Главные вкладки

    "Гимнастика маленьких волшебников"
    план-конспект занятия (физкультура) по теме

    Картотека игрового массажа

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon gimnastika_malenkih_volshebnikov.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ д/с № 4

    «Гимнастика маленьких волшебников» (Т. Нестерюк, А. Шкода)

    «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

    (Т. Нестерюк, А. Шкода)

    Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложить детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук.

         Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку

    со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребенок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви.

    Делая массаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношение к собственному телу.

    ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

    (проводятся во всех группах)

    1.         Потягивание.

    И. П. - из позиции «лежа на спине».

    1)        На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, ноги, и руки максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: «ид-д-да-а-а».

    Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела.

    1. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится «пин-гал-ла-а».

          Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела.

    1. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки - вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести «су-шум-м-м-на».

        Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление.

    2.         Массаж живота.
    И. П. - лежа на спине.

    1)        Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке. Похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает.

    Цель: улучшить работу кишечника.

    2)        С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста.

    Цель: воздействие на ситовидную кишку и нормализация стула.  

    3.  Массаж грудной области.

    И. П. - сидя по-турецки.

    1. Поглаживание области грудной клетки со словами: «Я милая (милый), чудесная (-ый), прекрасная (-ый).

           Цель: воспитать бережное отношение к своему телу, учить любить себя.

    1. «Заводим машину».

    Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком «ж-ж-ж-ж». Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки.

    3)        Сняв все пальцы с грудины со звуком «пи-и-и», нажимает на
    точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - «машина завелась»).

    Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, чувствовать радость от звукового сопровождения.        

    4.         Массаж шеи.

    И. П. - сидя по-турецки.

    1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку.
    2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее.
    3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук.

         Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости лебединой шеи.

    5.        Массаж ушных раковин.

    И. П. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго слоника.

    1)        Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами.

    1. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону).

       3)Нажимает на мочки ушей (вешает на них «красивые сережки»).

    4)        Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковин делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими).

      5) С усилием «примазывает глину» вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см.

            Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

    6.         Массаж головы.

    1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
    2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
    3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
    4.  «Догонялки»: сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг друга.
    5.  С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».

      Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.        

    1. Массаж лица. 

    Лепит красивое лицо.

    1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.
    2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делает вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.
    3. С усилием, надавливая, рисует желаемый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.
    4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.
    5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

    Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица.

    8.         Массаж шейных позвонков.
    Игра «Буратино».

    Буратино своим длинным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

    1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке. Затем против часовой стрелки.
    2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.
    3. Наклоны головы во время «рисования» вправо, затем влево.

    Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какой вкус, цвет вызывают у детей рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

            

    9. Массаж рук.

    1)        «Моют» кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

    1. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.
    2. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске.
    3. Трут «мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; «смывают водичкой мыло», ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и «стряхивают воду».

        Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, радости.

    Игра «Солнечные зайчики».

    Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнцу, представляя, как добрая сила вливается в них.

    Игра «Птичка».

    1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то вправо, то влево.
    2. «Птичка вырвалась на свободу». Тело в расслабленном состоянии. Руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются.

      Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка.

    10. Массаж: ног.

    И. П. - сидя по-турецки.

    1) Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы. Делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. То же с правой ногой.

        2) Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра, «надевает»   воображаемый чулок, затем «снимает его и сбрасывает», встряхивая руки.

         Цель: воздействие на биологически активные точки, находящиеся на     ногах.  Прочистка энергетических каналов ног.        

              11. Массаж спины 

    И.п. — лежа на спине.

            Игра «Качалочка» 

    Лежа на спине, подтянуть колени к животу. Раскачиваться вдоль позвоночника, затем с боку на бок (боковая качалочка).

       Игра «Велосипед» 

    Лежа на спине, «крутим» педали «велосипеда» со звуковым сопровождением (ж-ж-ж). 

    Цель: улучшение кровообращения в ногах, восстановление работы кишечника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гимнастика маленьких волшебников

    Данная игра является фрагментом  комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем....

    Методическая разработка "Гимнастика маленьких волшебников"

    В разработке предлагаю комплексы упражнения  хатха йоги адаптированные для детей дошкольного возраста....

    Проект "Гимнастика маленьких волшебников"

    В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используют  разные виды  психотренингов, однако,  довольно редко — психогимнастику,  как метод практической психокоррекции. ...

    Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

    Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

    Гимнастика маленьких волшебников

    Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособи...

    КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

    ВВЕДЕНИЕ. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульп...


     

    Комментарии

    Степаненкова Татьяна Александровна

    Спасибо!Очень интересные упражнения!С вашего разрешения возьму некоторые упражнения для работы с детьми.