профилактика и коррекция плоскостопия
статья по физкультуре по теме
Пособия для профилактики и коррекции плоскостопия
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ
ПЛОСКОСТОПИЕ – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением её сводов. Врачи называют плоскостопие болезнью цивилизации.
Деформация стоп бывает двух видов: поперечная и продольная. При поперечном плоскостопии происходит уплощение поперечного свода стопы. При продольном плоскостопии наблюдается уплощение продольного свода, и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. В редких случаях возможно сочетание обеих форм плоскостопия.
10 причин развития плоскостопия
- Недоразвитие мышц стопы
- В результате перенесённых в детстве заболеваний, например рахита или полиомиелита
- При перегрузке свода во время продолжительной работы стоя (во время ходьбы мышцы ног меньше утомляются, чем при длительном стоянии)
- Вследствие чрезмерного увеличения веса тела человека – ожирения
- Вследствие заболеваний, связанных с длительным лежанием, со слабостью связочного – мышечного аппарата
- Ношение неправильно подобранной обуви
- Косолапость
- Х – образная форма ног
- Различные травмы нижних конечностей
- Наследственная предрасположенность
Устранять уже возникшее плоскостопие крайне трудно. Надо стремиться предупредить его развитие.
Уделяйте особое внимание вопросу профилактики детского плоскостопия, применяя комплексный подход. Система мероприятий заключается в использовании всех средств физического воспитания – гигиенических навыков, природно – оздоровительных факторов и физических упражнений:
- Ежегодную диагностику состояния свода стопы у детей (плантографию) проводит, как правило, медицинская сестра детского дошкольного учреждения. Обработанные данные доводятся до сведения воспитателей и родителей детей
- Родители, медицинские работники и педагоги дошкольных учреждений должны обращать внимание на обувь, в которой дети находятся в группе, на улице, занятиях физическими упражнениями
- Очень важно регулярное применение природно-оздоровительных факторов – хождение босиком по рыхлой земле, скошенной траве, нежному песку, гальке, хвойным иголкам. При этом ребёнок непроизвольно переносит тяжесть тела на наружный край стопы и поджимает пальцы, что способствует укреплению свода стопы
- При проведении закаливающих мероприятий не следует забывать о специальных закаливающих процедурах для стоп
- В различных формах физического воспитания (как в детском саду, так и дома) следует использовать специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Укрепить мышечный аппарат ног можно с помощью массажа – он улучшает кровообращение и тонизирует мышцы.
Голень массируется снизу вверх, производя поглаживания, растирания, разминания, поколачивания, а стопу – от кончиков пальцев к пятке. На стопе находится большое количество нервных окончаний, которые посылают импульсы головному мозгу, и их возбуждение полезно не только для профилактики плоскостопия, но и для организма в целом. Не забывать массировать внешний свод стопы и каждый пальчик отдельно.
При желании можно приобрести специальные массажеры для ног. Лучше, если они будут изготовлены из натурального сырья, например из дерева. В запущенных случаях плоскостопия необходим лечебный массаж, который может выполнять только специалист.
Для профилактики и лечения плоскостопия очень полезны ежедневные тёплые ванны (35 – 36 градусов) с морской солью.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голени.
На первом этапе дети выполняют упражнения без предметов. На втором этапе – упражнения с предметами: захватывание пальцами ног мелких предметов (мелких камушков, пуговиц разной величины, тонких прутьев, шариков разных размеров), удерживание и выбрасывание их. На третьем этапе используется различное оборудование – дорожки с отпечатками стоп, ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка и т.д. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления.
Игровые упражнения
для профилактики плоскостопия
- «Каток» - ребёнок катает мяч (палку, скакалку или пластмассовую бутылку с водой) вперёд – назад. Упражнение выполняется сначала одной ногой, затем другой.
- «Великолепный маляр» - ребёнок сидит на полу с вытянутыми ногами. Большим пальцем одной ноги проводит по подъёму другой ноги по направлению от большого пальца к колену. Упражнение проводится сначала 3-4 раза одной ногой, затем другой.
- «Гусеница» - ребёнок делает упражнения стоя: двигается, придвигая пятку к пальцам и наоборот.
- «Кулак» - ребёнок сжимает пальцы ног в «кулак» (сжимать сильно к подошве) и с силой разжимать
- «Без рук» - надевание и снимание носков без помощи рук
- «Подними платочек» - захватывание носового платка сначала одной ногой, затем другой.
- «Ловкие ножки» - сидя на стуле, ребёнок захватывает и перекладывает пальцами ног мелкие предметы (шишки, жёлуди, камни, пуговицы)
- «Художник» - ребёнок сидя «рисует» в воздухе выпрямленной ногой (носки вытянуты) – сначала правой, затем левой
- «Хождение на пятках» - ребёнок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами ног и подошвой
- «Разбойник» - пятки плотно прижать к полу и не отрывать. Пальцами стараться подтащить под пятку разложенный на полу платок, на котором находится какой-нибудь груз, например кубик. То же самое другой ногой.
- «Сборщик» - ноги расставлены шире плеч. Пальцами одной ноги собрать различные мелкие предметы на полу (игрушки, прищепки для белья, карандаши и т.д.) и сложить в кучки. Повторить другой ногой. Затем пальцами обеих ног переложить предметы из одной кучки в другую.
- «Художничек» - нарисовать на бумаге различные фигуры карандашом, зажатым пальцами ноги. Лист придерживать другой ногой. Поменять ноги.
- «Мельница» - колени выпрямлены. Описать ступнёй правой (левой) ноги круг в правую (левую) сторону.
- Хождение по массажным коврикам
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
Задачи этих игр – укрепление мышц пальцев стопы и голеностопного сустава.
- «Быстрый мяч»
Инвентарь – резиновые мячи диаметром 16 см
Содержание игры: участники игры делятся на команды. Все выстраиваются в колонну за своим капитаном у стартовой черты. Первый участник принимает позу – сидя на ягодицах, руки в упоре сзади, мяч в согнутых в коленях ногах. По сигналу необходимо проползти данную дистанцию, помогая руками и при этом перекатывая мяч стопами ног. Выполнив движение до ориентира, обратно участник бежит бегом с мячом в руках. Передаёт мяч следующему участнику, который уже сидит на полу и ждёт мяча. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
- «Передай мяч»
Инвентарь: резиновые мячи (по количеству команд), детские стулья (по количеству игроков).
Содержание игры: участники игры делятся команды. Выстраиваются в колонну и садятся каждый на свой стул. Расстояние между игроками 50 – 60 см. Капитан команды располагается около своей команды лицом к первому участнику, на расстоянии 1 м.
У каждого капитана мяч. По сигналу капитаны толкают ногой мяч первому игроку своей команды. Участник ловит его ногами и старается перекатить его второму участнику своей команды, второй – третьему и т.д. (вставать со стульев игроки не могут). Капитан перебегает в конец своей команды и ловит мяч от последнего участника. Выигрывает команда, первой выполнившая задание.
- «Пишем ногами»
Инвентарь – фломастеры и листы бумаги.
Содержание игры: участники делятся на команды. Выстраиваются в колонну у стартовой линии. На финишной линии для каждой команды положен лист бумаги и фломастеры. Заранее обговаривается, какое слово пишут команды. По сигналу первый участник бежит до финишной линии, берёт карандаш, кладёт его между пальцев ног и старается написать первую букву задуманного слова; возвращается к своей команде. Задание выполняет следующий участник: ему предстоит написать вторую букву слова и т.д. Задание выполняют все участники друг за другом, пока слово не будет написано полностью.
- «Переложи шишки»
Инвентарь – сосновые или еловые шишки, обручи (по количеству играющих + 1)
Содержание игры: в игру могут играть 3-4 человека. В центре комнаты на полу лежит обруч, в котором располагается некоторое количество шишек. В 2 м от обруча в разных сторонах стоят играющие. По команде участники бегут к обручу и стараются захватить стопой по одной шишке из обруча и отнести в свой обруч. Вновь возвращаются к обручу с шишками.
Через 3 минуты вновь звучит сигнал – игра окончена. Подсчитываются шишки в каждом обруче. Выигрывает игрок, в обруче которого оказалось больше шишек.
Правила игры: если игрок в движении теряет шишку, он останавливается, подбирает её и продолжает движение.
- «Чья команда быстрее»
Инвентарь - обручи по количеству команд.
Содержание игры: дети делятся на 3-4 команды по 4-5 человек. Около каждой команды на полу лежит обруч. Каждая команда детей стоит серединой стопы на своём обруче, лицом в центр. Под музыку дети идут по кругу приставным шагом – медленно, стараясь носками и пятками не касаться пола. С окончанием музыки даётся задание: запрыгнуть в обруч и присесть. Выигрывает команда, участники которой первыми выполнили задание.
Правила игры – задания могут быть разными: встать в обруч и взять за руки, запрыгнуть в обруч и принять позу цапли и т. д.
- «Переложи предметы»
Инвентарь – обручи (по количеству играющих +1), мелкие предметы: сосновые и еловые шишки, жёлуди, карандаши, деревянные палочки, пуговицы.
Содержание игры: в центре комнаты на полу положен обруч, в нём – мелкие предметы. Дети располагаются рядом с обручами. Около каждого из них тоже лежит обруч. По команде «Переложите предметы» дети выполняют задание: каждый старается захватить пальцами ног предмет из общего обруча и переложить в свой.
Правила игры:
1 - й вариант – ребёнок может брать любые предметы из обруча;
2 – й вариант – один ребёнок перекладывает только шишки, другой – пуговицы, третий – палочки и т.д.
Можно отвести для игры определённое время. Можно проводить игру до тех пор, пока все предметы не будут разобраны игроками.
- «Ловкие ножки»
Инвентарь – пуговицы ( 8 – 10 шт.), половинки капсул от «киндер – сюрпризов» ( 8 – 10 шт. ).
Содержание игры: играть может любое количество детей. Около каждого ребёнка на полу разложены пуговицы и половинки капсул от «киндер – сюрпризов». По команде каждый игрок старается пальцами ног захватить капсулу и накрыть ею одну из «своих» пуговиц. Затем старается произвести эти же действия со второй капсулой. Побеждает тот ребёнок, который первым накрыл все «свои» пуговицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания»
Здоровьесбережение дошкольников...

Комплексы игровых упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает плоскостопие.
Плоская стопа встречается у 15-23% детей, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить эту деформацию и принять профилактические меры....

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей.
Консультация в которой описаны некоторые коррегирующие упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени....

Консультация для родителей на тему"Профилактика и коррекция плоскостопия у детей"
Краткое описание, как предупредить плоскостопие у детей, что нужно для этого делать....
Профилактика и коррекция плоскостопия
Примерные комплексы упражнений...

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитания
Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста средствами физического воспитанияКонсультация для воспитателей....

