Консультация для педагогов "Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста"
консультация по физкультуре (старшая, подготовительная группа)

Щербакова Тамара Николаевна

Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребенка требуется проявление ловкости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx97.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация для педагогов

«Использование подвижных игр и упражнений с мячом

для развития ручной ловкости
детей старшего дошкольного возраста»

C:\Users\пк\Desktop\WuqQEQhkvJkaEYvFNQz72oYaKM2ywzjO.jpg

        Подготовила
инструктор по физической культуре
Щербакова Т. Н.

г. Югорск 2021

СЛАЙД № 1
                Современная жизнь очень динамична и требует от современных детей быстрого реагирования на изменяющиеся условия, быстрого включения в жизненные ситуации. В быту, в играх, в спортивных упражнениях, когда внезапно складывается непривычное сочетание разных движений, от ребёнка требуется проявление ловкости.

СЛАЙД № 2
                 
Ловкость - это способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапноменяющейсяобстановки,  способность двигательно выйти из любого положения, т.е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей.

Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки.
                  Ловкость неоднородна по своей уровневой структуре. Знаменитый физиолог Н. Бернштейн выделяет 2 разряда ловкости:

- телесная ловкость (ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы);

- предметная или ручная ловкость (ловкость, проявляемая в упражнениях, играх с предметами).

                   Ручная ловкость - это тонкие высококоординированные движения рукой, особенно кистью и еще больше пальцами, управляются высшим отделом мозга корой больших полушарий.
                  Подвижные игры и упражнения с мячом являются эффективным средством развития ловкости, в том числе, ручной ловкости  для детей старшего дошкольного возраста. 
                  Игры с мячом известны с давних времен. Они динамичны и эмоциональны, способствуют развитию крупных и мелких мышц, совершенствуют навыки основных видов движений, развивают физические качества, точность, согласованность, ритмичность, меткость, глазомер, пространственную ориентировку, укрепляют мышечную силу, усиливают работу важнейших органов легких, сердца, улучшают обмен веществ, воспитывают выдержку,  
взаимопонимание, умение считаться с другими. При подборе  игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости необходимо учитывать некоторые требования, к которым относятся следующие:
- движение должно быть освоено ребенком в медленном темпе;
-  продолжительность упражнений должна быть небольшой, чтобы к концу выполнения этого упражнения скорость не снижалась, и не наступало утомление;       - должны быть интервалы отдыха;
- упражнения не должны носить однообразный характер. Повторять их надо в различных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, снижением требований, облегчением заданий;
- важным условием для успешного выполнения ловких движений является оптимальное состояние центральной нервной системы, которое достигается лишь тогда, когда дети не утомлены предшествующей деятельностью.

СЛАЙД № 3
                 Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно объяснений и показа, необходимо дать возможность ему самому  поупражняться, действовать самостоятельно, активно применять полученные знания в игровой деятельности.
               
Ручная ловкость накапливается с двигательным опытом и лежит в основе улучшения качества выполнения движения ребенком, усвоения его техники. Она формирует умение регулировать начало и окончание действия, его амплитуду, продолжительность и интенсивность.
СЛАЙД № 4
                 Различные по содержанию подвижные игры позволяют проследить разнообразие подходов к поиску путей развития ручной ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
СЛАЙД № 5
                Большое место в развитии ручной ловкости занимают игры и упражнения, относящиеся к «Школе мяча». Это могут быть упражнения в перекладывании мяча из руки в руку, вокруг туловища, вокруг головы, между коленями, «рисуя восьмерку» на месте и в движении, в подбрасывании и ловле, прокатывании  мяча, двух одновременно из разных исходных положений: бросках мяча двумя руками, подбрасывании и ловле мяча после хлопка перед собой, за спиной, под коленом, подбрасыванием вверх и ловле с поворотом на 360 град. и с отскоком от пола,  сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и поймать мяч и наоборот, отбивании мяча от пола из разных и. п., бросании мяча правой и левой рукой на дальность, в горизонтальную и вертикальную цели и т. д. Упражнения с мячами разных размеров включаются на занятия, а также в самостоятельную двигательную деятельность детей.
СЛАЙД № 6-12
               
Игры с элементами соревнования являются одним из основных методов развития ручной ловкости в старшем дошкольном возрасте. В таких играх отсутствуют сюжет и роли, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность и быстроту их выполнения. Они предполагают соблюдение ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыжками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же принцип является основополагающим в играх-эстафетах.
              Игры на развитие ручной ловкости  непременно должны включать упражнения на координацию и ориентировку. Такими упражнениями могут быть следующие, например:
-   «Кулачки-ладошки»
(положить правую руку, сжатую в кулак, на стол; левую, выпрямленную - рядом. Быстро поменять положение рук по сигналу педагога).
-   «По порядку»
(дотрагиваться каждым пальцем по порядку от мизинца до большого пальца и наоборот вначале левой или правой рукой).
-   «Нос-плечо»
(одной рукой дотронуться до носа, другой коснуться плеча (сверху) и наоборот. Это же упражнение, по мере усвоенности, можно сделать с усложнением, выполнив дополнительно хлопок перед собой).
СЛАЙД № 13
               
Римский врач Клавдий Гален прописывал своим больным игры с мячом. И сегодня мяч должен быть спутником детства, потому что это не только развитие ловкости, быстроты, координации, глазомера, но и разгрузка нервной системы, масса положительных эмоций и переживаний, а ребенку, чтобы быть здоровым, очень важно быть счастливым!

«Игра в мяч – это лекарство»    

                          Клавдий Гален


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей старшего дошкольного возраста

Пособие представляет собой  систему игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста.  Недостаточное развитие ручной ловкости является препятствием для успешн...

Речевые упражнения и игры на развитие чувства ритма детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка речевых упражнений и игр предназначена педагогам старшей и подготовительной групп для использования в образовательной области "Речевое развитие", а также в театрализованной дея...

Упражнения для коррекции и развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.

В статье подробно изложено описание  игровых упражнений, направленных на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста....

Подвижные игры и игровые упражнения с мячом для развития ручной ловкости детей дошкольного возраста

Упражнения для развития мелкой моторики рук с малым мячом (диаметр 5-6 см)Комплекс 1.1. И.п.: о.с, руки согнуты в локтях. Мяч между ладонями. Пальцы смотрят вверх. Прокатывание мяча между ладонями, ск...

Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Детское изобразительное творчество - это мир ярких, удивительных образов. Оно нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством ...

Тематическая памятка для педагогов «Использование подвижных игр и упражнений с мячом для развития ручной ловкости у детей 6-7 лет»

В целях развития ручной ловкости используются подвижные игры с мячом, отличающиеся разнообразием двигательных действий и динамичностью сюжета....

Упражнения и игры на развитие мышления для детей старшего дошкольного возраста

Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Безу...