Консультация для педагогов «Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»
консультация

Светлана Владимировна Уколова

Консультация для педагогов

«Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx16.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста»

          Огромную  роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет  математика.  В математике  заложены  большие   возможности  для развития мышления детей, в процессе их обучения  с самого раннего возраста.  Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях.        Математика предлагает уникальные возможности для развития детей. Она не только «приводит в порядок ум», но и формирует жизненно важные личностные качества – внимание, память, аккуратность и творческие способности. В дошкольном возрасте у детей хорошо развита механическая память, дети легко осваивают родной и иностранные языки, запоминают стихотворения, без труда запоминают порядковый счет, однако осмысленное решение задач, требующее навыков абстрактного мышления, дается им с трудом. Я пытаюсь научить малышей анализировать, сравнивать и обобщать, ведь в школе больших успехов достигают те дети, у которых сформированы желание и привычка думать.   Математик лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Надо помнить, Изучая литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при изучении математики можно добиться, используя дидактические игры, занимательные упражнения, задачи, развлечения. Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность, поэтому занятия по развитию простейших математических понятий, по сути, являются системой дидактических игр, в процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и отношения, соревнуются и совершают открытия. Дети не замечают, что идет обучение, они перемещаются по комнате, работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками. Необходимо отметить благоприятное влияние мелкой моторики на развитие мыслительных способностей. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. При проведении занятий использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Наиболее доступными и интересными в дошкольном возрасте являются загадки и задачи–шутки.  В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечаются  простейшие математические отношения. Задачи-шутки – это заинтересованные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. При пальчиковых играх предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например: Мы делили апельсин, много нас, а он (один). К стихотворениям о геометрических фигурах цветах, цветах, временах года рекомендую нарисовать иллюстрации. Такие задания не только знакомят ребенка с математическими понятиями, но и тренируют внимание, память, речь, развивают чувство рифмы. На  занятиях  конструировании,  аппликации  -  обводим или вырезаем геометрические фигуры  (квадраты, прямоугольники,  треугольники, круг),  дети  учатся различать их и называть, одновременно закрепляем  навыки счета. В изготовлении поделок из бумаги, глины, пластилина дети учатся видеть и называть геометрические фигуры и тела, учатся составлять сюжетные композиции  (снеговик, домик, орнаменты). Знакомимся с такими признаками предметов,  как   длинный - короткий,  широкий – узкий,  толстый – тонкий.   На занятиях физкультуры дети практически осознают связь между временем,  расстоянием  скоростью - прыгаем  вперед,  в высоту. Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги? и т. д. С помощью следующей группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т. д. ”. Затем задаю вопросы: Сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. Приведу примеры некоторых игр, которые можно проводить с детьми, обучая детей математике. Например, такие игры как  «НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР»,  «СЛОЖИ КВАДРАТ», «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО»,  «ПОДБЕРИ ПО  ФОРМЕ»,  «КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ», «Какой формы?», «Почини коврик». В каждой игре воспитатель ставит конкретную задачу учить детей рассказывать о предмете, развивать связанную речь, освоить счет. Игровая задача иногда заложено в самом названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет» и т.п. Интерес к ней, стремление выполнить её активизируется игровыми действиями. Чем они разнообразнее и содержательнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов, величины и количества.  Используя различные формы в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Надо добиваться, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста «Улица разноцветных палочек»

Цель:1.     Формировать у детей потребность и желание использовать логико-математические игры.2.     Формировать навыки взаимоконтроля. Задачи:1. Образоват...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 4"

Программное содержание:- учить считать в пределах 4, формировать представления о равенстве инеравенстве двух групп предметов на основе счета;- продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам ве...

Конспект ННОД по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 5. Счет в пределах 5"

Цель: учить считать в пределах 5.Задачи:- показать образование числа 5 на основе сравнения двух групп предметов,  выраженных числами 4 и 5-показать образование числа 5 на основе сравнения двух гр...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВТема: Логические блоки Дьенеша как средство развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»

Моим воспитанникам очень нравится создавать картины из пластилина. и я надеюсь, что эта консултация будет полезна и интересна педагогам....

Развитие математических способностей детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Игры дают возможность решать различн...