Создание предметно-развивающей среды в ДОУ
статья по физкультуре по теме

Курыгина Наталья Ивановна

Создание разнообразной предметно-развивающей среды в ДОУ - залог качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_zdorovesberegayushchey_sredy_2.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание здоровьесберегающей среды и использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, как залог качества  дошкольного образования.

Из опыта работы Курыгиной Н.И,

инструктора по физической культуре

 МБДОУ «Детский сад № 53»

г. Энгельса Саратовской области.

Совершенствование программно-методического обеспечения образовательной области «Физическая культура» - одно из требований, предъявляемых   к ДОУ в период внедрения  ФГТ.  Программа «Fitness Baby», расширяет возможности интеграции НОД ОО «Физическая культура» с формами дополнительного физкультурного образования и с оздоровительными мероприятиями в режиме дня, и является   хорошим примером такой интеграции.

Опираясь на результаты мониторинга состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей, коллектив МБДОУ «Детский сад № 53» проводит целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья детей: 

  • выявляются причины  отставания детей в физическом развитии и физической подготовленности;
  • обеспечивается индивидуально – дифференцированный подход в процессе воспитания и социализации воспитанников;
  • соблюдаются санитарно – гигиенические требования к организации образовательного процесса;
  • в практику внедряются  новые методики и образовательные технологии, вариативные программы по воспитанию и оздоровлению  детей;
  • создана многофункциональная система физкультурно-оздоровительной работы по здоровьеформированию и здоровьюсбережению детей;
  •  осуществляется диагностика  физической подготовленности  дошкольников и скрининг – тестирование, с целью определения уровня и состояния здоровья детей;
  • организуются консультации, мастер-классы для  родителей и педагогов по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;
  • Создана разнообразная предметно-развивающая среда;
  • осуществляется взаимодействие родителей, педагогов, медперсонала и инструктора по физической культуре для решения вопросов по коррекции физического развития детей.

Коллективом МБДОУ «Детский сад № 53» внедряется концепция физического воспитания, основанная  на интеграции фитнес-технологии в образовательный процесс ДОУ.  

«Фитнес» - это система общего оздоровления человека через определенную физическую нагрузку, сочетающую силовой и аэробный тренинг, развитие гибкости  и здоровый образ жизни.  Занимаясь фитнесом, человек решает для себя сразу несколько задач: оздоровление, достижение спортивных результатов, эстетика тела, психотерапия.

Коллектив МБДОУ «Детский сад № 53» сумел доказать, что использование фитнес – технологии в  дошкольном  образовании   помогает  детям узнать свое тело, открыть свой потенциал, свои возможности, узнать секреты здоровья, стать хозяином своего тела и здоровья, а это  является основой развивающей педагогики оздоровления.

 Авторская программа по оздоровительно- развивающей гимнастике «Fitness Baby» Курыгиной Н.И., имеющая гриф Министерства образования и науки Саратовской области (2010 год) стала основой осуществления  регионального эксперимента  по внедрению фитнес – технологии  в образовательный процесс ДОУ. В соответствии с этой программой определился методический комплекс  фитнес – технологии.

  • Круговая тренировка - система тренировки, которая предполагает выполнение упражнений на различные группы мышц  поточным методом, по станциям;
  • Интервальная тренировка – система тренировки, которая предполагает чередование аэробных и силовых упражнений, с применением тренажеров;
  • Ритмическая гимнастика – комплексы общеразвивающих упражнений  под ритмичную музыку, выполняемых без остановок и пауз для отдыха  по принципу «делай, как я» с предметами и без предметов:

-«Cardio Class» - кардиотренировка - дозированные разновидности ходьбы, бега, циклические упражнения, использование кардиотренажеров;

- «Body Correction»- комплексы РГ, направленные на исправление осанки и создание мышечного корсета;

 - «Аeromix» - комплексы РГ, построенные на  аэробных упражнениях: шагах, прыжках с предметами и без предметов;

- «Fitball» - комплексы РГ с применением больших мячей  фитболов;

-  «Step Class» - комплексы РГ  с применением степ – платформы;

- «Mix Dance» - комплексы РГ, построенные на танцевальных элементах в русском, в восточном стиле, диско, джаз, хип-хоп или кантри с предметами или без предметов;

- «Muscle Toning»- комплексы РГ, включающие упражнения силового характера с отягощениями и весом собственного тела, с использованием дополнительного оборудования.

- «Pilates» - комплексы РГ для  формирования мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса в медленном темпе;

- «Body ballet» - комплексы упражнений у гимнастического станка, элементов хореографии,  акробатики и пластики;

- горизонтальный пластический балет – комплексы РГ, включающие в себя пластичные движения, выполняемые в основном в исходном положении лежа и сидя, наклоны, махи, перекаты, прогибы, фиксирование положения.

 Экспериментальная деятельность помогает проектировать образовательную область «Физическая культура»  образовательной программы  ДОУ. Интегрируя  фитнес - методики  осуществляется во все режимные моменты ДОУ:  утреннюю гимнастику, физминутки, в физкультурные  занятия, прогулку, в свободную деятельность детей средних, старших и подготовительных групп.

Модернизация образовательной области «Физическая культура» потребовало изменения структуры непосредственной образовательной деятельности ОО «Физическая культура».

- Познавательный блок (теоретические знания),;

- мотивационный блок (психотренинг);

- организующий блок (упражнения на равновесие, на внимание);

- развивающий блок  (кардиотренировка, РГ на развитие физических качеств, обучение специальным навыкам и умениям);

- тренировочный блок (круговая или интервальная тренировка с использованием фитнес-тренажеров );

- корригирующий блок  (с учетом индивидуально–дифференцированного подхода);

- соревновательно –игровой блок  (эстафеты, подвижная игра);

- восстанавливающий  блок (стретчинг и упражнения на расслабление, аутотренинг) стали обязательным условием НОД   ОО «Физическая культура».

Для внедрения инноваций в  МБДОУ «Детский сад № 53» была создана разнообразная предметно-развивающая среда. Совместно с родителями спортивный зал оборудовали  необходимым стандартным и нетрадиционным оборудованием, Имеется зеркальная стена, гимнастический станок, универсальная перекладина, многофункциональные спортивные комплексы. Выделили помещение для тренажерной комнаты, приобрели  с помощью спонсоров современные тренажеры: велотренажеры, беговую   дорожку, батуты, фитболы, степ-платформы. Изготовили нетрадиционное фитнес-оборудование: сигнальное устройство для отжимания, мини – тренажер «Чудо цвет», поролоновую дорожку – лестницу, гимнастические ленты и др.. В каждой групповой  комнате, в обязательном порядке, оформили  спортивные  уголки,  оборудованные  необходимым  спортивным инвентарем  в соответствии с  возрастом  детей. На улице имеется площадка для спортивных игр, отдельно, площадка для подвижных игр и мини футбола, беговые дорожки с разметкой, игры на асфальте, полоса препятствий, сектор для прыжков с места и с разбега. В этом году наше учреждение участвовало в региональном конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие  технологии и  за первое место в номинации «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии» получили спортивный комплекс для спортивной площадки.

В рамках регионального эксперимента «Внедрение адаптированных фитнес – методик в образовательный процесс ДОУ» в педагогическом коллективе МБДОУ «Детский сад № 53» разработаны различные формы мероприятий, нацеленные на формирование основ здорового образа жизни детей: педагогические проекты, праздники, утренники, конкурсы, создана разнообразная предметно-развивающая среда.

Двигательная деятельность детей, организованная в соответствии с требованиями ФГТ и  интегрированным использованием   фитнес - технологии,  стала не только  разнообразной, доступной, но и увлекательной, и полезной.  Данная педагогическая деятельность по сохранению здоровья подрастающего поколения  в МБДОУ «Детский сад № 53»  основана на дидактике здоровья.   Использовании на практике разнообразных форм организации  образовательного процесса, приемов  профилактики утомляемости  воспитанников,  активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей  деятельности  дает положительную динамику качества здоровья дошкольников,  Детей с УФП выше среднего уровня в коррекционных группах – 57%, а в группах общеобразовательного вида стало 87%, в это высокие показатели качества физического воспитания детей. Существенным показателем правильного подхода является высокий  прирост физических качеств -  в среднем на 15-24%.  Особенно заметен прирост показателей в упражнениях на силу, ловкость и гибкость ( у 10% детей прирост физических качеств наблюдается на 50%). Медработники, отметили заметное  снижение заболеваемости, повышение уровня функциональных возможностей организма, повышение работоспособности, общей выносливости, улучшение аппетита детей. Родители отметили повышение внимание, дисциплинированности, общей культуры ребенка, общую активность, интерес к занятиям физическими упражнениями хороший сон.

Педагогический опыт по внедрению фитнес-технологии в образовательный процесс МБДОУ «Детский сад № 53» ежегодно обобщается и распространяется через открытые мероприятия, мастер-классы, семинары, методические конференции, публикации. На базе нашего учреждения  ежегодно организуются стажировочные площадки для слушателей курсов повышения квалификации при ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» для инструкторов по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация создания предметно - развивающей среды в ясельных группах

Воспитатель дает практические рекомендации относительно структуры  предметно - игровой среды группы детей раннего возраста и представляет собственный опыт в создании развивающей среды в группах раннег...

Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

Положение о смотре - конкурсе " Создание предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию"

В материале описаны требования  созданию предметно - развивающей среды по патриотческому воспитанию по возрастам....

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...


 

Комментарии