Консультация для воспитателей "Оборудование для двигательной активности детей".
консультация по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Краснова Ольга Валериевна

Физическое развитие – одна из пяти  образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады используют широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников. А для реализации  части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса педагоги часто используют нестандартное оборудование, выполненное из природного и бросового материала.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oborudovanie_dlya_dvigatelnoy_aktivnosti_detey_-_kopiya.docx27.79 КБ

Предварительный просмотр:

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ДОУ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
 
             Физическое развитие – одна из пяти  образовательных областей, выделенных для обязательной реализации в образовательной программе. Чаще всего в рамках реализации обязательной части программы детские сады используют широко известные технологии физического развития дошкольников, где подробно изложен перечень традиционного (стандартного) оборудования для двигательной активности дошкольников. А для реализации  части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса педагоги часто используют нестандартное оборудование, выполненное из природного и бросового материала.
              Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий на НОД по физической культуре способствуют развитию двигательной сферы детей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих способностей, воспитанию нравственно-волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.
             Комплекс упражнений общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем, гимнастической палкой и т.д.) может оказывать огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.
             В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (прыжки на батуте, через скакалку, лазание по канату и т.д.).
             Во время НОД с использованием физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложненные условия для выполнения различных физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из разных модулей, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонному буму, ползание по гимнастической скамейке, подлезание под дуги, прыжки на батуте и т.д. При этом дети проявляют ловкость, выносливость, быстроту реакции, а также смелость, решительность и находчивость.
           Езда на велосипеде, катание на роликахконьках стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия следует широко использовать различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.
            Использование физкультурных пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, зрительных, осязательных, слуховых и др. 
            Физические упражнения могут выполняться дошкольниками с мелкими физкультурными пособиями (резиновым кольцом, флажком, веревкой, палкой, обручем, мячом и др.), а также — на гимнастическом валике, стенке, бревне, рукоходе, на санках, лыжах и т.п. или около них (у гимнастической стенки, скамейки, у бревна и др.).
            Во время обучения детей элементам спортивных игр (волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей), а также в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) создается особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания.
             Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажерном зале, на спортивной  площадке), что ведет к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии.
            Участие детей в подготовке пособий к разным видам  НОД  по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.          

Наряду с обычным оборудованием в физкультурных уголках должно быть нестандартное оборудование. Оно должно соответствовать требованиям «Инструкции по охране жизни и здоровья детей», легко подвергаться санитарной обработке, обеспечивать безопасность детей во время игр и НОД.

           Нестандартное оборудование, которое можно изготовить своими руками и использовать его для проведения игр, игровых упражнений и НОД на свежем воздухе.

1) «ЛЫЖИ НА ДВОИХ»

На    пару   лыж   устанавливаются   по 2 крепления. Два   ребёнка встают на одну пару лыж, двигаются синхронно.

Такие упражнения развивают координацию движений, умение действовать в паре. Можно применять во время проведения игровых упражнений и эстафет.

2)  «СКЕЙТБОРДЫ»

На деревянные доски размером 20-40см снизу крепятся ролики ( от роликовых коньков ).

Можно применять для передвижения сидя, в эстафетах перевозить на досках груз. Также лёжа животом на доске, отталкиваясь руками от пола, прокатываться вперёд- назад.

Передвигаться на « скейтборде» стоя на ногах можно только со страховкой взрослого.

Такие  упражнения   развивают  смелость,  ловкость,   координацию движений, повышают интерес к выполнению упражнений.

1.        «ЧЬИ СЛЕДЫ»

Из плотного линолеума вырезаются две ступни шириной 20см длиной 30см.

Такие следы можно использовать в играх-эстафетах.

Эти игры-эстафеты развивают умение работать в группе, быстроту реакции.

1.        « ПОЛОВИНКИ»

Отслужившие свой срок резиновые мячи разрезаются пополам. Образовавшиеся «мисочки» в эстафетах заменяют «шапки-невидимки», их можно набрасывать на лежащие предметы, мячи меньшего размера и т.д. они могут выполнять роль ориентировки.

1.        « ЛЕНТЫ НА РЕЗИНКЕ»

На концах длинной резинки крепятся крючки (для растягивания резинки через спортзал). На резинку нанизывается подшитые с одного края ленты (20-25 штук), которые могут двигаться по резинке свободно. Использование:

- упражнения на дыхания (ленты шевелятся).

- упражнения «Попади мячом в цель.

- прыжки на двух ногах вдоль зала - «Достань головой до ленточки».

6.  «ПУФИКИ ИЗ ПАРАЛОНА»

  (диаметр 30-50 см, высота 30-40) Обтягиваются дерматином или тканью. Их можно перепрыгивать, переносить, перебрасывать, сидеть на них и т.д.

7)  «ЗМЕИ МАТЕРЧАТЫЕ»

Используются для перешагивания, перепрыгивания, хождении прямо по «змее», вместо скакалки в эстафете, как ограничитель для малышей при обучении ходьбе и др. Их делают из лоскутков в стиле «печвог» и набивают шерстяными нитками, ватой, тряпками, кусками поролона.

8) «ПЛАСТМАССОВЫЕ БУТЫЛКИ»

Бутылки разной ёмкости, наполненные водой или песком используют для выполнения ОРУ, для поднимания, вместо гантелей, для прокатывания.

Также     для     профилактики     и     коррекции     плоскостопия     в физкультурных уголках необходимо иметь разные коврики:

- твердые

- колючие, а также можно сшить:

9) «УДАВ»

Используем   ткань,   вату,   пуговицы   без   ножки.   Применяем   для профилактики плоскостопия; развития  умения сохранять равновесие по ограниченной плоскости.

10) «ДОРОЖКА СО СЛЕДАМИ»

Используем коврик туриста, клеящуюся    плёнку. Применяем для развития координации, внимания, прыгучести.

11) «ПНЕМВМАТИЧЕСКИЙ КОВРИК»

Используем ткань поролон, каждая ячейка прошивается и набивается поролоном. Используется для профилактики плоскостопия.

Также в играх, игровых упражнениях, эстафетах используется мячи для футбола, сухие бассейны.

          Применяя нетрадиционное оборудование на физкультурных НОД, играх и игровых упражнениях, эстафетах, занятиях на свежем воздухе можно повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности, увеличить объём двигательной активности, поднимая эмоциональный настрой дошкольников.

        


Основные требования к подбору физкультурного оборудования:
–  Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. 
–  Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и вес предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. 
–  Количество оборудования определяется из расчета активного участия всех детей в процессе разных форм двигательной активности. 
–  Габариты и вес переносного оборудования должны быть соизмеримы с возможностями детей.
–  Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивое и прочное. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма у детей во время НОД по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.
–  Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.
–  Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.
–  Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений (общеразвивающих, упражнений в основных видах движений), а также целенаправленное формирование различных физических качеств (ловкости, гибкости, силы, выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств).
–  Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и др.), переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов (дерева, резины, пластмассы и т.п.), мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т.п.). Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой построения и содержания разных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).
–  При подборе физкультурного оборудования существенное значение имеет учет особенностей физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики. 
–  Для рациональной организации двигательной активности детей дошкольного возраста важно обращать внимание на размещение оборудования по месту его использования (для определенных условий). 
 

 

ЛИТЕРАТУРА.
 

 

Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова «Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений». М.: Мозаика-Синтез, 1999.

Т.Н. Доронова, Т.И. Тимофеева, Н.А. Короткова, М.А. Рунова «Материалы и оборудование для детского сада». «Линка-Пресс», 2004 

Л.Глазырина. «Физическая культура – дошкольникам». М.: «Владос», 2001год.

Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.

Н.Попова, Е.Харламов. «Дыхательная гимнастика для детей в домашних условиях». Издательский центр «Март». Москва- Ростов-на-Дону, 2004год.

М. Рунова. «Формирование и коррекция осанки. Профилактика нарушения осанки». Журнал «Дошкольное воспитание». 2002год, № 12.

А. Саркисян, Г. Овакемян. Как выработать правильную осанку у младших дошкольников». Журнал «Дошкольное воспитание». 1989год,№ 4.

Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду

М.: «Детство-пресс»2010год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развиваем двигательную активность детей"

Физическая культура занимает ведущие место в воспитании детей и представляет собой целый комплекс оздоровительно-образовательных мероприятий, основу которых составляет д...

Консультация для родителей "Повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр"

Подвижные игры – один из самых замечательных способов для ребёнка развить свою двигательную активность, координацию движений, ловкость, выносливость. В семейную копилочку подвижных игр можно добавить ...

Консультация для воспитателей "Организация двигательной активности детей на прогулке"

Прогулка имеет особое оздоровительно-воспитательное значение, если она насыщена разнообразной двигательной деятельностью.  Данная консультация поможет педагогам правильно организовать деятльность...

Консультация для воспитателей «Активизация двигательной активности детей в зимний период»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ. Содержит особенности организации двигательной деятельности детей в зимний период....

Консультация для воспитателей:"Самостоятельная двигательная активность детей на прогулке и руководство ею"

Что означает двигательная активность? Основные педагогические приёмы и методы индивидуально-дифференцированного подхода к детям во время самостоятельной двигательной активности....

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья»

Консультации для родителей Тема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Активность ребёнка – залог его здоровья» ...