Формирование оптимальной двигательной активности детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре
материал по физкультуре на тему

Рудакова Галина Сергеевна

Формирование оптимальной двигательной активности детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_optimalnoy_dvigatelnoy_aktivnosti_detey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование оптимальной двигательной активности детей 5-7 лет на занятиях по физической культуре

      Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет обладают богатым творческим воображением и стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях. Это позволяет им овладеть сложным программным материалом по развитию движений.

      Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организация детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний инструктора. В то же время должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу.

      У старших дошкольников контроль и оценка двигательных заданий направлены на стимулирование каждого ребенка к улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями.

      Особенностями проведения занятий по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода  к детям с учетом их состояния  здоровья, уровня двигательной подготовленности и двигательной активности.

      На каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

      Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

      При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения,  а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой  сферы детей в процессе двигательной активности.

      Вместе с тем отличительной особенностью занятий в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей,  а также формированием оптимальной двигательной активности.

      Эффективность занятий по физической культуре в дошкольном учреждении во многом определяется пониманием их значимости, которое состоит в том, чтобы:

  1. удовлетворять естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для данного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  3. сформировать навыки в разных видах движений;
  4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирования положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

    При планировании содержания занятий по физической культуре, особое внимание обращается на взаимосвязь программного материала всех занятий, проводимых в течение года, на их повторяемость и постепенность усложнений.

    Для прохождения программы по физической культуре намечаются разные типы занятий.

  1. Занятие традиционного типа
  2. Занятие тренировочного типа
  3. Игровое занятие
  4. Сюжетно-игровое занятие
  5. Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов
  6. Занятие ритмической гимнастикой
  7. Занятие по интересам
  8. Тематическое занятие (лыжи, теннис)
  9. Занятие комплексного характера «Собери кубики по цвету»
  10. Контрольно-проверочное занятие
  11. Занятие «Туризм»

         Программный материал по развитию движений для детей 5-7 лет рекомендуется распределять с учетом степени интенсивности (высокой, средней, низкой).

         Как правило, на одном занятии происходит разучивание одного движения и одновременно идет закрепление и совершенствование двух-четырех хорошо знакомых детям (в зависимости от индивидуальных двигательных возможностей).

        Поэтому упражнения в основных видах движений разной степени интенсивности могут сочетаться следующим образом:

  1. Упражнения высокой степени интенсивности объединяются с упражнениями низкой интенсивности: н/п прыжок в высоту с разбега хорошо сочетается с бросанием мяча вверх и ловля его одной рукой или двумя.
  2. Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются с упражнениями средней степени интенсивности к/р бег за мячом и ведением его то правой, то левой рукой.
  3. Упражнения высокой степени интенсивности сочетаются также с упражнениями высокой степени интенсивности: н/п ползание по гимнастической скамейке с подтягиванием на руках и прыжки в длину с разбега. Первое упражнение в большей степени развивает мышцы рук и плечевого пояса, второе - мышцы ног. Такое сочетание целесообразно, так как ребенок при ползании по ограниченной поверхности сильно скован, мышцы его напряжены,  в прыжках все действия динамичны.
  4. Упражнения средней степени интенсивности сочетаются с упражнениями низкой степени интенсивности: н/п прыжок в длину с места и метание в даль или в цель. Они развивают разные группы мышц.
  5. Упражнения средней степени интенсивности сочетаются с упражнениями той же степени: н/п ходьба на четвереньках по гимнастической скамейке с перешагиванием предметов.

Для достижения оптимальной двигательной активности детей во время занятий необходимо:

  1. Запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность двигательной активности.
  2. Поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений.
  3. При подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения,  а также индивидуальными особенностями детей.
  4. Предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно-гигиенические требования, одежду и обувь.
  5. В вводной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четким лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой.

      С целью активизации двигательной деятельности детей во время занятий важно использовать разные приемы:

  1. рациональное использование физкультурного оборудования;
  2. включение разных способов организации детей;
  3. лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

     Активизация мыслительной деятельности.

     Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств, как решительность, смелость, находчивость.

  1. Использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление.
  2. Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Важным показателем эффективности физкультурного занятия является двигательная активность, которая может удовлетворять потребность детей в движении.