Гимнастика маленьких волшебников
учебно-методический материал на тему

 

 

Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связанны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_massazh.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ширина  Т.С.                                        «Игровой массаж»

Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А. Уманской и К. Динейки

Каждый орган имеет своё представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своём состоянии и откуда получает информацию обо всех изменениях внешней среды. Таких на коже тысячи. Некоторые из них являются основными, так как связанны с важнейшими регуляторами жизнедеятельности организма.

При возникновении нарушений в области  кожи и регуляторов могут ухудшаться защитные свойства связанного с ними участка слизистой верхних дыхательных путей. И наоборот, при возникновении воспалительных процессов или дегенеративных изменений в слизистой появляются нарушения в области кожи и регуляторов.

Насморк – одна из ступеней развития разнообразных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов, других органов. Под действием массажа организм  начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного  эффективнее и безопаснее таблеток. Приёмы точечного массажа необходимо выполнять по порядку, массируя точку за точкой.

Зона 1. Связанна с костным мозгом грудины, сердцем, со слизистой оболочкой трахеи. При массаже этой зоны уменьшается кашель, боль за грудиной, нормализуется кроветворение.

Зона 2. Связанна с вилочковой железой (тимусом), слизистой оболочки трахеи, глотки. При массаже её повышается сопротивляемость инфекционным заболеваниям.

Зона 3. Связанна с щитовидной железой, слизистой  оболочкой гортани. При воздействии на неё нормализуется химический состав крови, голос становится чистым и звонким.

Зоны 4и5. Зоны шеи связанны с важнейшими ганглиями – регуляторами деятельности всех сосудов головы и тела, а также со слизистой оболочкой задней точки гортани, которая под влиянием пыли и вирусов наиболее часто воспаляется. Массаж зон шеи ведёт к нормализации вегетососудитстого тонуса, исчезают головокружения, головные боли в затылке и шее, уменьшаются влияния фарингита. Шею сзади необходимо  массировать сверху вниз.

Зона 6. Связана с вестибулярным аппаратом, со слизистой оболочкой среднего уха и миндалинами. При воздействии на эти зоны исчезает шум в ушах, улучшается слух, уменьшается боль в глотке при ангине, в ухе – при отите, нормализуется деятельность вестибулярного аппарата.

Зона 7. Связана с лобным отделом мозга, лобными и решетчатыми пазухами носа. Массаж этих зон приводит к улучшению умственного развития, исчезновению болей в лобных отделах головы и глазных яблоках.

Зона 8. Связана с гипофизом. Слизистыми оболочками носа и гайморовых пазух. Дыхание через нос становится свободным, проходит насморк, уменьшается слабость, нормализуется деятельность эндокринных желёз.

Зона 9. Руки – это манипуляторы мозга. Руки связаны со всеми органами. За зонами рук необходимо особенно тщательно следит, устранять своевременно все возникшие нарушения, и тогда благополучие организма будет всегда в ваших руках.

Ширина Т.С.                                «Игровой массаж»

Гимнастика маленьких волшебников

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Можно предложит детям игру «Скульптор». Заниматься точечным массажем при создании образа можно только «руками любви», так как в этом случае ответственность за эмоциональное состояние полностью перекладывается на подсознание дошкольника. Точечный массаж – это надавливание  подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. При проведении «гимнастики маленьких волшебников» происходит целенаправленное надавливание на биологически активные точки. Но в отличие от лечебного применения известного метода шиацу, ребёнок здесь не просто «работает» - он играет, лепит, мнёт, разглаживает своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви.

 

Закаливающее дыхание

 

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом. Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

 

«Поиграем с носиком»

 

1.    Организационный момент

а) «Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому.

 

2.    Основная часть

Игровые упражнения с носиком.

 

б) «Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребенок берет носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

 

в) «Носик гуляет»

 Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

 Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твердому небу. В обоих случаях вдох и выдох выполняется через нос.

 

г) «Носик балуется»

 На вдохе ребенок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

 

д) «Носик нюхает приятный запах»

 Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

 

е) «Носик поет песенку»

Ширина Т.С.                                      «Игровой массаж»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет: «Ба-бо-бу».

 

ж) «Погреем носик»

Ребенок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно. Таким образом делается как бы растирание.

 

3.    Заключительный этап

 

«Носик возвращается домой»

 Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

 Примечание. Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

 

-  Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Носик ты быстрей найди,

Тете покажи.

 

-Надо носик очищать,

на прогулку собирать.

 

-Ротик ты свой закрывай,

Только с носиком гуляй.

 

-Вот так носик –баловник!

Он шалить у нас привык.

 

-Тише, тише, не спеши,

Ароматом подыши.

 

-Хорошо гулять в саду

И поет нос: «Ба-бо-бу».

 

-Надо носик нам погреть,

 его немного потереть.

 

-Нагулялся носик мой,

возвращается домой.

 

Массаж рук

 

 Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

 

Ширина Т.С.                                        «Игровой массаж»

«Поиграем с ручками»

 

1.    Подготовительный этап

 Дети растирают ладони до приятного тепла.

 

2.    Основная часть

 

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

 

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

 

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

 

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

 

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

 

3.    Заключительный этап

 Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

 Примечание. Упражнение можно сопровождать стихами:

 

Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру массаж.

 

Разотру ладошки сильно,

каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

никого не обойду.

 

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

 

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

 

Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

 

Ширина Т.С.                                        «Игровой массаж»

Массаж волшебных точек ушей

 

  Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела.

Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

  Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

 

«Поиграем с ушками»

 

1.    Организационный момент

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

 

2.    Основная часть

Упражнения с ушками.

 

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

 

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

 

в) «Потянем ушки»

 Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

 

г) «Покрутим козелком»

 Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

 

д) «Погреем ушки»

 ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

 

3.    Заключительный момент

 Дети расслабляются и слушают тишину.

 Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависит от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

 

Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди

Ширина Т.С.                                        «Игровой массаж»

И скорее покажи.

 

Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

 

А потом, а потом

Покрутили козелком.

Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина!

 

 Закаливающий массаж подошв

 

  Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно.

Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 минут, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

 

«Поиграем с ножками»

 

1.    Подготовительный этап

 

а) Удобно сесть и расслабиться.

 

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

 

2.    Основная часть

 

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.

 

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

 

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

 

г) Похлопать подошву ладонью.

 

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

 

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

 

ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

 

Ширина Т.С.                                        «Игровой массаж»

3.    Заключительный этап

 

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

 

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Примечание. Дозировка должна соответствовать возрасту детей.

 

Комплекс можно сопровождать стихами:

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

 

И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина,

Смазать их необходимо!

 

Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

 

Разминка тоже обязательна,

Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся

И не отвлекайся.

 

По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.

 

Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

 

Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз –сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай!

 

Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

 

В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Ширина Т.С.                                                «Игровой массаж»

Чтобы всем здоровым быть.

 

Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

 

Обширное умывание

 

 Обширное умывание как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего возраста.

  Проводится после сна.

 Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий.

 

«Умывайка»

 

«Раз» – обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» – обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» – мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» – мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» – мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» – мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» – мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» – ополаскивает руки.

«Девять» – отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» – вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз – обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три до локтя намочили,

Четыре с другою повторили.

Пять по шее провели,

Шесть мелее по груди,

Семь лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость смоем.

 

Массаж головы.

1.Сильным нажатием пальчиков имитируем мытьё головы.

2.Палцами, словно граблями, ведём от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3.Спиралными движениями ведёт пальцы от висков  к затылку.

4.»Догонялки»: сильно ударяя  подушечками пальцев, словно по клавиатуре, «бегает» по поверхности головы. Пальцы обеих рук  то сбегаются, то догоняют друг друга.

Ширина Т.С.                                 «Игровой массаж»

5.С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его»прическа самая красивая на конкурсе причесок».

доклад

«Интерпретация и адаптированный вариант методик спецзакаливания детей

А.Уманской и К.Динейки».

                                                          Воспитатель: Ширина Т.С.

24.08.2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гимнастика маленьких волшебников

Данная игра является фрагментом  комплекса "Гимнастика маленьких волшебников", включающего в себя элементы психогимнастики в сочетании с точечным самомассажем....

"Гимнастика маленьких волшебников"

Картотека игрового массажа...

Проект "Гимнастика маленьких волшебников"

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используют  разные виды  психотренингов, однако,  довольно редко — психогимнастику,  как метод практической психокоррекции. ...

Консультация для воспитателей .Гимнастика маленьких волшебников.

Консультация для воспитателей старшей и подготовительной групп доу,о методике проведения самомассажа....

Гимнастика маленьких волшебников

Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособи...

КОМПЛЕКС ТОЧЕЧНОГО МАССАЖА В ИГРОВОЙ ФОРМЕ «ГИМНАСТИКА МАЛЕНЬКИХ ВОЛШЕБНИКОВ»

ВВЕДЕНИЕ. Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Это легко сделать, например, предложив детям игру "Скульп...


 

Комментарии