Игры и игровые упражнения в условиях ограниченного пространства.
статья (физкультура, старшая группа) по теме

Представлены игры и игровые упражнения  для развития двигательной активности в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения для повышения двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства.

        Человечество очень сильно шагнуло вперед во всех сферах жизни. И тем самым облегчило себе существование. Однако создание комфортных социально бытовых условий и повсеместная автоматизация оказали пагубное влияние на состояние здоровья современного человека: исчезла необходимость много  ходить, прилагать усилия для бытовых дел (стирка, уборка, приготовление пищи), и доля движений в жизнедеятельности стала минимальной. Гипокинезия – дефицит движений, болезнь ХХI века, «болезнь цивилизации»

        Городские современные дети не имеют возможности для проявления достаточной, самостоятельной двигательной активности. Ее ограничение влечет за собой изменение здоровья растущего организма:

  • снижение физической работоспособности, уменьшение физиологических резервов организма;
  • нарушение функций центральной нервной системы – раздражительность, плохая память, нарушение сна, неустойчивость настроения, невротизация;
  • снижение интенсивности обмена веществ;
  • деформация опорно – двигательного аппарата из-за слабого развития мускулатуры;
  • значительное изменение сердечно - сосудистой системы: учащение сердечных сокращений, уменьшение общего количества крови, что приводит к уменьшению поступления кислорода к ткани.

Существуют факторы, влияющие на ограничение двигательной активности дошкольников:

-замкнутость, перенасыщенность пространства групп в детском саду;

-увеличение продолжительности занятий с преобладанием статических поз;

-ограничение двигательной активности на прогулках (чрезмерная забота, запреты взрослых-«не лезь», «не беги», «испачкаешься»);

-преобладание статичного времяпровождения (просмотр м/ф, настольные игры, игры с конструктором, занятия  изобразительной деятельностью);

-генетическая наследственность (10% детей являются условно здоровыми).

   Самой же главной проблемой является то, что дети не умеют правильно организовывать самостоятельную деятельность в условиях ограниченного пространства. Поэтому педагоги должны способствовать повышению самостоятельной двигательной деятельности.

    Предлагаемые этапы работы:

  1. Определение индивидуальных предпочтений детей: любимые игры, виды движений, чаще всего  используемые в самостоятельной деятельности. Определив круг интересов детей, можно подобрать именно те подвижные игры и изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную деятельность в условиях ограниченного  помещения.

      Наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, мы выяснили, что дети предпочитают сюжетно - ролевые игры, выполнять постройки из различного вида конструктора. Из настольных игр дети предпочитают разнообразные лото, мозаики, много  рисуют и раскрашивают.

   Очень мало времени уделяется подвижным играм и играм с атрибутами спортивного уголка, где самостоятельная двигательная активность носит в основном спонтанный, хаотичный характер.

  1. Были подобраны игры и упражнения, изготовлены необходимые атрибуты и оборудование  с учетом специфики группы, т.е. ограниченностью пространства.

  1. Обучение детей новым играм и способам использования игрового оборудования физкультурного  уголка, а так же привычных предметов (столы и стулья, детали крупного строительного конструктора, мягкие модули).

Особое внимание уделяли безопасности во время организации подвижных игр:

- воспитание дружелюбия, внимательности к окружающим, умение уступать сверстнику, толерантность;

- формирование умения контролировать свое поведение и последствия своих действий;

- адекватно реагировать на выражение недовольства сверстников, умение решать возникающие конфликты, использовать вежливое обращение.

  1. Введение игровых упражнений в самостоятельную деятельность детей, которые совершенствовали бы основные виды движений:

-ходьба;

-равновесие;

-лазание, ползание;

-прыжки;

-метание;

-развитие координации движений.

В качестве игровой площадки можно задействовать не только игровое помещение, но и площадь приёмной и коридора. Здесь можно нанести разметку для игры в «классики», «цветные настенные ладошки»- тихий тренажер, круги для прыжков.

  Новые игры и атрибуты дают возможность поддерживать интерес детей к развитию движений, способствуют укреплению здоровья и профилактики гиподинамии, дозированию физической нагрузки, развивают творчество и воображение в процессе придумывания новых вариантов игр, обогащают опыт общения и взаимодействия со сверстниками, повышают коммуникативную культуру.

Кроме того, с ростом интенсивности самостоятельной двигательной активности снижается количество нарушения поведения у детей и число травмоопасных ситуаций, возникающих в процессе самостоятельной деятельности.

Таким образом, решается задача  сохранения физического здоровья детей и  создания психологического климата, благоприятного для детского развития.

 

 

Варианты игр для активной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства

Вид

движения                  

           

Методические

рекомендации                              

Игры

для самостоятельной

деятельности

Пособия и атрибуты

 

Ходьба

-следить за сохранением правильной осанки;

-использовать ориентир (чтобы дети не опускали голову);

-чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове (для формирования правильной осанки);

-использовать задания с изменением темпа. направления, с  разным положением рук, чередование ходьбы с другими видами движений (повороты, приседания. Ползание).

«Гигантские шаги» -   перешагивание различными способами с коврика на коврик;

«Веселая дорожка» - перешагивание, переставление ступней  в различных положениях;

«Маленькие  негритята»- перенос мешочков с песком на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между предметами;

 «Обезьянки»- хождение руками и ногами по дорожке с разметкой.

-мягкие коврики;

-дорожка с разметкой ступни и ладошки;

-мешочки с песком, шнуры, конусы, кубики, ортопедическая дорожка (коррекция плоскостопия);

-дорожка с разметкой (ступни и ладошки).

Равнове-

сие

-проводить упражнения в спокойном темпе, исключить соревнования на быстроту выполнения движений;

-обращать внимание на уверенность сохранения статичных поз.

«Путаница»- сохранение равновесия при  прохождении  через веревочный узор;

«Пройди – не упади» - ходьба  между шнуров, по веревке разными способами;

-«Курьеры»- перенос предметов в ложке, на ракетке;

-«Аисты»- стояние на одной ноге с мешочком на голове.

-веревка, длинный шнур;

-веревка, длинный шнур. кубики;

-ложка, ракетка, небольшие предметы или воздушный шар;

-мешочки с песком.

 

Лазание, ползание, подлеза- - ние, , пролеза-ние.

-при организации ползания  на четвереньках, обязательно вводить последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника;

-регулярно усложнять препятствия, которые нужно преодолевать;

-обязательно обращать внимание на соблюдение техники безопасности при ползании, чтобы исключить травмирование кожных покровов.

«Тоннель» -пролезание по дугами через тоннель из ткани, через обручи на стойках, под стульями и столами.

«Паутинка» - перелезание, пролезание,  подлезание между натянутых веревок, шнуров.

«Котята» - ползание на четвереньках по ортопедической дорожке.

-дуги, обручи в стойках, тоннель из ткани, предметы мебели;

-длинная веревка, шнур;

-ортопедическая дорожка.

Прыжки

- особое внимание обращать на мягкое приземление, а не на преодоление  длины или высоты;

-широко использовать подводящие упражнения (поднимание на носках, ходьба по ортопедической дорожке, подпрыгивания).

«Достань ягодку» -подпрыгивание, дотягивание до условной метки;

«Классики» ;

« С кочки на кочку»  -перепрыгивание с коврика на коврик, из кольца в кольцо;

«Лягушата»- запрыгивание и спрыгивание со скамейки;

«Мамина забава»- выполнение серии прыжков через бельевую резинку.

-условная метка или игрушка, подвешенная на высоте вытянутой вверх руке ребенка;

-разные виды разметки классиков;

-мягкие коврики. кольца;

-устойчивая скамейка высотой 20 см (страховка обязательна);

-бельевая резинка, связанная в кольцо.

Метание

-особое внимание уделять правильному замаху т.к. это не только способствует закреплению навыка, но и укрепляет мышцы спины;

-объяснение и показ правильного положения   тела    при метании;

-уточнять некоторые элементы техники ловли и отбивания мяча .

«Бумажные снежки» - метание снежков из скомканной бумаги;

«Урожай в кладовочку» -

забрасывание мешочков в короб;

«Попади в цель» - метание мешочков в корзину;

«Боулинг в коридоре»;

«Кольцеброс»;

Игры с мячом в коридоре (отбивание, подбрасывание, ловля)

-газетная бумага;

-мешочки, мягкие мячики, короб или корзина;

кегли и мяч;

-стойка и кольца;

-мячи малого и среднего диаметров.

Развитие координа-

ции движений

-обращать внимание на согласование движений рук   и ног, непринужденность и легкость движений;

-добиваться  качественного выполнения заданий;

-доводить приобретенные двигательные умения и навыки до автоматизма.

«Тихий тренажер»-  хождение  руками и ногами по стене;

«Полоса препятствий»- чередование разных видов движений (подлезание, равновесие, прыжки, метание);

«Воздушный волейбол»- передача воздушных шаров в команду соперника.

-разметка в виде ступней и ладошек на стене;

-в зависимости от видов движений;

-полотно, натянутое на уровне груди  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции.

Уважаемые родители! Предлагаю Вам игры и игровые упражнения в условиях самоизоляции, чтобы время пребывания дома прошли с пользой....