Развитие ловкости у детей дошкольного возраста в играх с элементами футбола
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Романова Елена Николаевна

Выпускная квалификационная работа

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЦК: физической культуры и методики физического воспитания

Выпускная квалификационная работа

Тема:

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста в играх с элементами футбола

                        Выполнила 

                                                      Романова Елена: Николаевна,

                                         

                                                                     

                                                                     

Москва 2011г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3 

Глава I. Теоретические основы развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в играх с элементами футбола…………………………6

  1. Сущность понятия «здоровье», «физические качества», «ловкость»…….6
  2. Проблема развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста...........................................................................................................12
  3. Использование элементов игры в футбол в развитие  ловкости у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………...16

Глава II. Опытная работа по выявлению особенностей элементов игры в футбол для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...22

  1.  Констатирующий этап по выявлению уровня развития ловкости в играх с элементами футбол у детей старшего дошкольного возраста……….....…22
  2.  Опытный этап по организации физкультурных занятий с использованием элементов игры в футбол для  детей старшего дошкольного возраста ….31

Заключение ……………………………………………………………………..42

Список литературы ……………………………………………………………46

Приложения

Введение

Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка -  это основа формирования жизни. В Уставе Всемирной Организации  Здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней, но и полноценное физическое, психическое и социальное  благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Важнейшим критерием здоровья, интегрально отражающим развитие функциональных систем организма ребенка и степень их зрелости, является уровень физического развития.

Проблема физического воспитания и во все времена была актуальной, но на современном этапе развития общества этот вопрос приобрел глобальный масштаб. Так же актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических воздействий, направленных на совершенствование физического статуса детей в процессе формирования и становления организма.

В настоящее время одной из актуальных задач физического воспитания является разработка и использование таких методов  и средств, которые способствовании, бы повышению работоспособности детского организма делали  бы его стойким и выносливым, обладающими высокими защитными свойствами к неблагоприятным внешним воздействия.

Исследования последних лет таких ученных, как М.А. Рунова, Э.Я. Степаненкова показали, что увеличение объема и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня соответствует деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, физическому и нервно-психическому развитию моторики).

Среди  многообразия исследований, формирования двигательных  навыков и развития физических качеств нас заинтересовал вопрос развития ловкости у детей старшего  дошкольного возраста при помощи спортивной игры футбол, как наиболее естественного двигательного акта ребенка.

Поскольку никаких серьезных исследований в нашей стране в этом направлении не проводилось, мы решили проанализировать различные научные методические источники и на их основании попробовать составить рекомендации для развития ловкости у детей старшего  дошкольного возраста с помощью элементов спортивной игры футбол, как наиболее распространенных  и наиболее естественных видов движений в старшем дошкольном возрасте, используя главную форму работы по физической культуре в дошкольном учреждении – занятие.

Современному обществу нужны здоровые и физически крепкие люди. Вся нагрузка по воспитанию физически здоровых людей ложится на  дошкольные учреждения, именно здесь детям прививается любовь к физической культуре и спорту.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста и обусловила тему исследования: ”Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в играх с элементами игры футбол”.

Цель исследования: изучить возможности использования элементов игры в футбол развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: элементы игры в футбол для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста на физкультурных занятиях.

Задачи исследования

1. Определить сущность понятия «здоровье», «физические качества», «ловкость».

2. Выявить актуальность проблемы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

3. Выделить роль игры в футбол для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

4. Оценить уровень развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

5. Организовать проведение физкультурных занятий с использованием элементов игры футбол на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования

1. Методы теоретического исследования (изучение, анализ и обобщение литературных данных).

2. Эмпирические методы (наблюдение, анализ документации воспитателя, тестирование, практическая работа с детьми).

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы в количестве 30 источников. II глава включает в себя: 5 таблиц, 3 диагностики. Работа включает приложение с диагностическим материалом, конспекты 6 занятий и содержание подвижных игр. Объем работы

Глава I. Теоретические основы развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в играх с элементами футбола

  1. Сущность понятия «здоровье», «физические качества», «ловкости»

В “ Программе  воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой др. одной из главных задач  физического воспитания является укрепление здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения. Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества [9,с.5].

Определений здоровья на сегодня имеются десятки. По нашему мнению здоровье - это совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде.

Здоровье может иметь различные ценностные характеристики, которые существенно различаются по носителям, по видам, структуре и т.д. По своей ценностной сущности здоровье выступает благом, т.е. тем, что отвечает потребностям, интересам, имеет положительное значение для людей. Здоровье относится к разряду высших, универсальных ценностей, так как имеет непреходящее, всеобъемлющее и вневременное значение. В то же время, здоровье является ценностью - средством, ибо «существует не само по себе» (Платон), а является условием существования еще более значимой ценности - жизни. Здоровье - это и наслаждение, и польза, и слава, и красота, и добро, счастье. И в этом отношении о здоровье можно говорить как об универсальной ценности. Носителями здоровья, а следовательно, и субъектами ценностного отношения могут выступать отдельные личности, социальные группы, общество в целом. В своей книге Г. Л. Апанасенко указывает на индивидуальное здоровье, социумное (здоровье коллектива, социальной общности, профессиональной или возрастной группы и т.д.) и планетарное (общечеловеческое) здоровье. По мнению Г. Л. Апанасенко Здоровье индивида как ценность - это значимость меры возможного осуществления человеком целенаправленных и осознанных действий (ограничение неумением не в счет) без ухудшения своего физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. Пo своей структуре здоровье как ценность включает два основных компонента. Объективный компонент - это совокупность возможностей, которые могут быть реализованы при наличии полноценного здоровья. Это может быть статусная роль в обществе, профессия, род занятий, продолжительность жизни и т.п. Субъективный компонент здоровья как ценности - это отношение субъекта к своему здоровью, выражающееся в предпочтениях, ценностных ориентациях, мотивации в поведении по отношению к здоровью [2 ], [4, с. 67 ].

В работе  Н.М.  Амосова и  А. Я.  Бендета, раскрываются виды здоровья которые  существенно различаются, будучи тесно взаимосвязанными. Здоровье можно рассматривать как физическое (биологическое), духовное (психическое) и социальное. Здоровье как ценность, по физическим параметрам представляет собой значение биологических (соматических) показателей состояния человека для его жизнедеятельности. Духовное здоровье как ценность фиксирует значение идеальных феноменов, позволяющих человеку быть полноправным членом общества. Здоровье как социальная ценность выражает значение социальных связей, места и роли человека в решении социальных задач, степени реализации им общественных интересов, что обеспечивает ему достаточный уровень социальной адаптивности.

Важной характеристикой здоровья являются его критерии. Очевидно, что в различных культурах эти критерии могут быть разными, но существуют общепринятые показатели, которыми оперирует Всемирная организация здравоохранения. К ним относятся: продолжительность жизни, уровень смертности, травматизма, подверженность эпидемиям, эффективность системы здравоохранения, количество инвалидов, развитие медицинской науки и другие [3, с.86].

Таким образом, понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования. Поэтому оно переосмысливается всякий раз, когда в «жизненном мире» человека происходят глубокие изменения, но остается при этом универсальной ценностью. Суть этой ценности заключается в том, что именно здоровье как состояние индивида или социума позволяет человеку реализовать определенный набор физических, духовных и социальных возможностей, в той или иной мере реализовать свой человеческий потенциал.

Понятие «здоровье»  тесно связанно с такими понятиями как физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость [3,с.54].

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека [2].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

По мнению М.Н. Матвеевой, развитие двигательных способностей влияют также и психо-динамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).

О двигательных способностях человека судят не только по его достижениям в процeссe обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.

Как считает Н.А. Бернштейн, способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов. Практические пределы развития человеческих способностей определяются такими факторами, как длительность человеческой жизни, методы воспитания и обучения и т.д., но вовсе не заложены в самих способностях. Достаточно усовершенствовать методы воспитания и обучения, чтобы пределы развития способностей немедленно повысились.

Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки [6].

Педагог по физической культуре и спорту должен хорошо знать основные средства и методы развития разных двигательных способностей, а также способы организации занятий. В этом случае он сможет точнее подобрать оптимальное сочетание средств, форм и методов совершенствования применительно к конкретным условиям.

Получить точную информацию об уровне развития двигательных способностей (высокий, средний, низкий) можно с помощью соответствующих тестов (контрольных упражнений).

Все качества или способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Воспитание ловкости рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.

 Вопрос о том, что представляет собой ловкость, является дискуссионным.

Так Н.А. Ноткина считает, что ловкость представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки [16].

И.В. Волков характеризует ловкость как способность быстро и наиболее совершенно решать двигательные задачи, особенно возникающие неожиданно, как высшую ступень способности координировать свои движения [21].

В.Л. Лях даёт такое определение: Ловкости - качество управления движениями, обеспечивающее правильное, быстрое, рациональное решение двигательной задачи [20].

Все названные качества или способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Воспитание ловкости рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника [16].

Старший дошкольный возраст признаётся сенситивным периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Авторы исследований  рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, однако экспериментальных данных относительно детей дошкольного возраста они не приводят [5], [8], [20].

Таким образом, были определены сущность понятий «здоровье», «физические качества», «ловкость». Наиболее полно дает определение «здоровья» Всемирная Организация Здравоохранения – это физическое, психическое, социальное благополучие  человека. Такая трактовка понятия «здоровье» определяется как его физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека  [2].

Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость. Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.

Все качества или способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Под ловкостью – понимаю способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Наиболее полно исследовал проблему развития ловкости Н.А.Бернштейн.

Воспитание ловкости рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.

Практическое применение развития физического качества ловкости у детей старшего дошкольного возраста в режиме детского сада:

  1. приводит к такому уровню физической подготовленности, который позволяет освоить более сложные двигательные действия, чем предусмотрено существующей программой;
  2. содействует  гармоничному физическому развитию, сохраняет и укрепляет здоровье;
  3. оказывает существенное влияние на выдержку и воля детей;

И поэтому проблема развития всегда интересовала ученых, педагогов, физиологов.

  1. Проблема развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Проблема воспитания ловкости у детей дошкольного возраста — одна из наиболее значимых и наименее разработанных в теории и методике физического воспитания. Одни учёные (Е.П. Ильин, В.И. Лях и др.) рассматривают ловкость в составе координационных способностей. Другие — выделяют ее как самостоятельное качество (Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.С. Фарфель и др.). Третьи (Ю.Ф. Змановский, В. Гаврийски и др.) отрицают понятие «ловкость».

Большинство исследований отечественных и зарубежных специалистов направлено на изучение данного психофизического качества главным образом у взрослых людей в отдельных видах спорта (В.М. Зациорский, Н.В. Зимкин, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, Н.Г. Озолин, В.С. Фарфель и др.). В ряде работ освещены методы и средства формирования ловкости у юных спортсменов (В.М. Волков, А.В. Коробков, З.И. Кузнецова, И.М. Туревский, А.М. Шлёмин и др.). Относительно незначительная часть исследований посвящена формированию ловкости у школьников, не занимающихся спортом (А.А. Гужаловкий, Л.Б. Кофман, В.И. Лях, В.П. Филин и др.).

Научные труды, имеющие непосредственное отношение к детям дошкольного возраста, занимают среди них непропорционально малое место, а существующее представление о значении и методике воспитания у дошкольников такого важного психофизического качества, как ловкость, не в полной мере отвечает требованиям времени.

Специалистами установлено, что у детей дошкольного возраста ловкость является наивысшим показателем сформированности двигательного навыка. Перенос двигательного опыта в игровую и самостоятельную деятельность — наиболее характерное проявление ловкости. Так в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленными; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. (Д.В. Хухлаева) [14], [20],[ 25].

Ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх. Она соединяет в себе многие качества. Сила мышц, скоростные качества, гибкость представляют собой своеобразный субстрат ловкости. Её уровень зависит от степени развития других физических качеств, с другой стороны определяет возможности их рационального использования.

Старший дошкольный возраст признаётся главным периодом для воспитания ловкости и характеризуется наличием необходимых для этого предпосылок и условий. Авторы исследований рассматривают возможность использования подвижных игр как одного из средств воспитания ловкости, однако экспериментальных данных относительно детей дошкольного возраста они не приводят [1], [8], [15], [20], [21].

 Ловкость развивается довольно медленно. Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно – мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма [23, c.22].

Таким образом, дети должны выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений. При этом важно совершенствовать мышечное чувство (умение различать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц), а также чувства времени и пространства.

При развитии ловкости необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. В дошкольном возрасте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координационных способностей. Именно в этом возрасте развитие координации дает наибольший эффект. Дети очень легко схватывают технику довольно сложных физических упражнений, поэтому в технически сложных видах спорта отмечается ранняя спортивная специализация.

По мнению В.М. Зациорского степень ловкости можно судить по тому, насколько успешно решается нестандартная двигательная задача, насколько выполняемые двигательные действия соответствуют сложившейся в данный момент ситуации.

Ловкость совершенствуют в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры.

Упражнения для развития точности движений, координации, «двигательной находчивости» желательно включать в занятия физической культуры. Упражнения на развитие ловкости различаются по степени координационной сложности, степени точности и по скорости.
Координационную сложность повышают путем подбора упражнений с однонаправленными, разнонаправленными движениями, с движениями, выполняемыми одновременно и разновременно.

При правильной методике обучения, спортивные игры в дошкольном возрасте  оказывают положительное влияние на формирование детского организма. Это влияние проявляется двояко: морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.

Под влиянием занятий физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности у юных спортсменов не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества.

Таким образом, была выявлена проблема развития ловкости. Ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени. Поскольку ловкость является психофизическим качеством, то она должна обладать свойством упражняемости. Н.А.Бернштейн отмечает: «...ловкость — не навык и не совокупность каких-нибудь навыков. Ловкость — это качество или способность, которая определяет отношение нашей нервной системы к навыкам. От степени двигательной ловкости зависит, насколько быстро и успешно может освоиться у человека тот или иной двигательный навык и насколько высокого совершенства он сумеет достигнуть. И упражняемость, и ловкость, несомненно, представляют собой упражняемые качества, но как та, так и другая сторона стоят над всеми навыками, подчиняя их себе и определяя их существенные свойства».

Наличие у детей представлений о физических упражнениях, осознание структуры движения, пространственного расположения частей тела, знание и владение соответствующей терминологией помогало дошкольникам описывать упражнения, подводило их к самостоятельному использованию двигательных навыков в играх и повседневной жизни. Новыми являлись следующие факторы: самостоятельное решение двигательных задач с учётом игровой ситуации; быстрое выполнение движений, отсутствие времени для подготовки к выполнению двигательного действия; быстрое переключение с одного движения на другое; эмоциональная насыщенность; согласование собственных действий с действиями других играющих. Игровая ситуация обеспечивала перенос двигательных навыков и служила показателем быстроты усвоения нового.

  1. Использование элементов игры в футбол в развитие  ловкости у

детей старшего дошкольного возраста.

Футбол – это игра, в которой игроки используют различные части тела (преимущественно ноги) и мяч. Этот вид спорта популярен как среди женщин, так и среди мужчин. Футбол на сей день, пожалуй, самая популярная коллективная игра в мире. Интересные сведения об истории футбола, развития этой спортивной игры проводятся в книгах: “Какая ты спортландия? ” Г.Юрмин, Футбол, 1-е и 2-е издания Б.Я.Цирик, Ю.С. Лукашин [30].

Слово “футбол” произошло от английского слова “фут” – стопа и “бол” – мяч. Родиной современного футбола является Англия. Но дата и место рождения не установлены.  Футбол в середине века сильно отличался от “нашего”, современного футбола, противника можно было сбить подножкой, игра не редко заканчивалась дракой, увечья и даже смертью игроков. Хотя эта игра и называлась  “ножной мяч”, англичане долгое время играли и ногой тоже. В связи с этим образовалось две группировки: одна была за игру “ только ногами, а другая за игру  “и руками и ногами”. Что бы разрешить спор пришлось собрать  собрание 1863г. в Лондоне оно состоялось, и победители сторонники “ножного футбола” и они создали свою союз “Футбол – ассоциацию”.

Мяч запрещалось касаться руками даже  вратарю. Позже вратарь получил право отбивать и ловить мяч руками.  1892 год – официальная дата рождения футбола в России .

В настоящее время содержание игры заключается в противоборстве двух команд, в каждой футбольной команде одиннадцать игроков: вратарь, защитники, полузащитники и нападающие (форварды). Вратарь – это последний бастион. Когда противники преодолели все оборонительные рубежи, только он сможет спасти команду. Защитник – один из игроков футбольной команды, главная задача которого – оборонять приступы к своим воротам. Полузащитник – игрок центра поля. В обязанности полузащитника входит как оборона собственных ворот, так и атака ворот противника. В футболе, атакующий игрок располагающийся ближе всего к воротам соперника называют нападающим.

Современный футбол постоянно прогрессирует. В конце XX века выросло новое поколение игроков, которых отличают не только силовые качества и быстрота, но и самое главное это то, что эти игроки универсальны,  т.е. это игроки способные сыграть на высоком уровне на двух или трех позициях. Именно поэтому с появлением игроков – универсалов стали  появляться новые тактические схемы, которые более эффективно позволяют командам добиться успеха.

Спортивная игра футбол пользуется большой популярностью  у детей дошкольного возраста. К.Е. Адашкявичене в своей книге выделяют правила игры, обращая внимание на упрощенные технические приемы. Если тактика большого футбола разработана до мелочей,  то разработке методики обучения футболу старших дошкольников уделяется мало внимания. Наиболее интенсивные и четкие указания о последовательности проведения игр с элементами футбола К.Е. Адашкявичене дает серию индивидуальных упражнений, упрощенные правилами  игры, предлагает подборку подвижных игр с элементами футбола [2].

Данный автор выявил основные приемы техники игры: перемещение, удары по мячу, приемы мяча, введение мяча, отбор мяча, финты, вбрасывание мяча. Перемещение в виде ходьбы, меленного бега, бега с  ускорением, бега спиной вперед, прыжков применяются в подвижных играх с мячом и самой игре футбол. Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по воротам, осуществляют ведение мяча и другие действия. Дальность полета мяча и траекторию зависит от того, с какой силой наносится удар. Детей учат принимать мяч более легким способом: подошвой, внутренней и внешней стороной стопы. Введение мяча осуществляется последовательными точками внешней и внутренней стороной, серединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой. Вбрасывание мяча из боковой линии осуществляется так: ребенок бьет мяч обеими руками , пальцы расставлены, ноги становятся в положении большого шага или параллельно. Отклонившись назад, он быстро бросает мяч, выпрямляя руки.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится упрощенный вариант игры в футбол, при этом правила игры имеют некоторые особенности. Здесь не применяются трудные правила  и не допустимые детям требования, например одиннадцатиметровые, угловые удары и другие правила большого футбола.

Цель команды в игре – забить как можно больше мячей в ворота противника, а после потери мяча защитить свои ворота, соблюдая при этом правила игры. Каждая команда состоит из 5-8 детей и  нескольких запасных. Один игрок – капитан.  Игроки команды должны иметь отличительные знаки. Игра продолжается 30 минут. Время игры делится на 2 половины по 15 минут пятиминутным перерывом. В конце игры проводиться малоподвижная игра (3-5 минут) с целью проведения организма ребенка в более спокойное состояние.

Мяч считается забитым в ворота, если он полностью прошел, линию ворот между стойками под перекладиной и если при  этом не были нарушены правила игры. Команда, забившая большое количество мячей считается победившей. Если не забито не одного мяча или обе команды забили одинаковое количество мячей, игра считается законченной в ничью.

Мяч для начала удара ставиться на землю в центре поля. И игра начинается по сигналу воспитателя. После забитого мяча игра возобновляется так же, как и в начале игры, игроком команды,  в ворота которой был забит мяч. После установленного перерыва команды меняются сторонами.

Как считает  такой автор, как  М.А. Рунова, наиболее эффективной формой обучения старших дошкольников  спортивным играм и упражнениям являются занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе. Такие занятия направлены, прежде всего на укрепление обшей физической подготовленности детей, удовлетворение их биологической потребности в движении. Основной целью занятий со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Отличительная черта занятий со спортивными играми и упражнениями – их эмоциональность. Положительный эмоциональный тонус является важной предпосылкой здоровья, предупреждает различные заболевания, поддерживает интерес к физическим упражнениям. Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям.

По мнению Н.А. Ноткиной, при подборе физических упражнений необходимо  учитывать возрастные особенности ребенка, возможности, и на основе их определить  посильные для него задания. Целесообразно использовать проводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Проводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть [21].

Проводящие упражнения могут служить:

  1. отдельные части изучаемого двигательного действия.
  2. имитация изучаемых двигательных действий.
  3. непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях.
  4. само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе.

Более сложные действия в спортивных играх можно разучить в специально созданных условиях  ( вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям.

Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм.  Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала  каждым ребенком, при  учете  реакций его организма на физическую нагрузку.

Занятия со спортивными играми и упражнениям, как и занятия обучающие основным движениям, состоят из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.

Дети овладевают техникой действия с мячом  при многократном повторении упражнений. Однако, упражнения и игры, в которые включается изучаемые движения, должны быть более разнообразными и интересными для детей. В начале обучения основное внимание детей направляется на овладение правильными движениями, а затем нужно стремится, что бы они освоили сильные и точные удары  и скорость движений. Обучение технике проводится постепенно путем усложнения условий выполнения движений. Например, удар по мячу надо проводить в такой последовательности:

  1. удар по неподвижному мячу.
  2. удар по мячу после его остановки.
  3. удар по мячу, движущему на встречу.

и, на конец, следует переходить у изучению удара при движении самих занимающихся.

Начинать обучение ведению мяча лучше всего с ведения по прямой на бегу. Скорость при этом увеличивается. По мере того, как дети овладевают этим действием, можно переходить к обучению ведению по дугам, зигзагом, с обводкой стоек – флажков. Наконец, следующий этап – это обучение ведению мяча при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в играх упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре футбол.

Дети должны знать, что:

  1. мяч надо вести дальней от  соперника ногой.
  2. при  быстром беге удобнее вести мяч внешней частью подъема, а при медленном беге любым способом.
  3. если на встречу бежит соперник, мяч следует веси внутренней частью подъема.

Если есть возможность дать мяч каждому ребенку, то это значительно повысит эмоциональность игроков, и будет способствовать более быстрому освоению приемов.

Таким образом, современная игра футбол прекрасно развивает у детей все физические качества, как точности, быстроты, координации движений. Но ловкость, как качество, которое представляет собой способность быстро овладевать новыми движениями, быстро и точно перестраивать свои движения в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

В игре футбол такие элементы техники, как перемещении в играх, введении мяча, удары по мячу, что эффективно влияет на развитие координационных способностей ребенка, помогает ему  в решении двигательных зад и взаимопомощи друг другу и являются струтурными компонентами ловкости.

Выводы по I главе:

Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.

Наиболее полно дает определение «здоровья» Всемирная Организация Здравоохранения – это физическое, психическое, социальное благополучие  человека. Такая трактовка понятия «здоровье» определяется как его физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Понятие «здоровье»  тесно связанно с такими понятиями как физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Все качества или способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Воспитание ловкости рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.

Умение самостоятельно решать неожиданно возникающие задачи необходимо ребенку, как в дошкольные годы, так и в дальнейшей жизни. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Этому способствует обучение детей игре футбол, которая разработана и отражена в работах Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.С. Фарфель. А так же ученные:  А.В.Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина.

Н.А.Бернштейн рекомендует применять игру футбол и включать элементы футбола в другие подвижные игры. Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и ее правила. Во время игры он должен определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных воздействий играющих в коллективе детей при передачи, ведении и других действий с мячом.

Глава II. Опытная работа по выявлению особенностей элементов игры в футбол для развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста

2.1 Констатирующий этап по выявлению уровня развития ловкости в играх с элементами футбол у детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий этап работы проводился в ГОУ Детского сада №1047 с детьми старшего дошкольного возраста в количестве восьми человек.

Задачей констатирующего этапа было:

  1. Проанализировать содержание работы воспитателя с детьми по вопросу  использования  физических упражнений для развития точности, быстроты, координации движений.
  2. Оценить уровень развития точности, быстроты, координации движений у детей старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленной задачи мы использовали следующие методы: психолого-педагогические (наблюдение, анализ документации, беседа с детьми и анкетирование воспитателя по физической культуре); практические (диагностические методики развития точности, быстроты, координации движений  у детей старшего дошкольного возраста).

Вначале была просмотрена серия занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста с целью использования физических упражнений для развития точности, быстроты, координации движений, и выявления уровня владения «школой мяча». Анализ одного из них представлен в следующей таблице №1:

Таблица №1

Анализ физкультурного занятия у воспитателя по физической культуре.

Содержание занятия

Дозировка

Примечания

I часть. Вводная

Ходьба обычная

Ходьба на носках

Ходьба на пятках

Ходьба с высоким подниманием колен

Ходьба полуприседом

Бег обычный

Бег с изменением направления по сигналу

Дыхательными упражнениями

II часть. Основная

ОРУ с мячом.

1)И.П. ноги опущены мяч в руках перед собой, ноги на ширине ступни. 1 руки вверх, подтянуться, 2 И.П. 3-4 тоже.

2) И.П. ноги на ширине плеч. Мяч в руках перед собой. 1 руки вверх, 2 наклон вправо, 3наклон влево, 4 И.П.

3) И.П. Ноги на ширине плеч руки перед собой, мяч в руках. 1 наклониться, коснуться мячом пола, 2 И.П., 3-4 тоже.

4)И.П. ноги на ширине плеч мяч в обеих руках перед собой. 1 поворот вправо, 2 И.П., 3поворот влево, 4 И.П.

5)И.П. сидя на пятках мяч в обеих руках перед собой, руки опущены, 1 повернуться положить мяч около носков, 2 повернуться взять мяч, 3-4 тоже в другую сторону.

6)И.П. мяч на полу руки на поясе. Прыжки на правой/левой ноге 8 раз, чередуя с ходьбой.

Основные движения:

- ходьба по скамейке (на носках, руки разведены в стороны).

- прыжки из обруча в обруч.

И.П. руки на поясе, прыжки на 2-х ногах из обруча в обруч.

- подтягивание на скамейке.

И.П. лежа на скамейке, ноги вместе, обхватить скамейку сбоку, руками подтянуться.

 Подвижная игра «Вышибалы»

2 минуты

1 минута

1 минута

1 минута

4-5 раз

4-5 раз

4-5 раз

4-5 раз

4-5 раз

1-2 раза

2 раза

2 раза

2 раза

2 раза

Обращалось внимание на осанку, на положение рук во время ходьбы.

Обращалось внимание на недостаточное количество времени бега, положение рук,

Обращалось внимание на И.П., но было не достаточное количество повторений.

Обращалось внимание на правильное выполнение, не достаточное количество наклонов.

Обращалось внимание на то, чтобы дети не сгибали колени, недостаточное количество наклонов.

Обращалось внимание на то, чтобы руки были прямые.

Обращалось внимание на правильное выполнение и И.П. Не все дети выполняли упражнение.

Обращалось внимание на осанку детей, маленькое количество прыжков.

Обращалось внимание на вид ходьбы.

на И.П. детей

Обращалось внимание на положение рук и ног. Маленькое количество повторений.

Обращалось внимание на то, чтобы дети правильно выполняли условия игры, не нарушали правил.

III часть. Заключительная

Малоподвижная игра «Найди и промолчи». Дети отворачиваются спиной к водящему, водящий прячет игрушку в комнате. Задача детей найти взглядом игрушку, потом подойти к водящему и шепотом сказать ему, где находится игрушка. После того как все дети найдут игрушку, один ребенок называет, то место где была игрушка.

3 раза

Обращалось внимание на то, чтобы дети выполняли правила игры, не произносили вслух местонахождение игрушки, а терпеливо ждали, пока все дети найдут игрушку.

Проанализировав данное занятие можно сделать следующие выводы: в комплексе ОРУ была дана не достаточная нагрузка на развитие физических качеств, нужно было дать детям хотя бы 4-6 повторений т.к. в группе небольшое количество детей. В занятии было включено подтягивание на животе по скамейке, но количество повторений не давало необходимой физической нагрузкой для развития ловкости у детей. Подвижная игра «Вышибалы» способствовала физическому развитию ловкости, но количество повторений этой игры было не достаточное.

Следующим этапом нашей работы был анализ календарного планирования воспитателя за месяц. Он показал, что используемые упражнения проводились с учетом развития не всех  физических качеств, в основном на координацию движений, темп, ритм, основные движения в основном направлены на закрепление ползание, лазание, прыжковых упражнений, нет упражнений в «школе мяча». Так же планировалось разучивание и закрепление подвижных игр, в основном с бегом («Метание с плеча», «Мельница»,  «Палочка-выручалочка», «Со спины лошадки» и т.д.) и другими движениями, что желательно  делать не на занятии, а на прогулке, так как тратиться время от основных упражнений. В плане не отмечено обучение детей элементам спортивной игре, в том числе и футбола.

На следующем этапе нашей работы было проведена беседа с детьми с целью выявления уровня знаний о физическом качестве ловкость, отношение к здоровью и к спортивной игре футбол. В беседе были задействованы 8 человек из подготовительно группы № 7 (Приложение 1). Детям были предложены следующие вопросы:

  1. Что такое здоровье?
  2. Что нужно делать, что бы быть здоровым?
  3. Что значит быть ловким?
  4. Что надо делать, что бы быть ловким?
  5. Здоровье и такое качество как ловкость совмещаются?
  6. Развивает ли футбол ловкость?
  7. В чем суть игры футбол?
  8. Какие вы знаете футбольные команды?
  9. Назовите известных футбольных игроков?

Ответы детей приставлены в Приложении №2 .

В результате беседы с детьми можно сделать следующие выводы:

  1. У детей данной группы недостаточные знания о том, что такое здоровье;
  2. Дети этой группы не знают ничего о том, что такое ловкость за исключением двух детей;
  3. У детей достаточные знания о спортивной игре футбол, о названиях футбольных команд.

В констатирующий этап вошло, анкетирование воспитателя по физической культуре Ивановой Н.В. Ей были предложены следующие вопросы:

  1. Как вы относитесь к проблеме моего исследования?
  2. Считаете ли Вы нужным развивать у детей ловкость?
  3. Почему Вы так считаете?
  4. Какие средства и методы, по вашему мнению, способствуют развитию ловкости?

Ответы воспитателя по физической культуре представлены в Приложении №2.

Из ответов Ивановой Н.В. можно сделать следующие выводы.  Иванова Н.В.считает, что ловкость одно из важных качеств в развитии ребенка. И его нужно развивать, так как это способствует дальнейшей адаптации ребенка к взрослой жизни. Развивать физические качества можно в различных подвижных и спортивных  играх, к которым относится футбол.

Так же в своем исследовании мы использовали практические методы исследования. Это диагностический метод по выявлению уровня развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Тест №1. Челночной бег (3 раза по 10 м.).

Цель: определить быстроту своих действий в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки

Проводился этот тест  на специально размеченной площадке. По команде внимание дети подходили к линии старта, давалась отмашка флажком, для бегущих включался секундомер. Ребенок трехкратно преодолевал 10-метровую дистанцию. При пересечении конечной линии секундомер отключался. Выполнялась одна попытка. Результаты записывались в таблицу №2, которая представлена ниже.

Таблица №2

Челночной бег (3 раза по 10 м.).

Имя ребенка

Возраст

Результаты детей (фактически)

Быстрота движений ( по М.А. Руновой- сек.)

1

Арсений Т.

6 лет 7 мес.

12,9

11,2 – 9,9

2

Ваня Ф.

6 лет 2 мес.

13,5

11,2 – 9,9

3

Катя Б.

6 лет 5 мес.

13,6

11,3 – 10,0

4

Миша М.

6 лет 5 мес.

14,4

11,3 – 10,0

5

Настя Б.

5 лет 11 мес.

13,4

12 9 - 11,1

6

Кирилл Д.

6 лет 6 мес.

13,0

11,3 – 10,0

7

Тая Ф.

6 лет 4 мес.

14,0

11,3 – 10,0

8

Юля Т.

6 лет 3 мес.

14,5

11,3 – 10,0

В результате данного теста было выявлено, что у большинства детей показатели быстроты движений ниже нормы. Так как у детей не сформирована правильная техника бега, нет быстроты реакций, отсюда такие результаты.

Тест №2. Удар по подвижному мячу.

Цель: выявить, насколько может ребенок устоять на ногах, попав по мячу правой/левой ногой.

Ребенок стоял в указанном месте, ему давался пас ногой. Он должен заранее  обговоренным способом ударить по мячу. Результаты тестирования представлены в таблице №3.

Таблица №3

Удар по подвижному мячу.

Имя ребенка

Результат

(правая/левая)

Методические указания

1

Арсений Т.

+/+

справился

2

Ваня Ф.

+/+

справился

3

Катя Б.

+/+

справилась

4

Миша М.

-/-

Не смог попасть по мячу ни одной ногой

5

Настя Б.

+/-

Не смогла попасть по мячу левой ногой

6

Кирилл Д.

+/-

Не смог попасть по мячу левой ногой

7

Тая Ф.

-/-

Не смог попасть по мячу ни одной ногой

8

Юля Т.

+/-

Не смогла попасть по мячу левой ногой

Пояснения к таблице: + ребенок попал по подвижному мячу, - ребенок не справился с заданием.

Исходя, из этой таблицы можно сделать вывод: в данном задании отлично справилось с заданием только 3 ребенка,  хорошо справились  3 детей и 2 не вообще не справились с этим заданием. Из этой таблицы видно, что  у детей плохо сформированы координационные способности. Большинство затруднений у детей вызвал удар по мячу левой ногой, следовательно, в дальнейшем при проведении занятий следует учитывать эту проблему.

Тест №3. Удар по воротам.

На расстоянии 5 метров от линии старта становились ворота. Ребенок от линии старта должен был ударить по мячу правой/левой ногой и попасть в ворота.

Цель: выявить, насколько у детей развит глазомер, чувство мяча, точность и способности удара по мячу. Анализ диагностики представлен в таблице №4.

Таблица №4

Удар по воротам.

Имя ребенка

Результат

(правая/левая)

Методические указания

1

Арсений Т.

+/+

справился

2

Ваня Ф.

+/-

Не смог забить мяч левой ногой

3

Катя Б.

+/+

справилась

4

Миша М.

-/-

Не смог забить мяч ни одной ногой

5

Настя Б.

+/-

Не смог забить мяч ни одной ногой

6

Кирилл Д.

+/-

Не смог попасть по мячу левой ногой

7

Тая Ф.

-/-

Не смогла забить мяч ни одной ногой

8

Юля Т.

-/-

Не смог забить мяч ни одной ногой

Исходя из данных таблицы можно сделать следующий вывод. Из 8 детей хорошо с заданием справились 2 ребенка, 3 детей вообще не смогли попасть по воротам, а остальные 3 ребенка попали по воротам только одной ногой. Из этого следует, что у детей плохо развит глазомер, чувство мяча, точность,  нет достаточной выдержки и терпения, чтобы хорошо прицелиться в ворота, так же следует, что и силу удара по мячу они не могут почувствовать.

В ходе констатирующего этапа, была проанализирована работа воспитателя с детьми по вопросу  использования  физических упражнений для развития ловкости, можно отметить, что воспитатель не использует недостаточное количество физических упражнений и подвижных игр для развития ловкости. В плане не отмечено обучение детей элементам спортивной игре, в том числе и футбола. В результате беседы с детьми было выявлено у детей данной группы недостаточные знания о том, что такое здоровье; дети этой группы не знают о том, что такое ловкость за исключением двух детей; у детей достаточные знания о спортивной игре футбол, о названиях футбольных команд. В результате проведенных тестов было выявлено, что у большинства детей показатели быстроты движений ниже нормы. Так как  не сформирована правильная техника бега, нет быстроты реакций, отсюда такие результаты,  плохо сформированы координационные способности. Большие затруднения у детей вызвал удар по мячу левой ногой, у детей плохо развит глазомер, чувство мяча, точность,  нет достаточной выдержки и терпения, чтобы хорошо прицелиться в ворота, так же следует, что и силу удара по мячу они не могут почувствовать.

2.2  Опытный этап по организации физкультурных занятий с использованием элементов игры в футбол для  детей старшего дошкольного возраста.

Теоретический и практический анализ изучаемой проблемы позволил определить основную задачу практической части: разработка серии конспектов, организация проведения физкультурных занятий с использованием элементов игры футбол для детей старшего дошкольного возраста.  При разработке конспектов мы использовали рекомендации Т.И. Осокиной и Э.Й. Адашкявичене.

В работе участвовала подготовительная группа №7 ГОУ№ 1047.

Для разработки этой части вначале мы составили планы физкультурных занятий, которые  представлены в следующей таблице №5:

Таблица №5.

План работы.

Тема занятия

Задачи

Примечания

1.

Обучение элементам перемещения

1. Обучающая

- формировать элементы бега

- формировать умение работать в команде

- развивать двигательные качества

2. Оздоровительная

- содействовать укреплению здоровья

3. Воспитательные

- воспитывать умение быстро и активно реагировать на команды воспитателя

- воспитывать интерес к занятиям по физической культуре

Приложение №4

2.

Обучение навыкам ведения мяча

1. Обучающая

- формировать навыки ведения мяча

- закреплять навыки бега

2. Оздоровительная

- тренировать сердечно - сосудистую  и дыхательную систему

- развивать основные группы мышц

3. Воспитательная

- воспитывать положительное отношение к спорту

- воспитывать организованность на занятиях физической культурой

Приложение №5

3.

Обучение навыкам удара по мячу

1. Обучающая

- формировать навыки игры головой

2. Оздоровительная

- укрепление стопы ног

- развитие различных мышц

3. Воспитательная

- воспитывать  дисциплину на уроках

- воспитывать умение слушать и выполнять указания воспитателя

Приложение №6

4.

Обучение элементам отбора и вбрасывания мяча

1. Обучающая

- формировать навыки отбора и вбрасывания мяча

- закреплять навыки игры головой

2. Оздоровительная

- развитие двигательных качеств силы, быстроты, ловкости и выносливости

- тренировать сердечно – сосудистую и дыхательную систему

3. Воспитательная

- воспитывать организованность на занятиях физической культурой

- воспитывать морально волевые качества

Приложение №7

5.

Обучение элементам остановки мяча

1. Обучающая

- формировать навыки остановки мяча

- закрепить навыки отбора и вбрасывания мяча

2. Оздоровительная

- тренировать  сердечно- сосудистую и дыхательную систему

- развивать основные группы мышц

3. Воспитательная

- воспитывать положительное отношение к споту

- воспитывать организованность на занятиях физической культурой

Приложение №8

Занятие 1. На первом занятии с детьми было проведено упражнение  по обучению детей элементам передвижения. Для разминки использовался медленный бег с поворотами корпуса на 180 градусов и остановками. Далее обучающие упражнения. Они состояли из бега: обычного, спиной вперед и приставными шагами. Каждое упражнение было показано и объяснено. Так же детям была  предложена игра “Футболист” для закрепления пройденных упражнений. Они с радостью согласились. В завершении занятия использовалась медленная ходьба с элементами бега.

На занятии дети вели себя дисциплинированно, организованно и ответственно. После занятия они хотели еще позаниматься и поиграть в футбол.

Анализируя занятие можно сделать вывод, что поставленные цели достигнуты.

Занятие 2. В подготовительной части занятия была проведена разминка всех групп мышц. В основном упор  делался на разогрев мышц ног. В основной части занятия дети обучались элементам ведения мяч внешней и внутренней стороной стопы. а так же повторяли элементы предыдущего урока. После отработки упражнений они закрепляли навыки в игре “Гонка мячей”. Завершилось занятие построением и подведением итогов.

На занятии дети были энергичны, бодры и жизнерадостны. У мальчиков получалось лучше вести мяч, чем у девочек. Они активнее выполняли задания. Больше затруднений предоставило ведение мяча внешней стороной стопы, у детей плохо сформирована координация движений. В целом на уроке проблем в организации и дисциплины не возникало. Так же было видно, что детям задания нравятся, им интересно, и они с большим удовольствием их выполняют.

Занятие 3. В начале третьего занятия  была дана растяжка мышц ног, для того чтобы разогреть организм. На этом занятии дети обучались  ударам по мячу серединой подъема и ударам внутренней частью подъема, а так же повторяли элементы ведения мяча, упражнения с прошлого занятия. После  отработки упражнений они закрепляли полученные навыки в игре ‘Забей гол”. Завершилось занятие построением и подведением итогов.

На занятии дети вели себя, организованно и ответственно. С охотой принимались к заданиям. Был сформирован интерес к игре футбол у детей. Воспитывалось умение слушать и выполнять указания воспитателя. Анализируя занятие можно сделать вывод, что поставленные цели достигнуты. К концу занятия, дети стали более свободно обраться с мячом.

Занятие 5. В начале занятия была проведена разминка группы мышц. Проводилась ОРУ с мячом, для подготовки детей  к дальнейшей работе. Далее проходило обучение детей элементам игры: вбрасывания и отбора мяча. Дети в парах передавали мячи друг другу. В завершении урока дети поиграли в игру “Задержи мяч”, где они закрепили свои новые навыки с мячом.

 На протяжении всего занятия, дети вели себя очень активно, эмоционально. Стоял “дух борьбы “. Упражнения выполнялись с охотой и интересом. При повторении упражнений предыдущего урока старались показать как можно лучше. В игре  “Задержи мяч” дети показали себя как азартные, волевые и жаждущие победы игроки. Занятие прошло дисциплинированно и интересно. Можно сказать, что поставленные задачи на занятиях были выполнены.

Занятие 6. В начале занятия с детьми была проведена разминка. Далее проводилось обучение элементам игры в “Футбол”: навыки остановки мяча. Была проведена беседа с детьми о самой игре футбол. Так же, дети  повторили упражнения предыдущих занятий, после чего детям была предложена игра “Футбол” по упрощенным правилам. На протяжении всего занятия, дети вели себя очень активно, эмоционально. При выполнении заданий возникло соперничество между детьми, что добавляло занятию дополнительный интерес. При игре “Футбол” дети продемонстрировали командную игру. В игре использовали те навыки, которым обучались на занятиях. В целом занятие прошло дисциплинированно и интересно. Задачи, поставленные  на занятии можно считать выполненными.

При разработке конспектов были учтены недостатки предшествующих занятий  и индивидуальные особенности детей. При этом мы старались, чтобы материал был доступным и полностью понятен детям, интересным и эмоционально преподнесен.

В ходе всех проведенных занятий мы не допускали монотонности, скуки, включали в занятия интересные двигательные задания, игровые моменты. При обучении элементам техники футбола, использовали подводящие упражнения, сходные по структуре с главным элементом движения. Занятия состояли из трех частей: водной, основной, заключительной. Ребята, овладевали техники действия с мячом при многократном повторении. Упражнения дети выполняли, как и правой ногой, так и левой. Обучение техники проводилось постепенно путем усложнения условий выполнения движений: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после остановки, удары по мячу движущему навстречу и уже в конце идет обучение удара по мячу в движении самих занимающихся. Ведение мяча начинается по прямой на бегу, постепенно увеличивая скорость. Так же идет обучение ведения мяча по дугам, зигзагом, с обводкой стоек и самое сложное при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре футбол.

Значительно повышает эмоциональность занятий, возможность дать мяч каждому ребенку, то это способствует более быстроту освоению приемов.

Выводы по II главе:

В ходе констатирующего этапа, была проанализирована работа воспитателя с детьми по вопросу  использования  физических упражнений для развития ловкости, можно отметить, что воспитатель не использует недостаточное количество физических упражнений и подвижных игр для развития ловкости. В плане не отмечено обучение детей элементам спортивной игре, в том числе и футбола. В результате беседы с детьми было выявлено у детей данной группы недостаточные знания о том, что такое здоровье; дети этой группы не знают о том, что такое ловкость за исключением двух детей; у детей достаточные знания о спортивной игре футбол, о названиях футбольных команд. В результате проведенных тестов было выявлено, что у большинства детей показатели быстроты движений ниже нормы. Так как  не сформирована правильная техника бега, нет быстроты реакций, отсюда такие результаты,  плохо сформированы координационные способности. Большие затруднения у детей вызвал удар по мячу левой ногой, у детей плохо развит глазомер, чувство мяча, точность,  нет достаточной выдержки и терпения, чтобы хорошо прицелиться в ворота, так же следует, что и силу удара по мячу они не могут почувствовать.

В ходе всех проведенных занятий мы не допускали монотонности, скуки, включали в занятия интересные двигательные задания, игровые моменты. При обучении элементам техники футбола, использовали подводящие упражнения, сходные по структуре с главным элементом движения. Занятия состояли из трех частей: водной, основной, заключительной. Ребята, овладевали техники действия с мячом при многократном повторении. Упражнения дети выполняли, как и правой ногой, так и левой. Обучение техники проводилось постепенно путем усложнения условий выполнения движений: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после остановки, удары по мячу движущему навстречу и уже в конце идет обучение удара по мячу в движении самих занимающихся. Ведение мяча начинается по прямой на бегу, постепенно увеличивая скорость. Так же идет обучение ведения мяча по дугам, зигзагом, с обводкой стоек и самое сложное при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре футбол.

Значительно повышает эмоциональность занятий, возможность дать мяч каждому ребенку, то это способствует более быстроту освоению приемов.

Заключение.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребенка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка – его мысли, чувства, нравственные качества, поведение.

Существует прямая связь между занятиями физической культурой и умственным развитием ребенка.

Следовательно, одной из важнейших задач детского сада, является формирование полноценной и разносторонне развитой личности, в том числе и в физическом плане.

Основным показателем уровня развития у детей старшего дошкольного возраста  является уровень развития ловкости.

 Целью нашего исследования было показать эффективность использования подвижных игр для развития ловкости на занятиях физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Понятие «здоровье» отражает одну из фундаментальных характеристик человеческого существования, форму его жизни. Потому оно, естественно, переосмысливается всякий раз, когда социальная жизнь переживает глубокие изменения, будь-то изменения в общественных отношениях или изменения в технических возможностях человечества.

Наиболее полно дает определение «здоровья» Всемирная Организация Здравоохранения – это физическое, психическое, социальное благополучие  человека. Такая трактовка понятия «здоровье» определяется как его физической культуры совершенно на новый уровень: она становится основой формирования здорового образа жизни людей. И основы здорового образа жизни человека закладываются в дошкольном возрасте.

Понятие «здоровье»  тесно связанно с такими понятиями как физические качества. Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

В современной литературе используют термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности». Однако они нетождественны. В самом общем виде двигательные способности можно понимать как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

Все качества или способности в теории и методике физического воспитания связывают с понятием «ловкость». Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Именно она отвечает за точность, ритмичность и согласованность отдельных движений, формирование ориентировки в пространстве, равновесия, умения согласовывать свои действия с изменениями обстановки. Воспитание ловкости рассматривается нами как целенаправленный педагогический процесс воздействия на развитие ребёнка-дошкольника.

Умение самостоятельно решать неожиданно возникающие задачи необходимо ребенку, как в дошкольные годы, так и в дальнейшей жизни. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения и элементы спортивных игр. Овладение всеми видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней физической подготовленности детей. Этому способствует обучение детей игре футбол, которая разработана и отражена в работах Н.А. Бернштейн, В.М. Зациорский, В.С. Фарфель. А так же ученные:  А.В.Кенеман, Д.В. Хухлаева, Т.И. Осокина.

Н.А.Бернштейн рекомендует применять игру футбол и включать элементы футбола в другие подвижные игры. Ребенок старшего дошкольного возраста в состоянии понять сущность коллективной игры с мячом, цель и ее правила. Во время игры он должен определить расстояние, траекторию полета мяча, его вес и упругость, уметь ориентироваться на площадке, находить более удобное место для ведения игры. Формирование этих умений чрезвычайно важно для организации целесообразных воздействий играющих в коллективе детей при передачи, ведении и других действий с мячом. В ходе констатирующего этапа, была проанализирована работа воспитателя с детьми по вопросу  использования  физических упражнений для развития ловкости, можно отметить, что воспитатель не использует недостаточное количество физических упражнений и подвижных игр для развития ловкости. В плане не отмечено обучение детей элементам спортивной игре, в том числе и футбола. В результате беседы с детьми было выявлено у детей данной группы недостаточные знания о том, что такое здоровье; дети этой группы не знают о том, что такое ловкость за исключением двух детей; у детей достаточные знания о спортивной игре футбол, о названиях футбольных команд. В результате проведенных тестов было выявлено, что у большинства детей показатели быстроты движений ниже нормы. Так как  не сформирована правильная техника бега, нет быстроты реакций, отсюда такие результаты,  плохо сформированы координационные способности. Большие затруднения у детей вызвал удар по мячу левой ногой, у детей плохо развит глазомер, чувство мяча, точность,  нет достаточной выдержки и терпения, чтобы хорошо прицелиться в ворота, так же следует, что и силу удара по мячу они не могут почувствовать.

В ходе всех проведенных занятий мы не допускали монотонности, скуки, включали в занятия интересные двигательные задания, игровые моменты. При обучении элементам техники футбола, использовали подводящие упражнения, сходные по структуре с главным элементом движения. Занятия состояли из трех частей: водной, основной, заключительной. Ребята, овладевали техники действия с мячом при многократном повторении. Упражнения дети выполняли, как и правой ногой, так и левой. Обучение техники проводилось постепенно путем усложнения условий выполнения движений: удар по неподвижному мячу, удар по мячу после остановки, удары по мячу движущему навстречу и уже в конце идет обучение удара по мячу в движении самих занимающихся. Ведение мяча начинается по прямой на бегу, постепенно увеличивая скорость. Так же идет обучение ведения мяча по дугам, зигзагом, с обводкой стоек и самое сложное при сопротивлении противника. Ведение мяча совершенствуется в игровых упражнениях, эстафетах, подвижных играх и самой игре футбол.

Значительно повышает эмоциональность занятий, возможность дать мяч каждому ребенку, то это способствует более быстроту освоению приемов.

Список литературы

  1. Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Т.В. Артамонова. — Волгоград, 1996. — 20 с.
  2. Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 2001.- 226с.
  3. Амосов Н.М., Бендет А. Я.  Здоровье человека. - М., 1984
  4. Апанасенко Г. Л.  Здоровый образ жизни. -  Л., 1988. – С. 67.
  5. Артамонова Т.В. Развитие ловкости у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Т.В. Артамонова. — Волгоград, 1996. — 20 с.
  6. Бальсевич В.К. Теоретико-методологическое обоснование концепции формирования физической культуры человека в дошкольном возрасте // Здоровый образ жизни: сущность, структура, формирование на пороге XXI века. Томск, 1997
  7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей детсада. – М.: Просвещение, 1981
  9. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. – М.: Просвещение, 1983
  10. Васильева О. С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр “Академия”, 2001. — 352 с.
    Автор: Васильева О. С., Филатов Ф.Р.
  11.  Волков  В.М. Теория и практика физ. культуры. — 1993.
  12. Грицаюк С.Е. Спортивные игры в детском саду, - М.: Олма-пресс, 2005. - 210с.
  13.  Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам: Ст. возраст. - М.: Владос, 2004 - 374c
  14.  Голошапова Б.Р. История физической культуры и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр ” Академия”, 2004 – 312с
  15.  Гужаловский А.А. Этапность развития физических качеств и проблема оптимизации физической подготовленности детей школьного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук /А.А. Гужаловский. — М., 1979. — 26 с.
  16.  Двигательные качества и методика их развития у дошкольников / сост. Н.А. Ноткина. — СПб.: Образование, 1993. — 36 с.
  17. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1966
  18.  Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для студентов пед. институтов по спец. "Дошкольная педагогика и психология" М.: "Просвещение", 1997
  19.  Козлов А.И., Харьковский В.И. Будь сильным, выносливым, ловким! – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1988
  20.  Константинова И.А.День футболиста, - М.: Олма-пресс. 2004. - 210с.
  21.  Лях В.И. Развитие координационных способностей у детей школьного возраста: автореф. дис. ... докт. пед. наук /В.И. Лях. — М., 1990.
  22.  Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. — СПб.: Образование, 1993 Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. – М.: Просвещение, 1986
  23.  Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Овал, 1992. - 376с.
  24.  Пензулаева, Л.И. Анатомо-физиологические особенности детей / Л.И.Пензулаева; сост. Г.М.Лямина. - М.: Педагогика, 1984. – 190с.
  25. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. - 368 с.
  26.  Степаненкова Э.Я. Использование подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста / Э.Я. Степаненкова // Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /под ред. А.В. Кенеман, Т.И. Осокиной. — М.: Просвещение, 1984. — С. 71 — 84.
  27. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М., 1984 .
  28.  Шебеко В.И. и др. Физическое воспитание дошкольников: Учебн. пособие для студентов средн. пед. уч. заведений / В.И. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.В. Шишкина. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
  29.  Шебеко В.И., Ермак А.А., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогич. учебн. завеедений. - 3-е изд, стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 1997.
  30.  Юнашева У.С. Возрастные особенности детей, - М.: Прогресс, 2002. - 276с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ловкости у детей дошкольного возраста средствами элементов спортивных игр»

Изучение работ и методических рекомендаций  специалистов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста  показывает, что развитию ловкости  в процессе организации подвижных игр и ...

Развития ловкости у детей дошкольного возраста.

Ритм современной жизни предполагает наличие ловкости для достижения успеха в самых разнообразных сферах жизни. По этой причине родителям и педагогам необходимо проявлять инициативу и начинать ра...

Сборник подвижных игр для развитие ловкости у детей дошкольного возраста.

В сборник вошли подвижные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста, в которых совершенствуются двигательные умения и навыки, а также развиваются физические качества.Сборник адресован пе...

План по самообразованию «Подвижные игры и игровые упражнения с мячом как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста»

Мяч – самая универсальная и многогранная, удобная и динамичная игрушка, занимающая особое место в развитие детей.Мяч воспринимается ребенком как нечто живое, он чутко реагирует и отзыв...

Развитие ловкости у детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов о способах развития ловкости у дошкольноков...

Подвижные игры на развитие ловкости у детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр на развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста...