Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»
методическая разработка по физкультуре ( группа) по теме

Петренко Галина Юрьевна

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx48.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №17  г.Россоши

Опыт работы

«Использование здоровьесберегающих технологий  

в физкультурно-оздоровительной работе»

                                                                                         Выполнил: Петренко

                                                                                         Галина Юрьевна

Инструктор по

физической культуре

Использование здоровьесберегающих технологий

в физкультурно-оздоровительной работе

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно - оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью.

С этой целью, мной  была разработана система использования  здоровьесберегающих технологий в физкультурно - оздоровительной работе  ДОУ. Система моей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в ней - помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, каждый из них осознал свою индивидуальность, был готов вести здоровый образ жизни, ценил свое здоровье и здоровье окружающих и мог приобщиться к занятиям любимым видом спорта.

        Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают  исследования В.В. Колбановой, Л.Г. Татарниковой и В.П. Петленко, подтверждающие, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г. Алямовской, М.Л. Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка. В основу данного опыта положены научно-методические разработки и рекомендации,    изложенные   профессором    Ю.Ф.Змановским   в     программе «Здоровый дошкольник», ориентированные на решение проблем физического воспитания дошкольников с помощью нетрадиционных методов обучения.

        Система работы, представляемая мною здесь, формировалась поэтапно. На первом  этапе были проанализированы программы оздоровления дошкольников,  состояние предметно-развивающей среды детского сада, а также  подбирались методы отслеживания результатов работы. На втором этапе было определено содержание работы, поставлены цели и задачи, составлены планы работы; начато также обогащение предметно-развивающей среды в физкультурном зале; продолжено пополнение методического материала. Третьим, был этап осуществления намеченных планов.

        Работа с детьми включает в себя следующие виды занятий:

- занимательная двигательная деятельность с целью формирования правильной осанки, коррекции зрения, обучения приемов самомассажа, выполнения дыхательных упражнений, развития эмоциональной сферы ребенка;

- психолого-педагогическая работа по освоению образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура», ориентированная на использование самостоятельно изготовленного нестандартного оборудования.

       Основной формой работы с детьми является занимательная двигательная деятельность. Необходимое условие при этом - доброжелательное отношение к детям со стороны педагога. Если к ребенку проявляют искренний интерес, помогают ему преодолевать неудачи, радуются вместе с ним его успехам - занятия физкультурой для него в радость.

        В процессе работы я пришла к выводу, что детям мало только выполнять общеразвивающие упражнения, осваивать основные виды движений и играть в подвижные игры, им важно, прежде всего, накапливать впечатления, личный опыт, а также импровизировать, проявлять творческие способности. Поэтому я стараюсь направлять  усилия на поддержание в ребенке веры в свои силы, чтобы он не терялся, выполняя сложное упражнение,  чтобы ему самому захотелось почувствовать радость от выполнения упражнения. Всему этому помогает интеграция таких образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Музыка» (использование художественных произведений, музыкально-ритмической деятельности с целью  развития представлений и воображения); «Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры, формирование первичных представлений о себе, собственных возможностях);

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности); «Труд» (накопление двигательного опыта, овладение навыками по уходу за физкультурным инвентарем и спортивной одеждой).

        В своей работе я использовала различные формы организации здоровьесберегающей работы.

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, гимнастика для глаз В.Ф.Базарного, ходьба босиком, релаксация.

- Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, самомассаж «Маленькие волшебники», точечный массаж А.А.Уманской.

- Закаливающие мероприятия: обширное умывание, сухое обтирание, обливание стоп, контрастные ванночки для ног, полоскание рта и горла, «Рижский» метод закаливания. Систематически проводимые оздоровительные и корригирующие упражнения способствуют укреплению организма, предупреждают отклонения в физическом развитии, развивают умение заботиться о своем здоровье. Они интересны детям и дают высокий педагогический эффект.

        Значительное место в программе физкультурных развлечений для старших детей занимают игры, игровые задания соревновательного типа (эстафеты). Эстафеты позволяют играющим ощутить присутствие друг друга, научить считаться с игровым поведением партнеров и взаимодействовать с ними. В качестве музыкального сопровождения я использую записи песен из детских мультфильмов, музыку в исполнении популярных эстрадных групп, солистов, а также классическую музыку. Большое значение придаю художественному слову: отбираю для сценария нужные по теме стихи, песни, загадки. Рациональная организация досуга позволяет добиться полной раскрепощенности детей, их самостоятельности при выборе движений.

        В целях обеспечения дополнительной двигательной активности, сохранения, укрепления и формирования здоровья детей, мною была разработана  программа занятий с  детьми в возрасте 5-7 лет «Детский фитнес».

 Задачи: Повышать функциональные возможности организма; развивать опорно - двигательный аппарат;  воспитывать потребность в физическом совершенстве.

       Основное содержание программы это упражнения с предметами и без предметов, элементы акробатики, художественной гимнастики и хореографии, ритмика, упражнения на релаксацию.      На занятиях используется разнообразный спортивный инвентарь: мячи, обручи, ленты, гимнастические палки, скакалки. Итогом  проведенной работы становятся ритмические композиции c мячами, лентами, обручами, составленные мною и подготовленные вместе с детьми к различным  мероприятиям в ДОУ.

        Для повышения познавательной активности и усиления заинтересованности детей в процессе двигательной деятельности я использую демонстрационный материал - карточки (рисунки, изображения детей, выполняющих разные физические упражнения). Дети самостоятельно выбирают физкультурное оборудование для выполнения упражнений по карточке; раскладывают карточки в  последовательности выполнения  упражнений;  по основным видам движений (бег, прыжки, метание); по упражнениям для конкретных групп мышц (плечевого пояса, рук, туловища, ног).

        Облегчает мою работу картотека подвижных игр. На одной стороне карточки схематично изображается игра, а на другой излагается ее смысл. Такие карточки помогают мне быстро запомнить содержание игры и при необходимости самостоятельно ее провести.  Я внедрила в практику своей работы, изготовленные массажные дорожки  из плотной ткани и дермантина наполненные пробками, палочками, крышками, фасолью, горохом и др. Для массажа стоп и корригирующей ходьбы я использую ребристые доски, гимнастические палки, веревки, канаты. Изготовила бабочки из гофрированной бумаги и картона для выполнения дыхательных упражнений. Все это способствует повышению интереса, активности детей, более качественному выполнению упражнений. Эмоциональные переживания во время выполнения заданий благотворно влияют на функциональное состояние мозга, повышают тонус всех систем организма.

        На этапе завершения и совершенствования усвоенных знаний, навыков и умений для подведения итогов я использую беседы по вопросам, предложенным В.В. Заботиным: «Как называется это упражнение?»; «С какой целью мы выполняем упражнение?», «Какие упражнения для глаз вы знаете?»; Через активное участие в образовательном процессе, дети лучше осознают связь состояния своего организма и их собственной заботы о нем. При обследовании двигательных навыков детей, я стараюсь выявить способности каждого ребенка в каком-либо спортивном движении или определенном виде спорта для того, чтобы через них воспитывать потребность в физической культуре, что и будет являться средством оздоровления и закаливания организма.

         В целях пропаганды здорового образа жизни, формирования  знаний дошкольников о себе и о своем здоровье,  интереса к занятиям физическими упражнениями мной был разработан проект для детей старшего дошкольного возраста «Здоровое поколение». Задачи:

- прививать любовь к физическим упражнениям;

- познакомить детей с правилами правильного питания;

- продолжать знакомить с правилами гигиены;

- создать у детей представление об Олимпийских играх и видах спорта.

- воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние. Результатом проектной деятельности будет являться: сформированность у старших дошкольников валеологической культуры  и осознанного отношения к своему здоровью, усвоение ими валеологических знаний и умений самостоятельно владеть навыками ЗОЖ.

        При подведении итогов работы в конце учебного года предусматривается систематизация накопленного материала, обобщение и распространение опыта работы по теме. Эффективность созданной и апробированной системы физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ подтверждается следующими результатами  диагностики:

- у детей наблюдается положительная динамика сформированности осознанного отношения к своему здоровью: показатели улучшились на 14%;

- диагностика дошкольников способствовала выявлению неравномерности в мотивах двигательной активности и эмоциональном отношения дошкольников к занятиям физическими упражнения, что позволило определить причины отставания или опережения в физическом развитии детей и определить перспективы работы;

       В дальнейшем предполагаю продолжить  использовать здоровье- сберегающие технологии  в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками, искать новые методы и приемы работы, внедрять в практику разнообразные формы оздоровления, обогащать предметно-развивающую среду. 


                                                                                           Приложение 1

Исследование

сформированности осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре детей старшего дошкольного возраста

(2014-2015 уч.год)

        В начале учебного года показатели старших дошкольников составляли: высокий уровень–28%, средний–45%, низкий–27%

Сентябрь  2012                                            Май 2012

        После проведенной физкультурно-оздоровительной работы  с использованием здоровьесберегающих технологий в конце учебного года была проведена  диагностика.
       Из диаграмм мы видим, что уровень сформированности осознанного отношения детей к своему здоровью  и физической культуре  стал выше по сравнению с начальным этапом работы. Показатели  мотивов двигательной активности и эмоционального отношения дошкольников к занятиям физическими упражнения улучшились на  14%. Высокого уровня достигли 42 % детей. Средние показатели у 41 %, а низкие лишь у 17 % детей.

       Это свидетельствует об эффективности и хорошей результативности использованных форм работы по физическому воспитанию дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Повышение эффективности физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ через использование здоровьесберегающих технологий"

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является пробле­ма сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовател...

Описание опыта «Внедрение социо-игровой педагогики в логопедическую работу с детьми имеющими нарушения речи .»

«Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникамхочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и...

Опыт работы «Использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению, как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым....

Описание опыта педагогической деятельности «Использование игр –головоломок в работе с дошкольниками»

Из опыта работы: В своей работе ,с детьми разновозрастной (старшая и подготовительная) группе , использую интеллектуально –игровую технологию. Познакомила детей играми такими как :  &l...

«Использование здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий ДОО»

      Здоровье детей считается  одной из самых актуальных тем на современном этапе. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности....

Опыт работы "Использование игрового стретчинга в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

В данном опыте работы я опиралась на методику игрового стретчинга А.Г. Назаровой...

Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни. Внедрение инновационных здоровьесберегающих и физкультурно-оздоровительных технологий

Дошкольный возраст является по-настоящему уникальным: в этот период идет интенсивное развитие, его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенци...