Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста «Улица разноцветных палочек»
план-конспект занятия по математике (средняя группа) по теме

Мубаракшина Диляра Наилевна

Цель:

1.     Формировать у детей потребность и желание использовать логико-математические игры.

2.     Формировать навыки взаимоконтроля.

 

Задачи:

1. Образовательные задачи:

1. 1. Закрепление навыков порядкового и количественного счёта

в пределах 5.

1. 2. Совершенствование умения систематизировать предметы по величине, располагая их в возрастающем (или убывающем) порядке.

2. Воспитательные задачи:

2. 1.    Воспитывать умение работать самостоятельно.

2. 2.   Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

3. Развивающие задачи:

3. 1.  Совершенствование конструктивных способностей детей, развитие мелкой моторики рук.

3. 2. Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с планом-схемой, умение ориентироваться на листе бумаги по клеточкам (справа-слева, вверху-внизу, в центре).

3. 3. Учить анализировать выполненные постройки, выделяя основные части, определяя сходство и различие.

Методы и приёмы:

1.    Наглядные:

- использование иллюстраций, картинок;

- использование рабочих листов с планом-схемой.

2.    Словесные:

- пояснение;

- беседа.

3.    Практические:

- использование проблемной ситуации;

- выполнение заданий с опорой на личный опыт.

4.    Игровые:

- подвижные игры;

- игры со словами.

 

Предварительная работа:

1. Обучение прямому и обратному счёту до 5.

2. Математические игры с палочками Кюизенера.

3. Конструирование из палочек по предлагаемым схемам.

4. Дидактическая игра «Соседи».

5. Подвижная игра «По порядку становись».

6. Математический диктант (рисунок по клеточкам).

 

Материалы и оборудование:

1. Наборы палочек Х. Кюизенера.

2. Разноцветные цифры.

3. Карточки с цифрами.

4. Рабочие листы с планом-схемой для каждого ребёнка.

5. Элли (кукла), мяч, бубен.

6. Цветные карандаши.

7. Фонограммы.

 

Ожидаемые результаты:

Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, научить навыкам порядкового и количественного счёта в пределах 5, учить проявлять целеустремлённость, взаимопомощь, чуткость к переживаниям окружающих людей и персонажей  художественных  произведений.

 

НОД:

Воспитатель: Я для вас приготовила сегодня интересную игру.

(Вдруг раздаётся стук в дверь). 

Воспитатель: Интересно, кто это там?

(Воспитатель подходит к двери, открывает, заходит в группу с куклой в руках).

Воспитатель: Здравствуй, девочка. Кто ты и откуда?

Элли: Меня зовут Элли. Я из сказки про Изумрудный город.

Воспитатель: А как же ты оказалась в нашем детском саду?

Элли: Я играла во дворе около дома, вдруг поднялся ветер. Он становился всё сильнее и сильнее. (В это время помощник воспитателя включает фонограмму). Меня порывом ветра закрутило в воздухе. Вот так я оказалась в вашем городе. А ваши дома совсем не похожи на те, где живу я и мои друзья.

Воспитатель: Чем же наши дома отличаются от ваших?

Элли: Дома в моих краях невысокие, у них всего один этаж.

Воспитатель: Ребята, пройдите к столам, я покажу вам картинки, а вы угадайте, какие из этих домов есть в Изумрудном городе, а какие – в нашем городе? (Воспитатель показывает картинки домов и просит детей ответить).

Воспитатель: Да, Элли, а вот в нашем большом городе дома – высокие. У нас есть и 3-х, и 5-ти, и 9-ти этажные дома. Посмотрите, ребята, что-то Элли загрустила. Думаю, что ей неуютно среди таких огромных домов. Давайте мы из палочек построим для Элли такую весёлую улицу Изумрудного города, где все дома будут одноэтажные и разного цвета.

(Воспитатель показывает расставленные на столах наборы палочек Кюизенера. Дети строят дома, располагая их вдоль черной полосы – дороги. Во время работы звучит негромкая спокойная музыка. После окончания постройки воспитатель беседует с детьми).

Элли: Какие у вас необычные кирпичи! Они все разные!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему все палочки разного цвета и длины?

Ответы детей: «красная семья», «синяя семья», «желтая» и «чёрно-белая». Каждая палочка обозначает число, чем больше число, тем длиннее палочка.

Элли: Спасибо, объяснили мне.

 Воспитатель: Ребята, давайте сравним, какие у нас получились дома? Чем они отличаются друг от друга? (Цветом) А что у них общего? (Все одноэтажные).

Элли: Какая длинная улица у нас получилась! Интересно, а сколько всего на ней домов? Как бы узнать?

Ответ детей: Надо сосчитать.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сосчитать все дома.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие цифры могли бы жить в белом домике? А в красном? И т. д.… Расселите, пожалуйста, цифры в домики.

(Дети раскладывают цифры в домики соответствующего цвета).

Элли: Ребята, а почему вы так расселили цифры?

Воспитатель: Элли, мы сейчас с ребятами поиграем, и тебе станет понятно, какая цифра за какой идёт.

Подвижная игра «По порядку становись!»

(Воспитатель раздаёт детям палочки, значением от 1 до 5. Под бубен дети бегают, когда бубен замолкает, дети становятся в ряд, ориентируясь на цвет палочки). Команды могут быть такие: а)1 удар бубна: «По порядку становись!» или б) 2 удара бубна: «В обратном порядке становись!»

Воспитатель: Теперь каждая цифра живёт в своём доме. Давайте назовём адрес каждой цифры.

Ответы: Цифра 1 живёт в первом домике… и т. д.

Воспитатель: Ребята, как бы нам помочь Элли найти свой дом? Как выглядит твой дом, Элли?

Элли рассказывает, как выглядит дом. Дети садятся за столы, перед ними рабочие листы, на которых изображена план-схема.

Воспитатель: Давайте найдём домик, который нам описала Элли. Чтобы Элли могла его найти, нам надо нарисовать ей путь к дому.

Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает детям справиться с заданием.

Воспитатель: Какой путь надо проделать Элли, чтобы найти свой дом?

(Дети поясняют рисунок на своей схеме).

Элли: Спасибо, ребята! Я все поняла.

Воспитатель: А чтобы ты точно не заблудилась, запомни, какие у тебя соседи.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Соседи». Выходите в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет число, а ребёнок называет «соседей» этого числа – предыдущее и последующее числа и возвращает мяч воспитателю.

Элли: Спасибо Вам, ребята! Теперь я знаю, как важно уметь считать и знать свой адрес, я обязательно выучу свой адрес, чтобы не потеряться. Это вам от меня подарок. До свидания!

Элли уходит.

Воспитатель подводит итог деятельности вместе с детьми, предлагая им вспомнить самое интересное, что запомнилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  1. Формировать у детей потребность и желание использовать            логико-математические игры.
  2. Формировать навыки взаимоконтроля.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

1. 1. Закрепление навыков порядкового и количественного счёта

в пределах 5.

1. 2. Совершенствование умения систематизировать предметы по величине, располагая их в возрастающем (или убывающем) порядке.

2. Воспитательные задачи:

2. 1.    Воспитывать умение работать самостоятельно.

2. 2.   Воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.

3. Развивающие задачи:

3. 1.  Совершенствование конструктивных способностей детей, развитие мелкой моторики рук.

3. 2. Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с планом-схемой, умение ориентироваться на листе бумаги по клеточкам (справа-слева, вверху-внизу, в центре).

3. 3. Учить анализировать выполненные постройки, выделяя основные части, определяя сходство и различие.

Методы и приёмы:

  1. Наглядные:

- использование иллюстраций, картинок;

- использование рабочих листов с планом-схемой.

  1. Словесные:

- пояснение;

- беседа.

  1. Практические:

- использование проблемной ситуации;

- выполнение заданий с опорой на личный опыт.

  1. Игровые:

- подвижные игры;

- игры со словами.

Предварительная работа:

1. Обучение прямому и обратному счёту до 5.

2. Математические игры с палочками Кюизенера.

3. Конструирование из палочек по предлагаемым схемам.

4. Дидактическая игра «Соседи».

5. Подвижная игра «По порядку становись».

6. Математический диктант (рисунок по клеточкам).

Материалы и оборудование:

1. Наборы палочек Х. Кюизенера.

2. Разноцветные цифры.

3. Карточки с цифрами.

4. Рабочие листы с планом-схемой для каждого ребёнка.

5. Элли (кукла), мяч, бубен.

6. Цветные карандаши.

7. Фонограммы.

Ожидаемые результаты:

Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, научить навыкам порядкового и количественного счёта в пределах 5, учить проявлять целеустремлённость, взаимопомощь, чуткость к переживаниям окружающих людей и персонажей  художественных  произведений.

НОД:

Воспитатель: Я для вас приготовила сегодня интересную игру.

(Вдруг раздаётся стук в дверь).  

Воспитатель: Интересно, кто это там?

(Воспитатель подходит к двери, открывает, заходит в группу с куклой в руках).

Воспитатель: Здравствуй, девочка. Кто ты и откуда?

Элли: Меня зовут Элли. Я из сказки про Изумрудный город.

Воспитатель: А как же ты оказалась в нашем детском саду?

Элли: Я играла во дворе около дома, вдруг поднялся ветер. Он становился всё сильнее и сильнее. (В это время помощник воспитателя включает фонограмму). Меня порывом ветра закрутило в воздухе. Вот так я оказалась в вашем городе. А ваши дома совсем не похожи на те, где живу я и мои друзья.

Воспитатель: Чем же наши дома отличаются от ваших?

Элли: Дома в моих краях невысокие, у них всего один этаж.

Воспитатель: Ребята, пройдите к столам, я покажу вам картинки, а вы угадайте, какие из этих домов есть в Изумрудном городе, а какие – в нашем городе? (Воспитатель показывает картинки домов и просит детей ответить).

Воспитатель: Да, Элли, а вот в нашем большом городе дома – высокие. У нас есть и 3-х, и 5-ти, и 9-ти этажные дома. Посмотрите, ребята, что-то Элли загрустила. Думаю, что ей неуютно среди таких огромных домов. Давайте мы из палочек построим для Элли такую весёлую улицу Изумрудного города, где все дома будут одноэтажные и разного цвета.

(Воспитатель показывает расставленные на столах наборы палочек Кюизенера. Дети строят дома, располагая их вдоль черной полосы – дороги. Во время работы звучит негромкая спокойная музыка. После окончания постройки воспитатель беседует с детьми).

Элли: Какие у вас необычные кирпичи! Они все разные!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему все палочки разного цвета и длины?

Ответы детей: «красная семья», «синяя семья», «желтая» и «чёрно-белая». Каждая палочка обозначает число, чем больше число, тем длиннее палочка.

Элли: Спасибо, объяснили мне.

 Воспитатель: Ребята, давайте сравним, какие у нас получились дома? Чем они отличаются друг от друга? (Цветом) А что у них общего? (Все одноэтажные).

Элли: Какая длинная улица у нас получилась! Интересно, а сколько всего на ней домов? Как бы узнать?

Ответ детей: Надо сосчитать.

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей сосчитать все дома.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, какие цифры могли бы жить в белом домике? А в красном? И т. д.… Расселите, пожалуйста, цифры в домики.

(Дети раскладывают цифры в домики соответствующего цвета).

Элли: Ребята, а почему вы так расселили цифры?

Воспитатель: Элли, мы сейчас с ребятами поиграем, и тебе станет понятно, какая цифра за какой идёт.

Подвижная игра «По порядку становись!»

(Воспитатель раздаёт детям палочки, значением от 1 до 5. Под бубен дети бегают, когда бубен замолкает, дети становятся в ряд, ориентируясь на цвет палочки). Команды могут быть такие: а)1 удар бубна: «По порядку становись!» или б) 2 удара бубна: «В обратном порядке становись!»

Воспитатель: Теперь каждая цифра живёт в своём доме. Давайте назовём адрес каждой цифры.

Ответы: Цифра 1 живёт в первом домике… и т. д.

Воспитатель: Ребята, как бы нам помочь Элли найти свой дом? Как выглядит твой дом, Элли?

Элли рассказывает, как выглядит дом. Дети садятся за столы, перед ними рабочие листы, на которых изображена план-схема.

Воспитатель: Давайте найдём домик, который нам описала Элли. Чтобы Элли могла его найти, нам надо нарисовать ей путь к дому.

Воспитатель наблюдает и при необходимости помогает детям справиться с заданием.

Воспитатель: Какой путь надо проделать Элли, чтобы найти свой дом?

(Дети поясняют рисунок на своей схеме).

Элли: Спасибо, ребята! Я все поняла.

Воспитатель: А чтобы ты точно не заблудилась, запомни, какие у тебя соседи.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в игру «Соседи». Выходите в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку, называет число, а ребёнок называет «соседей» этого числа – предыдущее и последующее числа и возвращает мяч воспитателю.

Элли: Спасибо Вам, ребята! Теперь я знаю, как важно уметь считать и знать свой адрес, я обязательно выучу свой адрес, чтобы не потеряться. Это вам от меня подарок. До свидания!

Элли уходит.

Воспитатель подводит итог деятельности вместе с детьми, предлагая им вспомнить самое интересное, что запомнилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация непосредственной образовательной деятельности по развитию сенсомоторных способностей детей младшего дошкольного возраста. Тема: "По следам озорного котенка"

Вашему вниманию представлен конспект занятия на развитие сенсомоторных способностей у детей второй младшей группы...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Рассказывание сказки « Теремок».

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники и схем моделей. Тема: «Р...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий "Путешествие в зимний лес".

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи с детьми среднего дошкольного возраста с использованием информационно - компьютерных технологий....

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР НА ТЕМУ "ПОМОЖЕМ КОЛОБКУ"

ЦЕЛЬ: СПОСОБСТВОВАТЬ ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И ПОРЯДКОВОМ СЧЕТЕ, ОБОЗНАЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЦИФРОЙ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА ЦИФРЫ 5, ПРОФИЛАКТИКА ВСЕХ ВИДОВ ДИСКАЛЬКУЛИИ....

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Внимание - насекомые» по ОБЖ детей среднего дошкольного возраста

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Внимание - насекомые» по ОБЖ детей среднего дошкольного возраста...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности «Великая Отечественная война» для детей среднего дошкольного возраста

План – конспект непосредственно образовательной деятельности«Великая Отечественная война»для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по развитию математических способностей детей среднего дошкольного возраста "Образование числа 4"

Программное содержание:- учить считать в пределах 4, формировать представления о равенстве инеравенстве двух групп предметов на основе счета;- продолжать учить сравнивать предметы по двум признакам ве...