Главные вкладки

    Игры и игровые упражнения в условиях ограниченного пространства.
    статья (физкультура, старшая группа) по теме

    Представлены игры и игровые упражнения  для развития двигательной активности в группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и игровые упражнения для повышения двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства.

            Человечество очень сильно шагнуло вперед во всех сферах жизни. И тем самым облегчило себе существование. Однако создание комфортных социально бытовых условий и повсеместная автоматизация оказали пагубное влияние на состояние здоровья современного человека: исчезла необходимость много  ходить, прилагать усилия для бытовых дел (стирка, уборка, приготовление пищи), и доля движений в жизнедеятельности стала минимальной. Гипокинезия – дефицит движений, болезнь ХХI века, «болезнь цивилизации»

            Городские современные дети не имеют возможности для проявления достаточной, самостоятельной двигательной активности. Ее ограничение влечет за собой изменение здоровья растущего организма:

    • снижение физической работоспособности, уменьшение физиологических резервов организма;
    • нарушение функций центральной нервной системы – раздражительность, плохая память, нарушение сна, неустойчивость настроения, невротизация;
    • снижение интенсивности обмена веществ;
    • деформация опорно – двигательного аппарата из-за слабого развития мускулатуры;
    • значительное изменение сердечно - сосудистой системы: учащение сердечных сокращений, уменьшение общего количества крови, что приводит к уменьшению поступления кислорода к ткани.

    Существуют факторы, влияющие на ограничение двигательной активности дошкольников:

    -замкнутость, перенасыщенность пространства групп в детском саду;

    -увеличение продолжительности занятий с преобладанием статических поз;

    -ограничение двигательной активности на прогулках (чрезмерная забота, запреты взрослых-«не лезь», «не беги», «испачкаешься»);

    -преобладание статичного времяпровождения (просмотр м/ф, настольные игры, игры с конструктором, занятия  изобразительной деятельностью);

    -генетическая наследственность (10% детей являются условно здоровыми).

       Самой же главной проблемой является то, что дети не умеют правильно организовывать самостоятельную деятельность в условиях ограниченного пространства. Поэтому педагоги должны способствовать повышению самостоятельной двигательной деятельности.

        Предлагаемые этапы работы:

    1. Определение индивидуальных предпочтений детей: любимые игры, виды движений, чаще всего  используемые в самостоятельной деятельности. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную деятельность в условиях ограниченного  помещения.

          Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы выяснили, что дети предпочитают сюжетно - ролевые игры, выполнять постройки из различного вида конструктора. Из настольных игр дети предпочитают разнообразные лото, мозаики, много  рисуют и раскрашивают.

       Очень мало времени уделяется подвижным играм и играм с атрибутами спортивного уголка, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

    1. Были подобраны игры и упражнения, изготовлены необходимые атрибуты и оборудование  с учетом специфики группы, т.е. ограниченностью пространства.

    1. Обучение детей новым играм и способам использования игрового оборудования физкультурного  уголка, а так же привычных предметов (столы и стулья, детали крупного строительного конструктора, мягкие модули).

    Особое внимание уделяли безопасности во время организации подвижных игр:

    - воспитание дружелюбия, внимательности к окружающим, умение уступать сверстнику, толерантность;

    - формирование умения контролировать свое поведение и последствия своих действий;

    - адекватно реагировать на выражение недовольства сверстников, умение решать возникающие конфликты, использовать вежливое обращение.

    1. Введение игровых упражнений в самостоятельную деятельность детей, которые совершенствовали бы основные виды движений:

    -ходьба;

    -равновесие;

    -лазание, ползание;

    -прыжки;

    -метание;

    -развитие координации движений.

    В качестве игровой площадки можно задействовать не только игровое помещение, но и площадь приёмной и коридора. Здесь можно нанести разметку для игры в «классики», «цветные настенные ладошки»- тихий тренажер, круги для прыжков.

      Новые игры и атрибуты дают возможность поддерживать интерес детей к развитию движений, способствуют укреплению здоровья и профилактики гиподинамии, дозированию физической нагрузки, развивают творчество и воображение в процессе придумывания новых вариантов игр, обогащают опыт общения и взаимодействия со сверстниками, повышают коммуникативную культуру.

    Кроме того, с ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности снижается количество нарушения поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих в процессе самостоятельной деятельности.

    Таким образом, решается задача  сохранения физического здоровья детей и  создания психологического климата, благоприятного для детского развития.

     

     

    Варианты игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства

    Вид

    движения                  

               

    Методические

    рекомендации                              

    Игры

    для самостоятельной

    деятельности

    Пособия и атрибуты

     

    Ходьба

    -следить за сохранением правильной осанки;

    -использовать ориентир (чтобы дети не опускали голову);

    -чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове (для формирования правильной осанки);

    -использовать задания с изменением темпа. направления, с  разным положением рук, чередование ходьбы с другими видами движений (повороты, приседания. Ползание).

    «Гигантские шаги» -   перешагивание различными способами с коврика на коврик;

    «Веселая дорожка» - перешагивание, переставление ступней  в различных положениях;

    «Маленькие  негритята»- перенос мешочков с песком на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между предметами;

     «Обезьянки»- хождение руками и ногами по дорожке с разметкой.

    -мягкие коврики;

    -дорожка с разметкой ступни и ладошки;

    -мешочки с песком, шнуры, конусы, кубики, ортопедическая дорожка (коррекция плоскостопия);

    -дорожка с разметкой (ступни и ладошки).

    Равнове-

    сие

    -проводить упражнения в спокойном темпе, исключить соревнования на быстроту выполнения движений;

    -обращать внимание на уверенность сохранения статичных поз.

    «Путаница»- сохранение равновесия при  прохождении  через веревочный узор;

    «Пройди – не упади» - ходьба  между шнуров, по веревке разными способами;

    -«Курьеры»- перенос предметов в ложке, на ракетке;

    -«Аисты»- стояние на одной ноге с мешочком на голове.

    -веревка, длинный шнур;

    -веревка, длинный шнур. кубики;

    -ложка, ракетка, небольшие предметы или воздушный шар;

    -мешочки с песком.

     

    Лазание, ползание, подлеза- - ние, , пролеза-ние.

    -при организации ползания  на четвереньках, обязательно вводить последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника;

    -регулярно усложнять препятствия, которые нужно преодолевать;

    -обязательно обращать внимание на соблюдение техники безопасности при ползании, чтобы исключить травмирование кожных покровов.

    «Тоннель» -пролезание по дугами через тоннель из ткани, через обручи на стойках, под стульями и столами.

    «Паутинка» - перелезание, пролезание,  подлезание между натянутых веревок, шнуров.

    «Котята» - ползание на четвереньках по ортопедической дорожке.

    -дуги, обручи в стойках, тоннель из ткани, предметы мебели;

    -длинная веревка, шнур;

    -ортопедическая дорожка.

    Прыжки

    - особое внимание обращать на мягкое приземление, а не на преодоление  длины или высоты;

    -широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, ходьба по ортопедической дорожке, подпрыгивания).

    «Достань ягодку» -подпрыгивание, дотягивание до условной метки;

    «Классики» ;

    « С кочки на кочку»  -перепрыгивание с коврика на коврик, из кольца в кольцо;

    «Лягушата»- запрыгивание и спрыгивание со скамейки;

    «Мамина забава»- выполнение серии прыжков через бельевую резинку.

    -условная метка или игрушка, подвешенная на высоте вытянутой вверх руке ребенка;

    -разные виды разметки классиков;

    -мягкие коврики. кольца;

    -устойчивая скамейка высотой 20 см (страховка обязательна);

    -бельевая резинка, связанная в кольцо.

    Метание

    -особое внимание уделять правильному замаху т.к. это не только способствует закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины;

    -объяснение и показ правильного положения   тела    при метании;

    -уточнять некоторые элементы техники ловли и отбивания мяча .

    «Бумажные снежки» - метание снежков из скомканной бумаги;

    «Урожай в кладовочку» -

    забрасывание мешочков в короб;

    «Попади в цель» - метание мешочков в корзину;

    «Боулинг в коридоре»;

    «Кольцеброс»;

    Игры с мячом в коридоре (отбивание, подбрасывание, ловля)

    -газетная бумага;

    -мешочки, мягкие мячики, короб или корзина;

    кегли и мяч;

    -стойка и кольца;

    -мячи малого и среднего диаметров.

    Развитие координа-

    ции движений

    -обращать внимание на согласование движений рук   и ног, непринужденность и легкость движений;

    -добиваться  качественного выполнения заданий;

    -доводить приобретенные двигательные умения и навыки до автоматизма.

    «Тихий тренажер»-  хождение  руками и ногами по стене;

    «Полоса препятствий»- чередование разных видов движений (подлезание, равновесие, прыжки, метание);

    «Воздушный волейбол»- передача воздушных шаров в команду соперника.

    -разметка в виде ступней и ладошек на стене;

    -в зависимости от видов движений;

    -полотно, натянутое на уровне груди  детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

    Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

    "Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

    Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

    «Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

    Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

    Игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции.

    Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции, чтобы время пребывания дома прошли с пользой....