Рекомендации по организации подвижных игр с детьми 5-7 лет на прогулке
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) по теме

Крутикова Татьяна Викторовна

Рекомендации по организации подвижных игр с детьми 5-7 лет на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podv_igry_na_progul.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации подвижных игр и физических упражнений

с детьми 5-7 лет на прогулке

   Одним из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные и творческие потребности является прогулка.

Возрастные и индивидуальные особенности двигательной активности дошкольников в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так ее характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей, воспитывающихся в старших возрастных группах. Это обусловлено тем, что к старшему дошкольному возрасту дети уже приобретают достаточно большой двигательный опыт, овладевают более сложными видами движений и умеют придумывать разные варианты игр. Однако без правильного педагогического руководства двигательной активностью дошкольников не всегда могут реализовываться их возможности и потребности.

В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке могут решаться следующие задачи: 

  1. дальнейшее расширение двигательного опыта дошкольников и обогащение его новыми более сложными движениями;
  2. совершенствование двигательных навыков у детей и использование их в изменяющихся игровых ситуациях;
  3. развитие креативных возможностей, физических качеств: ловкости, быстроты движений, координации и выносливости;
  4. воспитание у детей самостоятельности и активности;
  5. приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования подвижных игр и физических упражнений, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких нравственно-волевых качеств.

Утренняя прогулка является наиболее благоприятным временем для проведения подвижных игр и физических упражнений. Однако в зависимости от характера занятий, проводимых в рамках режима дня в разные дни недели их количество различно. Так, в дни проведения занятий по физической культуре в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность составляет от 15 до 20 мин. В другие дни, рекомендуется планировать одну подвижную игру и два спортивных упражнения. Их продолжительность составляет в среднем 30 мин.

При распределении игр и физических упражнений в течение дня важно учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на занятиях по физической культуре, с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем на утренней и вечерней прогулках. Такое распределение игр позволит детям быстрее запомнить их и получить радость от проявления своей двигательной активности.

При планировании игр и физических         упражнений на утренней прогулке необходимо предусмотреть:

- сложность и целесообразность сочетания движений и с учетом подготовленности детей;

- соответствие содержания игр и упражнений времени года и состоянию погоды;

- использование разных приемов выбора детей на ведущие роли;

- вариативность подвижных игр с целью развития у них креативности формирования положительной мотивации к самовыражению в движении игр.

На прогулке педагогу следует позаботиться о создании хорошей дружеской эмоциональной атмосферы, которая располагала бы воспитанников к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, проявлению их активности и самостоятельности. Это может достигаться раскрытием сюжетной игры и использованием разных пособий.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени подвижности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 игры. Каждая новая подвижная игра может повторяться в течение месяца более 3 раз в зависимости от сложности ее содержания, что позволит детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ним.

Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм–эстафетам, в них рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса дошкольников к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и двигательные задания. Например, дети выполняют движения в более сложных условиях с использованием разнообразных пособий и природного окружения (перелезание через козла, подлезание под дугами, прыжки с разбега, в яму, ходьба по буму, по снежным волам, различные упражнения с преодолением препятствий и т.д.).

От дошкольников требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах занимают все большее место такие игры, в которых результат зависит от четкого выполнения ребенком правила, а также от взаимодействия играющих. Советуем проводить игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, по ходу которых дошкольники учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявляя взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.

Кроме подвижных игр на прогулке можно широко использовать разнообразные упражнения в основных видах движений.

Эффективным средством повышения двигательной активности и воспитания выносливости у детей являются пробежки с разной скоростью в чередовании с ходьбой. Можно предложить им медленный бег по пересеченной местности (не более 200 м).

На прогулке значительное место следует отводить упражнениям в прыжках, т. к. они являются также действенным средством для повышения двигательной активности дошкольников и воспитания у них скоростно-силовых качеств и выносливости. На спортивной площадке созданы все необходимые условия для использования разных видов прыжков. Детям старшего дошкольного возраста предлагаются целые серии прыжков на двух ногах на месте с постепенным увеличением их количества от 10 до 20 прыжков, в зависимости от индивидуального уровня здоровья ребенка.

С целью подготовки детей к спортивным играм (баскетбол, бадминтон, теннис), воспитатель предлагает им вариативные упражнения в метании, бросании и ловле мяча. В содержание прогулки могут быть включены различные действия с мячом (резиновым и теннисным):

  1. прокатывание по земле, узкой дорожке;
  2. подбрасывание мяча вверх и ловля его;
  3. отбивание и ведение мяча;
  4. удары о стену;
  5. закатывание мяча в обруч с помощью дощечки;
  6. перебрасывание мячей друг другу из разных исходных положений;
  7. метание в цель и на дальность.

Для закрепления навыков в основных видах движений и развития у детей ловкости, выносливости предлагается комплекс упражнений в определенной последовательности и с постепенным усложнением на полосе препятствий. На ней могут располагаться разнообразные физкультурные пособия: балансиры, рукоходы. гимнастические скамейки, бревна, наклонные бумы, щиты для метания. Выполнение упражнений на полосе препятствий не должно вызывать особых затруднений у детей, т. к. они предварительно осваиваются ими на занятиях по физической культуре. При организации упражнений на полосе препятствий важно учитывать уровень функциональных возможностей дошкольников.

Пребывание детей на групповом участке или на спортивной площадке позволяет широко использовать все пространство. Поэтому следует отводить значительное место на прогулке спортивным упражнениям, которые способствуют формированию разнообразных двигательных навыков и качеств. Спортивные упражнения планируются в зависимости от времени года (зимой: катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной и летом: езда на велосипеде, роликовых коньках и катание на самокате, спортроллерах). В старших возрастных группах детям предлагаются разнообразные варианты игровых упражнений на санках, лыжах, на ледяных дорожках, на велосипеде. Можно организовать различные упражнения с использованием санок: пробежать между санками (5 санок на расстоянии 1 - 1,5 м) змейкой; встать рядом с санками и, опираясь о них руками, перепрыгнуть через них; устоять на санках на одной ноге как можно дольше. Вызывают у детей значительный интерес игровые упражнения, такие как «Гонки санок», «Успей первым», «На санки!», «Быстрые упряжки», «Регулировщик», разнообразные игры – эстафеты с санками.

Поздней осенью и ранней весной (ноябрь, март, апрель), когда выпадает слишком большое количество осадков, и не всегда имеется возможность организовать спортивные игры и упражнения, в содержание прогулки необходимо вводить разнообразные физические упражнения (с обручем, со скакалкой, игры с мячом, с кольцом и др.). Их можно организовывать под навесом, на веранде или высохшей части участка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр с детьми 5-6 лет на прогулке

Подвижные игры с детьми на улице...

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста

Методические рекомендации по проведению подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста...

Доклад+презентация "Особенности организации подвижных игр с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке: из опыта работы"

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребенка при его активной помощи. Благодаря играм обыденное становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество ...

Планирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке.

ОтчПланирование и организация подвижных игр с детьми дошкольного возраста на прогулке. Цель: расширение знаний педагогов о повышении двигательной активности детей на прогулке. В режиме дня каждой...

Консультация для родителей "Организация подвижных игр с детьми на прогулке"

Консультация "Организация подвижных игр с детьми на прогулке" создана для родителей интересующимися развитием своего ребенка, поддержании интереса к играм на улице....


 

Комментарии