Формирование культуры здоровья
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) на тему

Зыбина Надежда Владимировна

По данным отечественных и зарубежных исследователей ,здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни ,на 20-25%, от окружающей среды, на 16-20%- от наследственности и на 10-15 %- от уровня развития здравоохранения в стране. Роль педагога в д\с состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Несомненно ,проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточно сложна .Известно , что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития , не повторяемый на протяжении  последующей жизни. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей , направленную на сохранение и улучшение здоровья , большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zybina_n.v.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

По данным отечественных и зарубежных исследователей ,здоровье человека на 50-55% зависит от собственного образа жизни ,на 20-25%, от окружающей среды, на 16-20%- от наследственности и на 10-15 %- от уровня развития здравоохранения в стране. Роль педагога в д\с состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребёнка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьёй, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Несомненно ,проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна , своевременна и достаточно сложна .Известно , что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь до 7 лет человек проходит огромный путь развития , не повторяемый на протяжении  последующей жизни. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей , направленную на сохранение и улучшение здоровья , большое значение при этом уделяется формированию физической культуры личности.

Основные цели и задач:

 -укрепление здоровья и своевременная коррекция имеющих нарушений.

-оказание помощи семье в воспитании детей.

-проведение лечебно- оздоровительных мероприятий.

-создание максимально благоприятных условий для физического развития личности.

-профилактика рецидивов болезней и улучшение здоровья воспитанников.

Для реализации поставленных целей и задач нужно организовать систему управления, позволяющую сконцентрировать внимание на состоянии здоровья каждого ребёнка в периоды повышенной заболеваемости детей. Для осуществления лечебно-оздоровительных мероприятий, не нарушающих образовательного процесса, учебная нагрузка в режиме дня дозируется с учётом состояния здоровья ребёнка, в занятия включаются физкультминутки, упражнения для профилактики нарушения осанки, дыхательные и т. д.

Основные условия здоровье сберегающего образования - воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, формирование у них элементарных представлений о нём и выработка индивидуального способа обоснованного поведения. В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровье сберегающих технологий в педагогическом процессе Д У, стимулирующих приобретение опыта ценностного отношения к своему здоровью уже в дошкольные годы .

К актуальным проблемам детского здоровья относятся:

- гиподинамия – нарушение функций организма( опорно – двигательного аппарата, кровообращения , дыхания , пищеварения) при ограничении двигательной активности;

- стрессы;

 - тревожность;

- агрессия;

Движения необходимы ребёнку так как способствуют развитию его физиологических систем , следовательно , определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма. Не секрет , что и в Д\С , и дома большую часть времени дети проводят в статичном положении ( за столом , у компьютера , телевизора , играя в тихие игры на полу).Это увеличивает нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры , что влечёт за собой нарушение осанки , искривление позвоночника , плоскостопие и т. д. Стрессы , тревожность возникают из- за неблагополучной обстановки в семье и « заорганизованности» воспитательно – образовательного процесса. Они нарушают нормальное течение физиологических процессов и неизбежно ведут к ухудшению здоровья.

Остановимся на основных компонентах здорового образа жизни.

1.Правильное питание.

2. Рациональная двигательная активность.

3 .Закаливание организма.

4 Развитие дыхательного аппарата.

5 Сохранение стабильного психо эмоционального состояния.

В целях создания образовательного пространства для детей , родителей и педагогов нужно проводить совместные мероприятия: консультации по вопросам оздоровления , семейные соревнования « Папа , мама , я- спортивная семья». Дни открытых дверей и другие мероприятия. Роль родителей в сбережении здоровья детей значительна: активное участие в создании культурных традиций детского сада , поддержка усилий специалистов в формировании привычек здорового образа жизни .

На занятиях по физкультуре большое внимание нужно уделять использованию элементов дыхательной гимнастики , что способствует развитию дыхательной мускулатуры , улучшению лимфо-и кровообращения .  Разработать систему дыхательных .упражнений , утренней гимнастики и физкультурных пауз для детей.

Музыкальное воспитание так- же входит в систему оздоровительной работы . поскольку музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно – психического здоровья детей , развития психо – эмоциональной сферы , повышения социально – адаптивных функций. Разные виды музыкальной деятельности воздействуют на различные функции организма, поэтому при нарушении дыхательной функции можно использовать, например, духовые инструменты, при нарушении мелкой моторики пальцев – клавишные, а при нарушении психоэмоциональной сферы – разыгрывать специальные этюды и упражнения.

        Каждый наш шаг можно оценить с точки зрения здоровья. Например, как мы сидим. Можно сделать упражнения, не вставая со стула (для ног, мышц брюшного пресса) Когда модель здорового образа жизни войдет в привычку, то станет необходимой, как глоток свежего воздуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни «Наша традиция – быть здоровыми!»

Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни....

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни на тему: "Хочу быть здоровым!"

Презентация проекта по формированию культуры здорового образа жизни....

Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!»

Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья "Здоровый малыш!"...

Методическая разработка тематического досуга по формированию культуры здоровья на тему: "Путешествие в страну Здоровья"

Методическая разработка тематического досуга по формированию культуры здоровья на тему: "Путешествие в страну Здоровья"...

Проект во второй младшей группе по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....