Игры для развития ручной ловкости
картотека

Игры и игровые упражнения для развития ручной ловкости

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_ruchnoy_lovkosti.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом

для развития ручной ловкости

детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)

Комплекс 1.

1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, скользящими вверх-вниз.

2. И.п.: о.с, руки вытянуты вперёд, мяч между ладонями. Прокатывание мяча скользящими движениями ладоней от себя - к себе.

3. «Скатаем снежок»

И.п.: о.с, мяч между ладонями. Катание мяча круговыми движениями по часовой и против часовой стрелки (со сменой ладоней).

4. И.п.: о.с, руки вверху, мяч между ладонями. Прокатывание мяча между ладонями вверх-вниз.

5. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях перед грудью. Мяч между ладонями. Прокатывание мяча вправо и влево.

6. То же упражнение из и.п. руки за спиной.

7. И.п.: о.с, руки перед грудью. Мяч в ладонях с растопырен

ными пальцами. Вращение мяча к себе —от себя, перебирая пальцами.

8. И.п.: о.с, положение рук произвольно, мяч в правой руке. Энергично сжимать и разжимать мяч пальцами. То же левой рукой.

9. И.п.: о.с, левая рука вытянута вперёд, ладонью вверх. Мяч

в правой руке. Прокатывание мяча вдоль вытянутой руки

от пальцев до плеча и обратно. То же другой рукой.

10. И.п.: стоя на коленях, мяч в правой руке. Энергичное прокатывание мяча впер        ёд - назад по полу. То же левой рукой.

11. И.п.: сидя, широко расставив ноги. Мяч в правой руке. Прокатывание мяча круговыми движениями. То же левой рукой.

12. И.п.: о.с, руки перед грудью, левая ладонь над правой. Мяч между ними. Смена положения ладоней вращательными движениями, не роняя мяча.

То же упражнение, но мяч удерживают указательные пальцы рук.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, дозировка! зависит от подготовленности и тренированности детей.

Комплекс 2.

1. И.п.: основная стойка, мяч в левой руке.

1) руки через стороны вверх, подняться и передать мяч в правую руку —вдох;

2) опустить руки вниз —выдох;

3) повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой.

Вот я фокусник какой!

Игры с мячом с использованием дидактических пособий

Ниже предлагается описание пособий, изготовленных в группе, при помощи которых успешно развиваются мелкая моторика и

тактильные ощущения.

Пособия могут быть выполнены в виде панно из ткани различной фактуры с объемной вышивкой. Ткань натянута на твёрдую основу (картон, пластик, тонкая фанера).

Объёмная вышивка позволяет ребёнку тактильно ощущать направление рисунка, помогает прокатывать шарик по панно.

1.«Разноцветные шары»

Дети прокатывают шарик снизу вверх различными пальцами правой или левой руки. Одновременно идёт закрепление основных цветов по цветовой гамме вышитых шариков.Движения пальцев можно сопровождать стихотворением:

Шарик, шарик, не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо —

Ты ж ещё на небе не был!

2. «Дождик»

Ребёнку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик. Движения сопровождаются стихотворением:

Дождик крапал, капал, лил

И по улице бродил.

Намочил он всех прохожих,

Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу —и пропал!

3. «Парашютисты»

Упражнение выполняется аналогично предыдущим. Прокатывание шариков сопровождается пропеванием обозначенных гласных звуков.

Мы летим на парашюте.

Мы серьёзны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоём

Звуки гласные поем: А —У...

До земли тут метров триста,

И поют парашютисты:

А —У И —О Э —И

4. «Плывёт, едет, скачет»

Дети прокатывают шарик по дорожкам усложненной конфигурации, сопровождая движения стихотворениями:

«Машина»

Как у синей у машины

Об асфальт шуршали шины.

Едет - едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах —четыре шины,

А зовут её —машина.

«Мяч»

Скачет мячик, как живой.

Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал,

Лишь быстрее поскакал.

«Лодочка»

Вот плывёт моя ладья.

А на ней плыву и я.

Мы по синим по волнам

Приплываем в гости к вам.

Я —отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывёт

С капитаном смелым.

«Кто быстрее?»

Кто быстрее всех придёт,

Тот нектар в цветке найдёт.

«Снежинки»

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.

Игры с мячом, направленные на развитие

ориентировки в пространстве

Для детей дошкольного возраста очень важна ориентация в пространстве, а также её развитие. Предложенная система упражнений с мячом направлена одновременно на развитие мелкой моторики и одновременно на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

Все эти игры не требуют большого пространства. Их можно проводить даже в небольшом кабинете.

Игра: «Вратарь»

Цель: закрепление ориентированности ребёнка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры:

Взрослый бросает мяч ребёнку, одновременно предупреждая ребёнка, куда должен лететь мяч. Ребёнок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребёнок:

Вратарём зовусь не зря:

Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель:

Раз, два, три —справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игра: «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти»

Цель: закрепление ориентированности ребёнка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Оборудование: маленькие мячи или шарики.

Ход игры:

Дети садятся вокруг стола. Мяч прокатывается от одного ребЁнка к другому по инструкции воспитателя: «Саша, кати мяч влево (к Диме). Кати мяч вправо (к Оле). Куда надо катить мяч, чтобы он попал к Лене?» Важно удержать мяч на столе.

Игра: «Мячик прыгает по мне —по груди и по спине»

Цель: закрепление ориентированности ребёнка в собственном теле и в пространстве (справа —слева, впереди —сзади), закрепление употребления предлогов.

Оборудование:

мячи, сшитые из ткани, теннисные мячи.

Ход игры:

Дети выполняют задания по инструкции воспитателя:

В правую руку свой мячик возьми,

Над головою его подними

И перед грудью его подержи.

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись.

Руку смени и другим улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся

И ненадолго за спину вернётся.

С голени правой да к левой ступне,

Да на живот —не запутаться б мне.

Игра: «Попади в ворота»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа —слева, впереди —сзади, прямо), развитие моторики.

Оборудование: мячи малой или средней величины, ворота, сделанные из деталей конструктора или кубиков.

Ход игры:

По заданию воспитателя дети прокатывают мяч в ворота, которые расположены в разных направлениях (прямо, слева, справа, сзади ребёнка).

Воспитатель:

От ворот —поворот

Вправо и наоборот.

Игра: «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа —слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход игры:

Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!», «Мяч бросаю влево, Саше. Саша, лови!»

Игра: «Справа, слева, впереди в обруч точно попади»

Цель: закрепление умения ориентирования в пространстве (справа, слева), развитие моторики, ловкости, внимания, памяти, закрепление навыков счета.

Оборудование: небольшие обручи двух цветов, мячи.

Ход игры:

Ребёнок с мячом становится между двумя обручами разного цвета, лежащими на полу. Воспитатель предлагает ребёнку следующие задания:

• Какой обруч находится слева (справа)?

• Стукни три раза мячом в правый обруч.

• Стукни четыре раза мячом в левый обруч.

• Стукни мячом два раза перед собой и четыре раза в правый обруч.

• Стукни мячом три раза в левый обруч и четыре раза перед собой.

Игра: «Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Оборудование: дорожка из трёх —пяти обручей, мячи.

Ход игры:

Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагается пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч:

Я вдоль обручей иду,

В каждый обруч попаду.

Подвижные игры с мячом

«Весёлый мячик»

Цели игры:

• формирование правильной осанки;

• укрепление мышечного аппарата стоп;

• развитие внимания, быстроты реакции.

Оборудование: мячи размером с ладонь, стулья.

Ход игры:

Игроки стоят или сидят на стульях на расстоянии 1 м друг от друга. Вместе с ведущим ударяют мячом о пол и ловят одной рукой под стихотворение:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Красный, жёлтый, голубой,

Не угнаться за тобой.

Затем игроки перекидывают мячи друг другу по кругу. У кого мяч упал, тот выбывает из игры. Остальные начинают игру заново.

«Сбей мяч»

Играют две команды, которые располагаются напротив друг друга. В центре зала на подставке стоит гимнастический мяч. У детей одной из команд малые мячи. По команде дети бросают их в гимнастический мяч. Если его сдвинули с места, то команда

получает очко. Игроки противоположной команды берут мячи и тоже выполняют бросок. Выигрывает команда, попавшая в большой мяч большее количество раз.

«Солнышко и дождик»

У каждого ребёнка мяч. По команде воспитателя «Солнышко!» дети катят мячи перед собой, разбегаются врассыпную. По команде «Дождик!» —приседают, прячутся за

мяч. Кто последний спрятался, того «дождик замочил».

«Не останься без мяча»

По залу расставлены мячи (лучше на «ножках»), их на один-два меньше, чем детей. Дети выполняют разные задания (ходьба на стопах и ладонях, в приседе, в упоре сзади и т.д.). По сигналу дети

должны подбежать и сесть на любой мяч. Проиграл тот, кому не

хватило мяча.

«Мяч с горки»

Играют две команды, в каждой по одному фитболу. Необходимо прокатить мяч по наклонной скамейке, догнать его. Катить нужно до флажка и обратно.

«Шмель»

Ловишка -(«шмель») старается «осалить» («ужалить») детей мячом. Мяч можно только катить. Каждому ловишке отводят определённое время. В конце игры отмечают лучшего «шмеля», сумевшего «пой

мать» большее количество детей и лучшего игрока, ни разу не «пой

манного» («ужаленного») «шмелём».

«Вызов номеров»

Дети строятся в две колонны, у каждого собственный порядковый номер. Перед каждой колонной лежит мяч. Названные номера выполняют задания с мячом (обежать ориентир, катя мяч перед собой; обегать ориентиры «змейкой» и т. д.). Каждый выигравший приносит команде одно очко. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

«Парная эстафета»

Дети парами переносят мячи разными способами (передвигаясь боком, держа мяч спинами, животами, руками, лбами; можно выполнять движения с тремя мячами и т. д.)

«Прокати мяч»

Катить мяч «змейкой» (по прямой; по кругу, изменяя направление и т.п.) одной или двумя руками. Когда эти движения хорошо освоены, можно использовать эстафету.

«Догони и поймай мяч» 

Ребёнок катит мяч из разных исходных положений: из положения стоя, сидя «по-турецки», в приседе, лежа на животе. Затем он догоняет мяч. Надо «догнать» до того, как мяч достиг флажка (или верёвки).

«Кто быстрее»

Посередине зала лежит мяч. Двое детей стоят рядом с мячом, спиной друг к другу. Напротив каждого ребёнка (на расстоянии 4-6 м) стоит ориентир. По свистку дети обегают свой ориентир, прибегают обратно к мячу и дотрагиваются до него рукой. Кто быстрее дотронулся, тот и выиграл.

Варианты:

1. Можно играть командами.

2. Прибежав, поднять мяч над головой.

3. Прибежав, надо сесть на мяч и т.п.

 

Игры

для развития ручной ловкости


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...

Мастер-класс «Быстрые ладошки» (игры на развитие ручной ловкости)

игры на развитие ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте...

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)Комплекс 1.1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, ск...

Тематическая памятка для педагогов «Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет»

В целях развития ручной ловкости используются подвижные игры с мячом, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета....

Консультация для педагогов "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста"

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когд...

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста

Особенности развития ручной ловкости у детей младшего дошкольного возраста...