Консультация «Особенности подвижных игр народов Южного Урала»
консультация (подготовительная группа) на тему

Зарипова Эльвира Расиховна

Консультация для родителей «Особенности подвижных игр народов Южного Урала»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                 Приложение

Консультация для родителей

«Особенности подвижных игр народов Южного Урала».

                                               «Давайте детям больше и больше

                                                 содержания общего, человеческого,

                                                 мирового, но преимущественно

                                                 старайтесь знакомить их с этим через

                                                 родные и национальные явления».

                                                                                          В. Белинский.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Ваш ребёнок любит играть в подвижные игры?

Как вы считаете, подвижные игры обладают оздоровительным эффектом?

Как вы считаете, актуальны ли народные игры в современном мире?

Можно ли познакомить ребёнка с народной культурой через народные подвижные игры?

Какие физические качества развиваются у ребёнка в народной подвижной игре?

Какие нравственные качества развиваются у дошкольника в народной подвижной игре?

Как вы считаете, народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения?

Вспомните, пожалуйста, подвижные игры народов Южного Урала?

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой.

Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил.

Подвижная игра активирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию; формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся игровой ситуации, познавать окружающий мир;

активирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей; учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма, способствует овладению пространственной терминологией.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве, литературе, содержащие в себе богатейшие фольклорные пласты, куда относятся и народные подвижные игры.

С учётом демографических данных в Уральском регионе проживает большой процент представителей русской, башкирской и татарской национальности. Поэтому, на наш взгляд, игры данных народов необходимо использовать в образовательном  ДОУ.

В жизни современных детей народные игры, это хорошо забытое старое, возвращение на «круги своя». Эти игры прошли испытание временем. И до нас дошли самые лучшие. У каждого народа сложилась своя копилка игр. Каждая игра может решить определённые задачи. Во – первых, в играх народная мудрость. Во – вторых, с помощью народных игр дошкольники могут познакомиться с менталитетом других народов. В третьих, народные игры несут информацию о промыслах. А так же, основной результат игры: получение удовольствия (терапевтический эффект). Таким образом, значение народных игр и развивающий эффект многоплановый. Народные игры способствуют решению частичных задач:

Уважение  другим народам (толерантность);

вносят элемент новизны в современную культуру детей;

сглаживается проблема отцов и детей, т.к. дети не знают, во что играли их родители.

Народные игры могут использоваться как средство коррекции поведения (агрессивность, застенчивость, тревожность и т.д.).

В целом можно отметить, что при использовании народных игр в образовательном процессе он становится обогащённым и целостным.

Русская нация общественно образующая. Поэтому вокруг неё объединились другие народности.

В народных играх жителей Южного Урала много общего. Они созданы с целью воспитания детей, развлечения (создавались веками). Все народные игры относятся к играм с правилами (автор народ). Игры имеют игровой зачин в форме считалок и диалогов. На южном Урале игры связаны с народными праздниками (осенние, Масленица, Сабантуй, Навруз  и т.д.). В играх отражается менталитет народа, основные занятия (мусульманские народы - это охота, скотоводство, казачество – охрана границ).

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа, с истоками игровой культуры в целом. Необходимо системно использовать народные игры, придерживаясь идей народной педагогики, чередуя игры разных национальностей, поочерёдно включая подвижные, словесные, хороводные.

Классификация народных игр:

- по характеру использования фольклорного подкрепления;

- по способу распределения на роль;

- с преимущественным проявлением двигательных качеств;

- с преимущественным проявлением психических качеств;

- народные игры с речевым сопровождением (миниатюрами устного народного творчества);

- народные игры без речевого сопровождения;

- игры с выбором водящего при помощи считалок;

- игры с делением на группы при помощи скороговорок и жеребьёвок;

- игры на развитие ловкости и точности движений;

- игры на развитие быстроты реакции;

- игры на развитие меткости, глазомера;

- игры на развитие ритмичности и пластики движений;

- игры на ориентировку в пространстве и коллективе;

- игры на развитие концентрации и устойчивости внимания;

- игры на развитие зрительной, слуховой, моторной памяти;

- игры на развитие творческого воображения;

- игры на развитие наглядно-образного мышления;

- игры на развитие связной речи.

 

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр, в большей степени, могут использоваться игры, такие как: игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр, но в меньшей степени, чем в младшем возрасте, используются игры с народными игрушками.

Старшие дошкольники могут должны уметь играть в народные игры самостоятельно, иметь любимые игры.

Следует использовать народные игры примерно 1 раз в неделю в старших играх наряду с другими играми, чередуя при этом русские, татарские, башкирские, подвижные, словесные, хороводные, учитывая сезон, возраст.

Начинать в младших группах возможно с использования, в основном, русских народных игр, привязывая к идее космологического устройства мира, взаимосвязи человека с природой, бережного отношения к родной природе. Подойдут игры-забавы «Галки летят», «Пекарь», «Дыбки» и др., подвижные игры «Большие ноги шли по дороге».

В старших группах в начале учебного года  рекомендуется проводить занятия по знакомству с историей и культурой, в том числе с играми России, Башкортостана, Татарстана. Народные подвижные и хороводные игры лучше использовать на прогулках. В старших группах дети могут являться активными участниками народных праздников, сценарии которых включают народные игры.

Далее приведены примеры народных игр разных народов.

Русские народные игры:

«Пчёлки и ласточки»

Играющие – пчёлы -летают по поляне и напевают:

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка сидит в своём гнезде и слушает их песенку. По окончании песни ласточка говорит: «Ласточка встанет, пчёлку поймает». С последним словом она вылетает из гнезда и ловит пчёл. Пойманный играющий становится ласточкой, игра повторяется.

«Волк».

Все играющие - овцы, они просят волка пустить их в лес погулять: «Разреши нам, волк, погулять в твоём лесу!»

Волк отвечает: «Гуляйте, гуляйте, да только травку не щиплите, а то мне спать будет не на чем». Овцы сначала только гуляют в лесу, но скоро забывают обещание, щиплют травку и поют:

Щиплем, щиплем травку,

Зелёную муравку,

Бабушке на рукавички,

Дедушке на кафтанчик,

Серому волку грязи на лопату!

 Волк бежит по поляне и ловит овец, пойманный становится волком, игра возобновляется.

«Кондалы».

Играющие встают в две шеренги на расстоянии 10 метров, крепко взявшись за руки. Идёт перекличка шеренг: 1 шеренга – «Кондалы – раскондалы, раскуйте нас», 2 шеренга отвечает: «Кого из нас?» (называют имена детей). Бежит первый ребёнок из шеренги 1, стремится «разбить», разомкнуть руки второй шеренги. Если удаётся, уводит выбранных детей в свою шеренгу, если нет -  сам остаётся в той шеренге.

«Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звёзды горят,

Журавли кричат:

Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взяться за руки, прежде, чем горелка успел запятнать одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удаётся запятнать одного из бегущих в паре, то он встаёт с ним впереди всей колонны, а тот кто остался без пары, горит. Горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него.

«Чехарда».

Игроки делятся на две команды. Обе команды встают в начале игрового поля. Определяется конечная точка, до которой должны дойти игроки. А идти до этой точки они должны, перепрыгивая друг через друга и так же обратно. Кто первым вернётся к началу игрового поля, тот и победил.

«Ручеёк».

Все игроки делятся на пары и парами встают друг за другом, подняв сомкнутые руки вверх и образовав таким образом коридорчик. Один человек – ведущий. Он идёт по этому коридорчику и выбирает себе пару – любого игрока. Игрок, оставшийся один, становится ведущим. Он идёт в начало ручейка и также выбирает себе новую пару.

Татарские народные игры.

«Земля, вода, огонь, воздух».

Играющие собираются в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь, произнося одно из 4-х слов (земля, вода, огонь, воздух). Если «земля»- то, тот, кто поймал мяч должен быстро назвать какое-либо животное, «вода» - рыбу, «воздух» -птицу, «огонь»-машут руками. Все поворачиваются кругом. Кто ошибся – выбывает из игры.

«Татарский плетень».

Выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:

Вейся, ты вейся капуста моя!

Вейся, ты вейся виловая моя!

Как мне, капустке, не виться,

Как мне виловой не свиться.

Вечор на капустке

Вечор на виловой

Частый сильный дождик.

Повторяется несколько раз, главное - не расцепить руки.

«Спутанные кони» (Тышаулы атлар).

Играющие делятся на 3-4 команды, выстраиваются за линией в колонки. Напротив ставят флажки- стойки. По сигналу первые игроки прыжками огибают флажки, возвращаются, затем прыгают вторые и т.д. Выигрывает та команда, которая закончила эстафету первой.

«Хромая курица».

На расстоянии 10 метров 2 линии (старт и финиш). Все распределяются на тройки. Два крайних игрока берутся за руки, а средний закидывает одну ногу за руки сверстников. По сигналу тройки бегут. Средний скачет, опираясь на плечи товарищей. Кто быстрее.

«Продаём горшки» (Чулмак уены).

Дети делятся на две группы(горшки и хозяева). Горшки стоят на коленях, хозяева позади горшков, руки за спину. Ведущий за кругом, касается хозяина горшка. Хозяин и водящий бегут по кругу навстречу друг другу. Кто быстрее займёт место за горшком, тот и победил. Оставшийся становится ведущим.

«Юрта» (Тирмэ).

Дети делятся на 4 подгруппы, каждая образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стул, на нём платок с национальным узором. Все 4 круга идут и напевают:

Мы все ребята

Соберёмся все в кружок.

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под национальную музыку идут в один общий круг. По её окончании бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получается юрта. Выигрывает та команда, которая первой «построила» юрту.

Башкирские народные игры:

«Ласточки и ястребы».

Игроки делятся на две команды, становятся в 2 ряда спиной друг к другу. В одном ряду-«ястребы», в другом –«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (или ЛА, или Я), окончание на произноситё Тогда группа, чье название (начало) произнесено- разбегаются в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих. Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков.

«Белая кость».

Ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:

Белая кость- знак счастья ключ

Лети до Луны

До белых снежных вершин.

Находчив и счастлив тот,

Кто тебя вовремя найдет.

Бросает кость за шеренгу. Никто не оглядывается. Когда кость упадет ведущий говорит:

Ищите кость- найдете счастье скоро,

А найдет тот, кто быстрее и ловчее.

Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания- участники исполняют.

«Конное состязание».

Игроки парами встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Игрок «конь» - руки назад, вниз, берётся за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на  стойке.

«Липкие пеньки» (Йэбешкэк букэндэр).

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенёчки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками. Пеньки не должны вставать с места.

«Стрелок» (Уксы).

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок-стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к консультации для родителей на тему "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"

Консультация для родителей "Особенности подвижных игр народов Южного Урала"...

Фестиваль подвижных игр народов Южного Урала «Край мой уральский»

Педагогические мероприятия, продённые в детском саду, в рамках тематической недели....

Картотека подвижных игр народов Южного Урала

Картотека предназначена для воспитателей детского сада для привития уважения к национальной культуре и традициям...

Картотека подвижных игр народов Южного Урала

Цель:  Развивать физические качества ребенка в процессе освоения подвижных игр народов, проживающих на Южном Урале; закреплять чувство ритма и координацию движений, развивать интер...

Подвижные игры народов Южного Урала

Разнообразие подвижных игр разных народов , проживающих на Южном Урале....

Картотека подвижных игр народов "Южного Урала"

Картотека предназначена для воспитателей детских садов.Народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний, представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости...