Терминология в гимнастике
материал по физкультуре по теме

Булошкина Ольга Николаевна

Данный материал будет полезен студентам проходящим курсы профессиональной переподготовки, а также всем воспитателям, которые стремятся использовать грамотные термины в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travmy_v_gimnastike.docx36.52 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ГИМНАСТИКЕ

Гимнастические упражнения, как известно, приносят значительную пользу человеку в его гармоническом развитии, но одновременно они могут нанести занимающимся и непоправимый вред, если на занятиях игнорируются правила предотвращения травм. Специфика гимнастических упражнений, особенно по- спортивным видам (спортивная гимнастика, спортивная акробатика), их координационная сложность создают реальную угрозу падения, срыва со снаряда. Борьба со спортивным травматизмом — это борьба за создание надлежащих условий для укрепления здоровья, всестороннего физического развития учеников и обеспечение возможности достижения ими физического совершенства и спортивного мастерства. Любые повреждения во время занятий травмируют ученика и физически и психологически. Получив травму, занимающийся на некоторое время выбывает из строя, вследствие чего понижается его работоспособность. Но это только одна из отрицательных сторон травматизма.

В психологическом плане бывает, что гимнаст теряет уверенность в себя, появляется боязнь снаряда, на котором случилась травма. А после тяжелой травмы гимнаст длительное время будет бояться выполнять не только то упражнение, на котором получил травму, но и другие рискованные упражнения. Иногда педагогу-тренеру приходится тратить много времени и усилий на преодоление этого психологического барьера. Бывает и так, что, истратив много времени и использовав все способы, педагог так и не может преодолеть боязнь спортсмена перед тем или иным элементом. Поэтому меры по предупреждению травматизма являются не только очень важным условием укрепления здоровья, но и обеспечения последовательного роста физической подготовленности и спортивно-технического мастерства гимнастов.

  Характеристика травм на занятиях по гимнастике и первая помощь

Травмой называется повреждение организма или отдельных его органов. Травмы могут возникать вследствие нарушения техники безопасности, требований к организации и методике проведения занятий. Травмы, которые встречаются во время занятий по гимнастике, могут быть легкими, средними и тяжелыми. Их разделяют на общие и локальные (местные).

К легким травмам относятся: удары, срывы кожи ладонной поверхности кистей и другие, которые не приводят к потере трудоспособности. Средние травмы — это растяжение мышечных волокон и сухожилий, незначительные ушибы суставов и другие, которые требуют амбулаторного лечения. К тяжелым травмам относятся: переломы костей, разрывы мышц и сухожилий, сотрясение головного мозга и другие, которые могут вывести гимнаста из строя на длительное время и требуют стационарного лечения. Для спортивной гимнастики характерными травмами являются повреждения верхних конечностей, а именно: срывы кожи ладонной поверхности кистей, растяжение связок, повреждение запястных суставов и др.

Спортсмены, а тем более учителя физической культуры должны уметь оказать потерпевшему первую помощь, пользуясь аптечкой, которая должна быть в спортивном зале или в медкабинете. Ушибы необходимо обработать хлорэтилом или охладить водой и наложить бинтовую повязку. До прекращения острой боли занятия надо прекратить или сменить характер тренировочной работы. Например: если ушиб не дает возможности выполнять упражнения в висе, то следует перейти к выполнению упражнений в упоре, и наоборот. Если поврежден голеностопный сустав, можно выполнять упражнения на снарядах без соскоков.

Если сорвана кожа ладонной поверхности кистей, надо срочно обработать рану раствором перекиси водорода, смазать пеницилли-новой или стрептомициновой мазью и наложить бинтовую повязку. Ни в коем случае не мыть рану водой, так как можно занести инфекцию и усложнить процесс заживания. При таком повреждении занятия на снарядах, особенно в висах, необходимо прекратить и перейти к выполнению других упражнений, не связанных с нагрузками на поврежденные участки.

При средних и особенно тяжелых травмах надо оказать первую помощь на месте и срочно вызвать врача. Первой помощью в данных случаях может быть иммобилизация поврежденной конечности наложением шины и обеспечение полного спокойствия потерпевшему. Категорически запрещается вправлять вывихи, не имея специального медицинского образования, так как это может привести к тяжелым последствиям. Если разорван кожный покров, надо немедленно остановить кровотечение и обработать рану раствором перекиси водорода или йодом. После средних и тяжелых травм возобновлять занятия можно только с разрешения врача. Особенно внимательно надо относиться к травмам, связанным с ушибами и растяжениям мышц и сухожилий. Возобновление занятий без соблюдения соответствующих требований может превратить эти травмы в хронические.

Причины травматизма на занятиях по гимнастике

Анализ травм, встречающихся на занятиях и соревнованиях по гимнастике, свидетельствует, что основными причинами травматизма являются:

  1. Несоблюдение правил организации занятий и соревнований.
  2. Нарушение методики и принципов обучения и тренировки.
  3. Недостаточный уровень воспитательной работы среди гимнастов.
  4. Недооценка или неправильное применение приемов.страховки и помощи во время выполнения упражнений.
  5. Отсутствие систематического врачебного контроля и самоконтроля за состоянием здоровья спортсменов.
  6. Нарушение соответствующих требований к подготовке места занятий или соревнований и отсутствие регулярной проверки состояния спортивного инвентаря и оборудования.
  7. Несоответствие одежды и обуви спортивным требованиям.

Чаще всего травматические повреждения происходят вследствие нарушения правил организации и методики проведения занятий. Неправильная организация учебно-тренировочного процесса, несвоевременные начало и конец занятий, неправильное их построение, низкий уровень дисциплины учеников (опоздание на занятия, невнимательность и несерьезность, невыполнение требований учителя и нарушение правил техники безопасности), а также нарушение принципов методики обучениями тренировки создают условия для травматизма, повреждений и других несчастных случаев.

Несвоевременное и неорганизованное начало занятий не дает возможности как следует проводить подготовительную часть, всесторонне и качественно подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению сложных упражнений. Вследствие этого возможны растяжения и разрывы мышц, сухожилий и др.

Нарушение принципов последовательности, систематичности и доступности часто приводит к тому, что перед учениками ставят слишком сложные и непосильные задачи. У них не хватает физической и технической подготовки для выполнения предложенных упражнений. Но, стесняясь товарищей, гимнаст не отказывается от выполнения сложного для него упражнения, что часто приводит к срыву со снаряда и серьезному повреждению.

Одной из серьезных причин травматизма на занятиях по гимнастике является неправильное отношение к подготовке места занятий, к проверке состояния оборудования и инвентаря, к одежде и обуви спортсменов. Неправильное пользование гимнастическими матами, небрежное отношение к установлению перекладины, брусьев, колещ бревна и других снарядов может быть причиной серьезных травм. Поэтому учитель должен лично проверять состояние и подготовку того или иного снаряда к занятиям.

Важной причиной травматизма является нерегулярность или отсутствие врачебного контроля и самоконтроля. Иногда гимнаст приходит на занятия с плохим самочувствием из-за болезни или других отклонений в состоянии здоровья. Несмотря на это, он старается выполнять все упражнения, которые выполнял раньше, что приводит к чрезмерному утомлению и часто заканчивается нежелательными последствиями. Чтобы предупредить такие явления, надо приучить учеников своевременно обращаться к врачу и советоваться с ним, а /также обязательно сообщать учителю о своем плохом самочувствии.

Самой распространенной причиной травматизма на занятиях по гимнастике является пренебрежительное отношение к страховке и помощи во время выполнения сложных и опасных упражнений. Статистика свидетельствует, что случаев травматизма у молодых учителей и тренеров, которые еще не имеют необходимого опыта и не владеют в достаточной мере навыками страховки, значительно больше, чем у опытных. Вот почему специалисты по гимнастике должны систематически и настойчиво овладевать широким арсеналом приемов страховки, поддержки и помощи во время выполнения сложных гимнастических упражнений. Это очень важный фактор предотвращения травматизма и повышения спортивного мастерства гимнастов.

Основные меры предотвращения травматизма на занятиях по гимнастике

Устранять спортивный травматизм можно целым комплексом разнообразных методов, которые составляют содержание техники безопасности во время организации и проведения занятий. Студенты специальных учебных заведений должны глубоко изучать эти методы и неуклонно придерживаться их в своей педагогической деятельности.

Правильная организация и методика проведения занятий. Строгое соблюдение основных дидактических принципов советской педагогики (сознательность, систематичность, наглядность, последовательность, доступность и др.) создает благоприятные условия для всестороннего физического развития занимающихся, а также для достижения высокого уровня спортивного мастерства. Соблюдение педагогического правила — от простого к сложному — обеспечивает создание надлежащего двигательного фундамента, на базе которого успешно формируются новые сложные навыки, обеспечивается двигательный опыт, развивается координация, повышается способность управлять силовыми, временными и пространственными параметрами движений.

Специфика спортивной гимнастики заключается в том, что в ее содержание входит очень большое количество самых разнообразных упражнений, которые требуют соответствующего уровня мышечной силы, ловкости, гибкости, решительности и многих других двигательных и морально-волевых качеств. Невозможно, например, выполнять упор руки в стороны («крест»), если у гимнаста недостаточно развита сила мышечных групп плечевого пояса, невозможно исполнить «шпагат», если гимнасту не хватает подвижности в тазобедренных суставах, нельзя выполнить сложного соскока, не обладая смелостью, и т. д. Попытки выполнить такие упражнения без соответствующей подготовки часто заканчиваются травмами — растяжением или разрывом мышц, связок и сухожилий. Чтобы предотвратить эти нежелательные последствия, надо развить соответствующие качества и подготовить ученика к выполнению того или иного сложного упражнения.

В методике обучения и тренировки гимнастов широко применяются так называемые специальные подготовительные и подводящие упражнения. В спортивной гимнастике есть очень много координационно сложных упражнений, техническую структуру которых гимнасту сразу понять не удается. В таких случаях применяются подводящие упражнения, которые имеют общую техническую структуру, но значительно легче, нежели те, которые надо изучать. Таким образом, изучив облегченный вариант, занимающийся овладевает более сложным. Для предотвращения травматизма большое значение имеет методически правильное проведение общей и специальной разминок. Во время разминки следует всесторонне подготовить опорно-двигательный аппарат и другие системы организма к выполнению более сложных упражнений на снарядах. После общей разминки под руководством учителя, тренера надо обязательно делать индивидуальную разминку. На каждом гимнастическом снаряде следует делать специальную разминку, учитывая его особенности.

Чтобы предотвратить срывы, новые сложные и опасные элементы следует изучать в начале занятий, когда занимающиеся еще не чувствуют усталости. Во время изучения сложных и опасных упражнений надо широко применять разнообразные приемы облегчения выполнения упражнений — помощь, уменьшение высоты снаряда, обеспечение надежной страховки, применение страхующих средств.

Соблюдение строгой дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения и тренировки. Высокий уровень учебной дисциплины и сознательное отношение учеников к процессу обучения является важным фактором предупреждения травматизма и других несчастных случаев. Следовательно, нужна систематическая и настойчивая воспитательная работа. Статистика свидетельствует, что случаи травматизма чаще всего встречаются именно там, где воспитательная работа ведется не на должном уровне. Воспитание сознательной дисциплины — сложная и кропотливая работа.

Сознательная дисциплина — это очень широкое понятие, которое включает поведение ученика не только непосредственно на занятиях, но и вне занятий, в быту, на производстве, в общественных местах. Спортсмен должен быть культурным, вежливым, старательным, трудолюбивым, грамотным в вопросах самоконтроля. Он должен сознательно и аккуратно выполнять все задания и требования учителя. Каждый гимнаст должен осознать, что любое нарушение дисциплины или правил учебно-тренировочного режима может привести к несчастному случаю и принести большой ущерб не только ему, но и учителю, родным, всему спортивному коллективу.

Сознательная дисциплина определяется также и в выполнении правил личной гигиены, соблюдении соответствующего режима труда и отдыха, питания и сна, требований по отношению к спортивной одежде, обуви и прочее. Следовательно, широкая систематическая воспитательная и разъяснительная работа среди учащихся является необходимым условием устранения и предупреждения несчастных случаев и травматизма.

Подготовка мест занятий, спортивного оборудования и инвентаря. Подготовка мест занятий, состояние спортивного оборудования и инвентаря является важным фактором, от которого зависит безопасность учеников во время занятий и соревнований по спортивной гимнастике. Размеры спортивного зала, его освещение и отопление, состояние гимнастических снарядов и их установление   должны   отвечать   санитарно-гигиеническим   требованиям. При дневном свете световой коэффициент, т. е. отношение площади окон к площади пола, должен быть 1/4—1/5. При искусственном освещении должно быть не менее 80 лк на уровне пола. Оптимальной для проведения учебно-тренировочной работы является температура в пределах 17—20°. Для постоянного поступления свежего воздуха спортивный зал должен быть оборудован  вытяжной вентиляцией. Самым лучшим для гимнастического зала является деревянный некрашеный пол палубного типа. Он надежен, не скользок, на нем можно прочно установить гимнастические снаряды.

Особое внимание перед каждым занятием надо обращать на состояние и установление снарядов, гимнастических матов и другого инвентаря. Подвесные и закрепляющие системы следует регулярно проверять, срочно устраняя мельчайшие неисправности. Снаряды надо устанавливать так, чтобы во время работы на них гимнасты не мешали друг другу. Рассмотрим, как надо устанавливать каждый снаряд и элементы инвентаря.

Перекладина. Во время ее установления следует обратить особое внимание на прочность крепления перекладины к стойкам; прочность растяжек и цепей; прочность пластинок, к которым крепятся растяжки; состояние самой перекладины (она должна быть чистой, сухой, ровной, без ржавчины и раковин)

Брусья. Проверяя брусья, обращают внимание на поверхность жердей (они должны быть сухими, гладкими, без трещин); прочность соединения жерди со стержнем; исправность крепящих винтов, зажимов; вращение стержней в стойке станины; устойчивость брусьев  (всего снаряда).

Кольца и подвесные пояса. Здесь проверяют: прочность тросов, канатов и ремней; состояние блоков и системы крепления их к потолку или портику; прочность самих колец и ремней.

Гимнастическое бревно. Этот снаряд не должен шататься; винты, с помощью которых бревно удерживается на соответствующей высоте, должны быть исправными.

Прыжковые снаряды (конь, козел). В этих снарядах проверяют: состояние ножек и их выдвижение; устойчивость каждого снаряда; состояние мостика.

Канаты, жерди, лестницы и другие должны быть крепкими и хорошо прикрепленными к полу или специальным устройствам.

Гимнастические маты и дорожки. Обращают особое внимание на состояние матов и дорожек (они должны быть целыми, ровными, без бугристостей); правильность настила в местах приземления, а также в местах возможного падения; плотность укладки, чтобы между ними не было щелей.

В гимнастическом зале обязательно должны быть в специальных ящиках магнезия и канифоль, а также дорожки для разбега во время выполнения опорных прыжков. Устанавливать и убирать снаряды надо организованно, распределив обязанности между учениками.

Костюм и обувь гимнаста. Легкие и удобные костюмы и обувь гимнаста—одно из условий безопасности учеников от травматизма во время занятий и соревнований по гимнастике. На костюме не должно быть металлических острых предметов (пряжек, шпилек и др.), которые могут нанести гимнасту повреждения. Во время выполнения упражнений на снарядах кольца и перстни надо обязательно снимать с пальцев. Нельзя заниматься в тапочках на жесткой кожаной подошве, так как она скользит, а это может быть причиной падения и повреждения во время разбега в опорных прыжках и при выполнении акробатических упражнений.

Для занятий и соревнований по гимнастике правилами предусмотрены костюм и обувь: для мужчин — майка и рейтузы, под которые обязательно надо надевать плавки, мягкие кожаные тапочки— чешки; для женщин — купальник, под который надевают плавки и бюстгальтер, и чешки. Женщины могут выступать и босиком (мужчины выступают босиком тогда, когда они не в рейтузах, а в трусах). Некоторые гимнасты тренируются в теплых тренировочных костюмах и шерстяных носках, чтобы не переохлаждать мышцы и суставы. Это дает им возможность предотвращать травмы.

В связи с большой нагрузкой на отдельные участки опорно-двигательного аппарата используют различные защитные приспособления, чтобы предотвратить повреждения. К таким приспособлениям относятся: наколенники, голеностопники, эластичные бинты и накладки, поролоновые накладки и т. д.

Наколенники предохраняют от повреждения коленных суставов во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда:

Голеностопники защищают от повреждения голеностопного сустава во время выполнения прыжков, акробатических упражнений и соскоков со снаряда. Если нет специальных наколенников и голеностопников, их можно заменить медицинским эластичным или обыкновенным бинтом.

Накладки применяют во время выполнения упражнений на перекладине и брусьях разной высоты. Они предохраняют от срыва кожи ладонной поверхности кистей. Изготовляют их из кожи или другого прочного материала. Накладки надевают на один или два пальца руки; другим концом с помощью ремня их закрепляют на лучезапястном суставе.

Врачебный контроль и самоконтроль. Систематический врачебный контроль и самоконтроль является важным фактором сохранения учеников от спортивного травматизма во время занятий по гимнастике. Без систематического врачебного контроля невозможно успешно решать оздоровительно-гигиенические задачи в процессе занятий физической культурой и спортом. Согласно специальному постановлению правительства врачебный контроль является обязательным для всех, кто занимается физической культурой и спортом. Работа по врачебному контролю со спортсменами осуществляется   в  сети  врачебно-профилактических   заведений,   а также врачами-специалистами по физической культуре и во врачебно-физкультурных кабинетах и диспансерах.

Врачебный контроль заключается в том, что врач определяет состояние здоровья, уровень физического развития и тренированности, решает вопрос о допуске к занятиям или соревнованиям, определяет уровень возможной нагрузки. Врачебные обследования бывают первичные, вторичные и дополнительные. Во время первичного обследования определяют все показатели состояния здоровья и уровня физического развития. Врач дает совет физкультурнику относительно режима, назначает врачебно-профилак-тические мероприятия. Все физкультурники и спортсмены ежегодно проходят повторное врачебное обследование, которое дает возможность проследить за динамикой физического развития и состоянием здоровья спортсмена и определить эффективность учебно-тренировочного процесса. После заболевания, травматических повреждений или длительного перерыва в занятиях, а также при перетренированности спортсмен должен обратиться к врачу для дополнительного обследования.

В предупреждении спортивного травматизма большое значение имеют врачебно-педагогические наблюдения, которые проводят непосредственно во время занятий или соревнований. Они дают возможность врачу и педагогу определить реакцию организма на выполнение тех или иных упражнений, на ту или другую нагрузку. Эти показатели определяются с помощью различных методов (проверка пульса, частоты дыхания, измерение кровяного давления, потеря веса во время занятий, потовыделение, и др.). В последнее время широко начали применять инструментальные методики — рентгенографию, электрокардиографию, определение газообмена и пр.

В учебно-тренировочной работе спортсмена большое значение имеет самоконтроль, который следует осуществлять и в повседневной жизни. Постоянный самоконтроль дает возможность спортсмену и тренеру правильно строить учебно-тренировочный процесс, добиваться высоких спортивных результатов, предупреждать травматические повреждения. Самоконтроль не может заменить врачебный контроль, но он дополняет его. Самоконтроль дает возможность своевременно заметить отклонения в организме и применить нужные методы для предупреждения нежелательных последствий.

Самоконтроль имеет исключительно большое воспитательное значение, так как дисциплинирует учеников, делает учебно-тренировочный процесс глубоко осознанным. Вот почему с первых шагов спортивного пути надо приучать учеников к систематическому самоконтролю. Он состоит из учета в специальном дневнике простых показателей, которые характеризуют состояние здоровья, самочувствие. К ним относятся: пульс, дыхание, вес, спирометрия, сон, аппетит, настроение и пр. Сначала вести дневник ученикам помогает учитель и врач; затем спортсмены ведут его самостоятельно, а педагог и врач контролируют.

Применение приемов страховки и самостраховки.

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка — это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся: «проводка» по пути движения; подталкивание; поддержка.

«Проводка» по пути движения — это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся. Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание — это кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных, наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка — один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений—упора руки в стороны на кольцах — «креста» — или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают совсем, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы  предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применить приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

  1. Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения.
  2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.
  3. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.
  4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста.
  5. Учитывать  индивидуальные особенности  гимнаста.
  6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками.
  7. Широко применять для страховки ручные и подвесные пояса-лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе).
  1. Применять индивидуальные и групповые страховки в меру необходимости.
  2. Избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка — важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать  кувырок в  сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи успешно можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

Изучение приемов страховки и помощи. Обучение гимнастов приемам страховки и помощи является составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст должен научиться страховать и помогать товарищу во время изучения сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения, четко представить разные параметры движения (направление, амплитуду, необходимые усилия и т. д.). Кроме того, ошибки, допущенные товарищем, в некоторой степени предостерегают страхующего.

Обучение приемам страховки совершается параллельно с овладением гимнастическими упражнениями. Формирование навыков страховки и помощи должно осуществляться под строгим контролем учителя при сознательном и серьезном отношении спортсмена к этому делу. Сначала страхует учитель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а учитель их дублирует. В отдельных случаях, когда исполняемые упражнения безопасны, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Кстати, самостоятельная страховка значительно повышает ответственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обращать внимание учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других способов предостережения травм, т. е. требовать высокого уровня учебной дисциплины, правильного отношения к подготовке места занятий, придерживаясь правил врачебного контроля и самоконтроля, санитарии и личной гигиены, а также правильного режима отдыха, питания и т. д. Учащиеся педагогических училищ овладевают навыками страховки и помощи на каждом практическом, а также на специально организованных для этого занятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ учебников «Литературное чтение» Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой на наличие музыкальной терминологии

В данном материале представлен анализ учебников "Литературное чтение" на наличие музыкальной терминологии....

Дидактическая роль фольклора в формировании личности дошкольника. Классификация и терминология детского музыкального фольклора.

Познакомить родителей с  с русским народным фольклором, приобщить родителей к русскому народному фольклору, дать представление о терминологии детского музыкального фольклора....

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Последовательность у детей дошкольного возраста в усвоении «пространственной терминологии».

Главной чертой системного механизма пространственной ориентации маленького ребенка является постепенное объединение слова с пространственными сигналами. ...

Терминология записи танца

Термины, используемые при записи танца...

Терминология по ФГОС, которую нам дали на курсах.

Адаптивная среда, активная среда, бабарьеры общения, воспитательное пространство, зона ближайшего саморазвития и много других нужных терминов с подробным объяснением. Не пожалеете!...