Программа дополнительного образования по обучению плаванию (стилем брасс). Для детей старшего дошкольного возраста .Физкультурно-оздоровительной направленности (адаптированная) «Дельфиненок».
рабочая программа (физкультура, старшая группа) по теме

Умнова Кристина Владимировна

 

Пояснительная записка.

 

Одно из основных направлений работы образовательной деятельности МДОУ №156 является физкультурно-оздоровительное, ориентированное на эффективное физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка. В процессе решения этой задачи особое внимание уделяется усилению образовательного потенциала физической культуры через использование альтернативных методов и приёмов, дополняющих и обогащающих традиционные формы детской деятельности в условиях образовательного учреждения. Одна из них – это занятия плаванием. Плавание способствует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, служит одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребёнка. Поиск эффективных путей реализации данного направления с учётом современных требований привёл к организации дополнительный  образовательная секция по плаванию «Дельфиненок». Программа разработанной секции осуществляется основе «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» (занятия, игры, праздники), автор  Пищикова Н.Г. Москва 2008, которая не является основной образовательной программой по плаванию в МДОУ №156.

 

Методические указания

Физкультурно-оздоровительная секция « Дельфинёнок» является одной из форм по оздоровлению и укреплению детского организма, гармоничного психофизического развития.

         Программа  адаптирована  к условиям МДОУ №156 «Семицветик», рассчитана на 1 год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Формирование групп детей для занятий плаванием осуществляется на основе учёта индивидуальных и возрастных особенностей, состояния их здоровья и уровня освоения плавательных умений и навыков.

         Занятия проводятся во вторую половину дня, (в количестве 10 человек) продолжительностью 25-30 минут. Структура занятий традиционная и  состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с октября по апрель месяц. Количество занятий: в неделю1; в месяц – 4; в год – 28.

Цель программы – создание условий для повышения эффективности  оздоровления и укрепления детского организма, гармоничного психофизического развития с помощью одной из форм дополнительного образования по плаванию.

Задачи:

   Оздоровительные:

  •  Укрепить здоровье детей, содействовать их гармоничному психофизическому развитию;
  •  Содействовать расширению адаптивных возможностей детского организма;
  •  Совершенствовать опорно-двигательный аппарат, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма.

 

   Образовательные:

  •  Формировать теоретические и практические основы освоения водного   пространства;
  •  Учить плавательным навыкам и умениям.

 

  • Развивающие:
  •  Расширять спектр двигательных умений и навыков в воде;
  •  Развивать творческое самовыражение в игровых действиях в воде.

 

  • Воспитательные:
  •  Воспитывать нравственно- волевые качества, настойчивость, смелость, выдержку, силу воли;
  •  Формировать устойчивый интерес к занятиям по плаванию, обеспечить эмоциональное благополучие при выполнении упражнений в водной среде.

 

 

Ожидаемые результаты:

  •  Укрепление здоровья детей, снижение заболеваемости;
  •  Расширение адаптивных возможностей детского организма;
  •  Повышение показателей физического развития детей;
  •  Расширение спектра двигательных умений и навыков в воде;
  •  Развитие творческого потенциала и личностного роста ребёнка.

 

 

  •  Развитие эмоционального и двигательного раскрепощения в воде,     проявления чувства радости и удовольствия от движения;
  •  Формирование нравственно-волевых качеств.

 

Способы определения результативности:

  • для оценки освоения плавательных умений и навыков разработана диагностическая карта с контрольными упражнениями,  в которой фиксируются результаты обследования.

 

Для реализации программы необходимы:

  •  учебно-тематический план
  •  перспективный план
  •  конспекты занятий
  •  диагностическая карта
  •  комплексы упражнений на укрепление мышечного корсета (на суше)
  •  комплексы упражнений на формирование навыка правильной осанки
  •  упражнения на расслабление и образно-игровые.

 

   Программа опирается на общепедагогические принципы:

 

  • систематичности -  занятия проводятся в определённой системе, регулярные занятия несравненно больший эффект, чем эпизодические;
  • доступности, сознательности – формирование устойчивого интереса детей, как к процессу обучения, так и к конкретной задаче на каждом занятии;
  •  наглядности – создание у детей полного представления о разучиваемых движениях и способствование лучшему их усвоению;
  •  комплексности и интегрированности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса;
  •  личностной ориентации – учёт разноуровневого развития и состояния здоровья каждого воспитанника, умение адаптировать содержание к категориям разного возраста;
  • сопровождения – систематическое наблюдение за развитием ребёнка и оказание ему своевременной помощи в случаях опережения и отставания в развитии.

 

         Содержание материала каждого занятия направлено на решение нескольких задач, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом, объединяясь в одну общую. Содержание занятий строится в порядке возрастающей трудности, постепенного увеличения нагрузки, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: занятия первой и третьей недели – обучающие, второй и четвёртой недели – в игровой форме. При повторении упражнений, использовать задания одного типа, но разного содержания. Упражнения должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков, хотя индивидуальные данные каждого ребёнка могут внести свои коррективы.

 

                                                                                                                  Схема заданий на занятии.

Первая и третья неделя каждого месяца.

 

Подготовительная часть (на суше)

Основная часть

( в воде)

Заключительная часть

  • различные виды ходьбы, бег, упражнения на восстановление дыхания;
  • общеразвивающие, а также формирующие и корректирующие осанку упражнения;
  • специальные подготовительные упражнения для освоения различных видов движений на воде.
  • различные виды ходьбы в разном темпе;
  • игровые упражнения для развития дыхания, ориентирования, расслабления мышц;
  • специальные упражнения для освоения различных видов движений на воде  (для рук и ног).
  • свободное плавание с нестандартным оборудованием, предметами, игры;
  • контрастный душ;
  • дыхательные упражнения на суше с тонизирующим и успокаивающим эффектом.

 

Вторая и четвёртая неделя каждого месяца.

 

  • релаксационные упражнения для развития сюжетного воображения ( на суше);
  • дыхательные упражнения с тонизирующим и успокаивающим эффектом (на суше);

 

  • комплекс упражнений по формированию и коррекции правильной осанки;
  • комплекс упражнений на развитие ловкости и двигательных навыков на воде;
  • игры на воде, способствующие закреплению умений и навыков, полученных на занятиях в первую и третью неделю месяца.

 

  • свободные игры и плавание с нестандартным оборудованием, предметами;
  • контрастный душ.

Содержание программы.

 

Программа физкультурно-оздоровительного кружка «Дельфинёнок» реализуется в 4 этапа:

 I этап – исследовательский

 II этап  – подготовительный

 III этап – основной

 IV этап – диагностический ( оценочный)

 

I этап – исследовательский

 

Цель: выявление заинтересованности родителей и детей в организации кружка по дополнительному образованию, уровень сформированности физических качеств, умений детей для занятий по плаванию в кружке.

  • Анкетирование родителей.
  • Отбор детей с учётом их интересов.
  • Диагностика уровня плавательной подготовленности детей.

 

II этап – подготовительный

 

Цель: создание условий и организация кружковой и индивидуальной работы с детьми.

  • Разработка методических рекомендаций, индивидуальных маршрутов детей на занятиях по плаванию.
  • Разработка программы физкультурно-оздоровительного кружка по плаванию «Дельфинёнок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Приобретение оборудования для занятий.

 

III этап – основной

 

Цель: решение основных задач.

 

  • Педагогическое просвещение родителей.
  • Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни, совершенствование опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки.
  • Совершенствование плавательных навыков и умений.
  • Развитие творческих способностей у детей.

 

Для решения основных задач программы разработан,  учебный тематический план на год, включающий материал: на совершенствование плавательных умений и навыков, развитие физических качеств, дыхательного аппарата, на повышение двигательной активности.

 

Учебно-тематический план занятий

 

 

Б Л О К И

Подготовительная группа

Количество занятий

Количество часов в год

I блок – формирование теоретических и практических основ освоения водного пространства.

 

 

Овладение правилами безопасного поведения в бассейне.

Выработка культурно-гигиенических навыков.

Формирование умений определять собственное самочувствие.

1

30мин.

II блок –Дыхательные упражнения

 

 

Выдох в воду, руки свободно опущены внизу, стоя на дне бассейна, лицо опустить в воду, руки свободно опущены вниз.

          1 

       30 мин.

Выдох в воду, поднимая лицо (смотреть вперед)

          1

       30 мин

Во время скольжения, поднимать лицо

          1

       30 мин

III блок – Освоение работы ног брассом

 

 

Освоение работы ног брассом на суше

1

      30мин

Работа ног брасом с опорой о бортик (руки согнуты в локтях, на прямых руках, чередуя положения рук.

1

      30мин

Работа ног брасом на груди в скольжении с опорой о доску, круг с задержкой дыхания, голова под водой.

2

      1 час

Освоение ног брассом с опорой о бортик (руки согнуты в локтях, на прямых руках, чередуя положения рук)

2

      1 час

Работа ног брассом на спине: после скольжения, после толчка о бортик, с различным положением рук (вдоль тела, руки  вверх; одна рука вверх, другая вдоль тела)

3

1 час 30мин

Работа ног брассом на спине, руки за головой, поддерживают круг над головой

2

      1 час

IV блок Освоение работы рук: брасс на груди, на спине.

 

      1 час

Освоение работы рук брассом на груди, стоя на дне бассейна

2

      1 час

Работа рук брассом на груди после скольжения с задержкой дыхания.

2

      1 час

Проплывание брассом на груди с полной координацией (скольжение, выдох в воду, работа рук)

4

         2

Проплывание брассом на спине с полной координацией.

3

1 час 30мин

Проплывание контрольных отрезков в полной координации брассом на груди, брассом на спине.

          1

         30 мин

Сдача нормативов на значок «Умею плавать»

          1

         30мин

V блок – развитие физических качеств (совершенствование двигательных навыков)

 

 

Формирование мышечного корсета

Задачи решаются на каждом НОД

 

Развитие гибкости

 

Развитие силовых возможностей

 

Формирование правильной осанки

 

ИТОГО

 28

14 часов

 

   Материал по освоению плавательных умений и навыков разработан на каждое занятие в программе «Обучение плаванию детей дошкольного возраста» Пищикова Н.Г., но игры и упражнения, которые включены, можно упрощать или усложнять от уровня физического развития ребёнка. Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

 

IV этап – диагностический (оценочный)

 

Цель: подведение итогов работы, обобщение накопленного опыта, поиск новых нестандартных решений. 

 

  • Анализ достигнутых результатов.
  • Анализ проведённых занятий.
  • Повторное анкетирование родителей.
  • Определение перспективных направлений работы.

 

  Для анализа достигнутых результатов разработана диагностическая карта (пр.1) оценки плавательной подготовленности детей. Диагностика проводится один раз в год (итоговая). В диагностическую карту внесены контрольные упражнения программы.

 

Оценка качества выполнения контрольных упражнений программы:

 

  • Низкий уровень – Н

Ребёнок допускает существенные ошибки в технике движений, не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении инструктора – на суше и в воде.

 

  • Средний уровень – С

Ребёнок владеет основными элементами техники большинства упражнений, способен самостоятельно выполнять упражнения на основе предварительного показа.

 

  • Высокий уровень – В

Ребёнок проявляет стойкий интерес к физическим упражнениям, самостоятельно делает освоенные упражнения на суше и в воде.

 

Для более успешного освоения детьми программы главным является взаимодействие: педагог – родители – дети. При проведении занятий по плаванию уделяется особое внимание безопасности и здоровью каждого ребёнка.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по английскому языку "FUNNY ENGLISH" для детей старшего дошкольного возраста

Данная программа по английскому языку была создана с учетом новых ФГТ и возрастными особенностями дошкольников. В ней используются инновации и многие педагогические технологии, используемые в обу...

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа дополнительного образования по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста...

Программа дополнительного образования по воспитанию духовно – нравственной культуры для детей старшего дошкольного возраста «Горенка».

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения одна из сложнейших и актуальных проблем на сегодняшний день, которая должна решаться педагогами и родителями. В современном мире...

Презентация по теме : "Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»"

В презентации представлен результат работы по программе дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в дет...

Программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) «Экология в детском саду»

Данная  программа дополнительного образования по формированию основ экологической культуры составлена и разработана на основе программ и пособий: программы «Детство» под редакцией Т. ...

Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Олимпийцы»

Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Олимпийцы»

Программа дополнительного образования с одаренными детьми по физическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....