Главные вкладки

    Подвижные игры с мячом
    методическая разработка по физкультуре по теме

    В данном методическом пособии собраны игры с мячом в соответствии возрасту. Данные игры и игровые упражнения направлены на развитие глазомера.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическое пособие по подвижным играм с мячом.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ В КРУГУ»

    для детей 3-4 года

     

    Цель. Совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Педагог (взрослый) дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.

    Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.

    Ты по полу покатись

    И Катюше (ребятам) улыбнись!

    По просьбе педагога (взрослого) («Катенька, покати мячик Диме») девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т.д.Правила: мяч нужно отталкивать посильнее, что бы

    он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.

    Дозировка: каждый ребенок прокатывает мяч 2-3 раза.

     ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ПРОКАТИ И ДОГОНИ»

    для детей 3-4 года

    Цель. Учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.

    Наш веселый, звонкий мячик (толкает мяч двумя руками)

    Мы прокатим далеко             (смотрит, куда он покатился),

    А теперь его догоним.            (бежит за мячом, догоняет его.)

    Это сделать нам легко!          (поднимает мяч над головой: «Поймал!»)

    В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).

    Правила: ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ   ИГРА  «СБЕЙ КЕГЛЮ»

    для детей 3-5 лет

    Цель. Развивать элементарные навыки попадания мячом в цель умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.

    Ход. Педагог (взрослый) ставит две-три кегли на расстоянии 1-1,5 м от ребенка,  дает ему большой мяч.

    Ребенок приседает на корточки, наклоняется, ставит ноги чуть шире плеч в обозначенном взрослым месте (цветной кружок или шнур), прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить кегли. Затем идет за ним, поднимает и возвращается.

    Педагог (взрослый)сопровождает свой показ такими словами:

    Посмотри, какие кегли.          (педагог указывает на кегли)

    Ровно-ровно в ряд стоят!

    К ним направим мяч умело  (толкает мяч двумя руками)

    И они уже лежат!                 (обращает внимание на сбитые кегли)

    Правила: энергично отталкивать мяч двумя руками,  смотреть вперед -на кегли.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «САЛЮТ»

     для детей 3-4 года

    Цель. Развивать  ловкость, зрительно – двигательную координацию.

    Ход. Дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:

    Это не хлопушки:

    Выстрелили пушки.

    Люди пляшут и поют.

    В небе - праздничный салют! (дети подбрасывают мячи и ловят их).

    По сигналу взрослого: «Закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.

    Правила: подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».

    Дозировка: 3-4 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ВЕСЁЛЫЕ МЯЧИ»

    для детей 3 – 5 лет

     

    Цель. Развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.

    Ход. Дети с мячами в руках выстраиваются  на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:

    Раскатились все мячи, покатились.  Дети бросают мячи из-за  головы    и бегут за ними.

    Вот распрыгались мячи, разыгрались  Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.

    Наши яркие мячи, разноцветные мячи.

    В уголок бегут мячи, убегают.                   Дети бегут на исходную линию.

    Там попрятались мячи, отдыхают.              Присаживаются на корточки.

    Правила: действовать согласно тексту стихотворения.

    Дозировка: 3-4 раза.

    ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «НАЙДИ И ПРОМОЛЧИ»

    для детей 3-4 года

    Цель. Развивать ориентировку в пространстве, расширять зрительное поле.

    Ход. Дети стоят на одном конце зала лицом к воспитателю. Педагог показывает мячик и говорит, что они должны найти его. Тот кто найдет, должен подойти к педагогу, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место, а игра будет продолжаться до тех пор, пока все дети не найдут мячик.

    Затем педагог предлагает всем  повернуться лицом к стене и закрыть глаза, а сам в это время прячет мячик. По сигналу «Готово!» дети открывают глаза и расходятся по комнате в поисках мячика. В конце игры отмечается тот, кто первый увидел мячик, а также те дети, которые проявили наибольшую выдержку, наблюдательность, сообразительность.

    Вариант: кто первый найдет  мячик вместе с воспитателем, прячет его, а дети ищут.

    Правила: тот, кто найдет, должен подойти к воспитателю, тихо сказать на ухо, где он увидел мячик, и отойти  на свое место.

    Дозировка: 2-3 раза.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «ИГРА В МЯЧ»

    для детей 4-6 лет

     

    Цель. Развивать  ловкость, зрительно – моторную координацию.

    Ход. Взрослый  произносит слова:

    Кач, кач, кач.                          Дети берут мячи и встают в круг.

    Поиграть хотим мы в мяч

    Из корзины, где игрушки,

    Поскорей его достань

    И играть со всеми встань

    Кач, кач, кач.                         Дети бросают мяч двумя руками

    Высоко подбросим мяч!           вверх и ловят его.

    А потом его поймаем

    И подбросим снова ввысь.

    Только мячик наш держись.

    Кач, кач, кач.                         Бросают мяч двумя руками о пол 

    Мы о пол ударим мяч!                      и ловят его.

    А потом его поймаем

    И ударим снова в низ.

    Только мячик наш держись.

    Кач, кач, кач.

    Утомился бедный мяч.             Дети кладут мячи  в корзину.

    Закатился в уголок.

    И тихонечко умолк.

    Правила: выполнять движения согласно тексту.

    Дозировка: 2-3 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИ – БРОСАЙ»

    для детей 3-5 лет

     

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

    Ход. Дети стоят в кругу, взрослый — в центре. Он перебрасывает мяч и ловит обратно, говоря: «Лови, бросай, упасть нeдавай!».

    Текст произносит не спеша, чтобы успеть поймать и бросить мяч. Расстояние постепенно увеличивается: от 1 до 2 м и более.

    Правила: ловить мяч, не прижимая его к груди; бросать точно взрослому двумя руками в соответствии с ритмом произносимых слов.

    Усложнение: дети стоят в парах и перебрасывают мяч друг другу.

    Дозировка: 30 сек.

    Е.Н.Вавилова «Учите бегать, прыгать, лазать, метать»

     

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

    для детей 4-5 лет

     

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Школа мяча представляет собой систему упражнений. Упражнения подбираются простые, доступные. Дети выполняют их в определённой последовательности.

    1. Подбросить мяч вверх и поймать его двумя руками.

    2. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    3. Ударить мяч о землю и поймать его двумя руками.

    4. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    5. Ударить мяч о стену (или щит) и поймать его двумя руками (см. рисунок)

    6. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и затем поймать его.

    7. Ударить мяч о стену. После того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

    8. Ударить мяч о стену, хлопнуть в ладоши и, когда мяч, упав на землю, отскочит, поймать его.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «БЫСТРЫЙ МЯЧИК»

    для детей 5-6 лет

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, фиксацию взора.

    Ход. Играющие стоят по кругу, бросают, ловят и отбивают мячи, читая стихи:

    Разноцветный быстрый мячик  Дети бросают мяч вверх и ловят.

    Без запинки скачет, скачет.

    Часто, часто, низко, низко.     Отбивают о землю.

    От земли к руке так близко.

    Скок и скок, скок и скок,        Бросают вверх и ловят.

    Не достанешь потолок.

    Скок и скок, стук и стук,        Отбивают о землю.

    Не уйдешь от наших рук.

    Правила: бросать, отбивать и ловить мяч ритмично, в соответствии с текстом стиха.

    Дозировка: 2-3 раза.

     

    ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ШКОЛА МЯЧА»

    для детей 5-6 лет

    Цель. Развивать координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

    Группа упражнений 1.

    1)      Бросить мяч вверх и поймать двумя руками.

    2)      Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.

    3)      Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.

    4)      Ударить мяч о землю и поймать двумя руками (рис)

    5)      Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.

    6)      Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

    Если ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому играющему и ждет своей очереди. Если же он выполнит все эти упражнения, то повторяет их с хлопками.

    Группа упражнений 2   (у стены).

    1)      Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.

    2)      Ударить мяч о стену и поймать одной рукой.

    3)      Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой.

    4)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.

    5)      Ударить мяч о стену; после того как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой.

    Все эти упражнения могут выполняться с хлопками.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗЕВАКА»

    для детей 5-6 лет

    Цель. Развивать внимание, координацию движений, ловкость, прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга. У одного из играющих в руках мяч. По команде педагога ребенок начинает перебрасывать мяч, называя по имени того, кому бросает мяч.  Мяч необходимо поймать. Кто уронил мяч встает в центр круга и  выполняет  любое упражнение с мячом.

    Правила: мяч перебрасывается через центр круга. Если играющий при выполнении упражнения уронил мяч, ему даётся дополнительное задание.

    Дозировка: 2 – 3 мин.

    ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ  « У КОГО МЯЧ»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно – двигательную координацию, осязание.

    Ход. Играющие образуют круг. Выбирается водящий. Он становится в центр круга, а остальные плотно придвигаются друг к другу, руки у всех за спиной.

    Взрослый  дает кому-либо мяч (диаметр 6—8 см), и дети за спиной передают его по кругу. Водящий старается угадать, у кого мяч. Он говорит: «Руки!» и тот, к кому обращаются, должен выставить вперед обе руки ладонями вверх, как бы показывая, что мяча у него нет. Если водящий угадал, он берет мяч и становится в круг, а тот, у кого найден мяч, начинает водить.

    Правила: стараться передавать мяч за спиной так, чтобы не догадался водящий; к кому обращается водящий, должен показать руки.

    Дозировка:  23 раза.

     

           

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛОВИШКА С МЯЧОМ»

     

    для детей 6-7 лет

     

    Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, фиксацию взора, глазомер.

    Ход. Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося: Раз, два, три — мяч скорей бери!

    Четыре, пять, шесть — вот он, вот он здесь!

    Семь, восемь, девять — бросай, кто умеет.

    Последний, к кому попал мяч, говорит: «Я!», выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.

    Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов; тот, кого запятнает мяч, пропускает  один кон игры; мяч бросать, целясь в ноги.

    Дозировка: 3-4 раза.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПОЙМАЙ  МЯЧ»

    для детей 5-7 лет

    Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию.

    Ход. Играют втроем. Двое игроков располагаются друг против друга на расстоянии 3—4 м и перебрасывают мяч между собой. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.  Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д.

    Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

    Дозировка:3-4 раза. 

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ИГРАЙ, ИГРАЙ, МЯЧ НЕ ТЕРЯЙ!»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Формировать навыки владения мячом, ловкость, мелкую моторику рук.

    Ход. Дети располагаются на площадке. Каждый играет с мячом, выполняя действия по своему выбору: бросает вверх и о землю, отбивает мяч на месте и в движении; бросает мяч в стену, в корзину. После сигнала педагога все должны быстро поднять мяч вверх.

    Правила: играть с мячом, не мешая товарищам, находить свободное место на площадке; не успевший по сигналу поднять мяч получает штрафное очко.

    Дозировка: 2-3 мин.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ОХОТНИКИ И ЗВЕРИ»

    для детей 6-7 лет

     

    Цель. Развивать скоростные качества, ориентировку в пространстве, глазомер.

    Ход. На площадке (в спортзале) обозначается круг. Играющие делятся на две команды: «охотники» и «звери». Звери становятся в круг, а охотники распределяются за кругом. У одного из охотников мяч. По сигналу охотники «стреляют» - бросают мяч в зверей (в ноги детей). Звери, находящиеся в кругу увертываются от мяча (отходят в сторону, подпрыгивают и т.д.). Охотники ловят мяч и продолжают бросать его в зверей. По сигналу охота прекращается и подсчитывается количество пойманных зверей. Затем команды меняются местами.

    Правила: те звери, кого «подстрелили», отходят в сторону.

    Дозировка: 4 раза.

     

     

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У КОГО МЕНЬШЕ МЯЧЕЙ»

    для детей 6-7 лет

     

    Цель. Развивать внимание, ловкость, зрительно-двигательную координацию, прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Играющие делятся на две команды. Команды размещаются на разных сторонах площадки. Посередине площадки натягивается сетка или шнур. У каждого играющего в руках мяч. По сигналу педагога дети перебрасывают мячи правой и левой рукой через сетку или шнур. После второго сигнала прекращается перебрасывание мячей и подсчитывается количество мячей на игровом поле у обеих команд. У кого меньше мячей,  та команда победила.

    Правила: перебрасывать мячи через верх шнура, после сигнала закончить перебрасывать мячи.

    Дозировка: 4 раза.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОЙ!»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве, зрительно-двигательную координацию.

    Ход. Играющие становятся в круг. Водящий выходит в середину круга с малым  мячом. Он подбрасывает мяч вверх (или ударяет им сильно о землю) и называет чье-либо имя. Ребенок, которого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!». Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова кричит: «Стой!» — и старается осалить кого-либо из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

    Правила: тот, в кого бросают мяч, должен увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места.

    Дозировка: 1- 2 мин.

     

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОГО НАЗВАЛИ, ТОТ И ЛОВИТ МЯЧ»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Развивать внимание, ловкость, быстроту реакции на сигнал.

    Ход. Дети ходят или бегают по площадке. Взрослый держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют.

    Правила: слушать сигнал.

    Дозировка: 2-3 мин.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВЕДУЩЕМУ»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Развивать внимание, прослеживающую функцию глаза.

    Ход. Дети объединяются в 2—3 группы, каждая образует свой круг диаметром 4—5 м. В центре каждого круга – ведущий  с мячом. По сигналу педагога ведущие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно.

    Когда мяч обойдет всех игроков круга, ведущий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

    Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

    Дозировка: 2- 3 раза.

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВДОГОНКУ»

     для детей 6-7 лет

     

    Цель. Развивать  крупную моторику, зрительное внимание, глазомер.

    Ход. Дети становятся по кругу. Взрослый дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он  говорит: «Мяч вдогонку!» — и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Педагог дает мячи другим детям, и игра продолжается.

    Правила: мяч передают по сигналу, не пропуская игроков.

    Дозировка: 2- 3 раза.

     

    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «МЯЧ  ВОДЯЩЕМУ»

    для детей 6-7 лет

    Цель. Развивать координационные умения, ловкость, глазомер.

    Ход.  На земле проводятся две линии на расстоянии 1,5 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5 – 6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

    Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из – за этого колонна теряет время и может проиграть.

    Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

    Дозировка: 2- 3 раза.


    ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПЕРЕДАЛ - САДИСЬ»

    для детей 6-7 лет

     

    Цель. Укреплять мышцы спины и плечевого пояса, развивать быстроту реакции на сигнал, тренировать зрительное сосредоточении на заданном предмете.

    Ход. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с мячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 1,5 - 2м от нее.

    По сигналу педагога капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает. Капитан таким же образом передает мяч второму, затем— третьему и всем остальным игрокам. Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мяч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, которая раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за ним сбегать, вернуться на свое место и передать мяч капитану.

    Правила: начинать бросать мяч по сигналу.

    Дозировка: 2- 3 раза.

     

    1. Родителям

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подвижная игра с мячом как средство профилактики осанки.

    мяч как средство профилактики осанки...

    Дидактические и подвижные игры с мячом

    Картотека игр с мячом. Мяч об пол Цель игры. Ловить отскочивший от пола мяч. Описание игры. Дети распределяются на две команды  и встают в шеренги лицом друг к другу. У детей одного звена кажд...

    Круг и квадрат. Подвижные игры с мячом

    Умение различать круг и квадрат....

    Подвижные игры с мячом как средство обучения метанию детей третьего года жизни.

    Для всестороннего развития дошкольников очень важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами: бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем....

    Мини-музей "Волшебные мячи". Практикум. Методическое пособие по подвижным играм с мячом. Конспект НОД в средней группе "Мой весёлый звонкий мяч".

    Цель: создание предметно-пространственной среды, направленной на повышение интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре, позволяющей взаимодействовать с ребёнком на принципах личностно-...

    «Школа мяча» картотека Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом

    laquo; ШКОЛА МЯЧА»КАРТОТЕКА Игры с элементами баскетбола подвижные игры с мячом...

    « Школа мяча» Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста

    laquo; Школа мяча»Картотека Подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста...


     

    Комментарии