Здоровячок
методическая разработка (физкультура) по теме

Программа оздоровления детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovyachok_-_kopiya.doc320 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Утверждаю:

                                                                             Заведующий

                                                                             ГБОУ ЦРР-детский сад №1647

                                                                               ______________Батракова Н.Н.

 

        Программа                                    оздоровления детей «Здоровячок»        

ГБОУ ЦРР- детского сада  №1647

                                                            Принято на общем собрании трудового       коллектива от «   »                    г.

Программа разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления подрастающего поколения в ДОУ. Она определяет основные направления, задачи, а также план действий и реализацию их в течение 5 лет. Программа способна изменить лицо образовательного учреждения и создать новые условия для воспитания здоровой личности.

Раздел 1 1.1. Общие положения

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и девства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здоровья.

По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.

Поэтому в дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся   на  многофакторном   анализе   внешних   воздействии,   мониторинге

состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.

1.2. Цель программы

Программа «Здоровичок» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

1.3. Ненормативное обеспечение программы

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.

3.Устав образовательного учреждения.

1.4. Ожидаемые результаты

1.Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние   образа жизни на состояние здоровья.

2.Повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
З.Овладение навыками самооздоровления.        

4.Снижение уровня заболеваемости.        

1.5. Объекты программы        

Дети дошкольного образовательного учреждения. Семьи детей, посещающих

образовательное учреждение. Педагогический коллектив образовательного

учреждения.

                         1.6 Анализ работы за прошедшие 5 лет.

  Повышение эффективности образовательного процесса напрямую связано с работой по улучшению здоровья ребенка. В структуре острой заболеваемости ведущее место занимает ОРЗ И ГРИПП.  На уровень заболеваемости в ГБОУ оказывали большое влияние общий уровень физического развития детей, определяемый по группам здоровья  в процессе углубленного медицинского осмотра. Уменьшилась доля детей с I группой здоровья, а количество детей со II и III группой здоровья год от года возрастает. Это и есть одна из вероятных причин роста заболеваемости детей, это вновь пришедшие в детский сад дети. За прошедшие года отсутствовали случаи детского травматизма. Качество питания в детском саду соответствовало стандартам дошкольного образования.

                СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ПО ГРУППАМ ЗДОРОВЬЯ.

                ГОДЫ

2009

2010

2011

КОЛ-ВО

ДЕТЕЙ


200


205


222

Первая  группа здоровья


90


90


86

Вторая группа здоровья


106


112


128

Третья группа здоровья


     4


           3


                 8

Средняя посещаемость на 1 ребенка

17.5%

17.6%


17.8%

Анализ заболеваемости.

Показатели за 3 учебных года

2009

2010

2011

Число дней функционирования

1 ребенка

80

95

147

Заболеваемость в детоднях на 1 ребенка

6,2

6.2

6.5

Простудная заболеваемость, %

ОРВИ

6.2

6.2

6.2

Часто болеющие дети, %

3.8

4.5

4.5

Дети с хроническими заболеваемости (ф.30), %

1.8

2

3.6

Группы здоровья

I  

43,9

44

39

II

52,1

52.5

57.4

III

3,9

3.5

3.6

В ГБОУ проводятся различные формы оздоровления детей:  точечный массаж; прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, иодированные продукты(молоко, хлеб, соль).

В результате выяснились недостатки, упущения в вопросах оздоровления детей: недостаточно информации по данному вопросу в родительских уголках и формы работы с родителями не интересны. Родители не владеют практическими навыками оздоровления детей. Поэтому задачу оздоровления детей, а именно, осознанного отношения к своему здоровью, а также обучению родителей практическим умениям и навыкам  оздоровления  детей – коллектив ГБОУ будет продолжать решать и в следующих годах.

Раздел 2 Основные принципы программы

1. Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2.Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и

родителей в поиске новых, эффективных методов

и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

З.Принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач

в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между

возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированно — реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Раздел 3 Основные направления программы

Профилактическое

1.Обеспечение благоприятного течения адаптации;

2.Выполнение сангигиенического режима;

3.Проведение обследований по программе и выявление патологий;

4.Решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры;

5.Предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики;

6.Проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.

Организационное

1.Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;

2.Определение показателей физического развития, двигательной  подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики;

3.Составление индивидуальных планов оздоровления;

4.Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;

5.Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров;

6.Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей,

родителей, сотрудников.

Раздел 4 Обеспечение реализации основных направлений программы.

4.1. Техническое и кадровое обеспечение

1   Приобретение необходимого оборудования: — медицинского (люстры Чижевского, кварц); — спортивного (спортивный комплекс « Словения», сухой бассейн); — мебели (столы и стулья)

Зав. ДОУ Зам. зав. по АХЧ

2   Осуществление ремонта; — пищеблока;

— прачечного комплекса;

— коридоров;

— игровых площадок

Зав. ДОУ Зам. зав. по АХЧ

3.   Оборудование помещений:

— уголка ОБЖ;

— спортивного зала;

Ст.воспитатель Специалисты

4.   Пополнение среды нестандартными пособиями:

— чудо-ковриками

Воспитатели



5.   Введение дополнительных услуг;                                               — спортивный кружок

      « Школа мяча»

музыкальные руководители;                                      инструктор по физической культуре

6. Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ   (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного  времени, своевременный ремонт мебели и оборудования в ДОУ)

Зам. зав. по АХЧ


4.2.Организационно- методическое и психолого- педагогическое обеспечение.


















4.2. Организационно-методическое и психолого-педагогическое обеспечение

1.   Разработка программы оздоровления и осуществление контроля за выполнением

оздоровительных мероприятий, физическим

и нервно-психическим развитием детей

Администрация

2.   Разработка модели внедрения

здоровьесбсрегающих методик в УВП

Ст.воспитатель

3.Поиск, изучение и внедрение -эффективных технологий и методик оздоровления: — ароматерапия Г. Лавреновой; — сеансы самооздоровления В. Т. Кудрявцева; — энергетическая гимнастика Н. Семеновой, М. Перепе лицина; — учебная гимнастика П. Деннисона; — спецзакаливание А. Уманской; — парадоксальная гимнастика А. Стрельниковой; — психофизическое раскрепощение и оздоровление в структурах учебного процесса В. Базарного; — вибрапионно-вокальные упражнения М. Лазарева; — ВЛГД Бутейко; — АФК В. Казьмина; — театр физического развития и оздоровления Н. Ефименко

     Заведующая

Ст.воспитатель

4.  Проведение упорядочения учебной нагрузки активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение дней радости, каникул, гибкий график занятий)

Ст.воспитатель

5.   Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей (Кодекс жизни группы, Кодекс чести педагога)

Воспитатели

6.  Введение специальных занятий (ОБЖ)

Специалисты

7.   Проведение валеологизации всего учебного процесса (психологический фон занятий, методы и формы обучения, длительность занятий, санитарно-гигиенические условия)

Ст.воспитатель

8.  Продолжение работы по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Воспитатели

9. Организации работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (выпуск газет,  проведение цикла лекций, оказание консультативного пункта)

Воспитатели

10. Участие в семинарах, методобъединениях

Ст.воспитатель

воспитатели

11.  Внедрение здоровьесберегающих технологий в УВП   ГБОУ

Зав. ДОУ

Ст.воспитатель

воспитатели

                           Раздел 5 Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение здорового ритма жизни

— щадящий режим (адапт.период);

-гибкий режим;

— организация микроклимата и стиля жизни группы;

Все группы

2.

Физические упражнения

- утренняя гимнастика;

 - физкультурно-оздоровительные занятия;

— подвижные и динамичные игры;

— профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение)

— занятия в секции «Школа мяча»;

 — пешие прогулки (турпоход);

 - созданы уголки по физической культуре в каждой группе для индивидуальной работы с детьми.

все группы

3.

Гигиенические и водные процедуры

— умывание;

 — мытье рук; игры с водой;

— обеспечение чистоты среды;

вес группы

4.

Свето-воздушные ванны

— проветривание помещении (в том числе сквозное);

— прогулки на свежем воздухе ;

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

все группы

5.

Активный отдых

— развлечения, праздники; — игры-забавы;

— дни здоровья;

 — каникулы

все группы

-// —

6.

Арома- и фитотерапия

— фитопитание ( отвары);

- аромамедальоны ( с чесноком и луком).

вес группы

7

Диетотерапия

— рациональное питание;

 — индивидуальное меню (аллергия, ожирение, хронические заболевания)

все группы

— II —

8

Светотерапия и цветотерапия

— обеспечение светового режима.

все группы

—// —

9

Музтерапия

— музсопровождение режимных моментов;

 — музоформление фона занятий; - музыкальная деятельность;

— хоровое пение (в том числе звуковое)

все группы

10

Пропаганда ЗОЖ

— информация в уголках для родителей («Мы растем», «О закаливании», «Об сезонной одежде», «Об адаптации» и др.);

 - спецзанятия по ОБЖ;

— курс лекций и бесед.

— спецзанятия (ОБЖ)

вес группы

— II — ср., ст., подг.гр.

11.

Охрана психического здоровья

— игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы:

 — игры-тренинги на подавление отрицательных эмоции и снятие невротических состоянии;

 — коррекция поведения;

— учебная гимнастика

яс. гр. ср., ст.

12

Закаливание

- воздушные ванны (облегченная одежда, соответствующая сезону года);

— игровой самомассаж;

— дыхательная гимнастика по Стрельниковой;

— хождение босиком по траве; (летом);

- хождение босиком по дорожкам здоровья (после сна).

.

все группы

— II —

ст. гр.. подг. гр. все группы

13

Профилактика заболеваемости

- Массаж «волшебных точек» по методике А.А. Уманской

- тренировочные упражнения для глаз;

- дыхательная гимнастика в игровой форме по

Стрельниковой А.Н.;

- полоскание зева кипяченой водой.

Мед.сестра

Воспитатели


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...

Проект Здоровячок

Физкультурно-оздоровительная работа...

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

Оздоровительная программа "Здоровячок"

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...

Путешествие в страну Здоровячков

Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...

Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.

Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в  дошкольном детском доме...

Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"

Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...


 

Комментарии