"Использование элементов здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Васютина Ирина Валериевна

 

В последнее время пристальное внимание уделяется вопросам оздоровления подрастающего поколения, но количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков, снизилось почти в три раза. Поэтому оздоровление и воспитание потребности к здоровому образу жизни являются важнейшими задачами, стоящими перед обществом. Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей является формулировка, разработанная Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического, эмоционального благополучия”. В связи с этим стоит острая проблема организации здоровьесберегающего пространства в условиях дошкольного образовательного учреждения, а именно использование современных средств лечебно-профилактической работы, организация эмоционально насыщенной, психологически комфортной оздоровительной жизнедеятельности, использование новых технологий, предоставление условий для максимально возможной двигательной активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение элементов здоровьесберегающих технологий и нестандартного оборудования в физкультурно-оздоровительной  работе

"Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство,

но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения".

Ж. Тиссо

Многочисленные исследования показывают: неблагоприятная экологическая ситуация, сложные социально-экономические условия способствуют тому, что здоровье детского населения  не улучшается, а напротив, имеет тенденцию к ухудшению. Среди 30-35% детей дошкольного возраста отмечаются частые ОРВИ , у 3% - снижение зрения, распространенность ортопедической патологии доходит до 80%, высоки показатели заболеваемости внутренних органов, нервной системы. Это побуждает искать новые пути оздоровления детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были здоровыми. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы научить ребенка справляться со своими стрессами и различными болезнями.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого  я применяю элементы здоровьесберегающих технологий и нестандартное оборудование в физкультурно-оздровительной работе.

В мире существует множество здоровье -сберегающих технологий: это гимнастика ритма, босо - хождение, кинезиологическая и глазодвигательная гимнастика, песочная терапия, упражнение с шариками, музыкальная и изо терапия и многие другие. Расскажу о некоторых из них.

Среди средств, на которые может опереться современный человек в стремлении сохранить и укрепить здоровье, основными являются природные физические факторы и народные системы оздоровления, включающие гимнастику, самомассаж. Эти системы, как правило, восходят к культурному наследию Китая, Индии и захватывают все аспекты жизни. Сегодня наибольшее распространение во всем мире получили модифицированные терапевтические комплексы, систематизированные медиками и приспособленные для профилактики и лечения многих заболеваний.

 Хатха-йога и комплексы оздоровительной гимнастики с самомассажем, построенные на основе традиционных китайских техник. Все комплексы проводятся в игровой сюжетно-ролевой форме, в свободном темпе, без принуждения. Регулярные занятия оздоровительной гимнастикой и самомассажем позволят детям полнее узнать свой организм, свои возможности и слабые места, интуитивно прочувствовать основные пути восстановления физиологических функций и прилагать целенаправленные усилия для поддержания на хорошем уровнефункционирование всех органов и систем.

Йога - это древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во 2 веке до н.э. Хатха йога - одна из составных частей йоги. Элементы этой древней, стройной и полезной для каждого человека системы физической культуры все шире входят в нашу жизнь.Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна людям любого возраста. В ней основное внимание уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со спокойным дыханием и расслаблением. Для повышения интереса у детей дошкольного и младшего школьного возраста занятия удобно проводить в форме спокойной сказки, которую рассказывает ведущий. Каждое упражнение целесообразно разучивать отдельно. Показ сопровождается пояснением. Изучая упражнение, желательно создать образ, доступный детскому пониманию, вызвать у ребенка желание войти в предложенный образ. Очень важно поддерживать на занятиях спокойную доброжелательную обстановку.

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению ребенка являются комплексы оздоровительной гимнастики, самомассажа, представленные в игровой, сюжетно-ролевой форме. Занятия построены с акцентом на самомассаже кистей, стоп, ушных раковин.

Комплексы облегчают пробуждение организма, стимулируют деятельность внутренних органов, оказывают общеукрепляющее воздействие, мобилизуют защитные силы организма, стимулируют его способность к естественному исцелению, способствуют повышению работоспособности, психо-эмоциональной разрядке, улучшению настроения. Поэтому они полезны детям, для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым», готовить организм к все возрастающим школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

 Следующая -  гимнастика ритма. Нарушение ритма в организме человека может привести к серьезным заболеваниям: аритмия сердца, когда сердце не может равномерно биться; нескоординированность движений при нарушении мышечного ритма; при нарушении ритма вдоха и выдоха приводит к заиканию, неправильной артикуляции речи. Вот поэтому так важно научить ребенка владеть своим ритмом, с которым он еще знакомится в утробе матери, когда слышит ее сердцебиение. Вообще организм человека живет в постоянном ритме: дышим – вдох/выдох, кровообращение – мы его слышим в пульсе, сон бодрствование. Ритм может успокоить, может возбудить. Может научить сосредоточиванию и расслаблению. Лучше всего научить ритму через тактильные игры, то есть через прикосновение.

*Куй, куй чоботок, подай баба молоток, не подашь молотка, не подкую чоботка.

*Сорока-белобока кашу варила, деток кормила.

*По кочкам, по кочкам, по маленьким мосточкам, в ямку БУХ. Угодили мы в лопух.

*Ладушки, ладушки, где жили у бабушки.

В старшем возрасте дети сами себе создают ритм: хождение по колесам, качание на качели. Все игры на ритм очень нравятся детям.

 Следующим видом является наука о движении – кинезиология. Отсюда и название – кинезиологическая гимнастика, которая улучшает мыслительную деятельность, способствует улучшению памяти, повышает устойчивость внимания. Все упражнения легкие и очень нравятся детям. Лучше всего эти упражнения делать стоя, поэтому я предлагаю вам всем встать.

*Самое первое упражнение, позволяющее разбудить организм и направить его на обучение, называется «Массаж»:

УШИ СИЛЬНО РАЗОТРЕМ И ПОГЛАДИМ И ПОМНЕМ.

* «Домик»:

МЫ ПОСТРОИМ КРЕПКИЙ ДОМ, ЖИТЬ ВСЕ ВМЕСТЕ БУДЕМ В НЕМ.

* «Силачи»:

СИЛОЙ НА РУКУ МЫ ДАВИМ, СИЛЬНОЙ СТАТЬ ЕЕ ЗАСТАВИМ.

*«Колечки»:

ОЖЕРЕЛЬЕ МЫ СОСТАВИМ, А ПОТОМ ПОДАРИМ МАМЕ.

* «Солнышко»:

ЧТОБ СИЛЬНА БЫЛА РУКА, РАЗОМНЕМ ЕЕ СЛЕГКА.

 К этому же виду гимнастики относятся и дыхательные упражнения. Причем ученые установили, что при вдохе левой ноздрей обогащается кислородом правое полушарие мозга – та часть, которая отвечает за творчество человека, а вдох правой ноздрей обогащает левое полушарие – логика. Я хочу предложить одно упражнение как раз направленное на это. Называется оно – «Очищение»:

НУЖНО ПАВИЛЬНО ДЫШАТЬ, ЧТОБ ВНУТРИ ВСЕ ОЧИЩАТЬ.

 Дети в детском саду достаточное время проводят за занятиями: рисуют, лепят, клеят, рассматривают картинки. Все это связано с напряжением глаз, поэтому нам важно максимально ослабить это напряжение. В этом мне помогает ряд упражнений.

 Все эти упражнения лучше делать сидя, так как координация у детей несовершенна, поэтому давайте сядем удобно. И прежде всего, дадим нашим глазам отдых. Для этого необходимо растереть ладони рук до приятного ощущения тепла, затем сложив ладони крест-накрест положить на глаза, так чтобы ни один лучик не проходил. Досчитайте до десяти и откройте глаза. Теперь ваши глаза готовы к упражнениям.

*ЧТОБЫ ЗОРКИМИ НАМ БЫТЬ, НАДО ГЛАЗКАМИ КРУТИТЬ.

*ЧТОБЫ ЗОРКИМИ НАМ СТАТЬ, НАДО НА ГЛАЗА НАЖАТЬ.

*БЫСТРО-БЫСТРО ПОМОРГАЙ, ОТДЫХ ГЛАЗКАМ ПОТОМ ДАЙ.

Чтобы улучшить поступление питательных веществ и кислорода к органам зрения, мы с детьми стоя делаем следующие упражнения:

*Наклоны головой вперед/назад.

* Наклоны головы влево/вправо.

* Круговые вращения головой.

* ПОДНИМАЕМ ПЛЕЧИКИ - ПРЫГАЮТ КУЗНЕЧИКИ.

 Скоро лето и дети будут проводить на улице большую часть времени. Здесь нас ждет еще одна удивительная форма оздоровления. Это песочная терапия. Как не удивительно, но песок позволяет снять излишнюю нервозность, отрицательные эмоции, вспыльчивость, а взамен нам дает наслаждение от тепла песка, положительные эмоции. Вы замечали, как дети тянутся к песку? Как с ним играют? Они с большим удовольствием погружают руки в песок, перебирают между пальцами, пересыпают с одной руки на другую, разглаживают его и перетирают в ладонях. И каким блаженством в это время светится их лицо.

 Лето хорошо еще и тем, что все закаливающие процедуры лучше всего начинать именно в это время года. Поговорим о босохождении и массаже стопы. По нению некоторых специалистов – ноги являются своеобразным распределительным щитком, с множеством нервных окончаний, через которые можно подключиться к любой части тела: головному мозгу, легким, почка, печени, эндокринной системе. Поэтому босохождение и массаж стоп оказывают на организм ребенка очень мощное действие, тонизирует и укрепляет его. Для местных раздражителей и массажа стопы я использую различные атрибуты, некоторые из них приобретены, а некоторые изготовлены руками родителей. Это и коврики с пришитыми к ним пуговицами, коврики со стопами из различных наполнителей, шишки, катушки из под ниток, пробки от газировки, круглые палочки, различные шиповые коврики и тренажеры.

 Следующая технология, о которой я хотела бы рассказать – это «Волшебные шарики». Для этого нам понадобится два шарика. Шарики могут быть из различного материала, самые лучшие деревянные или сделанные из природного материала. В нашем случае грецкие орехи *

Шарики берем в обе руки. Упражнение выполняем двумя руками одновременно.

* Перекатываем шарики от мизинца до указательного по подушечкам на ладони и обратно.

* Ритмично сдавливаем шарики в кулаках.

* Положите оба шарика на одну ладонь и прижмите другой, покатайте оба шарика по ладошкам.

* Положите шарики на одну ладонь, а второй рукой постарайтесь приподнять шарики, захватив их между указательным и средним пальцем один, а второй – между безымянным и мизинцем. Попробуйте ими постучать друг о друга.

Трудно, да? А детям это очень нравится. И такие упражнения развивают моторику рук, оказывают прекрасное успокаивающие действие, также они стимулируют артериальное давление, массируют рефлекторные зоны, в медицине используются при лечении неврологических заболеваний, а у детей еще и вырабатывают силу воли, выдержку.

Подводя итог, хочу сказать, что я перечислила лишь малую часть, как говорят, приоткрыла только верхушку айсберга.

Таким образом, внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию.

Конспект занятия с использованием нестандартного оборудования.

Прогулка по лесу.

Звучит музыка "Звуки леса", детей встречает "Гриб".

Гриб: здравствуйте, ребята! А вы знаете кто я такой? Правильно, я - гриб и живу в этом лесу. Я здесь все знаю. Пойдемте, я вам лес покажу. Я думаю, вам понравится. А чтобы нам не потеряться, давайте возьмемся вот за эту волшебную веревочку (подает детям веревку из цветных косичек). Идите все за мной и будьте внимательны.

Гриб: Идите осторожно.

 Шагают наши ножки.

 По ровненькой дорожке

 Через камушки, через камушки

 Перешагивают ножки.

Дети перешагивают через препятствия.

Вот ручеек у нас на пути

 Нужно его нам с тобой перейти.

 По мостику дружно сейчас мы пройдем

 И ручеек мы перейдем.

 Мостик волшебный, не простой,

 Он поможет нам с тобой!

Дети проходят по веревочной лестнице, имитирующей подвесной мостик.

Ручеек мы перейдем,

 В гости к мышке мы зайдем,

 В норку живо прошмыгнем.

 Осторожно все шагаем, ноги выше поднимаем.

Дети пролезают в обруч, закрепленный на стойке.

Посмотрите, сколько много мышек живет в одной норке. А ведь каждая мышка хочет иметь свою норку! Давайте подумаем, как мы можем помочь мышкам. (Выслушивает предложения детей).

А давайте разъединим нашу волшебную веревочку сделаем из нее норки для мышек. Дети разъединяют веревку на части и соединяют маленькие косички в кольцо, имитируя норку, и сажают туда мышек.

Мышки остались очень довольны, ну а нам нужно идти дальше.

По тропинке мы шагаем

 Выше ноги поднимаем.

 Вот как хорошо идти

 Нам со всеми по пути!

 Вот болотце на пути

 Как его нам перейти?

 Ты на кочки наступи

 И болотце перейди.

Дети шагают по мягким подушечкам - кочкам.

Не устали вы идти?

 Нам не сбиться бы с пути.

 Вдоль по бережку пройдем,

 В руки камешки возьмем,

 Бросим в воду мы их дружно

 И идти нам дальше нужно.

Дети бросают в даль "камушки" - мягкие шарики.

Все препятствия прошли

 И на полянку мы пришли.

 Долгим оказался путь,

 Нужно всем нам отдохнуть.

Вот и бабочки летают,

 В воздухе легко порхают.

 Вы на них подуйте:

 Бабочки, танцуйте!

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Ребята, послушайте, как весело поют птицы. Это они с вами здороваются.

А вы хотите превратиться в птиц? Ну, тогда возьмите вот эти волшебные крылышки (детям раздают ленточки).

Раз, два, три повернись,

 В птичек быстро превратись!

Давайте с вами полетаем по лесу, как это делают птицы.

Дети бегают по залу, машут ленточками, изображая птиц.

Молодцы! У вас замечательно получается. Но нам пора возвращаться.

Раз, два, три, четыре, пять

 Стали детки вы опять!

Мы с вами пойдем по той же дорожке, по которой шли сюда. Только теперь у нас нет волшебной веревочки. Но ведь уже знаем дорогу и сможем обойтись без нее. Правда же? Ну, тогда идите за мной.

По тропинке мы шагаем

 Выше ноги поднимаем.

 Вот как хорошо идти

 Нам со всеми по пути!

 Вновь болотце на пути

 Сможем мы его пройти?

Дети шагают по мягким подушечкам - кочкам.

Вновь ручеек у нас на пути

 Сможем его мы с тобой перейти?

Дети проходят по веревочной лестнице, имитирующей подвесной мостик.

Шагают наши ножки.

 По ровненькой дорожке

 Через камушки, через камушки

 Перешагивают ножки.

Дети перешагивают через препятствия.

Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось? А за то, что вы были такие ловкие и дружные примите от меня вот эти подарки.

(Раздать детям подарки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Опыт работы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  здоровьесберегающих...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»

Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что ...

Использование элементов психогимнастики как здоровьесберегающей технологии в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ

Цель – познакомить педагогов с понятием и техникой психогимнастических упражнений.План:1. Актуальность проблемы2.Что такое психогимнастика?3.Как использовать психогимнастику?4. Упражнения для ра...