проект по здоровьесбережению «Психологическая комфортность воспитанников через использование сенсорных коробок и светового короба для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий».
проект (младшая, средняя группа)

Костылева Ольга Владимировна

Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.

Проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kostyleva_o.v.borzenkova_i.m._1.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Психологическая комфортность воспитанников через использование сенсорных коробок и светового короба для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий».

Воспитатели:

Костылева Ольга Владимировна, воспитатель.

Борзенкова Ирина Михайловна, воспитатель.

Введение

Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.

Проект, направленный на оздоровление детей, на формирование у детей основ здорового образа жизни. В здоровье сберегающем пространстве детского сада особое место занимает физкультурно-оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно-воспитательный процесс, включены здоровье сберегающие технологии: утренняя гимнастика, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально-ритмические занятия, физическая культура, релаксация. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств

Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам дошкольных учреждений. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психоэмоциональным комфортом, который тесно связан с психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок», считаю невозможным решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без получения положительных эмоций, доставления радости. Очень важно, с каким настроением ребёнок переступит порог детского сада. Хочется видеть каждого ребёнка, идущего в детский сад, счастливым и не обременённым непосильными для его возраста заботами. Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма. Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми.

В настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности является создание для детей комфортного психологического климата. Для этого мы применяем в условиях детского сада игры с сенсорными коробками и световым коробом, как еще одну здоровье сберегающую технологию.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учёт индивидуальных особенностей каждой семьи.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды:

соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и т. д;

4. Стиль поведения воспитателя.

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен,  стремиться, чтобы дети получали разнообразные интересные положительные впечатления; способствовать организации детей в течение дня так, чтобы им не было скучно и они были чем-то заняты; поощрять стремление и попытки детей что-то сделать, не оценивания результаты их усилий; вселять в детей веру в свои силы, способности и лучшие личностные качества; стараться найти с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.

5. Добрые традиции

Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

Замечательная традиция отмечать дни рождения детей. Необходимо подготовить единый сценарий, который будет одинаково воспроизводиться при чествовании каждого именинника (традиционную хороводную игру – например, "Каравай"; разучить с детьми величальные песенки для мальчика и для девочки).

Дети очень любят заниматься своим делом за общим столом. Вместе с детьми можно сдвинуть столы и пригласить нескольких детей полепить, порисовать, поиграть. Немедленно к ним присоединяются еще многие дети. У всех будет приятное ощущение спокойной работы рядом с другими. Эти моменты спокойного и бесконфликтного общения так же способствуют созданию дружелюбной атмосферы в группе.

Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка.

Созданию психологического комфорта способствуют :

- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой; арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах.

- предоставление ребенку максимально возможных, в его возрасте, самостоятельности и свободы.

         6. Здоровьесберегающая среда.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка, а также создать эмоционально-положительную обстановку. Она не только позволяет проводить игры и занятия, но и приучает детей к самостоятельным играм. Для этого созданы сенсорные коробки и световой короб.

Актуальность.

Основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение разностороннего физического и эмоционального развития ребёнка.

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей раннего возраста. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. Для ребенка раннего возраста сенсорное развитие является условием формирования у него элементов творческой деятельности.

Сейчас огромное количество игр, дидактических пособий, но не всегда они соответствуют требованиям и желаниям педагога. Поэтому в нашей работе практикуется изготовление различных дидактических пособий своими руками.

Именно поэтому, в ходе своей работы для развития творческих способностей и сенсорных эталонов, мы используем сенсорные коробки и световой короб.

Сенсорная коробка призвана развивать не только мелкую моторику, координацию движений, восприятие и формирование знаний о внешних свойствах предметов и материалов, но благодаря ей у ребенка через тактильные ощущения развиваются такие психические процессы, как воображение, внимание, память, мышление и, конечно же, речь, которая напрямую зависит от действий рук и пальцев. Также, так как многие дети любят проговаривать свои тактильные ощущения, учатся сравнивать их со своим прошлым опытом, происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Кроме того, благодаря сенсорной коробке дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное – самостоятельно, что является необходимым условием формирования познавательной мотивации, то есть умения и желания добывать информацию самому, без помощи взрослого.

Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они начинают прорастать. И именно от нашей заботы, любви, внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит красота его души.

Дошкольное образование в России на современном этапе ориентировано не только на обеспечение познавательного развития ребёнка, но и на становление базовых свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Поэтому смысл моей работы воспитателя я вижу в оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания.

Открыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности мне помогают зворовьесберегающие техники c использованием светового короба и сенсорных коробок.

Перенос традиционных педагогических занятий на световой короб и сенсорные коробки дает больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:

- усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика.

- совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

световой короб, крупы, песок, природный материал и игровые атрибуты, способны «заземлять» отрицательную энергию.

- снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.

Дидактическое пособие «Световой короб» предназначено для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 2 лет. Его использование способствует развитию у детей мелкой моторики пальцев и кистей рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние дошкольников, развивает умение свободно владеть обеими кистями рук.

Творческие занятия на световом коробе и с сенсорными коробками решают много задач, обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образно-логического мышления и воображения.

Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка.

Сенсорная коробочка – это универсальная развивающая игрушка для детей. Точнее это просто емкость с каким-нибудь наполнителем, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, исследовать, пересыпать, переливать, изучать, то, что находится внутри.

Сенсорная коробочка развивает мелкую моторику, влияют на развитие речи, тренируют усидчивость, сосредоточенность и внимание; вызывают интерес и занимает ребенка надолго; помогают обучить любой теме в игровой форме; подходят для групповой игры; легко хранятся.

Игры в сенсорной коробке дают возможность детям трогать, закапывать и находить игрушки; сажать растения; переливать и пересыпать наполнитель; сортировать, исследовать, изучать то, что находится внутри.

Всё это необходимо при формировании речевых компонентов детей.

Еще один очень важный аргумент при использовании сенсорных коробок - это взаимодействие детей. Так как детям нужно составить определенный сюжет, должны договориться, задавать вопросы друг другу и согласовывать действия с другим ребенком.

Преимущества сенсорных коробок: не занимают много времени на подготовку; практически не требуют финансовых вложений; не занимают много места; предоставляют множество возможностей для обучения; являются отличным дополнением к тематическим занятиям, а самое главное помогают снять напряжение и расслабиться.

Песочная терапия понравится, как детям, так и взрослым. Включайте фантазию и творите свои шедевры. Песок можно заменить манной крупой или пищевой солью. Попробуйте использовать цветную соль для ванны или цветной рис.

Работая с разным материалом, ребенок получает дополнительные знания и умения, получая при этом положительные эмоции.  Для этого я разработала проект «Сенсорные коробки и световой короб». Считаю, что, работа по данному проекту, будет доступна и интересна детям младшего дошкольного возраста.  Проект актуален, так как его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности, добиться психологической комфортности детей, повысить уровень компетентности родителей по сенсомоторному и художественно – эстетическому воспитанию детей раннего возраста.

Цели проекта: создание для детей комфортного психологического климата в группе с использованием здоровье сберегающей технологии – игры с сенсорными коробками и световым коробом. Приобщать родителей к процессу изготовления сенсорных коробок и светового короба, как средств для укрепления здоровья дошкольников. 

Задачи:

- Укреплять и сохранять здоровье детей: -развивать эмоционально – личностную сферу ребенка, свободную творческую личность; развивать мелкую моторику пальцев рук, восприятие, зрительно-двигательную координацию, внимание, память.

- модернизировать РППС для проведения оздоровительной работы с детьми

- повышать интерес детей и родителей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы оздоровительной работы.

- изготовление буклетов по созданию дома сенсорных коробок для родителей;

-  познакомить детей со свойствами и особенностями разных материалов

Ресурсы: Информационные: Интернет ресурсы, методическая литература. Технические: магнитофон. Материальные: Природные материалы – крупы, песок и другой сыпучий материал, Красители, бумага, емкости, игрушки и разные предметы мелкие предметы.

Подготовительный этап:

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Ожидаемый результат

  • Выявление проблемы (в ходе наблюдений отмечено, что дети испытывают трудности в умении себя занять и получении психологического комфорта)
  • Изучение методической литературы.
  • Определение целей и задач проект.
  • Диагностика игровой среды.
  • Подбор материалов для достижения поставленной цели.
  • Составление плана мероприятий по реализации проекта.
  • Разработка буклета для родителей  

Продуктивные виды деятельности:

изготовление травы, покраска крупы, размещение мелких игрушек и предметов в коробочки; насыпание песка и укладывание гирлянды в световой короб.

Беседа: Правила игры с коробками и коробом, соблюдение правил безопасности.

Беседа он-лайн:

В чём заключается творческая суть проекта. Ознакомила участников проекта с особенностями и правилами изготовления сенсорных коробочек и короба, а также наполнением их. Проговорили технику безопасности при их использовании в домашних условиях.

Оказание помощи в пополнении атрибутов для создания коробок и короба в группе.

Пополнение здоровьесберегающей среды в группе, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в ДОУ.

Повысить заинтересованность родителей в оздоровлении психологического спокойствия детей в домашних условиях.

 

Основной этап:

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Ожидаемый результат

Реализация проекта в группе: Организация игрового пространства.

Индивидуальные и групповые игры

Буклет «Сенсорные коробки и световой короб, как одна из форм  здоровье сберегающих технологий  для детей младшего дошкольного возраста».

Умение воспитанников организованно играть индивидуально и небольшими группами.

Заключительный этап:

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога и детей

Работа с родителями

Ожидаемый результат

  • Подведение итогов работы над проектом. 
  • Оснащение  РППС группы

Участие детей в играх с коробочками и коробом.

Оценка умений выполнять игровые упражнения, играть вместе. Планы на дальнейшее создание коробок  для игр.

Приобщить родителей к изготовлению игр для развития сенсорных эталонов и психологической комфортности ребенка.

Дети проявляют интерес к игровому сенсорному оборудованию. Положительный эмоциональный настрой  

Благодаря проектной деятельности мы смогли создать здоровье сберегающую и развивающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание ребенка в детском саду положительный психологический комфорт детей. Появился интерес к играм с данным оборудованием. Использование сенсорной коробки и светового короба в работе с дошкольниками это интересная и полезная работа, главное – заинтересовать ребенка, показать возможности для организации совместной и самостоятельной игры. Важно не забывать менять содержимое коробочки и не давать детям все сразу, чтобы каждая игра с давала детям ощущение новизны и необычности, оставалась для них всегда интересной, заманчивой, а главное – несла в себе развивающую и положительно-эмоциональную функцию.

Список используемой литературы

1.Волосникова Т. В. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения и родителей по оздоровлению детей // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - Т. 71. - № 1. - С. 31-35.

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.  Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставропольсервисшкола, 1999.

4.Никанорова Т. С., Сергиенко Е. М. Здоровячок. Система оздоровления дошкольников, 2006.

5. ссылка: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подвижная игра – как средство физического воспит и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста»

Подвижные игры, как исторически обусловленное явление, с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и лечебный. О...

Семинар-практикум для педагогов «Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий (технология обучения здоровому образу жизни)»

Гармоничное развитие ребенка в будущем возможно только при условии, что он будет здоровым. Поэтому нужно с самого раннего возраста приучать детей к заботе о своем здоровье. Важно достичь такого р...

Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здороьесберегающих технологий.

Создание здорового образа жизни для ребёнка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально физически развивающийся ребёнок трёхлетнего возраста обычно...

Проект "Здоровячок" Использование нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьясберегающих технологий.

Проект разработан в целях использования нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста и применения средств здоровьясберегательных технологий в обр...

Журнал "Расти, здоровым, малыш!" Использование сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий.

В проекте раскрывается содержание работы по использованию сенсорных пособий и нестандартного спортивного оборудования для укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста средствами здоровьесбе...

Опыт работы «Использование здоровье-сберегающих технологий в целях сохранения и укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста».

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, ...