Мастер-класс «Быстрые ладошки» (игры на развитие ручной ловкости)
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Зверева Елена Геннадьевна

игры на развитие ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass_bystrye_ladoshki.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 125»

г.Оренбург

           

 

Подготовил:

Воспитатель первой

квалификационной категории

Зверева Елена Геннадьевна

                                                                                           

                                                                                     

                                         

         Целью физического воспитания в ДОУ, является формирование  основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребёнка (Н.Н.Кожухова). Достижению этой цели способствует работа по физическому воспитанию, направленная на развитие физических качеств детей т.к. уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: быстрота, ловкость, выносливость,  гибкость, равновесие, глазомер, сила.

      На наш взгляд, одним из эффективных средств развития физических качеств в старшем дошкольном возрасте являются подвижные игры. Именно игра является ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе. Характерной особенностью подвижных игр, является   комплексное  воздействие на организм и на все стороны личности ребёнка.  

  Подвижные игры и разнообразные игровые движения требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, поэтому усиливается кровообращение,  работа жизненно важных функций и  обменных реакций;  активизируется работа легких; организм ребенка  насыщается кислородом; повышается  общий жизненный тонус.

          Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.  

         Интенсивная мышечная деятельность в игре  содействует развитию гибкости скелета, суставов, скелетных мышц, увеличивает их мускульную силу, развивает необходимую координацию, следовательно, способствуют развитию моторики ребенка, уменьшению заторможенности, умению соразмерять движения в соответствии с задачей.  

    Решая задачу развития быстроты и ловкости  в подвижной игре, мы готовим детей к успешному обучению в школе.

       Проведённая нами опытно-экспериментальная работа по теме «Подвижные игры как средство развития быстроты и ловкости в старшем дошкольном возрасте», выявила  позитивную динамику развития этих физических качеств  путём использования подвижных игр. Темпы развития быстроты и ловкости в экспериментальной группе оказались более высокими, не смотря на то, что первоначально в этой группе значительное количество детей не могло уложиться в возрастные нормы. Так, за четыре месяца в экспериментальной группе среднегрупповой прирост быстроты составил 4,3%, в контрольной – 3,3%, среднегрупповой прирост ловкости в экспериментальной оказался равным 4,6%, в контрольной – 3,4%.

В  своей работе воспитатели часто  используют подвижные игры  на развитие быстроты и телесной ловкости (крупные переместительные движения всего тела). Нам бы хотелось  обратить ваше внимание  на игры направленные на развитие  ручной или предметной ловкости. 

          Ребенок постепенно овладевает своими движениями, особенно мелкими движениями руки, учится управлять не только крупной, но и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца, нужных для выработки правильных графических навыков, и в первую очередь навыков письма. Кроме того, про-приоцептивные импульсы от пальцев рук развивают межполушарное взаимодействие, вызывают активацию ассоциативных зон коры головного мозга, что положительно сказывается и на развитии речевой функции.

       Развивать ручную ловкость  можно используя  народные игры с предметами.  

          Эти игры, были очень популярны  в свое время, незаслуженно забыты. Они очень увлекательны, полезны, развивают  ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Если показать их ребятам, они потом сами с удовольствием будут играть в них.

 Мотальщики

Для игры нужны две круглые палочки и две тележки, к которым прикрепляются лошадки или другие игрушки. Палочки и тележки соединяют между собой отрезками шнура длиной 6—7 м.

Двое играющих, усевшись рядом, берут в руки по палочке, отводят от себя тележки на всю длину шнура и по команде руководителя начинают наматывать шнур на палочки. Каждый старается как можно быстрее приблизить к себе тележку. Палочки разрешается вращать, только держась обеими руками за концы. Побеждает тот, кто первым приведет к себе тележку с игрушкой,

Падающая палка

     МЕСТО И ИНВЕНТАРЬ. Зал, площадка; гимнастическая палка.    ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие становятся по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Каждый должен запомнить свой номер, затем выбирают водящего, который становится в середину круга и придерживает одной рукой гимнастическую палку, вертикально поставленную на пол.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Водящий вызывает один из номеров, например. «Девять!» В этот же момент он отпускает палку. Вызванный номер бежит к палке, старается ее схватить пока она не упала на пол. Если вызванный игрок не успеет сделать этого, он становится водящим, а водящий идет на его место. Если вызванный игрок схватит палку вовремя, то водящий остается в кругу.

ПРАВИЛА ИГРЫ. 1. Водящему разрешается отпускать палку одновременно с названием номера. 2. Водящему не разрешается вызывать номера, стоящие за его спиной.

     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. При расчете по порядку номеров водящий также получает номер. Номера в игре не меняются.

Кто скорей дойдёт до верха

Держать палку вертикально за нижний ее конец. Перехватывать поочередно одной и другой рукой, ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

                                                      Верёвочка

       Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их прежнее положение). Тот, кого водящий ударил, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.

Игра в камешки

     Место и инвентарь. Играют сидя за столом или на полу, на земле, на гладкой утоптанной площадке. У каждого должно быть по пять камешков.

    Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу справа налево).

Приводим несколько примерных упражнений.

  1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
  2. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
  1. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.
  1. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.
  2. Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать сами.

Игра  парами в ладоши

 

Подвижная игра  это сложная эмоциональная деятельность, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил (Н.Н.Кожухова).  

Быстрота - это способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Показатели быстроты:

-быстрая реакция на сигнал к действию,

-быстрота одиночного движения,

-способность в короткое время увеличить темп движений.

Ловкость- способность человека быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также целесообразно координировать свои движения и  рационально решать двигательные задачи в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки (Л.П.Матвеев).

Показатели ловкости:

-точные действия,

-быстрота реакции на изменение ситуации,

-координация движений,

-быстрота усвоения нового,

-осознанность выполнения движений и использование двигательного опыта.

Выделяется два вида ловкости:

-телесная ловкость,

-предметная (или ручная) ловкость.

по подбору подвижных  игр и  игровых упражнений для развития быстроты и ловкости.

  1. Движение должно быть в основных чертах освоено ребенком в медленном темпе. Без этого все усилия будут направлены на овладение действием, а не на быстрое его выполнение. Исправить недостатки в технике движения при быстром его выполнении невозможно;
  2. Продолжительность упражнений на быстроту должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась, не наступало утомление. Длина дистанции для бега в быстром темпе должна быть не более 10—30 м, число повторений прыжков 10—12 раз, продолжительность непрерывного интенсивного бега в играх у детей  6—7 лет — до 15—20 сек. Кроме того, должны быть интервалы отдыха;
  3. Упражнения для развития быстроты не должны носить однообразный характер. Повторять их  надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий. Тогда не будет закрепления, стабилизации скорости, так называемого «скоростного барьера», который в дальнейшей работе с трудом преодолевается;
  4. Важным условием для успешного выполнения быстрых движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью. Значит, игры и упражнения, совершенствующие быстроту, целесообразно проводить в начале физкультурного занятия или в начале прогулки.

         

  Для развития  ловкости, можно рекомендовать  следующие методические приёмы:

  1. Применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать);
  2. Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
  3. Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или двух ногах, с поворотом;
  4. Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объема, фактуры  содействует развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующими разносторонней координации и тонких мышечных ощущений;
  5. Использование общеразвивающих  упражнений с различными предметами, а также использование предметов в основных движениях;  
  6. Выполнение согласованных действий несколькими участниками   (вдвоем, держась  за  руки,    садиться    и  вставать,  выполнять  повороты,  наклоны,  прыжки; по 3 - 4 детей, держась за один большой обруч или длинный шест: поднимать вверх, опускать, приседать, наклоняться, класть на пол и брать; всей группой, держась за длинную веревку);
  7. Более сложные сочетания    основных    движений (бег змейкой, обегая кубики, деревья, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча или ветки; ходьба по гимнастической скамейке с пролезанием в обруч или под веревку, с поворотом,  с  перешагиванием  через положенные на ней   предметы;   усложненные  прыжки   со  скакалкой,   с различными движениями рук);
  8. Усложнение условий игры.
  9. На одном занятии использовать небольшое количество упражнений для развития ловкости, но они, по возможности, должны  использоваться в каждом занятии, в разных его частях.

без предметов (упражнения на развитие быстроты).

  1. И. п.: стать прямо, пятки вместе, носки врозь, руки внизу. Быстро делать хлопки перед собой и за спиной. После 8—10 хлопков сделать перерыв, руки опустить и после этого повторить упражнение 1—2 раза.
  2. И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки согнуты перед грудью, пальцы сжаты в кулаки. Постукивать правым кулаком по левому, как    бы    забивая гвоздь.   Постепенно   ускорять  темп,  доводя  до   максимально возможного. Руки   опустить и после перерыва постукивать левым кулаком по правому.
  3. И. п.:  стать прямо,  ноги   на  ширине плеч,  руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Энергично, резко выпрямлять поочередно руки вперед, слегка поворачивая и наклоняя туловище вперед,— боксеры. Повторить 4—5 раз, сделать перерыв и вновь выполнить упражнение.
  4. И. п.: стать прямо,  ноги — пятки   вместе   носки   врозь,  одна рука     вверху,    другая внизу слегка   отведена назад.   Энергично   размахивая,    быстро    менять     положение    рук (правая   вверх—левая вниз,    левая     вверх — правая   вниз).   Делать перерывы  для   отдыха, руки     опускать     вниз.
  5. И. п.: стать   прямо,    ноги    на    ширине плеч, руки в «замок» над головой. Быстро наклониться вперед, не сгибая ног в коленях, и энергично опустить руки вниз—дровосек, при этом хорошо произнести «Ух!», сочетая с энергичным выдохом. После 4—5 раз сделать перерыв и повторить упражнение 1—2 раза.
  6. И. п.: лечь на живот, ноги вместе, руки положить под подбородок  (кисть одной руки на кисти    другой). Быстро поочередно сгибать ноги в коленях под хлопки воспитателя.
  7. И. п.: лечь на спину, ноги вытянуть, руки вдоль туловища.   Поочередно  поднимать  согнутые   в   коленях ноги  и  выпрямлять  их,  имитируя  езду  на  велосипеде. Чередовать движения  в  быстром  и  умеренном    темпе, делать  паузы  для  отдыха.  Повторить    3—4    раза  по 4—5 сек.
  8. И. п.: лечь на живот, руки вытянуты вперед. Попеременно ударять по полу правой и левой рукой под счет или хлопки воспитателя. Менять    темп — быстрее, медленнее, делать перерывы.
  9. И. п.: сидя, ноги вытянуты, руки опираются о пол сзади.  Попеременно,  под счет или  хлопки  воспитателя ударять ступнями по полу. На сигнал «Ноги вверх!» быстро поднять обе йоги вверх и так подержать. Темп давать с постепенным ускорением.
  10. И. п.: лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль туловища. Быстро сесть, согнуть ноги, обхватив их руками, голову опустить. Снова лечь.
  11. И. п.: сидя, ноги согнуты, ступни на полу, руки сзади на полу. Переступая мелкими быстрыми шагами и помогая руками, быстро повернуться кругом. Воспитатель считает до пяти.
  12. И. п.: стоя. Подпрыгивать на месте в среднем и быстром темпе под удары бубна разными способами: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу, ноги врозь — ноги вместе, ноги врозь — ноги скрестно.

Варианты: а) выполнять прыжки с разными положениями рук: на поясе, в стороны, к плечам, вверх; б) с окончанием ударов в бубен быстро сесть на пол.


на развитие быстроты и ловкости.

Упражнения с обручем.

          У кого дольше. Поставить обруч ободом на пол, сверху придерживая его рукой. Резким быстрым движением закрутить обруч одной рукой вокруг вертикальной оси (как юлу), затем выпустить, дать покружиться и поймать, не допуская падения.

Волчок. Сидя в обруче, приподнять ноги, энергично оттолкнуться руками и постараться повернуться кругом Упражнение выполнять на гладком полу.

Догони обруч. Поставить обруч ободом на пол, энергично оттолкнуть и догнать, не допуская падения.

Упражнения с мячом.

          1.  И. п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки внизу, мяч в одной руке. Быстро перекладывать мяч из одной руки в другую впереди и сзади себя. Делать перерывы для отдыха.

2.  И. п: стать прямо, ноги   слегка   расставить, мяч в одной руке. Перебрасывать  мяч  из одной руки  в другую,  стараясь энергично     поворачивать кисть.

           Упражнения с палкой  (длина палки 75—80 см, диаметр 2,5—3 см).

Пропеллер. Держать палку за середину правой рукой. Активно работая кистью, быстро поворачивать палку вправо-влево После отдыха выполнять движение левой кистью.

           Упражнения с палочкой (длина палочки 35 – 40 см, диаметр 2 см).

           1.И.п.: ноги – пятки вместе, носки врозь, палочка поднята вверх

держать двумя руками хватом сверху за концы. Повернуть кисть правой руки, переводя палочку в вертикальное положение, вернуться в исходное положение то же, поворачивая кисть левой руки.

     2.  И. п.: ноги — то же, палочку держать хватом снизу (четыре пальца внизу, большой — сверху). Сгибая руки-, поднять палочку на грудь и опустить вниз.

3.  И. п.: ноги слегка расставлены, палочка поднята вперед, держать двумя руками хватом сверху за концы. Разжать кисти и поймать падающую палочку (она отпускается одновременно двумя руками при неподвижном положении).

4.  И. п.: ноги слегка расставлены, палочку держать хватом снизу двумя руками за концы. Подбросить палочку вверх невысоко (10—15 см) одновременно двумя руками и поймать.

5.  И. п.: ноги — пятки вместе, носки врозь, палочка внизу хватом одной рукой за конец. Переложить из одной руки в другую над головой, руки прямые.

6.  И. п.: ноги — то же, палочка в одной руке хватом за конец поднята в сторону. Переложить из одной руки в другую,  опуская  прямые  руки    вниз    перед    собой.

7.  И. п.: то же, передавая палочку за спиной.

8.  И. п.: ноги — пятки вместе, носки врозь, палочка в одной руке хватом за середину, руки в стороны. Руки вперед, переложить палочку в другую руку и развести руки в стороны.

9.  И. п.: ноги — то же, палочка поднята вперед в одной руке хватом за середину. Вращать палочку движением кисти, чередуя правую и левую руку.

10.   И. п.: ноги на  ширине плеч, палочку поставить вертикально  на ладонь  правой  руки, левой  придерживать. Опустить левую руку, удерживать палочку в вертикальном положении на установленный счет (до трех, до пяти)  или на слова «Раз, два, три, четыре,   пять — постарайся не ронять», под считалку, «В лес дремучий я пойду,  зайца  серого  найду.  Принесу  его домой,  будет этот зайчик мой». 

на развитие быстроты и ловкости

«День и ночь»                                        «Найди мяч»                                                                              

«Передай мяч»                                       «Самолёты»

 «Цветные салки»                                   «Змейка»

«Смелые ребята»                                    «Проведи мяч»

«Через обруч к флагу»                           «Удочка»

«Волк во рву»                                         «Чехарда»                          

«Пятнашки»                                                    «Кто скорей дойдет до верха»                                

«Пятнашки – ноги от земли»                «Падающая палка»

«Пятнашки – зайки»                              «Баба-Яга, костяная нога…»

«Пятнашки с домом»                             «Горелки»

«Пятнашки с именем»                           «Воробьи и вороны»

«Коршун и наседка»                     «Охотники»

«Догонялки»                                         «Охотники и утки»

«Хитрая лиса»                                      «Передал – садись»

«Ловишки»                                           «Пустое место»

«Ловишки с мячом»                             «Быстрый и ловкий»

«Ловишки с лентами»                         «Дети и медведи»

«Ловишки – ноги от земли»                «Жмурки»

Эстафеты:  «Гусеница», «Звёздная эстафета», «Альпинисты», «Эстафетный бег» и др         

                                        Памятка для педагогов

 Мотальщики

Для игры нужны две круглые палочки и две тележки, к которым прикрепляются лошадки или другие игрушки. Палочки и тележки соединяют между собой отрезками шнура длиной 6—7 м.

Двое играющих, усевшись рядом, берут в руки по палочке, отводят от себя тележки на всю длину шнура и по команде руководителя начинают наматывать шнур на палочки. Каждый старается как можно быстрее приблизить к себе тележку. Палочки разрешается вращать, только держась обеими руками за концы. Побеждает тот, кто первым приведет к себе тележку с игрушкой,

Падающая палка

     МЕСТО И ИНВЕНТАРЬ. Зал, площадка; гимнастическая палка.    

ПОДГОТОВКА К ИГРЕ. Играющие становятся по кругу и рассчитываются по порядку номеров. Каждый должен запомнить свой номер, затем выбирают водящего, который становится в середину круга и придерживает одной рукой гимнастическую палку, вертикально поставленную на пол.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Водящий вызывает один из номеров, например. «Девять!» В этот же момент он отпускает палку. Вызванный номер бежит к палке, старается ее схватить пока она не упала на пол. Если вызванный игрок не успеет сделать этого, он становится водящим, а водящий идет на его место. Если вызванный игрок схватит палку вовремя, то водящий остается в кругу.

ПРАВИЛА ИГРЫ. 1. Водящему разрешается отпускать палку одновременно с названием номера. 2. Водящему не разрешается вызывать номера, стоящие за его спиной.

     МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. При расчете по порядку номеров водящий также получает номер. Номера в игре не меняются.

Кто скорей дойдёт до верха

Держать палку вертикально за нижний ее конец. Перехватывать поочередно одной и другой рукой, ставя кулак к кулаку. Выигрывает тот, кто быстрее дойдет до верха.

                                                      Верёвочка

       Играющие образуют круг, держась руками за связанный шнур. Водящий, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно ударить кого-либо по руке. Играющие должны быстро отдергивать руки, избегая удара (но немедленно возвращать их прежнее положение). Тот, кого водящий ударил, становится на его место внутрь круга, и игра продолжается.

Игра в камешки

     Место и инвентарь. Играют сидя за столом или на полу, на земле, на гладкой утоптанной площадке. У каждого должно быть по пять камешков.

    Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит их на тыльную сторону руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу справа налево).

Приводим несколько примерных упражнений.

  1. Взять в руку пять камешков, один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
  2. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
  1. Подбросить вверх пять камешков и поймать их.
  1. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.
  2. Подбросить вновь четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.

Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать сами.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития детей»

Повысить педагогическую  грамотность родителям о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.Заинтересовать родителей   актуальностью данной темы, вовлечь родителей  к ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Мастер класс для родителей Пальчиковые игры как развитие мелкой моторики и речи детей

Ум ребенка находится на кончиках пальчцев, как Сказал Сухомлинский.Мы с ребятами решили провести для родителей занятие и научить их как правильно играть в пальчиковые игры, вдохновив их тем самым на з...

Игры для развития ручной ловкости

Игры и игровые упражнения для развития ручной ловкости...

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ"

Мастер-класс "Использование нетрадиционных техник лепки для развития ручного праксиса и творческих способностей детей с ОВЗ". Описание видов пластилинографии: прямая, обратная, мозаичная, мн...