Подвижные игры в подготовительной группе ДОУ
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Лялина Виктория Владимировна

Подвижные  игры и пальчиковая гимнастика в подготовительной группе ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igryword_2.doc390 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры.

1. «ЭХО»

(игра малой подвижности)

 

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

    Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

2. «ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

(игра малой подвижности)

 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

 Дети стоят в кругу, в центре – учитель Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают.

     Называя предмет, инструктор поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д.

     Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.

Вариант

     Игру можно проводить во время медленной ходьбы.

 

3. «БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

(игра малой подвижности)

 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

  Преподаватель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, преподаватель говорит:  «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

Вариант

  Дети выполняют то, что показывает преподаватель, а не то, что он говорит.

4. «ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

(игра малой подвижности)

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

  По классу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.

     Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.). Не разрешается брать предметы с пола руками.

УсложнениеПравой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

5.«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»

(игра малой подвижности)

 Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

 Дети становятся в круг. Учитель предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

6. «Мышеловка»

 Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движения со словами, ловкость. Упражнять в беге и приседание, построение в круг и ходьбе по кругу.

Описание игры: играющие делятся на две неравные команды, большая образует круг – «мышеловку», остальные – мыши. Слова:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Затем дети опускают руки вниз, и «мыши» оставшиеся в кругу встают в круг и мышеловка увеличивается.

7. «Угадай, что делали»

 Цель: развивать у детей выдержку, инициативу, воображение.

Описание игры: выбирают одного ребенка, который отходит на 8 – 10 шагов от остальных и поворачивается спиной. Дети договариваются, какое действие они будут изображать. По слову «пора», отгадывающий поворачивается, подходит к играющим и говорит:

Здравствуйте, дети!

Где вы бывали?

Что вы видали?

Дети отвечают:

Что мы видели – не скажем,

А что делали – покажем.

Все дети изображают какое – нибудь действие (играют на гармошке, скачут на лошадях и т. д.) Водящий должен отгадать это действие. Продолжительность игры 4-6 минут.

Пальчиковые игры.

1. ПОРИСУЕМ

Раз, два, три, четыре, пять —

(Пальцы сжаты в кулаки, показать цифры, поочередно разгибая пальцы.)

Будем вместе рисовать (Вращаем кистями рук в одну сторону.)

Порисуем мы руками (Вращение кистями в другую сторону.)

Домик папе, (Показываем домик из пальчиков.)

Домик маме. Этот домик для тебя. (Показываем трубу домика пальцами рук.)

Этот домик для меня. Нарисуем сад вокруг, В нем деревья там и тут

(Одна рука на пояс, другую отводим в сторону, затем меняем положение рук.)

В сад пойдем мы погулять И начнем игру опять.

(Ходьба на месте.)

 2. ПОПУГАЙ

Жил на свете попугай. Крылья шире расправляй. (Руки в стороны, влево, вправо.)

Он любил летать всех выше, Выше пальм, жирафов выше. (Потянуться на носках, руки вверх.)

В гости к деткам прилетал, Вместе с ними отдыхал, (Делать присядания.)

прыгал, кланялся, шалил, (Наклоны головы или туловища вперед.)

с малышами говорил.

 3. ДОЖДИК

Меж еловых мягких лап

[оглаживаем подушечками пальцев поверхность

стола.)

Дождик кап-кап-кап. (Стучим пальцами по столу.)

Где сучок давно засох, Серый мох, мох, мох.

/Касаемся стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук.)

Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб.

. Поднимаем руки над столом, пальцы то складываем вместе, то раскрываем широко.)

Кто нашел его, друзья?

, Указательным пальцем правой руки касаемся поочередно всех пальцев левой руки.)

Это я, я, я!

 разжимаем все пальцы левой руки, кроме мизинца, показываем его.)

 

4.ЗАЙЦЫ

Скачет зайка косой

(Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)

Под высокой сосной.

(Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Под другою сосной

(Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.)

Скачет зайка другой.

(Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные выпрямить и соединить.)

5.НА ПРОГУЛКУ

Раз, два, три, четыре, пять.

(Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого.)

Вышли пальчики гулять.

(Ритмично разжимаем и сжимаем все пальцы вместе.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца.)

В домик спрятались опять. (Ритмично сжимаем все пальцы вместе.)

 6. «Зоопарк»

Мы шагаем в зоопарк

(указательный и средний пальцы ходят по столу),

Побывать там каждый рад (хлопки в ладоши и стук кулачков)

Там пони, зебры, крокодилы,

Попугаи и гориллы,

Там жирафы и слоны,

Обезьяны, тигры, львы, (загибать пальцы)

А в руках у нас ружье (показать руками),

Фотографирует оно (изображать фотоаппарат),

Сделаем всем фото (показать руками),

Вот охота так охота (сжимать и разжимать пальцы).

7.«Куколка»

Наша куколка гуляла (шагают по столу средний и указательный пальчики)
И играла, и плясала, (шагают по столу безымянный и средний пальчики)
До чего ж она устала – (шагают по столу мизинчик и безымянный пальчики)
Забралась под одеяло. (Ребенок кладет одну руку на стол, а другой закрывает ее)

Физкультминутки.

1.Бегут, бегут со двора.

Бегут, бегут со двора (Шагаем на месте.)
Гулять, гулять в луга: (Прыжки на месте.)
Курка-гарабурка-каки-таки, (Хлопаем в ладоши.)
Утка-поплавутка-бряки-кряки, (Топаем ногами.)
Гусь-водомусь-гаги-ваги, (Приседаем.)
Индюк-хрипиндюк-шулты-булды, (Хлопаем в ладоши.)
Свинка-топ стоспинка-чахи-ряхи, (Топаем ногами.)
Коза-дерибоза-мехе-беке, (Приседаем.)
Баран-крутороган-чики-брыки, (Хлопаем в ладоши.)
Корова-комол а-тпруки-муки, (Топаем ногами.)
Конь-брыконь-иги-виги. (Шагаем на месте.)

2.А часы идут, идут.

Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.Бабочка. 

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

4. Листики.  

Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (присесть) 
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели. (присесть) 
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели
И на землю тихо сели. (присесть)

5. Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок. (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! (Вращение головой вправо и влево.)

6. Весёлые гуси 

(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи —
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый —
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
Весёлые прыжки
Раз, два — стоит ракета.
Три, четыре — самолёт.
Раз, два — хлопок в ладоши, (Прыжки на одной и двух ногах.)
А потом на каждый счёт.
Раз, два, три, четыре —
Руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре —
И на месте походили. (Ходьба на месте.)

7. Во дворе растёт подсолнух. 

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место. (Дети садятся.)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ.

Цели урока:

познавательные: 

а) познакомить учащихся с составной задачей в 2 действия и оформлением записи её решения;
б) формировать навык решения простых задач;
в) совершенствовать навыки сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел в пределах 100;

развивающие: 

а) формировать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать; выдвигать гипотезы и предположения;
б) проводить наблюдения, преобразовывать условия задачи;
в) тренировать память, мышление, воображение;

воспитательные: 

а) воспитывать исполнительность, внимательность, добросовестность, уверенность в себе;
б) воспитывать чувства, обеспечивающие успешность творческой деятельности: увлечённость, сообразительность, инициативность, самостоятельность.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение целей урока.

- Сегодня на уроке мы будем учиться решать новые задачи, но чтобы решить любую задачу необходимо уметь выполнять действия с числами, т.е. решать примеры.

2.Проверка домашнего задания: с. 55 № 5 ( учебник Моро для 1класса)

-У кого примеры, заданные на дом, вызвали затруднения?

- Давайте постараемся решить аналогичные примеры, записанные на доске. Игра “Найди пример”.

На доске запись:

1) 17 – 10 – р

2) 16 – 10 – е

3) 10 + 8 – л

7) 14 – 1 - г

5) 18 + 1 - а

2) 9 – 3 - е

1) 2 + 10 – м

6) 15 – 5 -т

8) 12 – 0 - м

- Отвечайте на мои вопросы, поставьте под числа нужные буквы и прочитайте слово:

10

6

18

6

13

7

19

12

12

19

Т

е

л

е

г

р

а

м

м

а

  1. Найдите пример, в ответе которого только десятки;
  2. пример, в ответе которого однозначное число;
  3. ответ-1десяток и 8 единиц;
  4. уменьшите 10 на 3 и найдите пример с таким ответом;
  5. в ответе какого примера не хватает 1единицы до 2 десятков;
  6. на сколько 20>10?, найдите пример с таким ответом;
  7. найдите пример, где вычитаемое 1 и решите;
  8. в каком примере уменьшаемое = разности.

Какое слово у вас получилось? (Телеграмма).

-Правильно, к нам на урок пришла телеграмма.

(Учитель читает текст телеграммы: “Дорогие первоклассники! Будьте внимательны, вас ждут новые задачи”).

Подготовка к новой теме.

-Прежде чем приступить к решению новых задач, нужно потренироваться решать их устно. ( Приготовили вееры с цифрами.)

1) Настя прочитала 12 сказок, а Ваня 3. Сколько сказок прочитали они вместе?

-Измените вопрос так, чтобы она решалась вычитанием.

2) В 1 классе Лена израсходовала 9 тетрадей в клетку, а во 2 классе на 7 тетрадей больше. Сколько тетрадей израсходовала Лена во 2 классе?

-Что нужно изменить в задаче, чтобы она решалась так: 9 – 7.

Работа над новой темой.

-Ребята, вы хорошо справились с предыдущим заданием, а теперь будем решать задачи, написанные на доске:

-Решите устно:

1) На первой проволоке 10 шариков, а на второй на 3 шара меньше. Сколько шариков на второй проволоке?

2) На первой проволоке 10 шариков, а на второй 7. Сколько всего шаров на двух проволоках?

-Прочитайте внимательно эти задачи.

-Что в них общего?

-Подумайте, кто-нибудь из вас сможет составить из двух задач одну, с двумя вопросами? (Выслушиваю ответы детей.)

Открываю задачу, записанную на доске:

На первой проволоке 10 шаров, а на второй на 3 шара меньше. Сколько всего шаров на двух проволоках? Сколько шаров на второй проволоке?

-Прочитайте. В задаче два вопроса. Подумайте, на какой вопрос вы сможете ответить сначала, на первый или на второй?

-А без него можно узнать, сколько шаров на двух проволоках?

Стираю второй вопрос.

-Второй вопрос был в задаче дополнительным, облегчающим решение.

Теперь мы будем решать такие задачи без вопроса- помощника.

-Давайте вместе с вами её решим. (ученик у доски).

-Что нам известно в задаче?

-Что сказано про число шариков на второй проволоке?

-Повторите вопрос задачи. Как нам обозначить это в краткой записи? “}”.

-Какой вопрос в задаче будет главным?

-Можем ли мы на него ответить?( Нет.)

-А на какой вопрос можем?

На доске наборное полотно с шариками.

-Что мы знаем о шариках на второй проволоке?

-Что значит на 3 меньше? (их 10 без 3).

-Где находятся шарики на второй проволоке? (за полоской).

-Как узнать сколько их?

1) 10 – 3 = 7(ш.)

-Теперь мы можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

2) 10 + 7 = 17(ш).

-Решение этой задачи можно записать числовым выражением:

-Смотрим на второе действие: 10 было в задаче? (было), пишем 10+.

-А 7 было в задаче? (нет). Как мы её нашли? 10 – 3. Записываем:

10 + (10 – 3) = 17

Вывод: сегодня мы рассмотрели задачу, в которой нельзя ответить на поставленный вопрос одним действием, т. к. для этого не хватает известных данных.

-Задачи в два действия называются составными.

Физкультминутка.

1,2,3,4,5 - все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину заложим,
Голову поднимем выше-
И легко-легко подышим.(пауза)
Раз - подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.

Первичная проверка понимания нового материала.

Решение задачи из учебника. ( Математика. М. И. Моро. С. И. Волкова. С. В. Степанова.), стр.56 № 2.

“В одном ящике 8 кг яблок, а в другом – на 2 кг больше. Сколько всего килограммов яблок в этих ящиках?”.

Ученик решает у доски с объяснением.

-Что обозначает число 8?

-В выражении 8 + 10 = 18 что обозначает число 10, а что – 8 + 10?

Закрепление изученного материала.

На наборном полотне показано условие задачи:

-Составьте задачу по рисунку и решите её.

(Например: Серёжа нарисовал 8 зелёных квадратов, а жёлтых – на четыре квадрата больше. Сколько всего квадратов нарисовал Серёжа?).

-Составим вместе план решения задачи.

-О чём говорят два знака вопроса?

-Какой вопрос главный? Обведите его.

-Что мы можем узнать сначала? Каким действием?

-Теперь можем ответить на главный вопрос задачи? Как?

-Мы составили план решения. Запишите решение задачи самостоятельно.

(Два ученика записывают решение задачи у доски.) Проверка с объяснением.

Итог урока.

-Чему мы учились на уроке?

-Поднимите красный светофор те ребята, которые научились решать составные задачи, а зелёный те, кто ещё не уверен в себе. Решать такие задачи мы продолжим на следующих уроках.

Диагностика.

На доске записаны четыре выражения:

1) 6 + 3 

3) 6 + (6 + 3)

2) 6 – 3 

4) 6 + (6 – 3)

-Я буду читать вам условия задач. Вы должны определить, какое из выражений является решением каждой задачи и записать номер выражения.

Задачи:1) На поляне растёт 6 сосен, а елей на 3 дерева меньше. Сколько елей растёт на поляне? (2)

Задача записана на доске.

2)Для украшения ёлки дети сделали 6 снежинок, а фонариков на 3 больше. Сколько всего игрушек сделали ребята?(3)

-Что обозначает выражение (6 + 3), а выражение 6 + (6 + 3)?

Проверка. (2, 3).

-Кто попробует сам составить задачу, которая решалась бы так: 6 + 3.

-А теперь задачу, у которой решение – 6 + (6 – 3).

-Молодцы, вы все хорошо потрудились на уроке.

Домашнее задание.

-На дом я предлагаю творческое задание. Каждый из вас должен придумать составную задачу, т. е. задачу, которая решается двумя действиями.

Урок обучения грамоте 1 класс ( по Азбуке В.Г.Горецкого)

Тема урока:         Согласные буквы Гг,

                        согласные звуки [г], [г]

Цель урока:        1.Изучить с детьми букву Гг (ее внешний вид, чтение слогов, слов и предложений с этой буквой, написание ее по прописи, способы соединения с другими буквами).

        2.Формировать умение звукового анализа, развивать фонематический слух.

        3.Обогащать словарный запас, развивать кругозор.

        4.Воспитывать интерес и желание читать, бережное отношение к природе.

Оборудование:        «Русская азбука В.Г.Горецкого, рисунки цветов, грибов, карточки со словами».

Ход урока

I.Организационный момент

1.Приветствие

   Динь-дилинь звенит звонок

   Начинается урок.

2.Правила поведения на уроке

II.Актуализация знаний.

1.Упражнение на дыхание. (речевая зарядка)

- Закройте глаза и представьте цветочки. Давайте понюхаем их. (Медленный глубокий вдох, задержим дыхание, запомним аромат, долгий полный выдох) (3-4 раза). А теперь нюхаем все цветочки, смешиваем ароматы. (Короткие быстрые вдохи и долгий выдох).

- Откройте глаза.

- Давайте рассмотрим цветы, которые мы нюхали, а для этого проведем игру.

2.Игра «Найди 2 одинаковых цветка»

-Все цветки, вроде, одинаковые, но они разные, но среди них есть по 2 одинаковых цветка. Найдите их.

  А а,                 П п,                  Р р,                 М м,                 И и,                    Б б,

(астра)        (пион)                (роза)                (мак)                (ирис)                (бархатцы)

(показ рисунков цветов)

3.Игра «Какими звуками отличаются слова?»

Я прочту пару слов, а вы должны быть очень внимательными. Вы должны сказать какими звуками отличаются данные слова (парные звуки и глухие согласные). (показ карточек з-с, т-д, п-б).

коза – коса, зайка – сайка, тачка – дачка, палка – балка, точка – дочка.

4.Игра «Какое слово я произнесла?»

-Произнесу слова по звукам с промежутком во времени. Вы должны назвать слово целиком.

Д.о.м.,         у.т.к.а.,         в.а.з.а.,         к.о.т. 

(показ карточек со словами)

III.Постановка темы урока.

-Сегодня у нас на уроке гость. Он принес с собой новую букву и новый звук. А что это за гость и какая эта буква и звук вы должны догадаться сами.

IV.Работа над новым материалом.

1.Работа над звуком [г].

1) Отгадывание загадки. (грибы)

        По дорожке, по тропинке

        В лес за ними мы пойдем.

        Если место попадется,

        По лукошко наберем. (грибы)

        Стоит лепешка

        На одной ножке,

        Кто мимо ни пройдет

        Всяк поклонится. (грибы)

-Значит сегодня к нам на урок пришел царь грибов – гриб Боровик. А какой звук он нам принес?

2) Выделение звука [г] из слова «грибы».

-Какой звук мы слышим в начале отгадки?

-Поучимся произносить звук [г].

3) Характеристика звука [г]

-Расскажите о звуке [г]. Какой это звук? (согласный).

-Ладонью закройте уши и еще раз произносите этот звук.

-[г] какой согласный? (звонкий согласный)

4) Звуко-буквенный анализ слова грибы

-Произнесем слово – отгадку  грибы.

-Сколько в слове слогов? (2)

-Какой звук слышится в начале? [г]. Охарактеризуйте его?

-Второй звук [р ], третий [и], четвертый [б], пятый [ы]?

5) Составим схему слова

-звук [г] твердый или мягкий.

-звук [г] может быть мягким. Например: гитара – [г ]

6) Вывод: г – звонкий согласный, может быть твердым или мягким.

2. Работа над буквами Гг.

1) Знакомство с буквами Гг по «Русской азбуке»

-Мы познакомились со звуками [г], [г ]. Эти звуки обозначаются буквами ГГ (гэ). Откроем «Русскую азбуку» на странице 123. Как вы думаете, на что похожа буква Г? Послушайте стихи.

  1. И подобно кочерге,

Горбит спину буква Г.

  1. Букву на плечах носил,

На лугу траву косил.

2) Конструирование буквы из цветных ниток.

-Соорудите (сделайте) из цветных ниток букву Г.

3) Почему в азбуке даны две буквы Гг? Для чего нужна большая буква Г (Заглавная)?

4) Чтение слогов: ги, гу, га, ге, го по «Русской азбуке»

3.Письмо по Прописи.

1) Работа с алфавитом.

- А на письме (в тетрадях) звук [г] обозначаем такими буквами Гг. Назовите соседей буквы Гг. (в-д). Сегодня мы с вами будем учиться писать маленькую букву г (строчную).

2) Зарядка для пальцев.

- Сначала подготовим пальцы к работе.

Вот за партами ребята (раздвинули пальцы широко)

Расшалились, как котята (шевелим пальцами)

Парты пальчиками трут.

Словно лапками скребут (подушечками пальчиков трем о парту)

Наши пальцы, как котята,

Тоже вздумали играть (стучим подушечками пальцев по парте)

Что за ловкие ребята! (пальцы «борются»)

Как же можно их ругать?

3) Показ учителем письма буквы г

- Начинаем писать чуть выше середины рабочей строки. Идем с закруглением вверх, закругляем, опускаем наклонную с закруглением вниз.

4)  «Письмо» буквы в воздухе (1 и 2)

5) «Письмо» пальцев на ладошке.

6) «Письмо» пальцев на спине товарища.

7)  «Правила красивого письма» (я тетрадь свою открою…)

8) Письмо буквы г в прописи.

9) Письмо слогов с буквой г (! Гл) (кто успеет пишет предложение)

V.Физкультминутка.

4. Скороговорка.

1) Четкое проговаривание каждого звука

Га – га – га – гогочет гусь

2) Игра «Далеко – близко»

Повторяем скороговорку сначала только губами, затем шепотом, затем в полный голос, опять шепотом и только губами.

5. Составление рассказа на тему «Город гномиков».

- Ребята, кого вы видите на рисунке? (гномиков)

- Да, это город гномиков.

- Чем занимаются жители города?

- В форме чего построены дома? ( дома построены в форме грибов и они не похожи друг на друга)

6. Рассказ учителя о грибах.

  1. И на самом деле в природе грибов огромное количество. Встречаются самые разнообразные грибы.

- Ребята, кто из вас когда-нибудь собирал грибы?

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вы знаете?

- А как нужно собирать грибы?

(Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом, если будем тянуть гриб из земли на этом месте новый гриб не вырастет. Это очень плохо, так собирать нельзя).

- Грибы бывают съедобные и несъедобные (ядовитые). Прежде чем собирать грибы вы должны очень хорошо разбираться в грибах.

  1. Давайте познакомимся с некоторыми грибами: опята, подберезовик, боровик, подосиновик, грузди, маслята, лисички, мухомор, бледная поганка.(рисунки с надписями)
  2. Теперь я проверю, как вы умеете разбираться в грибах. Давайте соберем съедобные грибы в лукошко. У грибников есть пословица: «Не ходи за грибами с ведром – не губи лесное добро, клади их в плетеное лукошко – пускай подышат немножко». Поэтому мы тоже будем собирать грибы в лукошко (корзину)

7. Чтение текста, страница 123

1) А теперь прочитаем рассказ, как дети собирали грибы.

2) Работа над содержанием.

- Какие грибы собрала Галя?

- Какие грибы собрал Гена?

- Кто собрал съедобные грибы?

VI. Итог урока. Рефлексия.

- Урок подошел к концу.

- С какими звуками и буквами мы познакомились?

- Что вам понравилось на уроке?

- А мне очень понравилось, как вы работали.

Прощаться пришла пора

И азбуку закрыть пора!

С ней узнали много слов

И много всяких всячин,

И если ты запомнил их

Не зря урок потрачен.

Тема: «Насекомые»

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.
  2. Развивать речь, память, внимание.
  3. Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Повторение изученного.

  1. Как называют животных, которые кормят своих детей молоком? (млекопитающие)
  2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)
  3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
  4. Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
  5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)

Игра « Найди лишнее животное»

Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)

Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)

Змея, ящерица, лягушка (лягушка - не входит в группу пресмыкающихся)

Работа с календарём природы.

  1. Какое сейчас время года? (зима)
  2. Назовите зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)
  3. Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)

  1. -Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.

III. Изучение нового материала

Игра «Отгадай насекомое» 

От цветка к цветку летает,

Утомится – отдыхает (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь

Тут уж вволю нажжужжусь (жук)

С ветки на тропинку

С травки на былинку

Прыгает пружинка

Зелёная спинка (кузнечик)

Не змея, а жалит

(оса)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик (стрекоза)

Не птица, а с крыльями

Над цветком летает,

Медок собирает (пчела)

Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

  1. Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)
  2. Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, то погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… - Что решили животные?

Вывод: насекомые все нужны.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

Определение признаков насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.

1 признак

«6 ног»

- У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага, а водяные жуки используют их для плавания

- Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)

2 признак

- Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

- Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

Выставляются таблички.

«голова»

«грудь»

«брюшко»

- Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)

Физминутка «Кузнечики» 

Поднимаем плечики,

Прыгают кузнечики

1,2 сели,

Травушку поели

Тихо, тихо высоко

Прыгаем на носках легко

4.Питание насекомых

  1. А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)
  2. У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаются насекомые)
  3. Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки
  4. Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь
  5. Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка
  6. Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)

3 признак насекомых (наличие усиков)

  1. А чем питаются ночные бабочки? (нектаром).
  2. А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помогает запах).
  3. Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.
  4. Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

4 признак (наличие двух пар крыльев)

  1. Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)
  2. Что помогает их передвижению?(крылья)
  3. У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара)
  4. Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

- А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

Узнай животных по описанию.

Я плету красивую, легкую сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пчела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).

- А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.

Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелика – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.

Работа в парах.

Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)

Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)

Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)

Кроссворд.

Ответы:

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

В выделенных клетках — таракан

Индивидуальная работа по карточкам.

Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда не ловить бабочек).

(Ответы: 1,3,4,2)

Беседа по охране насекомых.

-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.

-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)

-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.

- В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.

-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)

( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

IV Итог урока.

Продолжите предложение

«Я узнал», ( новое о насекомых)

«Я повторил», ( группы животных)

«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются от других животных, необходимо их охранять)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для подготовительной группы

Если привить интерес к подвижным играм в детстве, то в будущем это принесет немалую пользу....

подвижные игры для подготовительной группы

список и описание подвижных игр для подготовительной группы...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тематическое планирование подвижных игр для подготовительной группы на пятидневную неделю. Все игры планируются на 9 месяцев по лексическим темам. Что позволяет педагогам грамотно и четко планировать ...

Подвижные игры в подготовительной группе

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила...

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ....

Подвижные игры в подготовительной группе

«Горелки» Цель: учить детей бегать в парах на скорость, начинать бег только после окончания слов. Развивать у детей быстроту движений, ловкость.Ход игры:Дети становятся в колонну парами. Впе...

Подвижные игры в подготовительной группе. (Организация, проведение, игры).

   П.Ф. Лесгафт считал, что игра есть упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни. Она является самостоятельной деятельностью, в которой развивается собственная инициати...


 

Комментарии