Здоровье детей – наше настоящее и будущее
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Машкова Валентина Борисовна

Методическая  разработка комплексной общеразвивающей программы в условиях  непрерывной  здоровьесберегающей среды на базе ДЮСШ п. Марковский 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЕТЕЙ  « ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ  СПОРТИВНАЯ  ШКОЛА п. МАРКОВСКИЙ».                                                     

     

   « Здоровье детей – наше настоящее и будущее»

        

        ( Методическая  разработка комплексной общеразвивающей программы в условиях  непрерывной  здоровьесберегающей среды на базе ДЮСШ п. Марковский )

        АВТОР:  Машкова Валентина

Борисовна – тренер-преподаватель ДЮСШ п. Марковский.                                  

                       г. Чайковский. 2011 год.

В системе дополнительного образования детей (ДОД) обучение осуществляется на основе образовательных программ, разрабатываемых, как правило, самими педагогами, но спектр видов деятельности культурно-досуговой, воспитательной сферы не достаточно  проработан. Хотя эта сфера продолжает оставаться весьма значимым звеном работы УДОД,  важным компонентом его  социокультурного пространства.

         Сегодня как никогда актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации своего свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг.

          Данная программа посвящена  разработанной на основе обобщённого опыта работы педагогами образовательных учреждений п. Марковский,  непрерывной культурно-досуговой, воспитательной  и  здоровьесберегающей среды в условиях системы УДОД.

                 Выполняя социальный заказ, мы стремимся, чтобы  наши дети не только овладели первоначальными спортивными навыками, умениями и достижениями, но и меньше утомлялись, больше двигались, играли, были жизнерадостными и успешными.

        Система ДОУ и Спорткоплекс п.Марковский  располагает в полном объёме условиями для непрерывного спортивного, творческого развития детей и подростков, помогая им  в профессиональном самоопределении, развивая и воспитывая в них духовно-нравственные ценности, формируя здоровый образ жизни.

 Анализ работы за прошедший 2010 – 2011 учебный год показал, что этот процесс требует общих усилий, как родителей, медперсонала, так в большей степени воспитателей, учителей, тренеров-преподавателей системы ДО.

В режиме здоровьесбережения,  тренер-преподаватель выступает не только как профессионал в области обучения и проведения спортивных занятий, но и  как психолог, физиолог, культуролог способный целенаправленно и комплексно проводить индивидуальную, коррекционную, дифференцированную работу с детьми, направленную на формирование культуры здоровья.

Представленная разработка программы призвана  оказать посильную помощь педагогам ДО, учителям физкультуры, воспитателям  дошкольных учреждений, воспитателям детских оздоровительных лагерей в организации непрерывной системы  оздоровления и воспитания детей и подростков, а так же выполнения социального заказа по здоровьезбережению и культивированию ЗОЖ.

В основу  положен  теоретический и практический опыт  работы педагогов дополнительного образования  РФ по Программе «Здоровье» для общеобразовательных школ, а так же опыт работы тренеров-преподавателей ДЮСШ п.Марковский,  учителей физкультуры СОШ п.Марковский, воспитателей МДОУ детский сад «Источник» п. Марковский.

Разработанная программа может быть использована в сфере организации спортивно-оздоровительного, воспитательно-образовательного, эстетического направления  системы ДОУ.                                      

                           Машкова Валентина Борисовна – тренер-преподаватель, 1 квалификационная категория, ДЮСШ п. Марковский, к/т-7-33-33

                 

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        «Забота о здоровье детей – это важнейший труд… от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

 В.А. Сухомлинский.

      Во все времена у всех народов мира неизменной ценностью человека и общества являлось и является здоровье. Ещё в древности оно понималось врачами и философами как главное условие  свободной деятельности человека, его совершенства.

         И сегодня среди приоритетных проектов, осуществляемых в России, важное место занимает национальный проект « Здоровье».

      Ежегодные результаты диспансеризации детей и подростков показывают снижение состояния здоровья подрастающего поколения. Здоровые дети, по данным Федеральной целевой программы « Дети России» составляют лишь 10 процентов. Увеличивается количество детей с хронической паталогией нервной системы, органов дыхания, пищеварения и нарушения осанки. Неутешителен рост заболеваний сердечно-сосудистой системы, особенно у старших школьников.

       У роста заболеваемости есть, конечно, причины: неблагоприятная экологическая среда, психоэмоциональная обстановка: стрессы, учебные перегрузки приводят к истощению даже срыву адаптационных механизмов ребёнка. Отсюда, снижение сопротивляемости организма к разного рода инфекциям и, как следствие, ухудшение состояния здоровья ребёнка.

       Какой бы совершенной не была медицина, она всё равно не сможет вылечить нас от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья.

 

       Для каждого это сегодня очевидно и ясно, но этого не достаточно, так как, знать ещё не значит   реализовать свои знания на практике. Основной причиной  является отсутствие у детей ценностной мотивации к здоровому образу жизни.

         В настоящее время в нашей стране всё больше внимания уделяется оздоровительно-воспитательным мероприятиям. Занятия физической культурой и спортом являются не только модными, но и престижными. Физическая культура и спорт становятся одной из важных сторон культуры общества, т.к. дают возможность сохранить здоровье. Но особенно важно, что они дают каждому шанс значительно расширить диапазон возможностей, сформировать личную ответственность за здоровый образ жизни.

         Учить здоровью, принципам здорового образа жизни необходимо, как говорят: « с пелёнок».  Немаловажную роль в этой деятельности отводится  системе  дополнительного образования, причём этот процесс обязательно должен быть непрерывным  в течение всего периода становления и развития наших детей. Это позволит целенаправленно формировать мотивацию к здоровому образу жизни.

          Детский сад – Школа – ДЮСШ – Детские оздоровительные лагеря в каникулярное время, могут и должны в приоритете своей деятельности вести непрерывную оздоровительную и воспитательную работу. Это и осуществляется на практике в п. Марковский на базе ДЮСШ. Все условия для этого налицо: экологически чистая зона, свежий  лесной воздух, комплекс оздоровительных и спортивных услуг и многое другое, безусловно, способствуют восстановлению детского организма в течении всего года.

  Основными задачами на весь период становятся не только спортивные и медицинские процедуры, связанные с сохранением здоровья, но и воспитание, направленное на формирование ответственного отношения ребёнка к собственному здоровью, потребности в его сохранении и развитии.

          Создание непрерывной системы осуществления и предоставления всех спортивно-образовательных и культурных услуг, для достижения максимального эффекта по оздоровлению детей, при использовании возможностей всех образовательных, медицинских, культурных и административных структур п.Марковский - послужило основой разработки данной программы. 

Цели и задачи программы     

         Цель: формирование мотивации к здоровому образу жизни, укрепление духовно- нравственного, психического, физического, социального здоровья детей и подростков путём вовлечения их в непрерывный комплекс мероприятий культурно-оздоровительного характера, а так же в разнообразные виды активной творческой деятельности.

       Задачи:

1. Познакомить весь персонал с целями и задачами представленной программы.

2. Создать условия для безболезненной адаптации детей и подростков, в связи с переходом, из дошкольных и школьных условий, к условиям занятий спортом в ДЮСШ п. Марковский.

3. Сохранять и укреплять здоровье детей, путём реализации здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, с использованием педагогических форм и методов работы, коррекции нарушений здоровья силами медицинского и тренерско-педагогического коллектива.

4.Создать благоприятный нравственно-психологический климат для развития межличностных отношений в коллективе.

5. Способствовать расширению представлений о движении, как неотъемлемой части здорового образа жизни, через приобщение детей к физической культуре и спорту, расширению представлений детей о строении своего организма, гармоничному физическому развитию и духовному росту детей, раскрытию и реализации творческого потенциала личности

6. Учить бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих; правилам здорового, рационального, сбалансированного питания; взаимодействию в детском разновозрастном коллективе.

7. Формировать осознанное отношение к собственному здоровью, к его сохранению и развитию; представления о престижности высокого уровня здоровья; навыкам гигиенической культуры с учётом возрастных особенностей детей; интерес к физической культуре и спорту; адекватную самооценку личности, нравственное самосознание; ответственность за свои поступки, « здоровое отношение» к друг другу, умение работать в команде, умение принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях, гражданскую позицию через развитие силы тела и укрепление силы духа; представления о системе социальных взаимоотношений между людьми; гуманное отношение к людям, навыки культуры поведения.

8. Развивать навыки самоорганизации собственной жизнедеятельности, неприятия вредных привычек; спортивные, кондиционные (силовые, скоростно-силовые, выносливость, скорость и гибкость) и координационные ( быстрота перестроения двигательных действий, согласование, вестибулярная устойчивость и др. ) способности с учётом возрастных и физиологических особенностей детей и подростков; познавательные и коммуникативные умения.

9. Обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок.

        10. Оказать психолого-педагогическую помощь детям и их родителям.

11. Воспитывать у детей целеустремлённость, уверенность в своих силах, выдержку, самообладание; инициативность, самостоятельность; чувство ответственности, гражданственности и коллективизма.

          Базовые принципы программы

Спорткомплекс – это территория, где царит особый уклад жизни, свои законы, правила, традиции; общение детей и взрослых, совместные переживания, впечатления; победы, спортивные достижения и успехи. С учётом этого,  содержание и организация работы по данной программе мы строим на основе следующих принципов:

  1. Комплексности. На базе Спорткомплекса одновременно реализуется: Программа развития ДЮСШ п. Марковский « Школа здоровья», как целостная система образования, оздоровления и социализации детей в ДЮСШ п. Марковский.                                

 Комплексная общеразвивающая программа непрерывной организации оздоровления  и  воспитания:   «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ  - НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ».

        

2. Преемственности. С одной стороны – это согласованное взаимодействие педагогов дошкольного и общего школьного образования, направленное на решение общих целей и задач, а с другой стороны – это преемственность в реализации данной программы.

3. Дифференцированности. Отбор содержания и поиск наиболее эффективных форм занятости и организации досуга  с учётом их половозрастных и индивидуальных особенностей.

4. Свободы выбора. Каждый ребёнок вправе выбирать интересный ему вид спортивно-оздоровительной деятельности, коллектив, где он может самореализоваться, проявить самостоятельность, инициативу и научить чему-то других.

5. Здоровьеформирующего воспитания. Основные идеи программы основываются на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываются с общими законами развития природы и человека, а так же пониманием того, как данные процессы влияют на здоровье человека: физическое, духовное, психическое, интеллектуальное и социальное. У детей формируются определённые этические установки по отношению к природе, к обществу, к планете в целом, а так же к сохранению культуры и общечеловеческих ценностей.

6. Толерантности. Формирование умений у детей терпимого, уважительного, доброжелательного отношения  к представителям различных национальностей, вероисповеданий, взглядов.

Основные методы и формы реализации

Опираясь на базовые принципы, были определены основные методы реализации программы и формы организации непрерывного спортивно- воспитательного образования.

Основные методы реализации программы:

*игровые методы, психолого- педагогической диагностики, убеждения, тренировки, соревнования, метод положительного примера, контроля и оценки.

Основные формы организации непрерывного оздоровления и воспитания детей:

*традиционные межшкольные, районные, городские и региональные спортивные соревнования по игровым видам спорта ( волейбол, настольный теннис, плавание, шашки, шахматы, дзюдо, кикбоксинг и др.);

*оздоровительные мероприятия; «Папа, мама и я – спортивная семья!», « Дорожки здоровья», «Часы Здоровья»; лечебно-оздоровительные гимнастика и аэробика и др.

* праздники, концертные программы, диалоги-диспуты, познавательные и профилактические беседы, просмотр тематических, познавательных видеоматериалов и др.

Материально-техническое и кадровое обеспечение

Для реализации программы предоставлена материально-техническая база ДЮСШ, СОШ. Дополнительно для реализации программы  предоставляется материально- техническое обеспечение от администрации Марковского сельского поселения и администрации Чайковского городского поселения: теле – и видеокамеры, оргтехника, музыкальное и световое оборудование; дополнительный спортивно-игровой инвентарь; грамоты, дипломы и т. д.

        Реализация программы

  1. Подготовительный  этап.

Знакомство всех участников с целью и задачами данной программы. Дополнение к образовательным программам  в контексте  программно- методического обеспечения и включение в планы работ тренеров- преподавателей всех обозначенных мероприятий и дел.

2. Организационный этап.

Основными видами деятельности этого этапа являются:

     - встреча детей и выявление их спортивных, организаторских и творческих способностей;

    - формирование спортивно-оздоровительных групп;

    -  организация работы секций и кружков;

    -  знакомство с традициями, законами и правилами ДЮСШ п. Марковский.

  3. Основной этап.     

  • Вовлечение детей и подростков в различные виды спортивно-оздоровительной и творческой деятельности.
  • Спортивно-воспитательная деятельность строится с учётом поставленных целей и задач программы. В процессе реализации программы участвуют: методический центр, психолог, тренеры-преподаватели, руководители кружков, лидеры детского коллектива.
  • Каждый участник имеет и реализует свою программу работы, выполняя определённые конкретные задачи, разрабатывает соответствующие мероприятия, новые формы работы с детьми. Все участники тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализации данной программы.

           4. Заключительный этап.

               Подведение итогов:

  • Анализ результатов работы, проделанной в рамках данной программы.
  • Анализ качества выполненной работы.
  • Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесённых  всеми участниками.
  • Обобщение результатов, внесение в программу необходимых изменений, определение возможности внедрения и развития данной программы.
  • Выработка перспектив деятельности.

Подготовка материалов для реализации  программы на качественно новом уровне.

По итогам работы проводится педагогический совет с участием представителей педагогических коллективов, представителями администрации, целью которого является обсуждение результатов реализации программы, выработка методических рекомендаций по оптимальному её осуществлению, определение перспективы развития. 

«ЗНАЙ СЕБЯ, СЛУШАЙ СЕБЯ  И ПРАВИЛЬНО

ИСПОЛЬЗУЙ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ!»

Для реализации содержания данной программы, мы определили пять взаимосвязанных между собой основных  «Шагов Здоровья».

        

        1- шаг – Начни с себя – подай пример!  Здоровье и занятие спортом – это не только физическое здоровье, но и здоровье социальное, психологическое, духовное. Оно предполагает принятие ребёнком культурных и общечеловеческих ценностей общества, адекватное им самоопределение, овладение нормами и правилами поведения, уважения, толерантности и т. д.  И здесь большое значение имеет личный пример взрослых, работающих с детьми. Учителя, тренеры-преподаватели, воспитатели являются носителями и демонстраторами социального, психологического и духовного здоровья.

        2 – шаг – Знай себя! ( Валеологическая культура). Формирование у детей определённых валеологических знаний. Оно предполагает расширенное представление детей о своём организме посредством познавательных бесед ( основанных на научных знаниях и экспериментах), а так же посредством игровой деятельности. В работе педагоги широко используют следующие игровые методы: спортивные и деловые игры, конкурсно-спортивные программы,

тематические вечера, а так же разнообразные способы активизации познавательной деятельности: занимательные задания, загадки, проблемные задачи и ситуации.

        3- шаг – Здоровье – мой выбор ! ( Здоровый образ жизни), результатом которого являются физическое и нравственное здоровье. Компонентами здорового образа жизни являются:

        * Совершенствование физического здоровья.

 Э то осуществляется через спортивные занятия, спортивные соревнования и праздники, ежедневную утреннюю зарядку и лечебно-оздоровительную гимнастику.

        

        *  Отсутствие вредных привычек.

Территория  Спорткомплекса – это территория здоровья, где нет места вредным привычкам. С детьми проводится целый ряд мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек, как в коллективной, так и в индивидуальной форме.

        *   Правильное питание.

Задача педагогов разъяснить необходимость и пользу здорового, сбалансированного питания, расширить знания детей о продуктах питания и их влиянии на человеческий организм. Показать  значимость режима питания, правила приёма пищи, общей культуре питания. С этой целью проводятся конкурсные игровые программы, беседы с детьми, просматриваются видеофильмы, а так же приводятся советы учёных по основным правилам питания.

           4  - шаг -  Движение   -  жизнь!  ( Спорт и двигательная активность).

Двигательная активность является основным источником здоровья, повышению которой способствуют спортивные и оздоровительные дела. Мы призываем детей больше двигаться, потому что самой природой организм человека настроен на физическую активность.

Мы призываем детей выбирать активный отдых и не упускать ни малейшую возможность « ощутить мышечную радость».

5 – шаг – Путь Добра и Гармонии!  ( Экология  тела + экология души +  экология природы ).

Особенности детского коллектива определяют специфику работы в спортивно-оздоровительном направлении. Это проявляется в том, что оздоровительная деятельность неразрывно  связана с воспитательной, духовной, творческой, эстетической. Используя это в комплексе, мы подталкиваем ребёнка к познанию своего тела, его физических возможностей, показываем ему способы совершенствования и укрепления своего здоровья, а вместе с ним и

духовного здоровья, которое положительно влияет на  окружающих и приводит к  гармонии  жизни.

      Каждый день для ребёнка в стенах Спорткомплекса, должен быть  наполнен не только миром спорта, закалки организма, но и миром творчества, фантазии и искусства.

              Основные мероприятия программы, направленные на реализацию цели, задач и основного содержания пяти « Шагов здоровья».

Этапы реализации программы

Основные мероприятия

Результат

1

Подготовительный


Ввод в тематику, старт программы

Знакомство с программой, условиями, правилами, традициями.

2

Обучающий

Выявление

интересов, выбора спорт. направлений.

Проведение бесед, анкетирование, наблюдение и составление «Рейтинга ожиданий».

3

Планирование

Старт программы

Планирование работы по секциям. Совместный выбор тем и проблем по интересам.

4

Деятельностный

Проведение тематических дней

5

Демонстрационный

Открытые мероприятия, праздники, встречи и т. д.

Анализ общих результатов. Рефлексия.

6

Итоговый

Итоговые сборы, заседания.

Анализ качественных изменений, произошедших с ребенком, выстраивание личных перспектив, работа по последствию.

Основные направления культурно - спортивной и досуговой деятельности ДЮСШ п. Марковский на 2011-2012 учебный год.

Социально-значимые мероприятия (проводятся и для воспитанников и для жителей п. Марковский).



Тематические

досуговые программы



Традиционные творческие праздники


Спортивные турниры, смотры, спартакиады и соревнования( по разнарядке).

«День знаний».

«День Учителя»

«День посёлка»

«День пожилого человека»

«День Матери»

«День Защитника Отечества»

«День Победы»

«День семьи»

Концерты, дискотеки и др.







Интеллектуальная игра «Спортивный эрудит»

Цикл бесед: «Мои психо-физиологические особенности и их влияние на организм»

Тесты самоконтроля: «Хронотип человека; Биоритмы и работоспособность».

Диспут: « Зачем и как быть здоровым в современных условиях»

Вечер легенд: « В здоровом теле, здоровый дух»

«С Верой, Надеждой и Любовью»- встреча осени.

« Мой посёлок, что я о нём знаю, что о нём могу рассказать»

« С новыми успехами в Новый год!»

«Рождество»

«Масленица»

«Союз сердец и радости общения»

Сельские игры: «Спортивная смена России».

«Сельские игры 2011».

Первенство г. Чайковский по каратэ.

Первенство по волейболу.

Турнир по мини футболу.

 Ожидаемые результаты.

Для детей

Физическое и эмоциональное оздоровление.

Осознание необходимости сохранения и непрерывного развития собственного здоровья и отношение к нему, как ценности.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни.

Развитие духовно-нравственных качеств.

Совершенствование  физических качеств и возможностей детей.

Приобщение к миру спорта и физической культуры.

Формирование культуры поведения, навыков взаимодействия в коллективе.

Развитие инициативы, творческих способностей.

Закрепление нового позитивного опыта общения.

Тренерам-преподавателям реализация программы позволит:

Способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни, укреплению духовно-нравственного, психического, физического, социального здоровья детей.

Повысит уровень эффективной социализации детей и подростков.

Получить новый методический опыт системы обработки, хранения и воспроизведения лучшего опыта работы.

Повысит методический уровень педагогического коллектива.

Приобрести опыт оказания помощи ребёнку, понять себя, поверить в свои силы и проявить свои способности в различных видах деятельности.

Основные критерии эффективности.

Ценностно-целевой критерий – фиксация процента участия детей и подростков в программе, сравнение динамики присутствия и активного участия в делах секции и спортшколы.

Когнитивный критерий – путём анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Провести сравнительный анализ расширения тематики проводимых мероприятий.

Качественный критерий – проведение мониторинга спортивно-образовательного уровня воспитанников  и   изменения отношения к ЗОЖ.

Деятельностный критерий – определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности и интереса к ней.

Эмоционально- психологический критерий – изучение межличностных отношений в детском  разновозрастном объединении (совместно с психологом).

                 

 Рекомендуемая литература

1.Виды методической продукции.

   Программа « Здоровье» для средних образовательных учреждений. Москва,2001 г.

2. С.Д. Поляков. Технологии воспитания. Учеб.-метод пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003.

3. Л.И. Лубышева. Спортивная культура в школе. М.:АНО НИЦ « Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.

4.Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей; приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 23.03.1999 г. « Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей»; приказ Министерства образования РФ от 03. 05.2000 г. « О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей».

5. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей ( письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16; О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей( письмо Министерства образования и науки РФ от 11.11.2006 г. № 06 – 1844).

6. См.: Кульпетдинова М.Е. Подходы к разработке досуговых программ / Ключ к успеху. Сборник № 10. Авторские программы педагогов дополнительного образования Восточного округа Москвы. – М., 2002,с.

7. См.: Титов Б.А. Социально- культурный потенциал системы дополнительного образования детей / Дополнительное образование детей – фактор развития творческой личности. – СПб, 1998.

Приложение

        Методические разработки

 цикла бесед на тему:  « Мои психо-физиологические особенности и их влияние на организм».

Цель: Формирование у детей элементарной биологической и психологической грамотности, знания  особенностей их развития, соответственно возрасту, и умение сознательно и правильно организовывать собственный стиль здорового поведения.

Наглядность: Анатомо-физиологический атлас и слайды.

Оборудование: Бумага, фломастеры, карандаши.        

        

*Для детей от 6 до 8 лет – Время восторгов

Вводное слово тренера-преподавателя:

Дорогие ребята!

 Сегодня мы с Вами познакомимся с некоторыми особенностями вашего анатомо-физиологического развития и понаблюдаем, как развивается ваш детский организм  из года в год. Постараемся вместе с вами установить причины изменений и, главное, узнать, как можно помочь самому себе сохранить и укрепить здоровье.

В доступной форме тренер-преподаватель рассказывает и показывает ребятам строение и значение: кожи, мышечной и костной системы, органов дыхания, эндокринной системы, пищеварительной системы на развитие организма.

Задаёт наводящие вопросы: Если это система, то должна ли она функционировать, т.е. находиться в движении?

 - Да, отвечают дети.

Вопрос: А  вы любите двигаться?

          - Да.        

Вот сейчас мы вместе хорошо подвигаемся и прислушаемся к себе: как мы дышим, как работает наш пульс, как чувствуют себя наши ножки и ручки?

Проводится игра на движение.

После игры дети вместе с тренером – преподавателем учатся чувствовать и измерять себе пульс, следить за дыханием, контролировать своё самочувствие.

А в конце задаётся задание «Нарисуй своё настроение».

        *Для детей от 9 до 10 лет – Время освоения пространства

Вводное слово тренера-преподавателя:

        Дорогие ребята!

Мы продолжаем с вами цикл бесед о анатомо-физиологических особенностях вашего детского организма и о  взаимосвязи его изменений с вашим настроением, поступками и взаимоотношениями со сверстниками и родителями. Зная это вам будет понятно как можно будет контролировать своё настроение, своё общение и комфортную адаптацию в социуме.

В доступной форме тренер-преподаватель вводит детей в значимость данной беседы: « Тело человека пропорционально и красиво. И важно в процессе вашего дальнейшего становления и развития знать это и продолжать сохранять, и совершенствовать».

Дети должны это понять, научиться восхищаться совершенством конструкции своего тела. Если это удастся добиться, то ценность собственной личности для ребёнка возрастёт и это будет закреплённая ценность. Человеческая красота,  воспринятая как норма, в  восемь-девять лет остаётся в структуре личности на всю жизнь. Но, чтобы ребёнок был уверен в себе и своём совершенстве, необходимо довести до него, что это достигается путем постоянного самосовершенствования, путем неустанного труда и занятий спортом.

 Маленький ребёнок, люди разных рас, старики – красивы все, кто занимается собой, своим здоровьем, кто трудится, вот, что должны усвоить дети. Проводя эту  непростую работу, снижается агрессивность и углубляется понятие терпимости, толерантности.

Значимость подобных бесед огромна и особенно актуальна в наше время, т.к. направлена на вероятный социальный эффект – снижение ксенофобии – неприятия других только потому, что они другие.

В заключении можно задать ребятам задание: Подумайте, и по рассуждайте, был бы интересен наш мир, если бы он был населён только одинаковыми, пусть даже совершенными и красивыми людьми? И провести дискуссию.

        *Для детей от 11 до 15 лет – Время вопросов « Что со мной происходит?» и Время отрицания.            

        

        Это категория  с самым различным уровнем физического, психического и нравственного развития. Что обязательно необходимо учитывать при подготовке и проведении воспитательных мероприятий.

        В вводной беседе тренер-преподаватель должен обратить внимание на общие закономерности роста и развития подростков 11-15 лет. Их индивидуального, специфико-биологического бурного полового созревания. В доступной форме  донести до сознания детей важность и значимость наступления половой зрелости его влияния на дальнейшее развитие их организма и, в целом, на жизнь в обществе.

              Это период своеобразных « ножниц», когда с одной стороны у подростков, особенно у мальчиков, возникает социальная потребность в успехах, рекордах, а с другой – достижение результатов становится затруднительным. Важно донести до ребят, что этот период пройдёт и возможности для совершенствования у них огромны. Главное помнить золотое правило этого периода: не предъявлять  по отношению к подросткам завышенных требований, спокойно, уважительно относится к тому, что они стали менее успешны, чем были в десять лет. Однако ни в коем случае нельзя идти на поводу у физиологии и дать им зелёный  свет вседозволенности. Именно в этот возрастной период очень важно убедить подростка «договориться» со своим телом, прислушаться к ощущениям, научиться определять порог возможного.

        Интеллектуальная игра « СПОРТИВНЫЙ ЭРУДИТ»

   

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью, культуры здоровьесбережения и здорового образа жизни.

Содержание: В игре участвуют по 12 человек от каждой секции( группы).

 Для каждого участника команды изготавливается эмблема размером 5 см. на 5 см. Такая же эмблема форматом А4 изготавливается для жюри и оценивается по 5 бальной системе.

Игра проводится в 2 тура:

1 тур: Команды отвечают на вопросы, состав команды в каждом раунде 2 человека, в каждом раунде принимают участие 2 последующих игрока, т.о. в 6 раундах поучаствуют все 12 членов команды из 8 секций (групп).

1 раунд « Из истории Олимпийских игр».

2 раунд « Виды спорта»

3 раунд « Физкультминутки»

4 раунд « Театр – экспромт»

5 раунд « Спортлото»

6 раунд « Почему я выбираю спорт?»

Между раундами проходят весёлые спорт – паузы «Шайба-гол-ура», «Будьте здоровы», «Аплодисменты», «Часы» для болельщиков и зрителей в зале. По желанию ребят не задействованных в команде, подготавливаются музыкальные паузы на тему: « Мы хотим жить», которые демонстрируются в течение программы и поощряются добавлением 10 баллов команде.

           Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ « ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА п. МАРКОВСКИЙ». « Здоровье детей – наше настоящее и будущее» ( Методическая разработка комплексной общеразвивающей программы в условиях непрерывной здоровье сберегающей среды на базе ДЮСШ п. Марковский ) АВТОР : Машкова Валентина Борисовна – тренер-преподаватель ДЮСШ п. Марковский. г. Чайковский. 2011 год.

Слайд 2

«Забота о здоровье детей – это важнейший труд… от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский.

Слайд 3

Цель : формирование мотивации к здоровому образу жизни, укрепление духовно- нравственного, психического, физического, социального здоровья детей и подростков путём вовлечения их в непрерывный комплекс мероприятий культурно-оздоровительного характера, а так же в разнообразные виды активной творческой деятельности.

Слайд 4

Задачи: 1. Познакомить весь персонал с целями и задачами представленной программы. 2. Создать условия для безболезненной адаптации детей и подростков, в связи с переходом, из дошкольных и школьных условий, к условиям занятий спортом в ДЮСШ п. Марковский. 3. Сохранять и укреплять здоровье детей, путём реализации здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, с использованием педагогических форм и методов работы, коррекции нарушений здоровья силами медицинского и тренерско-педагогического коллектива. 4.Создать благоприятный нравственно-психологический климат для развития межличностных отношений в коллективе.

Слайд 5

5. Способствовать расширению представлений о движении, как неотъемлемой части здорового образа жизни, через приобщение детей к физической культуре и спорту, расширению представлений детей о строении своего организма, гармоничному физическому развитию и духовному росту детей, раскрытию и реализации творческого потенциала личности 6. Учить бережному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих; правилам здорового, рационального, сбалансированного питания; взаимодействию в детском разновозрастном коллективе.

Слайд 6

7. Формировать осознанное отношение к собственному здоровью, к его сохранению и развитию; представления о престижности высокого уровня здоровья; навыкам гигиенической культуры с учётом возрастных особенностей детей; интерес к физической культуре и спорту; адекватную самооценку личности, нравственное самосознание; ответственность за свои поступки, « здоровое отношение» к друг другу, умение работать в команде, умение принимать правильные решения в сложных жизненных ситуациях, гражданскую позицию через развитие силы тела и укрепление силы духа; представления о системе социальных взаимоотношений между людьми; гуманное отношение к людям, навыки культуры поведен

Слайд 7

8. Развивать навыки самоорганизации собственной жизнедеятельности, неприятия вредных привычек; спортивные, кондиционные (силовые, скоростно-силовые, выносливость, скорость и гибкость) и координационные ( быстрота перестроения двигательных действий, согласование, вестибулярная устойчивость и др. ) способности с учётом возрастных и физиологических особенностей детей и подростков; познавательные и коммуникативные умения . 9 . Обеспечить гармоничное сочетание умственных, физических и эмоциональных нагрузок. 10. Оказать психолого-педагогическую помощь детям и их родителям. 11. Воспитывать у детей целеустремлённость, уверенность в своих силах, выдержку, самообладание; инициативность, самостоятельность; чувство ответственности, гражданственности и коллективизма.

Слайд 8

Базовые принципы программы Спорткомплекс – это территория, где царит особый уклад жизни, свои законы, правила, традиции; общение детей и взрослых, совместные переживания, впечатления; победы, спортивные достижения и успехи. С учётом этого, содержание и организация работы по данной программе мы строим на основе следующих принципов:

Слайд 9

Комплексность: На базе Спорткомплекса одновременно реализуется: Программа развития ДЮСШ п. Марковский « Школа здоровья», как целостная система образования, оздоровления и социализации детей в ДЮСШ п. Марковский. Комплексная общеразвивающая программа непрерывной организации оздоровления и воспитания: «ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ - НАШЕ НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ ».

Слайд 10

Преемственность: С одной стороны – это согласованное взаимодействие педагогов дошкольного и общего школьного образования, направленное на решение общих целей и задач, а с другой стороны – это преемственность в реализации данной программы.

Слайд 11

Дифференцированность : Отбор содержания и поиск наиболее эффективных форм занятости и организации досуга с учётом их половозрастных и индивидуальных особенностей. Свобода выбора: Каждый ребёнок вправе выбирать интересный ему вид спортивно-оздоровительной деятельности, коллектив, где он может самореализоваться , проявить самостоятельность, инициативу и научить чему-то других.

Слайд 12

Здоровьеформирующее воспитание: Основные идеи программы основываются на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываются с общими законами развития природы и человека, а так же пониманием того, как данные процессы влияют на здоровье человека: физическое, духовное, психическое, интеллектуальное и социальное. У детей формируются определённые этические установки по отношению к природе, к обществу, к планете в целом, а так же к сохранению культуры и общечеловеческих ценностей.

Слайд 13

. Толерантности. Формирование умений у детей терпимого, уважительного, доброжелательного отношения к представителям различных национальностей, вероисповеданий, взглядов.

Слайд 14

Основные методы и формы реализации программы Основные методы реализации программы: игровые методы, психолого - педагогической диагностики, убеждения, тренировки, соревнования, метод положительного примера, контроля и оценки. Основные формы организации непрерывного оздоровления и воспитания детей: традиционные межшкольные, районные, городские и региональные спортивные соревнования по игровым видам спорта ( волейбол, настольный теннис, плавание, шашки, шахматы, дзюдо, кикбоксинг и др.)оздоровительные мероприятия; «Папа, мама и я – спортивная семья!», « Дорожки здоровья», «Часы Здоровья»; лечебно-оздоровительные гимнастика и аэробика и др . праздники, концертные программы, диалоги-диспуты, познавательные и профилактические беседы, просмотр тематических, познавательных видеоматериалов и др.

Слайд 15

Реализация программы Подготовительный этап. Знакомство всех участников с целью и задачами данной программы. Дополнение к образовательным программам в контексте программно- методического обеспечения и включение в планы работ тренеров- преподавателей всех обозначенных мероприятий и дел.

Слайд 16

Организационный этап. Основными видами деятельности этого этапа являются: - встреча детей и выявление их спортивных, организаторских и творческих способностей; - формирование спортивно-оздоровительных групп; - организация работы секций и кружков; - знакомство с традициями, законами и правилами ДЮСШ п. Марковский .

Слайд 17

Основной этап. Вовлечение детей и подростков в различные виды спортивно-оздоровительной и творческой деятельности. Спортивно-воспитательная деятельность строится с учётом поставленных целей и задач программы . В процессе реализации программы участвуют: методический центр, психолог, тренеры-преподаватели, руководители кружков, лидеры детского коллектива. Каждый участник имеет и реализует свою программу работы, выполняя определённые конкретные задачи, разрабатывает соответствующие мероприятия, новые формы работы с детьми Все участники тесно взаимодействуют друг с другом в процессе реализацииданной программы .

Слайд 18

Заключительный этап Подведение итогов: Анализ результатов работы, проделанной в рамках данной программы. Анализ качества выполненной работы. Анализ предложений по дальнейшему развитию, внесённых всеми участниками. Обобщение результатов, внесение в программу необходимых изменений, определение возможности внедрения и развития данной программы. Выработка перспектив деятельности. Подготовка материалов для реализации программы на качественно новом уровне.

Слайд 19

По итогам работы проводится педагогический совет с участием представителей педагогических коллективов, представителями администрации, целью которого является обсуждение результатов реализации программы, выработка методических рекомендаций по оптимальному её осуществлению, определение перспективы развития. « ЗНАЙ СЕБЯ, СЛУШАЙ СЕБЯ И ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙ ПОЛУЧЕННУЮ ИНФОРМАЦИЮ!»

Слайд 20

Для реализации содержания данной программы, мы определили пять взаимосвязанных между собой основных «Шагов Здоровья».

Слайд 21

1 - шаг – Начни с себя – подай пример! 2 - шаг – Знай себя ! 3 - шаг – Здоровье – мой выбор ! 4 - шаг - Движение - жизнь! ( Спорт и двигательная активность) 5 -шаг - Путь Добра и Гармонии! ( Экология тела + экология души + экология природы ).

Слайд 22

Каждый день для ребёнка в стенах Спорткомплекса, должен быть наполнен не только миром спорта, закалки организма, но и миром творчества, фантазии и искусства.

Слайд 23

Основные критерии эффективности. Ценностно-целевой критерий – фиксация процента участия детей и подростков в программе, сравнение динамики присутствия и активного участия в делах секции и спортшколы . Когнитивный критерий – путём анкетирования и устных опросов определить расширение познавательных потребностей. Провести сравнительный анализ расширения тематики проводимых мероприятий. Качественный критерий – проведение мониторинга спортивно-образовательного уровня воспитанников и изменения отношения к ЗОЖ. Деятельностный критерий – определение процентного участия детей в основной смыслообразующей деятельности и интереса к ней. Эмоционально- психологический критерий – изучение межличностных отношений в детском разновозрастном объединении (совместно с психологом).

Слайд 24

Ожидаемые результаты. Для детей Физическое и эмоциональное оздоровление. Осознание необходимости сохранения и непрерывного развития собственного здоровья и отношение к нему, как ценности. Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Развитие духовно-нравственных качеств. Совершенствование физических качеств и возможностей детей. Приобщение к миру спорта и физической культуры. Формирование культуры поведения, навыков взаимодействия в коллективе. Развитие инициативы, творческих способностей. Закрепление нового позитивного опыта общения.

Слайд 25

Тренерам-преподавателям реализация программы позволит: Способствовать формированию мотивации к здоровому образу жизни, укреплению духовно-нравственного, психического, физического, социального здоровья детей. Повысит уровень эффективной социализации детей и подростков. Получить новый методический опыт системы обработки, хранения и воспроизведения лучшего опыта работы. Повысит методический уровень педагогического коллектива. Приобрести опыт оказания помощи ребёнку, понять себя, поверить в свои силы и проявить свои способности в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Здоровые дети - наше будущее!"

Статья об организации здоровьесбережения в детском саду....

Здоровые дети - наше будущее!

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо...

Проект "Здоровые дети- наше будущее!"

Проект по формированию здорового образа жизни, потребности заниматься физкультурой и спортом ( с пприложениями по хатха-йоге). Предназначен для воспитателей подготовительной группы....

"Здоровые дети - наше будущее" (из опыта работы)

Важнейшая цель  моей работы является формирование у ребенка представления о ценности здоровья, создание системы установок на здравосозидание не только по отношению к собственному "Я", н...

"Здоровые дети - наше будущее"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. В федеральном государственном образовательном стандарте огромное внимание уделяется вопроса...

Семинар «Здоровые дети – наше будущее»

Наша эпоха - эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье человека явл...