                 «Толкаюсь, толкаюсь руками о воду,  

                  Вода помогает мне выбрать дорогу»,

Правила:

Нельзя толкать друг друга, брызгаться.

Методические рекомендации:

Пальцы рук должны быть сомкнуты.

«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»

Задачи:

Приучать ориентироваться в необычных условиях.

Описание:

3 обруча (красный, синий, зеленый) плавают на поверхности воды. Дети делятся на 3 группы, каждая становится у своего обруча. По сигналу: «Рыбки резвятся» дети бегают в разных направлениях. По сигналу: «Найди свой домик» идут к своим обручам.

Правила:

Нельзя толкать друг друга.

Методические указания:

Сигналы подавать четко, громко, чтобы их услышали все дети.

7

«КОРАБЛИКИ»

Задачи:

Приучать выполнять движения в разных направлениях, быстро и медленно.

Описание:

Дети стоят в колонне. По команде: «Полный ход!» дети бегут по воде, широко размахивая руками. «тихий ход!»- продвигаются медленно. «Задний ход!» – двигаются спиной вперед.

Правила:

Внимательно слушать сигнал, нельзя толкаться, брызгаться.

Методические указания:

Следить за движениями детей. поощрять хорошо выполнявших задание.

«НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ»

Задачи:

Приучать ориентироваться в необычных условиях, упражнять в ходьбе парами.

Описание:

Дети ходят по бассейну в разных направлениях. По сигналу: «Найди себе пару!» они становятся в пары (кто с кем хочет), берутся за руки и идут в парах.

Правила:

Выбирать пару по желанию. Нельзя толкать, тянуть.

Методические указания:

При необходимости  оказывать детям помощь. При повторении можно раздать цветные шары. По сигналу: «Найди пару!» дети, у которых шары одинакового цвета, становятся в пары.

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Задачи:

Помочь детям освоиться в воде. Ознакомиться с ее сопротивлением.

Описание:

Дети в колонне по одному. По команде: «Море волнуется!» они разбегаются в разных направлениях, окунаются. По команде: «Ветер стих, море успокоилось!», дети занимают свои места в колонне.

Правила:

«раз, два, три – вот на место встали мы». Не нашедший своего места отмечается как невнимательный.

Методические указания:

Можно использовать построение в круг, в шеренгу.

8

«КАРУСЕЛИ»

Задачи:

Приучать детей двигаться по кругу, не бояться воды.

Описание:

Дети становятся в круг, берутся за руки. По сигналу начинают движение по кругу, постепенно ускоряя шаг.

Вместе с воспитателем дети произносят:

Еле-еле, еле-еле                        А потом, потом, потом

Закружились карусели,            Все бегом, бегом, бегом!

Дети бегут по кругу. Затем воспитатель говорит:  «Тише, тише, не спешите. Карусель остановите! Раз. Два. Раз. Два, вот и кончилась игра». Дети останавливаются.

Правила:

Выполнять движения в соответствии с текстом, не тянуть товарища.

«ПУЗЫРЬ»

Задачи:

Приучать двигаться в воде вперед, назад, не бояться воды.

Описание:

 Дети становятся в круг близко друг к другу, берутся за руки. Вместе с воспитателем произносят:

Раздувайся, пузырь,                         Оставайся такой

Раздувайся большой,                       Да не лопайся.

Дети отходят назад, не разрывая рук, делают большой круг. После слов: «Пузырь лопнул» дети двигаются к центру. Произнося звук « ш-ш-ш» (воздух выходит). Затем дети снова «надувают пузырь» – отходят назад.

Правила:

Двигаться назад. Вперед, держать за руки. Нельзя толкать друг друга.

Методические указания:

Воспитатель становится в круг вместе с детьми. Произносить текст нужно медленно, четко. Привлекая к этому играющих. При повторении игры на слова: «Лопнул пузырь!» дети могут присесть в воду.

«ПРИНЕСИ МЯЧ»

Задачи:

Приучать детей двигаться в воде в разных направлениях. Преодолевать сопротивление воды.

Описание:

Дети становятся вдоль одной стороны бассейна. Воспитатель показывает яркие мячи, затем бросает их в воду и предлагает детям поймать их. Дети передвигаются по воде за мячами. Ловят их и приносят воспитателю. Игра повторяется.

Правила:  9

Начинать ловить мячи по сигналу воспитателя. Нельзя толкаться и брызгаться.

Методические указания:

Мячи не разбрасываются далеко от детей. Можно использовать другие надувные игрушки.

МЯЧИКИ»

Задачи:

Приучать детей подпрыгивать в воде, не бояться брызг.

Описание:

Положив руку на голову ребенка, воспитатель предлагает ему попрыгать, как мячик. Тот подпрыгивает. Затем предлагает попрыгать детям.

Правила:

Нельзя толкаться, брызгаться.

Методические указания:

Воспитатель может считать прыжки, по окончании прыжков: «Укатились мячики» дети убегают к бортику.

«ЛОДОЧКИ ПЛЫВУТ»

Задачи:

Приучать передвигаться в воде друг за другом, не бояться воды.

Описание:

Дети становятся друг за другом. По сигналу: «Поплыли лодочки!» дети двигаются друг за другом. Разгребая воду руками, как веслами. Плывут медленно, затем быстрее.

Правила:

Соблюдать направление, нельзя наталкиваться.

Методические указания:

Следить, чтобы дети не отставали. Двигались смелее. При повторном проведении игры можно предложить им двигаться в разных направлениях. По сигналу: «Лодочки плывут к берегу» дети становятся у бортика.

«БЕГОМ ЗА МЯЧОМ»

Задачи:

Закрепить навык смело входить в воду и передвигаться.

Описание:

Играющие встают в шеренгу лицом к воде на расстоянии шага друг от друга. На расстоянии 4-5 метров от них  в воде плавают мячи, круги, количество рано числу играющих. По сигналу дети бегут за мячами и возвращаются на свои места. Выигрывает тот, кто первым займет свое место в шеренге.

10

Правила:

Нельзя забегать за обусловленное место, мешать друг другу.

Методические указания:

Воспитатель следит за детьми, поощряет ловких. Помогает другим, подбадривает их. Может быть предложен вариант  игры, когда мячей в воде меньше, чем детей. дети должны бежать быстрее, чтобы не остаться без мяча.

«СЕРДИТАЯ РЫБКА»

Задачи:

Приучать смело передвигаться в воде, менять направление, быстроту движений.

Описание:

Выбирается ведущий – «сердитая рыбка». Она находится у противоположного бортика, дети тихонько подходят к ней, а воспитатель говорит: «Сердитая рыбка тихо лежит,

                 Сердитая рыбка, наверное, спит,

                 Подойдем мы к ней, разбудим

                 И посмотрим, что же будет».

Рыбка начинает ловить детей, дети разбегаются, рыбка гонится за ними. Затем рыбка возвращается на место. Игра повторяется с новым водящим.

Правила:

Выполнять движения в соответствии с текстом, убегая, не толкать друг друга.

Методические указания:

Первый раз сердитой рыбкой может быть воспитатель. Не следует быстро бежать за детьми. Надо дать возможность убежать на место. При многократном повторении можно догонять детей.

«МЕДВЕЖОНОК УМКА И РЫБКИ»

Задачи:

Приучать двигаться по кругу в разных направлениях, взявшись за руки.

Описание:

Из числа играющих выбирается медвежонок Умка. Остальные дети – рыбки, Умка делает вид, что спит, а рыбки водят хоровод со словами:

                            Рыбки весело плескались

                            В чистой светленькой воде (свободно гулять по бассейну)

                            То завьются (круговые движения руками)

                            Разовьются (круговые движения в обратном направлении)

                            То заплавают в воде(дети разводят руки в разные стороны)

                            Умка – белый медвежонок –

                            Спрятал мордочку свою.

                           

11

                            Нас поймать он очень хочет (дети идут по кругу)

                            Но покажем нос ему.

После этих слов ребята уплывают, кто как может, а Умка догоняет их. Дотронувшись до 3-4  ребят, Умка возвращается на место. Воспитатель или Умка выбирает нового водящего, игра продолжается.

Правила:

Выполнять движения нужно в соответствии с текстом.

Методические указания:

Воспитатель играет вместе с детьми, показывает какие движения нужно делать.

«МОСТИК»

Задачи:

Осваивать исходное положение для выполнения движений ногами.

Описание:

Сидя на дне бассейна в положении упора сзади, придают телу прямое положение (затылок на воде, смотреть вверх).

Методические указания:

Осовив это положение, можно передвигаться руками вперед и назад, темп движений регулируется голосом.

«МАТРОССКАЯ ШАПКА»

Задачи:

Учить безбоязненно передвигаться в воде в разных направлениях; сочетать движения со словами. Обогащать пассивный и активный словарь малышей.

Описание:

У каждого ребенка в руках маленький кораблик.

   Матросская шапка,                             Дети дотрагиваются рукой до головы                            

   Кораблик в руке.                                 Показывают кораблик

   Плывет мой кораблик                        Спускают кораблик на воду и вместе                                                                  

   По быстрой реке .                                с ним продвигаются вперед

   И скачут лягушки                                дети изображают лягушек

   За мной по пятам                                 прыгая на двух ногах

   И просят меня:                                     и продвигаясь вперед

   «Прокати, капитан!»

12

«КРАБ – НОСИЛЬЩИК»

Задачи:

Учить передвигаться в воде в различных положениях, направлениях.

Описание:

На глубине по колено дети принимают положение краба, садятся на дно, согнув ноги в коленях и опираясь руками сзади. Малыш должен постараться пройти как краб вперед или назад. Не уронив груз в воду.

«НАША ТАНЯ»

Задачи:

Учить детей передвигаться в воде в различных направлениях; бросать мяч двумя руками из-за головы, догонять его; сочетать движения со словами; взаимодействовать со своими товарищами.

Описание:

Дети встают в одну шеренгу вдоль бортика с мелкой стороны.

Наша Таня громко плачет:                    Дети берут мячи и бросают их как

Уронила в речку мячик                         можно дальше

Тише, Танечка, не плачь,                       Дети бегут за мячом и возвращаются

Не утонет в речке мяч.                           с ними обратно или остаются у

                                                                  другого бортика

«ДОЖДИК»

Задачи:

Закрепить навык смело входить в воду, не бояться брызг воды.

Описание:

Дети ходят по бассейну. Воспитатель говорит: «Пошли мы гулять, и вдруг начался дождик, забарабанил по крыше. Как капли закапали?

Капля раз, капля два,                         Дети сопровождают слова медленными

Капли медленно сперва                     хлопками.

Кап,кап, кап.

Стали капли поспевать                       Хлопки учащаются.

Капля каплю подгонять-

Кап,кап,кап.

Зонтик поскорей раскроем                 Дети поднимают руки над головой,

От дождя себя укроем.                       Изображая зонтик.

13

«ГУСИ»

Задачи:

Закреплять навык смело входить в воду и передвигаться в ней.

Описание:

Воспитатель предлагает детям побыть гусями.

Тега-тега-тега!

Гуси белые, гуси серые

Ступайте домой.

Гуси шеи длинные вытянули,             дети имитируют походку гусей

Лапы красные растопырили,               двигаясь слегка согнув ноги

Крыльями машут,                                 в коленях, вытягивая на каждом шагу

Клювы раскрывают.                            Шею вперед, делая взмахи руками.

Все вместе произносят: «га-га-га!» Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Гусята у водицы гогочут, голосят.                   Дети хлопают руками по воде,

Глядит не наглядится гусыня на гусят,           поднимая брызги.

Глядит не наглядится, гусятами гордится:

«га-га! Гусята эти горластее всех на свете».

«ТРИ ВЕСЕЛЫХ БРАТЦА»

Задачи:

Учить безбоязненно передвигаться в воде, хлопать по воде; поднимая брызги и не отворачиваться от них; сочетать движения со словами.

Описание:

Дети идут по бассейну.                

Три веселых братца гуляли по двору,    

Три веселых братца затеяли игру:

Делали головками: ник, ник, ник…                 Качают головой

Пальчиками ловкими: чик, чик, чик                Сжимают и разжимают паль

                                                                             цы под водой

Хлопали ладошками: хлоп, хлоп, хлоп           хлопают ладошками по воде

                                                                             поднимая брызги.

Топотали ножками: топ-топ-топ                      прыгают на месте на двух

                                                                             Ногах

«ФОНТАНЫ»

Задачи:

Научить детей не бояться брызг, не отворачиваться.

Описание:

Держась за руки, играющие образуют круг. они стоят лицом в круг, опускают руки, принимают положение упора лежа сзади. По сигналу все одновременно начинают движения ног кролем, поднимают фонтан брызг. Игра повторяется.

14

Правила:

Нельзя отворачиваться от брызг, пятиться назад, вставать.

Методические указания:

Игра может проводиться и как упражнение для овладения движениями ног при плавании кролем. При этом дети следят, чтобы не было брызг, а на поверхности воды показывались только пальцы ног.

«КАРАСИ И ЩУКА»

Задачи:

Учить смело погружаться в воду, помочь осваивать погружения с головой.

Описание:

Дети (караси) перемещаются по дну бассейна в разных направлениях, помогая себе руками. Щука (воспитатель) стоит в углу бассейна. По сигналу: «Щука плывет!» дети уплывают к бортику и погружаются в воду до подбородка, а кто может – глубже.

Правила:

Дети не должны убегать к бортику раньше сигнала, нельзя толкать друг друга.

Методические указания:

Воспитатель, исполняющий роль щуки, не должен слишком быстро бежать за детьми и ловить их. Надо дать возможность всем спрятаться.

«СПРЯЧЕМСЯ ПОД ВОДУ» 

Задачи:

Упражнять в погружении в воду с головой.

Описание:

Играющие образуют круг. По сигналу: «Спрячемся под воду!» дети приседают, погружаются в воду с головой, не разнимая рук.

Правила:

Не должны разнимать руки, вытирать лицо после подъема.

«ПОЕЗД В ТОННЕЛЬ»

Задачи:

Учить детей погружаться в воду с головой.

Описание:

Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив руки на пояс друг другу, изображают поезд. Двое ребят, стоя лицом друг к другу и держась за руки, образуют туннель. Чтобы проехать через него. Дети, изображающие поезд, поочередно погружаются в воду с головой. После того, как  все вагоны проедут, изображавшие туннель пристраиваются к концу колонны, а двое первых ребят из поезда образуют новый туннель. Игра продолжается.

15

Правила:

Не толкать друг друга, встречное движение запрещается.

«ОСА»

Задачи:

Приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.

Описание:

Играющие образуют круг. Воспитатель находится в центре круга. У него в руках «удилище», к которому веревкой привязан бантик из поролона. Воспитатель поочередно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.

Правила:

Тот, на кого села оса. Обязательно должен погрузиться в воду, а поднявшись из воды. Не разрывать круг. не вытирать лицо руками.

Методические указания:

Воспитатель. Зная особенности детей. сначала спускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в овду.

«ЖУЧОК_-ПАУЧОК»

Задачи:

Упражнять в погружении в воду с головой.

Описание:

 Играющие, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга встает водящий – жучок-паучок. Играющие говорят слова:

Жучок-паучок вышел на охоту,         Не зевай, поспевай

Жучок-паучок вышел на охоту.         Прячьтесь все под воду.

С последними словами все приседают, погружаясь в воду.

Правила:

Двигаться ровно, нельзя тянуть друг друга, разрывать круг.

Методические указания:

Воспитатель назначает водящего. Следить, чтобы все дети погружались в воду с головой, подбадривает тех, кто боится это делать.

«ХОРОВОД»

Задачи:

Учить погружаться с головой в воду.

Описание:

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Медленно передвигаясь по кругу, они хором произносят:

Мы идем, идем, идем,             Сосчитаем до пяти,

Хоровод ведем, ведем,            Ну, попробуй нас найти!

После чего хоровод останавливается, дети хором считают до пяти и отпускают руки. При счете «5» все одновременно погружаются с головой , после чего выпрямляются. Игра продолжается. Хоровод движется в другую сторону.

Правила:

Проигравшим считается тот, кто не погрузился с головой в воду.

Методические указания:

При повторении игры можно использовать речитатив:

«Раз, два, три, четыре, пять – вот мы спрячемся опять». Можно предложить детям под водой считать до пяти. Тогда по правилам игры выпрямляться можно будет разрешено только сосчитав до пяти.

«ЩУКА»

Задачи:

Учить смело погружаться в воду, а также осваивать погружение в воду с головой.

Описание:

Дети ходят или бегают по дну бассейна в произвольных направлениях. Помогая себе руками, изображая рыбок. Щука стоит спиной к бассейну. По сигналу: «Щука плывет!» дети останавливаются и погружаются в воду до подбородка. Щука (водящий)  внимательно следит за выполнением задания. Рыбку, которая неправильно выполнила задание, щука уводит к себе. Пойманный становится щукой. Игра повторяется 3-4 раза. За рыбками всякий  раз выплывает уже другая щука.

Правила:

Водящий не должен поворачиваться лицом к бассейну раньше подачи сигнала.

Методические указания:

Водящего назначает воспитатель. При повторении игры за рыбками могут выплывать одновременно 2-3- щуки.

«ДОСТАНЬ ИГРУШКУ»

Задачи:

Показать, что вода прозрачная, через неее видны игрушки; приучать опускать руки глубоко в воду . не бояться погрузиться в воду с головой.

Описание:

Дети стоят у бортика. Воспитатель разбрасывает тонущие игрушки у противоположного берега. По сигналу: «Достань игрушку!» дети идут, смотрят на дно через воду, отыскивают игрушки, достают их со дна и приносят воспитателю. Игра повторяется.

Правила:

Начинать движение по сигналу,  доставать по одной игрушке. Нельзя отнимать у товарища, толкать друг друга.

Методические указания:

Вначале опускать игрушки на мелком месте, при повторении – на более глубоком. Подбадривать детей, помогать робким.

17

«БРОД»

Задачи:

Научить рассматривать предметы в воде.

Описание:

Дети стоят в колонне по одному. Поочередно передвигаются на руках по дну вперед с одного бортика на другой, ориентируясь по предметам, разложенным на дне. Для того, чтобы проверить правильность передвижения, дети неоднократно опускают голову в воду, отыскивая следующую веху на своем пути.

Методические указания:

Лучше всего для каждого играющего несколько изменять расположение предметов на дне. Одновременно следует использовать 4-5 предметов. На расстоянии 1 метр.

«СМЕЛЫЕ РЕБЯТА»

Задачи:

Научить погружаться с головой в воду с открытыми глазами.

Описание:

Дети стоят в кругу, держась за руки, хором произносят:

Мы ребята смелые,                  Если захотим-

Смелые, умелые,                     Через воду поглядим.

Опускают руки и вместе погружаются в воду.

Методические указания:

Для контроля выполнения можно рассмотреть предмет.

«НЫРНИ В ОБРУЧ»

Задачи:

Учить погружаться в воду со скольжением.

Описание:

В воду вертикально опускают обруч. Дети встают в колонну и идут к обручу. Дойдя до него, дети погружаются в воду и проходят с сквозь обруч.

Правила:

Идти друг за другом, нельзя наталкиваться, хватать, топить друг друга.

Методические указания:

Воспитатель следит за правильностью выполнения задания. Подбадривает робких детей.

«ПЯТЬ ВЕСЕЛЫХ ЛЯГУШАТ»

Задачи:

Учить погружаться под воду с головой, действовать в соответствии с текстом.

18

Описание:

Пять веселых лягушат,

В воду броситься спешат:

Испугались цапли!

А меня они смешат:

Я же этой цапли

Не боюсь ни капли!

С последними словами ребята опускаются под воду.

«ПРУЖИНКА»

Задачи:

Учить погружаться в воду.

Описание:

Дети стоят вдоль бортика и держатся за поручень. По сигналу воспитателя дети приседают и опускают голову в воду.

«НАСОС»

Задачи:

Приобретение навыков погружения в воду.

Описание:

Малыши стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой.

Правила:

Не надо опускать руки и вытирать лицо.

«ТИШИНА»

Задачи:

Приобретение навыков погружения в воду.

Описание:

Дети идут в колонне по одному (руки на поясе) и произносят:

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши, ныряйте, малыши!

Затем ребята делают глубокий вдох и приседают в воду с головой. Воспитатель громко считает до пяти (10), на последний счет дети встают.

Правила:

За бортик не держаться.

19

 

                       ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

                                       работы

по включению игр и игровых упражнений в занятия    по плаванию по степени усложнения обучающей задачи

20

период

    основные задачи

               название игр

 1-ый

  кв.

Учить не бояться входить в воду, научить плескаться в ней, познакомить со свойствами воды (сопротивление, прозрачность)

«Маленькие и большие ноги», «Водичка, водичка, умой мое личико»; «Душ»; «Волны на море»; «Поймай бабочку»; «Переправа»; «Море волнуется»; «Пузырь»; «Карусели»; «Хлопки».

  2-ой

   кв.

Научить передвигаться по дну бассейна, с разной быстротой движений.

«Догоните меня»; «Солнышко и дождик»; «Бегом за мячом»; «Сердитая рыбка»; «Медвежонок Умка и рыбки»; «Матросская шапка»; «Наша Таня»; «Краб-носильщик»;  «Гуси»; «Три веселых братца»; «Найди себе домик».

   3-ий

    кв.

Учить погружаться в воду с головой, делать выдох.

«Спрячемся под воду»; «Смелые ребята»; «Достань игрушку»; «Жучок-паучок»; «Поезд в тоннель»; «Насос»; «Оса»; «Караси и щука»; «Нырни в обруч»; «Хоровод»

   4-ый

    кв.

Познакомить со скольжением на груди, спине. Учить выполнять энергичные движения ногами.

«Фонтаны»; «Смелые ребята»; «На буксире»; «Пружинка»; «Крокодилы»; «Тишина»» «Ляг на мои руки».

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию»

Любое занятие по обучению плаванию  начинается с разминки на суше -  с дыхательного упражнения.  Это помогает настроить детей на занятие, даёт возможность сосредоточиться, подготавливае...

Дыхательная гимнастика, как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию.

Любое занятие по обучению плавания начинается с разминки на суше - с дыхательных упражнений. Это помогает настроить детей на занятие дает возможность сосредоточиться, подготовить их дыхательную стстем...

проект по здоровьесбережению «Психологическая комфортность воспитанников через использование сенсорных коробок и светового короба для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий».

Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.Проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни....

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей саршего дошкольного возраста при обучении плаванию

Дыхательная гимнастика как эффективный способ укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста при обучении плаванию...

Журнал "Расти, здоровым, малыш!" Использование сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий.

В проекте раскрывается содержание работы по использованию сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесбе...

Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...