Главные вкладки

    Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"
    консультация по физкультуре по теме

    Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21»

    Материалы к консультации для родителей

    По теме:

    «Особенности подвижных игр народов Южного Урала».

    «Давайте детям больше и больше

    содержания общего, человеческого,

    мирового, но преимущественно

    старайтесь знакомить их с этим через

    родные и национальные явления».

    В.Белинский

    Составитель:

    Инструктор по физическому воспитанию

    Рыжова Л.Ф.

    г. Снежинск 2011 год.

    Цель: Ознакомление родителей с особенностями подвижных игр народов Южного Урала.

    Вопросы:

    1. Ваш ребёнок любит играть в подвижные игры?
    2. Как вы считаете, подвижные игры обладают оздоровительным эффектом?
    3. Как вы считаете, актуальны ли народные игры в современном мире?
    4. Можно ли познакомить ребёнка с народной культурой через народные подвижные игры?
    5. Какие физические качества развиваются у ребёнка в народной подвижной игре?
    6. Какие нравственные качества развиваются у дошкольника в народной подвижной игре?
    7. Как вы считаете, народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения?
    8. Вспомните, пожалуйста, подвижные игры народов Южного Урала?

    Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

    Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

    Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию. Формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир. Активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей. Учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

    Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

    В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.

    С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном процессе нашего МДОУ.

    В жизни современных детей народные игры, это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем. И до нас дошли самые лучшие. У каждого народа сложилась своя копилка игр. Каждая игра может решить определённые задачи. Во – первых, в играх народная мудрость. Во – вторых, с помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов. В третьих, народные игры несут информацию о промыслах. А так же, основной результат игры: получение удовольствия (терапевтический эффект). Таким образом, значение народных игр и развивающий эффект многоплановый. Народные игры способствуют решению частичных задач:

    • Уважение  другим народам (толетарность)
    • Вносят элемент новизны в современную культуру детей
    • Сглаживается проблема отцов и детей, т.к. дети не знают, во что играли их родители.

    Народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения (агрессивность, застенчивость, тревожность и т.д.).

    В целом можно отметить, что при использовании народных игр в образовательном процессе он становится обогащённым и целостным.

    Русская нация общественно образующая. Поэтому вокруг неё объединились другие народности.

    В народных играх жителей Южного Урала много общего. Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками). Все народные игры относятся к играм с правилами (автор народ). Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов. На южном Урале игры связаны с народными праздниками (осенние, Масленица, Сабантуй, Нагруз  и т.д.). В играх отражается менталитет народа, основные занятия (мусульманские народы - это охота, скотоводство, казачество – охрана границ).

    По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

    Классификация народных игр.

    По характеру использования фольклорного подкрепления

    По способу распределения на роль

    С преимущественным проявлением двигательных качеств

    С преимущественным проявлением психических качеств

    Народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества)

    Народные игры без речевого сопровождения

    Игры с выбором водящего при помощи считалок

    Игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок

    Игры на развитие ловкости и точности движений

    Игры на развитие быстроты реакции

    Игры на развитие меткости, глазомера

    Игры на развитие ритмичности и пластики движений

    Игры на ориентировку в пространстве и коллективе

    Игры на развитие концентрации и устойчивости внимания

    Игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти

    Игры на развитие творческого воображения

    Игры на развитие наглядно-образного мышления

    Игры на развитие связной речи

     

    В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

    В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками.

    Старшие дошкольники могут должны уметь играть в народные игры самостоятельно, иметь любимые игры.

    Следует использовать народные игры примерно 1 раз в неделю в старших играх наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские, подвижные, словесные, хороводные, учитывая сезон, возраст.

    Начинать в младших группах возможно с использования, в основном, русских народных игр, привязывая к идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др., подвижные игры «Большие ноги шли по дороге».

    В старших группах в начале учебного года  рекомендуется проводить занятия по знакомству с историей и культурой, в том числе с играми России, Башкортостана, Татарстана. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках. В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников, сценарии которых включают народные игры.

    Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать в свободное время в кругу семьи.

    Приложение

    Подвижные игры народов Южного Урала.

    Русские народные игры

    младший и средний возраст

    «Пальчик-пальчик»

    Пальчик-пальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил,

    С этим братцем – щи варил,

    С этим братцем – кашу ел,

    С этим братцем – песни пел.

    «Этот пальчик»

    Этот пальчик хочет спать

    Этот пальчик - лег в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул.

    Встали пальчики – ура!

    Им гулять давно пора!

    «Затопали ножки»

    Затопали ножки

    Прямо по дорожке

    По камешкам, по камешкам

    И в ямку – бух!

    «Ножки»

    Дети выполняют движения, подражая воспитателю:

    Большие ноги шли по дороге

    Топ-топ-топ.

    Маленькие ножки бежали по дорожке

    Топ-топ-топ.

    «У медведя во бору»

    Медведь выбранный жеребьёвкой, живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

    У медведя во бору

    Грибы, ягоды беру!

    Медведь постыл

    На печи застыл!

    Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный, становится медведем.

    «Пчёлки и ласточки»

    Играющие – пчёлы -летают по поляне и напевают:

    Пчёлки летают,

    Медок собирают!

    Зум, зум, зум!

    Зум, зум, зум!

    Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

    «Волк»

    Все играющие - овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоём лесу!»

    Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:

    Щиплем, щиплем травку,

    Зелёную муравку,

    Бабушке на рукавички,

    Дедушке на кафтанчик,

    Серому волку грязи на лопату!

     Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

    «Зайка беленький сидит»

    Дети сидят на стульчиках или скамейке по одной стороне площадки. Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку. Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на корточки. Воспитатель произносит:

    Зайка беленький сидит

    И ушами шевелит.

    Вот так, вот так

    Он ушами шевелит.

    Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

    Зайке холодно сидеть,

    Надо лапочки погреть.

    Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

    Надо лапочки погреть.

    Со словами «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

    Зайке холодно стоять,

    Надо зайке поскакать,

    Скок-скок, скок-скок,

    Надо зайке поскакать.

    Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

    Кто-то зайку испугал,

    Зайка прыг… и ускакал.

    Дети убегают.

    «Стадо и пастух»

    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая,

    Роса сладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха:

    «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец салит рукой, а пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

    «Кот и мыши»

    Дети сидят на скамейке это мыши в норках. В противоположной стороне площадки сидит кот. Кот «засыпает», а мыши разбегаются по площадке. Но вот кот просыпается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках. Пойманных мышей кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по площадке, затем возвращается на своё место и засыпает.

    «Баба Яга»

    По считалке выбирают Бабу Ягу, она встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

    Бабка Ёжка – костяная ножка

    С печки упала, ножку сломала

    А потом и говорит

    «У меня нога болит»

    Дети разбегаются, Баба Яга их догоняет, кого поймала, забирает к себе в круг.

    «Гуси-лебеди»

    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между гусями и хозяином. Гуси бегут домой, волк пытается поймать их. Пойманные выходят из игры. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Гуси должны летать по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

    «Пятнашки»

    Играющие выбирают водящего – пятнашук. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

    Подвижные игры народов Южного Урала.

    Русские народные игры

    Старший и подготовительный к школе возраст

    «Пчела»

    Двое играющих стоят неподвижно, изображая улей. Другие, взявшись за руки, сбиваются около них в кучу и говорят речитативом:

    Маленькая у улея чашка

    Вкусная в ней кашка

    Есть хочется,

    Да лезть не хочется,

    Пчелы злые, кусачие,

    Летят они ужасные,

    Жужжат хорошо,

    Провожают далеко.

    Один из детей «матка», он подходит к улью и просит:

    Пчелы серые, синекрылые,

    По чистому полю перелетывайте

    Ко сырой земле припадывайте,

    Летите-летите за сладеньким.

    Пчелы отвечают:

    Мы по полю летали,

    По-турецки лопотали,

     медок собирали,

    А в улье узор вышивали:

    Без иголок, без узлов, без петель, без шелков - на потребу людям!

    «Матка» подходит к улью и валит детей на землю, убегает, прячется.

    Дети – пчелы:

    Летят пчелки. Носы- иголки.

    Сели под горку, сели под елку.

    Ни 5, ни 6, их тысяча есть.

    Людей они питают,

    избы освещают, не лают, не бьют, а больно кусают.

    Потом пчелы «летят», ищут «матку», жужжат ей в уши.

    «Малечена-калечина»

    Играющие выбирают ведущего. Каждый игрок берёт в руки небольшую палочку (длиной 20-30 см). Все произносят:

    Малечена-калечина,

    Сколько часов

    осталось до вечера,

    До зимнего?

    После слова зимнего дети ставят палочку на ладонь или на любой палец руки. Как только дети поставят палочки, ведущий считает: «Раз, два, три… десять». Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания.

    «Шлёпанки»

    Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Начинается игра с выбора водящего. Дети считают по порядку до пяти, пятый – водящий. Можно использовать считалку:

    Петушок, петушок,

    Покажи свой кожушок.

    Кожушок горит огнём,

    Сколько пёрышек на нём?

    Раз, два, три, четыре, пять…

    Невозможно сосчитать!

    водящий выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чьё имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью). Число отбиваний мяча устанавливается по договорённости, но не более пяти. После отбиваний мяч перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встаёт на место водящего отбивать мяч нужно стоя на одном месте.

    «Котлы. Классы.»

    На земле чертят фигуру. Каждое отделение фигуры называется классом. Играющие устанавливают очередь, кому начинать игру первым, кому вторым и т.д. первый игрок встаёт перед чертой и бросает камешек в первый класс. Если камешек попал в класс, то он встаёт на одну ногу, перепрыгивает через черту в класс, затем носком ноги выбивает камешек из первого класса и выпрыгивает сам. Снова бросает камешек, но уже во второй класс. Прыгает на одной ноге в первый, затем во второй класс и вновь выбивает камешек носком ноги. Он играет, пока камешек не попал на черту. После чего игру начинает второй игрок. Когда очередь дойдёт до первого, он начинает игру с того класса, в котором ошибся. Когда он доходит до четвёртого класса, берёт камешек в руку и встаёт так, чтобы одна нога была в четвёртом классе, а другая – в седьмом. Подпрыгивает и переставляет ноги так, чтобы одна была в шестом, а другая – в пятом классе. Дальше выпрыгивает в полукруг, это «университет», где игрок некоторое время отдыхает. Затем камешек бросает в седьмой, другой – в четвёртый, передвигает камешек в шестой класс; подпрыгивает и встаёт ногами в шестой и пятый классы. Когда играющий пройдёт все классы, дальше его ждёт экзамен. Он кладёт камешек на носок ноги и идёт на каблуке через все классы. Нужно пройти осторожно, чтобы не уронить камешек и не наступить на черту. После экзамена он заканчивает игру, но остальные могут её продолжать.

    «Городки. Чушки. Рюхи. Деревянные бабки»

    На земле чертят два города и на некотором расстоянии, которое определяется по договорённости, отмечают чертой место, с которого играющие будут метать биту. В каждом городе ставят городки – рюхи. Играющие делятся на две команды, равные по силе и ловкости. В каждой команде есть свой ведущий. Начинает игру та команда, которая это право получила по жребию. Игроки одной из команд выбивают городки из города противника. Пока не разожжен город, т.е. не выбито из него ни одной рюхи, бьют с кона; когда же разожгут город, то получают право бить с полукона, т.е. ближе к расположению фигур. По условию бьют по очереди: сначала игроки одной команды, а затем другой. Цель игры – выбить из города противника все рюхи.

    «Беги к стволу»

    Играющие собираются у поваленного ствола дерева (гимнастическая скамейка), залезают на него, передвигаются взад и вперед от одного края до другого. Постепенно увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом говорят речетативом:

    Белая береза, черная береза,

    Ландыш душистый,

    Одуванчик пушистый,

    Колокольчик голубой,

    Поворачивай! Не стой!

    Кто теряет равновесие и соскальзывает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше продержится- победитель.

    «Веночек»

    Дети идут по кругу приговаривая:

    От звезды заря занимается

    По заре солнышко разыграется.

    Мы гулять в зелен сад пойдем,

    Цветов нарвем, венков навьем.

    Уж мы к березоньке идем, идем

    Поклониться, да прочь пойдем.

    Парами идут к березе, надев венки на голову. Ходят вокруг березы, вешают на нее свои венки и поют:

    Уж ты зелен мой веночек

    В поле розовый цветочек.

    Положу тебя, веночек на березоньку.

    «Дед Мороз»

    По считалке выбирают Деда Мороза, он встает в центр круга, нарисованного на снегу (на полу). Дети идут по кругу и приговаривают:

    Дед Мороз, Дед Мороз,

    Через дуб перерос,

    Приносил подарков воз:

    Морозы трескучие,

    Снега сыпучие,

    Ветер вьюжит,

    Метели кружат,

    Холод стужу напустил,

    На реке мост намостил.

    Дети разбегаются, мороз- ловит (до кого дотронется «замороженный» сидят неподвижно в круге). Когда 3-х заморозит, они говорят «откуп»- лепят снежную бабу. Все ходят вокруг бабы и приговаривают:

    Дед Мороз, Дед Мороз,

    Бабу снежную принес.

    Баба, баба беляком

    Получай-ка снежком.

    Затем все бросают в бабу снежки, разрушая ее.

    «Чурилки»

    По считалке выбирают двоих: одному завязывают глаза, другому дают бубенцы. Все ходят вокруг них, поют:

    Трынцы - брынцы, бубенцы,

    Позолочены концы.

    Кто на бубенцах играет,

    Того жмурки не поймают.

    После, игрок начинает звонить. Как только поймает, назначаются двое других. Игра продолжается.

    «Штурм снежной крепости»

    Сооружается снежная крепость высотой 1,5 метра. С внутренней стороны вал – на нем защитники. По углам – щиты, перед крепостью три линии обороны (обозначенные флажками)

    1 линия 10м, 2 линия 15м, 3 линия 20м.

    Две команды: защитники и штурмующие. По сигналу начинается штурм- обстрел из дальней зоны снежками. Если штурмующие попали по 1 разу в каждый из щитов, переходят на 2 линию. Защитники снежками обстреливают штурмующих. В кого попадают- тот выбываетё Если прошли все три линии -победили. Если всех поразили-победили защитники.

    «Два Мороза»

    Площадка 6*12. На противоположных сторонах - два дома. Выбирают 2-х Морозов. Морозы в середине площадки, остальные за линией «дома». Оба Мороза говорят:

    Мы два брата молодые

    Два Мороза удалые

    Я Мороз - Красный нос.

    Я Мороз - Синий нос.

    Кто из Вас решится

    В путь дороженьку пуститься

    Дети отвечают:

    Не боимся мы угроз

    И не страшен нам мороз.

    Перебегают площадку, морозы ловят – поймают «замораживают» (касанием). «Замороженные» стоят на месте. Опять Морозы обращаются к детям. Они перебегают и выручают «замороженных». Играют несколько разё Затем выбирают новых Морозов. Отмечают, какой Мороз больше «заморозил».

    «В цапки»

    Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец.

    Водящий:

    Под моею крышей

    Собрались малыши

    Заяц, белка, жаба- цап.

    На горе стояли зайцы и кричали:

    Или прячьте пальцы, цап.

    «Грачи летят»

    Дети стоят в круге, один выходит на середину и поет:

    Грачи летят на всю Русь трубят

    Гу-гу-гу мы несем весну.

    Ведущий поднимает руки вверх, машет, дети вторят:

    На всю Русь кричат Гу-гу-гу

    Нас не догнать никому.

    Поросята летят полосатые визжат

    Хрю-хрю-хрю надоело нам в хлеву

    Кто ошибся, поднимает руки, тот выходит из круга. Можно чередовать птиц, насекомых, животных.

    «Золотые ворота»

    Выбирают двух водящих по считалке. Они договариваются, кто из них «Солнце», кто «Луна». Они берутся за руки (лицом друг к другу), остальные вереницей, взявшись за руки, идут через ворота. Водящие говорят:

    Золотые ворота

    Пропускают не всегда.

    Первый раз прощается,

    Второй раз запрещается,

    А на третий раз не пропустим вас

    Ловят того, кто не успел пройти, спрашивают тихо, на чью сторону хотел бы встать. Встает позади или «Солнца», или «Луны». Когда все сделают выбор, команды устраивают перетягивание с помощью веревки или взявшись за руки.

    «Овечки»

    Выбирают водящих по считалке: один пастух, другой черт, остальные овечки. Овечки садятся на землю в ряд. Пастух ходит и приговаривает:

    Пасу, пасу овечек,

    Пасу день и вечер,

    Как ночь придет,

    Черт придет и овечек украдет.

    «Черт» приговаривает:

    Пастух ступай домой, тебе мама обнову купила.

    Пастух идет домой, спрашивает у мамы, что она ему купила.

    Мать бранится: «Что я могла тебе купить?».

    В это время чёрт уносит 1-2 овечек.

    Пастух считает овечек, недосчитывается, боится говорить матери. Продолжает пасти, опять приходит чёрт, опять посылает пастуха домой, опять ворует овец, пока всех не перетаскает. Тогда пастух говорит маме, они вдвоём идут искать овец: «Тук, тук, нет ли пришлых овец?». Приходят к чёрту. Чёрт говорит, что нет, а овечки блеют: «Значит, ты нас обманываешь?». А чёрт отвечает: «Я не знаю, как они сюда попали?». Тогда мать и сын делают ворота, овечки проходят, чёрт убегает.

    «Капуста»

    На середину складывают шапки, платки, шарфы, пояса (это капуста). Выбирается хозяин, он изображает то, о чём говорит:

    Я на камешке сижу

    Мелки колышки тешу,

    Мелки колышки тешу,

    Огород огорожу.

    Чтоб капусту не украли,

    В огород не прибегали

    Воли и птицы,

    Бобры и куницы,

    Заинька ушастый,

    Медведь толстопятый.

    Дети пытаются забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснётся рукой, тот в игре не участвует. Игрок, который унёс больше «капусты» - победитель.

    «Дедушка Мазай»

    Выбирают Деда Мазая, остальные договариваются, какие движения будут показывать:

    Здравствуй, дедушка Мазай!

    Из коробки вылезай.

    Где мы были, мы не скажем,

    А что делали, покажем.

    Дети изображают действия (рыбачить, косить, ягоды собирать, стирать). Если отгадает, дети разбегаются, Мазай их ловит. Кого поймал- тот Мазай.

    «Мельница»

    В середину становится один ребёнок (ось), шеренги детей по 46 держат его за руки или пояс. Дети вращаются со словами:

    За рекою на горе

    Где ветер дует и шумит,

    Крылья мельницы на нём вертятся

    Вверх- вниз, вверх- вниз.

    «В мельнице»

    Играющие в кругу идут и поют:

    Мельница на кочке

    Развесила усочки.

    На семи ногах стоит,

    На ветер глядит,

    Стучит и гремит.

    Будто сто коней бежит,

    Кругом пыль лежит.

    Крыльями машет,

    Словно ей страшно,

    А подняться не может.

    Только зерно гложет

    И трёт и мнёт

    Мало не глотает,

    Другой сыт бывает.

    Внутри круга две пары встают спиной друг к другу, крепко взявшись за руки, согнуты в локтях. Один наклоняется, другой оказывается на его спине с поднятыми вверх ногами (до тех пор, пока одна из пар не остановится, устанет).

     «У дедушки Трифона»

    Дети стоят в кругу и говорят:

    У дедушки Трифона было семеро детей

    Семеро, семеро, семеро, сыновей.

    Они пили, они ели,

    Друг на друга все глядели.

    Семеро, семеро, семеро, сыновей.

    Разом делали вот так:

    (Ведущий показывает фигуру, все повторяют).

    «В перстень»

    Дети сидят, ладошки сложены. Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого. Одному незаметно кладёт «колечко» (камешек), говорит:

    Я на лавочке сижу

    Зачем перстень хороню.

    В матушкин теремок,

    Под батюшкин замок.

    Вам не отгадать, не отгадать.

    Мне вам не сказать, не сказать.

    Сидящие отвечают:

    Мы давно уже гадали,

    Мы давно перстень искали.

    Все за крепкими замками,

    За дубовыми дверями.

    Один из играющих отгадывает, у кого спрятан перстень. Если отгадает, эти двое бегут в разные стороны. Кто первый сядет на свободное место - водящий.

    «Малечина - калечина»

    Выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:

    Малечина – калечина

    Сколько голов осталось до вечера?

    До зимнего (летнего) вечера?

    Теперь ставят палочку на ладонь или палец. Водящий считает, кто дольше продержит, не уронит. Можно ходить, приседать.

    «Чепена»

    По считалке выбирают «чепена». Он встаёт в круг и говорит:

    Левой ногой, чепена,

    (подпрыгивает на левой ноге влево)

    Гой, гой, чепена.

    (игроки повторяют).

    Правой ногой, чепена.

    Пойдём вперёд, чепена.

    Все мы спляшем, чепена.

    Ошибающиеся должны давать фант, они начинают плясать.

    «Костромушка - кострома»

    Выбирают по считалке «Кострому», она садится в центре круга, дремлет. Дети ходят по кругу:

    Костромушка – кострома

    На завалинке спала.

    Прилетела к ней сова.

    Останавливаются, разговаривают с «Костромой»:

    -Костромушка, ты жива?

    -Жива.

    -На чём? На верёвочке

    (и снова дремлет).

    Опять хоровод водят, затем ответ «На ниточке». При следующем повторе – молчит. Дети разбегаются, «Кострома» ловит детей. Кого поймает – тот «Кострома».

    «Штандарт»

    Необходим мяч, используемый в большом теннисе. Водящего выбирают по считалке. Он подбрасывает мяч и кричит: «Штандарт». Все разбегаются по площадке в разные стороны. Водящий ловит мяч и пятнает мячом убегающих. Кого запятнал, тот водящий. Если не удалось запятнать, то роль ведущего исполняет тот же ребёнок.

    «Кондалы»

    Играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идёт перекличка шеренг: 1 шеренга – «Кондалы – раскондалы, раскуйте нас», 2 шеренга отвечает: «Кого из нас?» (называют имена детей). Бежит первый ребёнок из шеренги 1, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удаётся, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет -  сам остаётся в той шеренге.

    «Пять стёклышек»

    Нужно 5 пластинок из оргстекла. Рисуется квадрат со стороной 1 метр. На расстоянии 2 м чертят линию, 5 пластинок складывают одну на другую на середине квадрата, в круге играющие – 2 команды. С помощью жеребьёвки выбирают, кто будет стоять у черты, команда строится в колонну. Другая команда – защитники квадрата, стоят возле него. По одному метальщики метают резиновый мяч, стараясь разбить башню из стёклышек. Нельзя заступать за черту. Защитники собирают стёклышки и раскладывают по сегментам. Те кто метал – разбегаются. Защитники собираются в круг, прячут мяч в одежде, метальщики стараются сложить стёклышки опять в башню. Этому препятствуют защитники. Тот, у кого мяч, пятнает им «метальщиков», мяч можно передавать друг другу среди защитников. Когда метальщикам удаётся собрать башню – они победители. Команды меняются местами.

    «Гуси-лебеди»

    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между гусями и хозяином. Гуси бегут домой, волк пытается поймать их. Пойманные выходят из игры. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком. Гуси должны летать по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

    «Обыкновенные жмурки»

    Одному из играющих – жмурке – завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

    - Кот, кот, на чём стоишь?

    - На квашне.

    - Что в квашне?

    - Квас.

    - Лови мышей, а не нас

    После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого поймал, тот становится жмуркой.

    «Палочка- выручалочка»

    Дети выбирают водящего считалкой:

    Я куплю себе дуду

    И на улицу пойду!

    Громче, дудочку, дуду,

    Мы играем, ты води!

    Водящий закрывает глаза и встаёт лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева и ярко окрашенную, чтобы её хорошо было видно в зелёной траве.

    Водящий берёт палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдёт, тот за палочкой пойдёт». После этих слов он идёт искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить.

    «Филин и пташки»

    Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в своё гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

    На сигнал «Филин» все птицы стараются быстрее занять место в своём доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином. Дома птиц и филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

    «Кот и мыши»

    Играющие встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход- нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь. Играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

     «Фанты»

    Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

    Вам прислали сто рублей.

    Что хотите, то купите,

    Чёрный, белый не берите,

    «Да» и «нет» не говорите!

    После этого он ведёт с участниками игры беседу, задаёт разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнёс одно из запрещённых слов: чёрный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдаёт водящему фант. После игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант. Играют не более 10 человек, все участники игры имеют по нескольку фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания.

    «Горелки»

    Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло.

    Стой подоле,

    Гляди на поле,

    Едут там трубачи

    Да едят калачи.

    Погляди на небо:

    Звёзды горят,

    Журавли кричат:

    Гу, гу, убегу.

    Раз, два, не воронь,

    А беги, как огонь!

    После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде, чем горелка успел запятнать одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

    «Ляпка»

     Один из играющих – водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай её другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку.

    «Мячик кверху»

    Участники игры встают в круг, Водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: «Мячик кверху!» Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится

      «Заря»

    Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих -заря- ходит сзади с лентой и говорит:

    Заря-зарница, красная девица,

    По полю ходила, ключи обронила

    Ключи золотые, ленты голубые,

    Кольца обвитые -за водой пошла!

    С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, то останется без места, становится зарёй. Игра повторяется.

    «Пятнашки»

    Играющие выбирают водящего – пятнашук. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

    Варианты.

    Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спасти от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

    Пятнашки – зайки.

    пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах – он в безопасности.

    Пятнашки с домиками.

     По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих – пятнашка, он догоняет участников игры. преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя. Если пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

    Пятнашки с именами

    Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал.

    Круговые пятнашки.

    Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый своё место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, от догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет своё место и по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если устаёт, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

    водящим. Если он промахнулся, то остаётся вновь водящим.

      «Лапта»

    Для игры нужны небольшой резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60 см, ручка толщиной 3 см, ширина основания 5-10 см). На площадке проводят две линии на расстоянии 20 см. С другой стороны площадки находится город, а с другой кон. Участники игры делятся на две команды. По жребию игроки одной команды идут в город, другая команда водит. Команда города начинает игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Водящие ловят отбитый мяч и стараются запятнать бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удаётся запятнать бегущего, они переходят в город. В ином случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок. По очереди все играющие бьющей команды выступают в роли метальщиков. Но не всегда игрокам удаётся сразу вернуться в город. В этом случае они ждут, что их выручат. Выручить может только тот, кто далеко отобьёт мяч. Нередко случается и так, что тот, кто ударил по мячу, не смог сразу перебежать за линию кона. Он ждёт, когда мяч забьёт следующий игрок, - тогда за линию кона бегут два игрока. Может создаться более трудное положение, когда все игроки бьющей команды, кроме одного, находятся за линией кона, тогда игроку, который ещё не бил, разрешают ударить трижды. Если он промахнётся, то игроки города уступают своё место водящим.

    «Большой мяч»

    Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встаёт за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встаёт тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется.

    «Почта»

    Игра начинается с переклички водящего с игроками:

    -Динь, динь, динь!

    -Кто там?

    -Почта!

    -Откуда?

    -Из города…

    -А что в городе делают?

    Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т.д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдаёт фант. Игра заканчивается, как только водящий наберёт пять фантов.

    Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания.

    «Коршун»

    Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные – цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

    Вокруг коршуна хожу,

    По три денежки ношу,

    По копеечке, по  совелочке. 

    Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встаёт, машет крыльями, останавливается, спрашивает коршуна:

    -Коршун, коршун, что ты делаешь?

    -Ямку рою.

    -На что тебе ямка?

    -Копеечку ищу.

    -На что тебе копеечка?

    -Иголочку куплю.

    -Зачем тебе иголочка?

    -Мешочек сшить.

    -Зачем мешочек?

    -Камешки класть.

    -Зачем тебе камешки?

    -В твоих деток кидать.

    -За что?

    -Ко мне в огород лазят!

    -Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

    Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!». Пойманный цыплёнок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

    «Птицелов»

    Играющие выбирают себе названия птиц, крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят, кружатся вокруг птицелова и произносят нараспев:

    В лесу, во лесочке,

    На зелёном дубочке.

    Птички весело поют,

    Ай! Птицелов идёт!

    Он в неволю нас возьмёт,

    Птицы, улетайте!

    Птицелов хлопает в ладоши, играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц. Тот, кого он нашёл, подражает крику птиц, которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока. Играющий становится птицеловом.

    «Гуси»

    На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята.

    Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

    -Гуси,  вы  гуси!

    -Га-га-га! Га-га-га!

     -Вы, серые гуси!

    - Га-га-га! Га-га-га!

    -Где гуси бывали?

    -Га-га-га! Га-га-га!

    -Кого, гуси, видали?

    -Га-га-га! Га-га-га!

    С последними словами волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусёнка волк ведёт в середину круга – логово. Гуси встают в круг и отвечают:

    Мы видели волка,

    Унёс волк гусёнка,

    Самого лучшего,

    Самого большого.

    Далее следует перекличка хоровода и гусей:

    -А, гуси, вы гуси!

    -Га-га-га! Га-га-га!

    -Щиплите-ка волка!

    Выручайте гусёнка!

    Гуси машут крыльями, с криком га-га бегут по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не выпускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

    «Блуждающий мяч»

    Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, старается дотронутся до мяча рукой. Если это ему удалось, то он идёт на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

    «Посигутки»

    Играющие распределяются на две команды по жребию, одна из них – водящая. Игроки этой команды образуют пары, которые встают коридором друг к другу лицом на расстоянии 1-2 м одна пара от другой. Затем дети также попарно садятся на траву, ноги выпрямляют, ступнями касаются друг друга. Играющие другой партии встают гуськом и стараются как можно быстрее перепрыгивают через ноги. Водящие пытаются осалить прыгающего игрока. Каждый осаленный встаёт за спиной того водящего, кто его осалил. Игроки меняются местами после того, как прошли все дети, игра повторяется.

    «Выгони мяч»

    На противоположных сторонах площадки отмечают две коновые линии. Расстояние между ними 5-10 м. Играющие делятся на две команды, встают друг против друга за линиями. По жребию одна из них начинает игру. Дети поочерёдно сильным ударом ноги посылают мяч в сторону своих противников. Те стараются не пропустить мяч за черту кона, отбивают его ногой. Если мяч не докатился до линии кона, то играющие передают его руками. Так мяч переходит от команды к команде, пока не пройдёт за линию кона Играющий, пропустивший мяч, штрафуется. Выигрывает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

    «Гонка мяч по улице»

    Дети делятся на две партии и встают друг против друга на расстоянии 3-5 м. В каждой партии играющие рассчитываются на первый второй номера и встают друг от друга на расстоянии одного шага.

    Первые номера в обоих партиях составляют одну команду; вторые- другую. По сигналу ведущего сначала гонят (перебрасывают) мяч первые номера, а потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до пяти раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Мяч не должен касаться земли. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передаёт его команде противника. Ведущий за каждый уронивший мяч штрафует команду на одно очко. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

    «Стадо»

    Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

    Пастушок, пастушок,

    Заиграй во рожок!

    Травка мягкая,

    Роса сладкая,

    Гони стадо в поле,

    Погулять на воле!

    пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха:

    «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры. во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Волк овец салит рукой, а пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками.

    «Молчанка»

    Перед началом игры все играющие произносят певалку:

    Первенчики, червенчики,

    Летали голубенчики

    По свежей росе,

    По чужой полосе,

    Там чашка, орешки,

    Медок, сахарок - молчок!

    Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками. Если кто-то засмеялся или сказал слово, даёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих танцуют или выполняют интересные движения.  

    «Чехарда»

    Игроки делятся на две команды. Обе команды встают в начале игрового поля. Определяется конечная точка, до которой должны дойти игроки. А идти до этой точки они должны, перепрыгивая друг через друга и так же обратно. Кто первым вернётся к началу игрового поля, тот и победил.

    «Ручеёк»

    Все игроки делятся на пары и парами встают друг за другом, подняв сомкнутые руки вверх и образовав таким образом коридорчик. Один человек – ведущий. Он идёт по этому коридорчику и выбирает себе пару – любого игрока. Игрок, оставшийся один, становится ведущим. Он идёт в начало ручейка и также выбирает себе новую пару.

    Татарские народные игры

    «Земля, вода, огонь, воздух»

    Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из

    4-х слов (Земля, вода, огонь, воздух). Если «земля»- то, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-либо животное, «вода» - рыбу, «воздух» -птицу, «огонь»-машут руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся – выбывает из игры.

    «Татарский плетень»

    Выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

    Вейся, ты вейся капуста моя!

    Вейся, ты вейся виловая моя!

    Как мне, капустке, не виться,

    Как мне виловой не свиться.

    Вечор на капустке

    Вечор на виловой

    Частый сильный дождик.

    Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки.

    «Спутанные кони»

    (Тышаулы атлар)

    Играющие делятся на 3-4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки- стойки. По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т.д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.

    «Хромая курица»

    На расстоянии 10 метров 2 линии (старт и финиш). Все распределяются на тройки. Два крайних игрока берутся за руки, а средний закидывает одну ногу за руки сверстников. По сигналу тройки бегут. Средний скачет, опираясь на плечи товарищей. Кто быстрее.

    «Продаём горшки»

    (Чулмак уены)

    Дети делятся на две группы(горшки и хозяева). Горшки стоят на коленях, хозяева позади горшков, руки за спину. Ведущий за кругом, касается хозяина горшка. Хозяин и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займёт место за горшком, тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

    «Темербай»

    Дети в кругу, в центре «Темербай» он говорит:

    Пять детей у Темербая

    Дружно, весело играют.

    В речке быстро искупались,

    Наплескались, наплескались,

    И красиво нарядились,

    И ни есть, ни пить не стали

    В лес под вечер прибежали.

    Друг на друга поглядели,

    Стали вот так:

    Водящий делает движения, все повторяют. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

    «Юрта»

    (Тирмэ)

    Дети делятся на 4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нём платок с национальным узором. Все 4 круга идут и напевают:

    Мы все ребята

    Соберёмся все в кружок.

    Поиграем и попляшем,

    И помчимся на лужок.

    Под национальную музыку идут в один общий круг. По её окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получается юрта. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

    «Серый волк»

    (Сары буре)

    Одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в густой траве или в кустах). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между линиями 20-30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы и ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает, а дети хором отвечают:

    -Вы, друзья, куда спешите?

    -В лес дремучий мы идём.

    -Что вы делать там хотите?

    -Там малины наберём.

    -Вам зачем малина, дети?

    -Мы варенье приготовим.

    -Если волк в лесу вас встретит?

    -Серый волк нас не догонит!

    После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:

    Соберу я ягоды и сварю варенье,

    Милой моей бабушке будет угощенье.

    Здесь малины много, всю и не собрать,

    А волков, медведей вовсе не видать!

    Серый волк встаёт, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается запятнать. Пленников уводит в логово.

     «Скок – перескок»

    (Кучтем - куч)

    На черте чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него – маленькие кружки диаметром 30-35 см для каждого участника игры. водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке.

    «Хлопушки»

    (Абакле)

    На противоположных сторонах комнаты или площадки отмечаются двумя параллельными линиями два города. Расстояние между ними 20-30 м. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу: левая рука на поясе, правая рука вытянута вперёд ладонью вверх.

    Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

    Хлоп да хлоп- сигнал такой:

    Я бегу, а ты за мной!

    С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а отставший становится водящим. Пока водящий не коснулся чьей-то ладони, бежать нельзя. Во время бега игроки не должны задевать друг друга.

    «Займи место»

    (Буш урын)

    Одного из участников игры выбирают водящим, а остальные играющие, образуя круг, ходят взявшись за руки. Водящий идёт за кругом в противоположную сторону и говорит:

    Как сорока стрекочу,

    Никого в дом не пущу.

    Как гусыня гогочу,

    Тебя хлопну по плечу - беги!

    Сказав беги, водящий слегка ударяет по спине одного из игроков, круг останавливается, а тот, кого ударили, устремляется со своего места по кругу навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, а отставший становится водящим.

    «Ловишки»

    (Тотыш уены)

    По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоём, затем втроём, вчетвером и т.д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

    «Жмурки»

    (Кузбайлау уены)

    Чертят большой круг, внутри которого на одинаковом расстоянии друг от друга делают ямки-норки по числу участников игры. определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центре круга. Остальные занимают ямки-норки. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своей норки, увёртывается от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать имя, пойманного игрока. Если он правильно назовёт имя, участники говорят: «Открой глаза!» и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются норками, прыгая на одной ноге.

    «Перехватчики»

    (Куышу уены)

    На противоположных концах площадки отмечают линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова

    Мы умеем быстро бегать,

    Любим прыгать и скакать,

    1,2,3,4,5,

    Ни за что нас не поймать!

    После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой домик. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

     «Лисички и курочки»

    (Тельки хам тавыклар)

    На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – стоит лисичка. Курочки и петухи ходят по площадке, делая вид, что клюют различных насекомых, зёрни. Когда к ним подкрадывается лисичка, петухи кричат «Ку-ка-ре-ку!» По этому, сигналу все бегут в курятнике, за ним бросается лисичка, которая старается запятнать любого из игроков. Если водящему не удаётся запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

     

    «Кто первый?»

    (Узыш уены)

    Играющие встают в шеренгу на одной стороне площадки, на другой – ставится флажок, обозначающий конец дистанции. По сигналу участники начинают бег наперегонки. Кто пробежит это расстояние первым, тот считается победителем. Расстояние с одного конца площадки до другого должно быть не более 30 м. Сигналом может служить слово, взмах флажка, хлопок. При беге нельзя толкать товарищей.

    «Кто дальше бросит?»

    (Ыргыту уены?)

    Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее

    8-10 м от каждой команды. По сигналу игроки первой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка, то же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга – победительница, в чьей команде большее число участников добросит мешочки до флажка. Бросать все должны по сигналу.

    «Мяч по кругу»

    (Теенчек уены)

    Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кругом с мячом, диаметр которого 15-25 см. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. При повторении игры мяч передаётся тому. Кто остался вне игры.

    Башкирские народные игры

    «Ласточки и ястребы»

    Игроки делятся на две команды, становятся в 2 ряда спиной друг к другу. В одном ряду-«ястребы», в другом –«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (или ЛА, или Я), окончание на произноситё Тогда группа, чье название (начало) произнесено- разбегаются в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

    «Белая кость»

    Ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

    Белая кость- знак счастья ключ

    Лети до Луны

    До белых снежных вершин.

    Находчив и счастлив тот,

    Кто тебя вовремя найдет.

    Бросает кость за шеренгу. Никто не оглядывается. Когда кость упадет ведущий говорит:

    Ищите кость- найдете счастье скоро,

    А найдет тот, кто быстрее и ловчее.

    Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания- участники исполняют.

    «Конное состязание»

    Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок «конь» - руки назад, вниз, берётся за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на  стойке.

    «Медный пень»

    (Бакыр букэн)

    Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями. На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

    Я хочу у вас спросить,

    Можно ль мне ваш пень купить?

    Хозяин отвечает:

    Коль джигит ты удалой,

    Медный пень тот будет твой.

    После этих слов хозяин и покупатель выходит за круг, встают за выбранным пнём друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги!»- разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встаёт за медным пнём. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.

    «Палка-кидалка»

    (Сойош таяк)

    Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладёт её на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берёт палку и опять кидает её, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовёт его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

    «Липкие пеньки»

    (Йэбешкэк букэндэр)

    Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с места.

    «Стрелок»

    (Уксы)

    Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок-стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием

    «Юрта»

    (Тирмэ)

    Дети делятся на 4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нём платок с национальным узором. Все 4 круга идут и напевают:

    Мы все ребята

    Соберёмся все в кружок.

    Поиграем и попляшем,

    И помчимся на лужок.

    Под национальную музыку идут в один общий круг. По её окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получается юрта. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»

    Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....

    Картотека подвижных игр народов Южного Урала

    Картотека предназначена для воспитателей детского сада для привития уважения к национальной культуре и традициям...

    Консультация «Особенности подвижных игр народов Южного Урала»

    Консультация для родителей «Особенности подвижных игр народов Южного Урала»...

    Картотека подвижных игр народов Южного Урала

    Цель:  Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижных игр народов, проживающих на Южном Урале; закреплять чувство ритма и координацию движений, развивать интер...

    Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к народной культуре Южного Урала»

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - одна из важнейших задач не только педагогической работы в дошкольных образовательных учреждениях, но и для роди...

    Подвижные игры народов Южного Урала

    Разнообразие подвижных игр разных народов , проживающих на Южном Урале....