Консультация для педагогов. Проведение физкультминуток на занятиях. Средний, старший возраст.
консультация (физкультура) по теме

Кузнецова Елена Владимировна

Консультация для педагогов.

Проведение физкультминуток на занятиях.

Средний, старший возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizkultminutki_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Проведение физкультминуток на занятиях.

Средний, старший возраст.

Чтобы предупредить общее утомление от статистического напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение физических упражнений, так называемых физкультминуток с целью переключить ребёнка с умственной деятельности на физическую. Они активизируют мышление детей, повышают работоспособность.

Требования к физкультминуткам:

- Они должны проводиться на начальном этапе утомления (через 8-11 минут от начала занятия), так как более позднее их проведение не даёт желаемого эффекта.

- Содержание должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.

- Упражнения должны быть занимательны, хорошо знакомы детям.

- Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.

- Комплексы подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.

- Необходимо обеспечить разные по содержанию и форме физкультминутки, так как однообразие снижает интерес детей к ним, а,  следовательно,  и результативность.

Комплекс должен быть рассчитан на 2- 3 минуты. Не следует предъявлять особых требований к технике выполнения упражнений, лучше акцентировать внимание на моменте расслабления, активном выдохе. Физкультминутка должна быть радостной, увлекательной для ребёнка, давать ему мышечную разрядку от сравнительно неподвижной позы и устойчивого внимания.

Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворения, а так же в  виде любого двигательного действия или задания.

Общеразвивающие упражнения для физкультминуток подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Целесообразно использовать 3- 4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутки можно прыжками, бегом на месте или ходьбой. Эти комплексы могут быть использованы на всех видах занятий, но лучше всего там, где чётко выделены его структурные части.

Подвижные игры в качестве физкультминуток могут использоваться на всех видах занятий. Следует подбирать игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия, так как могут быть проведены в любой его части. Например, на занятиях по ознакомлению с животным миром интересны игры с персонажами животных, по ознакомлению с природой уместны игры «Огородник», «В зоопарке» и т. д.

Дидактические игры с движениями в качестве физкультминуток хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой культуре речи, по математике. Например: «Найди дерево по семенам», «Вершки и корешки», «Найди, где спрятано» и т.д.

Танцевальные движения можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Под классическую мелодию дети могут танцевать свободно, изображать падающие листья, птиц, животных. Танцевальные движения под музыку создают у детей хорошее настроение, развивают творческие способности. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.

Физкультминутки под тексты стихотворений в практике дошкольных учреждений используются чаще всего. При подборе стихотворений к конкретному занятию следует обратить внимание на следующее:

- Текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных поэтов, загадки, считалки, потешки.

- Преимущество отдаётся стихам с чётким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения.

- Важно, чтобы содержание текста стихотворения сочеталось с темой занятия, его программной задачей.

Любые двигательные действия и задания так же могут использоваться в качестве физкультминуток. Так, отгадывая загадки,  ребята могут не словами, а движениями изобразить отгадку (зайчика, лягушку, медведя и т. д.). Можно использовать различные имитационные движения.

На занятиях нужно использовать любую возможность, чтобы сменить позу детей, встать, пройти по группе. Следует искать возможность строить занятия, максимально насыщенные движениями.

На продуктивных занятиях (рисование, лепка, аппликация) физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса. Целесообразнее всего проводить физкультминутку перед занятием.

Использование физкультминутки на занятиях в детском саду

                                                                                                           

В последние годы возросли требования по подготовке детей к школе, в связи с чем выросли объемы учебной нагрузки на детей. Детям большее время приходится проводить в статичном положении, а это оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребенка и здоровье в целом.  При длительном статическом положении дети начинают отвлекаться, поворачиваться, плохо запоминают материал, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление.  Умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению.  В условиях детского сада одним из регуляторов умственной работоспособности являются физкультминутки между занятиями и в процессе занятий.                                                                 Физкультурная минутка - это форма активного отдыха во время малоподвижных занятий.                                                                                                 Целью проведения физкультурной минутки является повышение или удержание умственной работоспособности детей на занятиях (по счету, развитию речи и т. п.), обеспечение кратковременного активного отдыха для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.        Длительные статические нагрузки, связанные с сидением, неблагоприятно воздействуют на ребенка. Движения способствуют активному отдыху и повышению работоспособности, поэтому в занятия необходимо включать двигательные компоненты в виде физкультминуток. Физкультминутки обновляются еженедельно.                Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но введение ее в режим дня детей дает положительные результаты. Физкультминутка не должна быть дольше 2.                                                 Физкультминутку не обязательно проводить на всех занятиях, она становится необходимой только при утомлении детей, но важно не упустить начальную стадию утомления, при которой и проводится физкультминутка. Содержание физкультминутки должно относиться к теме занятия, это поможет закрепить изученный материал.

Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют воспитателю проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только появляются первые признаки утомления. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешке или стихотворению.

Виды физкультминуток:                                                                                 • Упражнения для снятия общего или локального утомления – упражнения для крупных мышечных групп: наклоны туловища в стороны, поскоки, приседания в быстром темпе, потягивания, махи руками, ходьба и бег на месте и др.;                                                • Упражнения для кистей рук: сжимания разжимания кистей рук, отведение и приведение, пальчиковая гимнастика;                                                                         • Гимнастика для глаз: посмотреть направо, налево, круговые движения, частое моргание, прикладывание теплых ладоней к закрытым глазам и др.;                                        • Гимнастика для слуха: массаж мочки уха, круговые движения всего уха, подергивания за ушки, потягивания ушей в стороны и др.;                                                • Упражнения, корректирующие осанку: упражнения «лодочка» («волна»), «лягушка», «велосипед», «ножницы» и др.;                                                                • Дыхательная гимнастика: с проговариванием звуков на выдохе.

Таким образом, значение физкультминутки в умственной деятельности ребенка велико, так как она:

  • ослабляет утомление детей;
  • способствует развитию речи, координации движений и мелкой моторики;
  • улучшает осанку детей;
  • усиливает обмен веществ в организме;
  • развивает произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться;
  • активизирует дыхание и кровообращение;
  • оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей.