Из опыта работы "Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике."
учебно-методический материал по физкультуре (средняя группа) по теме

В связи с ухудшением динамики здоровья детей в последние годы, возникает необходимость в использовании в работе с детьми дошкольного возраста, новых технологий, программ, направленных на  решение оздоровительных задач  в ходе занятий по  физической культуре и ритмике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zonalnoe_soveshchanie.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОНАЛЬНОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ДОУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВИТИЮ

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

«Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию и ритмике»

(из опыта работы, руководителя физического воспитания, муниципального учреждения центра развития ребёнка детского сада № 17 «Журавушка» города Тихорецка муниципального образования Тихорецкий район)

 Руководитель физического воспитания:

ДЕВЯНИНА ИРИНА ЮРЬЕВНА

НОВО-ПОКРОВСКИЙ РАЙОН

март 2010 год

Отчёт

о проделанной работе по теме:

«Новые подходы в оздоровлении детей дошкольного

возраста на занятиях по физическому воспитанию и

ритмике».

        За последние годы динамика здоровья детей характеризуется неблагоприятными тенденциями. На сегодняшний день в дошкольном  возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %, дети с нарушением осанки 50-60 %, плоскостопием 30%. Рождение здорового ребёнка стало проблемой, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. В связи с этим, возникает необходимость нового подхода в решении оздоровления детей на занятиях по физическому воспитанию и ритмике.

         Наряду с использованием в работе с дошкольниками  основных образовательных программ, в процессе физического совершенствования  и оздоровления, особое место занимает работа физкультурных кружков и секций, как наиболее привлекательный вид деятельности, для этого используются программы дополнительного образования, обеспечивающие гармоничное физическое развитие дошкольников. В программе по ритмической пластике для детей, «Ритмическая мозайка»  А.И. Бурениной, основной целью является: развитие ребёнка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. Приобретая опыт пластической интерпретации под музыку, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт, по мнению автора программы,  поможет ребёнку успешно осваивать и другие виды художественно-творческой деятельности: это может  быть последующее  обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в различных секциях и театральных студиях.

            Постоянно увеличивающееся различие в уровне физического состояния вынуждает специалистов  пересматривать содержание занятий физическими упражнениями на основе результатов диагностики. Ухудшение здоровья детей, в настоящее время, требует включения в процесс физического воспитания дошкольников различных оздоровительных технологий. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» Н.Н. Ефименко является системой нового методического уровня обучения и оздоровления детей одновременно. Автор «предлагает положить в основу естественного физического развития детей, их двигательной подготовленности не искусственные, надуманные принципы, а сложившиеся за тысячи лет в процессе эволюции объективные биологические, физиологические, анатомические, биомеханические закономерности, определяющие гармоническое развитие растущего ребёнка». /Стр. №3 «Авторская программа»/.

Чтобы процесс двигательного развития ребёнка осуществлялся в полной мере, необходимо придерживаться ряда «Золотых формул», с помощью которых  процесс

физического совершенствования будет нести не только развивающий компонент, но и

одновременно оказывать оздоравливающий эффект на ещё не окрепший организм ребёнка.

         Программы дополнительного образования не в достаточной мере реализуют необходимый перечень методов для достижения оздоровления и гармоничного развития детей дошкольного возраста. Поэтому возникла необходимость создания  новой системы  работы, соединяющей в себе мир музыки и движений, которые будут способствовать созданию эмоционально-комфортного состояния, оздоровления и личностного роста дошкольника.

                                                                                         

                                                                                                     

                                                                                                                           

                                                                                                                     

                                                                               

                                                                                                   

                     

                         

                                                                                                                           

                                                                                   

                                                           

                                                           

                                                       

                                                                                                                                               

   

         

                 

                             

         

    Этим и обуславливается актуальность проблемы.

            В дошкольном воспитании давно пора перейти к оздоровительно – развивающей форме обучения как на занятиях по дополнительному образованию дошкольников, в частности на занятиях по ритмике, так и на занятиях по физической культуре для наилучшего гармоничного развития здорового ребёнка.

            Во-первых, изменение структуры занятия позволит постепенно переходить к возрастающей на организм нагрузке, когда все системы организма медленно врабаты-ваются - расширяются кровеносные сосуды, слегка повышается температура мышц и кожи, поднимается до необходимой  частота сердечных сокращений со 90-100 уд/мин. до 120-140 в первой вводной части занятия, и до 170-180 уд/мин в следующей, основной части. При классической форме занятия, частота сердечных сокращений  колеблется дважды: в начале занятия - вводной части, а затем в - основной, что неблагоприятно влияет на сердечно – сосудистую  и нервную систему дошкольника.

   180 -                                                                     180 -

        -                                                                          -

   150 -                                                                     150 -    

        -                                                                          -                                                                                                        

   110 -                                                                     110 -                                                        

   100  -                                                                       100 -

             

                вводная                 основная                 заключительная                       вводная                основная             заключительная                        

               

                 моторная плотность занятия по системе                            моторная плотность  классического

                            Н.Н. Ефименко                                                                              занятия

                         / щадящий режим нагрузки/                                                   /обычный режим нагрузки/  

                  Во-вторых, поиск новых технологий одновременного развития и оздоровления детей на занятиях по физическому воспитанию и ритмике  способствуют достижению значительных результатов, без каких- либо неблагоприятный последствий в состоянии здоровья детей.

                   В-третьих, ориентир на личностное, гармоничное развитие дошкольника позволит выявить одарённых детей на более ранних стадиях обучения, и объединить их в группы с определённой направленностью: ритмика, художественная гимнастика, спортивная секция.

                   Улучшить ситуацию ухудшения здоровья детей в дошкольных учреждениях можно только при создании специальной системы включающей в себя ряд мероприятий направленных на физическое развитии и оздоровление детей на занятиях по физическому воспитанию, ритмике, а также во время всего пребывания  в ДОУ.

                   Для этого поставлена следующая цель: создать систему оздоровительно-развивающего характера на занятиях по физическому воспитанию и  ритмике, используя программы А.И.Бурениной «Ритмическая мозайка» и системы физического воспитания, оздоровления и творческого самовыражения Н.Н.Ефименко «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста».

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Определения ряда организационно - методических подходов для успешного решения

    проблем ухудшения здоровья дошкольников;

2. Изучение научно-методической литературы по заданному направлению;

3. Разработка содержания, форм и методов организации работы по оздоровлению детей,  

    на занятиях по физическому воспитанию и ритмике,

4. Приведение в систему научно-методической базы: дидактических материалов,

    методических пособий;

5. Достижение необходимого уровня взаимодействия всех педагогов, работающих в

    детском саду и семьи, для популяризации необходимости физического развития и

    оздоровления детей.

                    Ведущая педагогическая идея системы – это разработка оздоровительно-развивающей формы обучения детей на занятиях по физическому воспитанию и ритмике начиная со среднего возраста.

                     Необходимо вовремя и целенаправленно содействовать всестороннему, гармоническому развитию детей, укреплению их здоровья. Дети 3-4 лет очень эмоциональны и непосредственны, движения, особенно под музыку доставляют им, огромное удовольствие. Но у них ещё недостаточно развито чувство равновесия, движения не точные, объём упражнений невелик и носит игровой характер, поэтому обучение танцевальным умениям осуществляется на музыкальных занятиях.

 Дети в возрасте 4-5 лет, имеют возможность выполнять более сложные по координации движения, могут воспринимать тонкие оттенки музыкального образа, самостоятельно выполнять небольшие танцевальные номера, это способствует благоприятному обучению детей данного возраста в студии по ритмической пластики.  Особое значение в данный период обучения необходимо обратить на движения способствующие укреплению скелетной мускулатуры, так как развитие опорно-двигательной системы (скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры) к 5 годам ещё незакончено. Также  у детей 5-7 лет наблюдается незавершённость строения стопы, в связи с этим важно предупредить появление и закрепление плоскостопия.                                                                                                                                     Именно занятия по физвоспитанию и ритмической пластике помогают реализовать не только, потребность в двигательной активности, но и стимулирует память, внимание, мышление и воображение ребёнка. Следует отметить, что дети занимающиеся ритмикой и физическими упражнениями под музыку, гораздо реже болеют, чем их сверстники, не посещающие различные кружки и студии физической направленности.

         Физкультурно-оздоровительная работа, музыкально - ритмическая  деятельность, включается  во все виды образовательного процесса детей дошкольного возраста:

* утренние гигиенические гимнастики,

* физкультурные минутки,

* музыкальные занятия, праздники, развлечения,

* гимнастики пробуждения,

* студийную работу,

* индивидуальная работа

* самостоятельную двигательную деятельность,

 *  а так же работу с родителями.

          Содержание оздоровительно-развивающей системы представлено в перспективном планировании и определяется по следующим темам.

То есть, основным компонентом системы работы стал целостный воспитательно- образовательный процесс ДОУ, в условиях оздоровления  и физического развития

детей средствами музыкального искусства.

       

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

            РАБОТА

       УГГ

ФИЗ. МИНУТКИ

МУЗ. ЗАНЯТИЯ

ПРАЗДНИКИ   

ГИМНАСТИКИ

ПРОБУЖДЕНИЯЯЯ

       

   

  КРУЖКОВАЯ            РАБОТА

               РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

                                                                                                                                                                               

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ

                        ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

   

       

В процессе освоения курса по физической культуре и  ритмике решаются следующие задачи:

1. содействие всестороннему, гармоничному развитию детей, укреплению их здоровья

    в условиях дошкольного образования,

2. воспитание комплекса музыкально-двигательных качеств, обеспечивающих основу

    физического развития дошкольников,

3. развитие и тренировка психических процессов,

4. воспитание эстетических, моральных и волевых качеств,

5. развитие творческих способностей.

                    На протяжении всего пребывания в детском саду для детей создаются специальные условия способствующие укреплению их здоровья, профилактике травматизма, созданию положительных эмоций, что способствует повышению работоспособности ребёнка, а также оздоровлению.

Например: Утренняя гигиеническая гимнастика.

Проводиться в хорошо проветренном помещении. 1-2 раза в неделю используется комплекс ритмической пластики. Сочетание движений и музыки организует детей,

повышает настроение, положительные эмоции вызывают желание выполнять движения

энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует оздоровлению и активному отдыху.

Физкультурные минутки.

Используются небольшие ритмические композиции, хорошо знакомые детям. Несут положительный заряд, снимают чувство напряжения, способствуют улучшению настроения, активизируют мыслительные процессы.

Гимнастика пробуждения.

Проводится  в положении лёжа на кровати /одноярусные/ или в групповой комнате на ковре. Используются спокойные, плавные музыкальные произведения для создания фона

в сочетании со специально составленными танцевальными комплексами из цикла «Танцуем лёжа». Несут положительный заряд и оздоравливающий эффект, предназначены для постепенного пробуждения организма после сна, создания радостного настроения, постепенной нагрузки на позвоночник.

Работа с родителями.

Большое значение в развитии здорового ребёнка играет семья. К.Д.Ушинский подчёркивал, что семейный уклад охватывает ребёнка со всех сторон и отовсюду, ежеминутно проникает в душу. Родители являются первыми педагогами своих детей и

ежеминутно проникает в душу. Родители являются первыми педагогами своих детей и несут ответственность за их гармоничное развитие. Участие в разнообразных мероприятиях ДОУ позволяет просвещать и привлекать родителей воспитанию здорового ребёнка, повышать свой авторитет в глазах детей, способствовать укреплению семейных отношений.

                                                                                                                                                                                                                                               

Методические требования к организации оздоровительно - развивающей работы на занятиях по физическому воспитанию и ритмике.

Требования к педагогу. Успех в музыкально-ритмическом,  физическом  развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечён движениями по музыку и владеет выразительностью движений. Педагог должен находиться в постоянном поиске и развитии: совершенствовать свои исполнительские способности, расширять кругозор, осваивать новый музыкальный репертуар, искать новые пути оздоровления и укрепления здоровья на ритмических занятиях, широко пропагандировать здоровый образ жизни.

       На занятии педагогу необходимо создать спокойную, радостную и доброжелательную обстановку. Занятия необходимо строить таким образом, что они проходили без муштры, принуждения, лишних замечаний. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, с желанием выполнять рекомендуемые задания. Педагог должен помочь ребёнку почувст-вовать уверенность в собственных силах и побудить его к личностному, творческому  самовыражению.

ежеминутно проникает в душу. Родители являются первыми педагогами своих детей и несут ответственность за их гармоничное развитие. Участие в разнообразных мероприятиях ДОУ позволяет просвещать и привлекать родителей воспитанию здорового ребёнка, повышать свой авторитет в глазах детей, способствовать укреплению семейных отношений.

                                                                                                                                                                                                                     Методические требования к организации оздоровительно - развивающей работы на занятиях пофизическому воспитанию и ритмике.

Требования к педагогу. Успех в музыкально-ритмическом,  физическом  развитии детей зависит в первую очередь от того, насколько сам педагог увлечён движениями по музыку и владеет выразительностью движений. Педагог должен находиться в постоянном поиске и развитии: совершенствовать свои исполнительские способности, расширять кругозор, осваивать новый музыкальный репертуар, искать новые пути оздоровления и укрепления здоровья на ритмических занятиях, широко пропагандировать здоровый образ жизни.

       На занятии педагогу необходимо создать спокойную, радостную и доброжелательную обстановку. Занятия необходимо строить таким образом, что они проходили без муштры, принуждения, лишних замечаний. Ребёнок должен чувствовать себя комфортно, с желанием выполнять рекомендуемые задания. Педагог должен помочь ребёнку почувст-вовать уверенность в собственных силах и побудить его к личностному, творческому  самовыражению.

      Правила безопасности на занятиях по ритмике и хореографии.

Для достижения наилучшего результата на занятиях по ритмике и хореографии проводятся следующие мероприятия по профилактике и предупреждению травматизма:

1. консультация у педиатра, допуск к занятиям;

2. форма одежды: чешки, носки, гимнастический купальник/шорты и

   футболку/;

3. не употреблять пищу за 30 мин. до занятия;

4.соблюдение временного промежутка занятия, взависимости от возраста детей;

5.сочетать нагрузку с фазами отдыха;

6. не иметь посторонних предметов на занятии;

7. постепенно увеличивать нагрузку.

        Продолжительность занятий в средней группе – 20 минут, в старшей – 25 минут, в подготовительной -30 минут, проводятся 2 раза в неделю. Возраст детей 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет, срок обучения 3 года. Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, с соблюдением режима проветривания. Данная  система разработана с целью дополнительного развития творческих и личностных способностей, художественного воображения, музыкальности, пластичности, совершенствования души и тела в целом.                                 

      Основываясь на программу «Детство» работаю с методической литературой:

1. Буренина А.И. «Ритмическая мозайка», программа по ритмической пластике для детей

    дошкольного и младшего школьного возраста», СПб., 1997 г.;

2.  Ефименко Н.Н. «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», Таганрог, 2000г.;

3.  Ефименко Н.Н. «Горизонтальный пластический балет», новая система физического

     воспитания, оздоровления и творческого самовыражения детей и взрослых, НП

    «Познание», Таганрог 2001г.;

4.  Барышникова Т. «Азбука хореографии». Методическое указание в помощьучащимся

     и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий, - СПб:

     «Люкси», «Респект»;

5. Слуцкая С.Л. «Танцевальная мозайка», хореография в детском саду, ЛИНКА-ПРЕСС,

     Москва, 2006г.;

6. Рунова М. А. « Двигательная активность ребёнка в детском саду»,  (пособие для

    педагогов ДОУ), «Мозаика – синтез», 2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательные упражнения для детей дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию.

Я веду занятия, как в младшем дошкольном возрасте, так и в старшем дошкольном возрасте. За счет введения на своих занятиях увлекательных упражнений, Я повышаю интерес детей к занятиям. Такие как...

Сообщение из опыта работы: «Нетрадиционные формы оздоровления детей дошкольного возраста»

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы. Главная задача персонала дошкольного учреждения и родителей выработать у дет...

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Статья «Воспитание КГН у детей дошкольного возраста - одна из задач физического воспитания детей»

Одна из главных задач физического воспитания - оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра...

Оздоровление детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физическому воспитанию

Систематические физические упражнения окажут благоприятное воздействие на состояние физического здоровья детей старшего дошкольного возраста при проведении занятий по физическому воспитанию в сл...

Статья в сборнике «Делюсь опытом» " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Статья в сборнике «Делюсь опытом»  " Инновационные подходы к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ОВЗ"...