Особенности формирования и определения осанки
материал (физкультура) по теме

Торжу Долаана Ортун-ооловна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_formirovaniya_i_opredeleniya_osanki.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осанка-характеристика состояния опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающая способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статистических поз (стоя, сидя и др.) и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.

Осанка- постоянная, привычная, непринужденная манера держать свое тело в пространстве. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпуклая, физиологические изгибы позвоночного столба выражены нормально, ноги выпрямлены в коленях и тазобедренных суставах.

С биомеханической точки зрения правильная осанка- результат такого соотношения всех действующих между собой сил, когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерно волнообразный вид, что является основным моментом, поскольку по законам биомеханики придают позвоночнику большую устойчивость, сопротивляемость, увеличивают его рессорные свойства и облегчают возможность сохранения равновесия.

Факторы, определяющие формирование осанки

Внутренние

Внешние

  1. Уровень развития навыка поддержания правильной осанки и мотивация на ее коррекцию (внутренний контроль)
  2. Наследственность
  3. Тип физической конституции
  4. Состояние костного скелета, связок, мышц
  5. Уровень развития физических качеств: сила, выносливость, гибкость, быстрота, ловкость
  6. Двигательный режим, определяемый самим человеком и его ближайшим окружением
  7. Уровень развития внутри- и межмышечной координации
  8. Темпы роста
  1. Качество функционирования общественных систем, обеспечивающих нормальное развитие ребенка (внешний контроль)
  2. Любые заболевания
  3. Экологические факторы
  4. Характер питания
  5. Социальные факторы
  6. Недостаточное или неправильное физическое воспитание, нерациональные занятия спортом
  7. Нарушение гигиены труда и учебы
  8. Навязанный извне двигательный режим

Ведущие факторы, определяющими осанку человека, -положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры, от чего во многом зависит правильность физиологических изгибов позвоночника. Различают 4 таких физиологических изгиба:

-два обращены выпуклостью кпереди (шейный и поясничный лордозы)

-два обращены кзади (грудной и пояснично-копчиковый кифозы).

Благодаря изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивается устойчивость и подвижность позвоночника.

Важно помнить. Что нарушение осанки не является заболеванием, это состояние, которое при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Правильная осанка

Основную роль в формировании правильной осанки играет не абсолютная сила мышц, а равномерное развитие их и правильное распределение мышечной тяги. Интересно отметить, что нередко встречаются люди с очень мощной мускулатурой (грузчики, борцы, штангисты и.т.д.), но с плохой осанкой из-за чрезмерного развития у них мышц-сгибателей. В то же время у людей со сравнительно слабой мускулатурой, например у эквилибристов- хорошая осанка, что объясняется равномерным развитием у них всех мышечных групп.

        Главным костным стержнем, на котором держатся голова и туловище, является позвоночник. Поэтому осанка в значительной степени зависит от его положения, а положение позвоночника определяется в основном натяжением мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Если мышцы туловища развиты равномерно и тяга сгибателей уравновешивается тягой разгибателей, то туловище и голова занимают прямое положение.

        Формирование осанки - одна из важнейших задач физического воспитания. Хорошая осанка важна не только с эстетической, но и с физиологической точки зрения. Создавая наилучшие условия для деятельности всего организма, она обеспечивает правильное положение и нормальную деятельность внутренних органов, особенно легких сердца, способствует наибольшей затрате энергии, что значительно повышает работоспособность.

        Основная часть опоры туловища - позвоночный столб, состоящий из 24 свободных позвонков шейного, грудного и поясничного отделов, крестца и копчика. Свободные позвонки, соединенные между собой связками и эластичными межпозвоночными дисками, обеспечивают подвижность позвоночного столба. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник у детей 8-9 летнего возраста, из-за чего нередки случаи деформации нормальных его изгибов. Важно помнить, что осанка- это привычное положение непринужденно стоящего человека.

        Хорошее физическое развитие и полноценное здоровье детей возможны только при сохранении правильной осанки, когда голова держится прямо, плечи слегка опущены, отведены назад и находятся на одном уровне, живот подтянут, колени выпрямлены. В такой позе дети должны держаться без лишних напряжений мышц, т.е. непринужденно. Воспитание осанки надо начинать с раннего детства (1-3 года) и продолжать в течение всей жизни.

        Необходимо учитывать, что в разные периоды ростовых сдвигов фигура ребенка меняет свои общие контуры. Неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в периоды их бурного роста (6-7 и 11-12 лет у девочек, 7-9 и 13-15 лет у мальчиков).

Нарушение осанки проявляется уже у детей раннего возраста: в ясельном возрасте -у 2.1% детей, в 4 года- у 15-17%, в 7 лет у каждого третьего ребенка, в школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Нарушение осанки и деформация позвоночника выражаются в отклонении от нормальных форм тела и правильного взаимоотношения отдельных его частей - головы, туловища, таза и конечностей. эти отклонения обычно наблюдаются в двух плоскостях -сагиттальной и фронтальной. Их принято различать по направлению, форме, локализации, размерам, времени образования, а также по характеру развития.

МДОУ детский сад «Дюймовочка»

Для родителей и воспитателей.

КОНСУЛЬТАЦИЯ на тему:

«Особенности формирования              и определения  осанки»

Подготовила: Торжу Д.О.

Хову-Аксы

2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В статье описана профилактика, условия предупреждения искривления позвоночника и формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста. Статья предназначена педагогам, родителям....

Формирование навыков правильной осанки

Осанка — привычное положение тела, которое человек принимает сидя, стоя и во время ходьбы.Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимал...

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Формирование навыка правильной осанки у дошкольников

В дошкольном возрасте формируются и закладываются основы психического и физического здоровья ребенка, приобретаются жизненно важные умения и навыки, вырабатываются определенные черты характера. В связ...

Формирование навыков самоконтроля осанки ребёнка-дошкольника.

Повышение двигательной активности и создание мышечного корсета позвоночника, являются основными факторами в формировании правильной осанки ребёнка. Образовательная деятельность по физической культуре ...

Статья "Формирование навыка правильной осанки"

Формирование навыка правильной осанкиПравильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условнорефлекторных свя...