Оздоровительные физкультминутки
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Алексеева Людмила Алексеевна

Физкультминутки проводятся с целью снижения утомления и статического напряжения у детей дошкольного возраста. Оздоровительные физкультпаузы способствуют профилактике нарушений функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения,тренировке дыхательной мускулатуры, повышению сопротивляемости организма ребенка простудным заболеваниям. Данные разработки помогут воспитателям более эффективно использовать динамические паузы для полноценного развития и укрепления здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultminutki_dlya_formirovaniya_pravilnoy_osanki.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультминутки для формирования правильной осанки

Деревья и птицы

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета

Руки подняли и помахали -                    Подняться на носочки, выполнять

Это деревья в лесу.                                   махи руками вверх, в стороны.

Локти согнули, кисти встряхнули -       встряхивать кистями рук,

Ветер сбивает росу.                                   руки согнуты в локтях

Плавно руками помашем -                       Поднять руки в стороны, махать

Это к нам птицы летят,                                   руками

Как они сядут – покажем:                          Присесть, руки назад, кисти

Крылья сложили назад.                            Соединить тыльной стороной.

Ветер

Цель: Укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений

Ветер дует нам в лицо,                            И.п.- о.с., наклоны туловища влево –

Закачалось деревце.                                 Вправо

Ветер тише, тише, тише,                          Присесть, руками обхватить колени

Деревце все выше, выше.                       Выпрямиться, встать на носки, руки      

                                                                        Вверх.

Кошка и котята

Цель: укрепление мышечного корсета позвоночника, мышц тазового пояса, верхних и нижних конечностей

Кошка с котятами                     Ходьба в произвольном направлении

Вместе играла,

Кошка котяток                          Ползание с опорой на колени и кисти рук

Всему обучала:

Весело прыгать,                       Прыжки на обеих ногах

Хвостом помахать                   И.п.: стоя на четвереньках

Вот как котята                           Выполнять повороты тазобедренной

Умеют играть!                           части туловища.

Самолетик-самолет

Цель: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища, мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата

Самолетик-самолет           Развести руки в стороны, ладонями вверх

Отправляется в полет        Выполнять поворот вправо

Жу, жу, жу                             и произносить звук «ж»

Постою и отдохну.              Встать прямо, опустить руки, пауза.

Я налево полечу,                 Поднять голову, вдох, выполнять поворот влево

Жу, жу, жу.                            и выдох на звук «ж»

Постою и отдохну.              Встать прямо, опустить руки, пауза.

Физкультминутки для формирования свода стопы

Ванечкины сапожки

Цель: мягкое воздействие на функции вестибулярного аппарата, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки

Вот обул на ножки                       И.п. – о.с., наклоны вперед, вниз

Ванечка сапожки.

Новые, красивые,                          Ходьба по залу, следить за осанкой

Синие, как сливы.

Будет дождик сильно лить -        Стоя на месте, выставлять вперед пятку

Ног теперь не промочить!            Правой, а затем левой ноги.

Прогулка в лес

Цель: развитие координации движений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней, формирование навыка правильной осанки

Мишка косолапый                        Ходьба на наружней стороне стопы

Вразвалочку идет,                          руки чуть согнуты в локтях

Заинька трусливый                         Прыжки на обеих ногах

Скачет и поет.                                    с продвижением вперед

Серый волк сердитый                     Ходьба гимнастическим шагом,

Важно выступает,                              руки за спиной

А лисичка рыжая                              Ходьба на носках

Мимо пробегает.

«Пружинки»

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней

Покачаемся на ножках,            Ритмичное приседание, сгибание и

Покачаемся немножко.              Выпрямление ног – «пружинка»

Вот так, вот так!

Вот как детки хороши,                 Ходьба на месте

Скачут, скачу от души!                 Прыжки на двух ногах

Масленица

Цель: укрепление мышц, участвующих в формировании свода стопы

Ой. Ты, масленица годовая,            Переступать с ноги на ногу, не отрывая

Наша гостьюшка дорогая!               носков от пола

Приезжай на конях вороных           Подниматься на носках и опускаться,

Да на саночках расписных.              Стуча пяточками

Чтобы слуги были молодые,            Пятки вместе, разводить носки ног в

Нам подарки везли дорогие:            стороны и сводить их вместе

И блины, и калачи                               Носки вместе, разводить в стороны

к нам в окно мечи!                               пятки

Елочка

Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп и голеней

Мы в лесок пойдем,                           Ходьба спортивным шагом

Елочку найдем.

Елочка-красавица                                Ходьба на носках, руки вверх

Деткам очень нравится.

Стройная, пахучая                                Ходьба на носках,  руки внизу, чуть

Елочка колючая.                                   в стороны, ладони параллельны полу

Физкультминутки для снятия напряжения глаз

Медведь во бору

Цель: Улучшение кровообращения глаз, снятие утомления глаз

Медведь по лесу бродит,              Ходьба «вразвалочку», руки чуть согнуты

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед                     Изображать, как он достает мед и ест

И в рот к себе кладет.

А пчелы налетают,                             Отмахиваться от пчел

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку:                     Отвести руку вперед и поочередно

Не ешь наш мед, воришка!            Касаться носа, щек, следя за пальцем.

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу.

Ложится, засыпает,                            Закрыть глаза руками

И пчелок вспоминает.

Буратино

Цель:  улучшение кровообращения и питания глаза, снятие зрительного напряжения

Упр.1. Буратино – человечек с длинным носом. Он любил дразнить Карабаса-Барабаса, приложит оттопыренный палец к своему длинному носу и дразнится. Попробуем сделать так же. Сделали нос, теперь посмотрели на кончик оттопыренного пальца, а теперь вдаль. 3-4 раза.

Упр.2. Буратино схватили Лиса Алиса и кот Базилио, им нужны золотые монеты. А ты будь похитрее, сделай вид. Что не понимаешь, о чем речь. Как это сделать? А вот так. Надо быстро-быстро поморгать глазами. Одну минуту.

Упр.3. Буратино сидит посреди Поля Чудес в Стране Дураков и сторожит ямку с закопанными монетами. Вокруг полная темнота. Теперь потри ладони друг о друга и легонько прикрой  закрытые глаза. Теперь ты в полной темноте. Не видно ни луны, на звезд. Посиди так с минуту.

Звездочет

Цель: профилактика близорукости, укрепление мышц глаза

Упр.1. Ты когда-нибудь пробовал считать звезды? Давай попробуем. Надо взять в руки карандаш, держать его перед собой на небольшом расстоянии. Скажи: раз, два, три. Теперь взгляни в окно на звезды и сосчитай: 3, 4, 5, 6, 7… Опять на карагдаш: 1, 2, 3. И опять на звезды: опять считай до семи. 3-4 раза.

Упр.2. Считаем звезды по одной. Значит, поднимаем глаза кверху, считаем:  раз! Другая звезда внизу. Опускаем глаза вниз, считаем: два! 4-6 раз

Упр.3. Очень утомительно считать звезды. Гораздо легче рисовать их. сначала закрой глаза и досчитай до 15. Затем открой глаза и нарисуй взглядом четырехконечную звезду: взгляд вправо, затем влево, потом кверху, и вниз. А теперь нарисуй взглядом луну: Просто возьми и обведи глазами круг. 4 круга влево и 4 вправо. Замечательная вышла луна. Теперь спокойно посмотри на звезды.

Физкультминутки в форме пальчиковой гимнастики

Вот помощники мои

Цель: улучшение мелкой моторики, укрепление мышц кисти.

И.п. – сидя за столом.

Вот помощники мои -                    Показать пальцы

Их как хочешь поверни.                  Повернуть кисти ладонями кверху и книзу

По дорожке белой, гладкой           Пальцами провести по другой руке

Скачут пальцы, как лошадки.         Два пальца одной руки «скачут» по другой

                                                                руке

Чок, чок, чок, чок –

 Скачет резвый табунок.

Повторить с другой руки

Гриб

Цель: Укрепление мышц пальцев и кисти

Меж еловых мягких лап                       Щелчки пальцами

Дождик кап, кап, кап.

Где сучок давно засох,                      Потереть ладошки, положить их на стол

Серый мох, мох, мох.                         И перебирать пальцами.

Где листок к листку прилип,              Поднять руки вверх, хлопая в ладошки с

Вырос гриб, гриб, гриб.                      поворотами кистей (то одна сверху, то

                                                                   другая)

Кто нашел его друзья?                         Повороты туловища, направо, налево

Это я, я, я!                                                 руки на поясе

Мои пальчики

Цель: улучшение мелкой моторики, укрепление мелких мышечных групп, воздействие на речевой центр

И.п. – сидя за столом, руки на столе

Вот все пальчики мои -                         1-8 – повороты кистей рук

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так,         1 – хлопок перед собой, 2- легкий хлопок по столу

                                                3-4  - повторить движения счета 1-2

Не обидятся никак.           1-2 – руки перед грудью в замок, 3-4 – руки вперед,

                                                ладони вперед

Раз-два-три-четыре-пять -            1-5 – круговые движения кистями, пальцы

                                                             В замок (моторчик),

Не сидится им опять.                   Встряхивающие движения кистями рук

Постучали,                                       Постучать пальцами друг о друга

Повертели                                         Повороты кистей рук

И работать захотели.                    Встряхивающее движение кистями рук

Дали ручкам отдохнуть -         Встряхивающее движение согнутыми руками

А теперь – обратно в путь.                 Положить руки на стол

 

Физкультминутки в форме дыхательной гимнастики

Самолет

Цель: укрепление дыхательной мускулатуры, профилактика простудных заболеваний

Самолет летит, самолет гудит:                 Развести руки в стороны

У-у-у-у!                                                 На выдохе медленно опускать руки вниз

Командир-пилот самолет ведет      Делать согнутыми руками круговые

У-у-у-у!                                                                  движения

А внизу кусты, а внизу листы                      Ставят правую руку козырьком

У-у-у-у!                                                                над глазами

Мы в окно глядим, над страной летим         Развести руки в стороны

У-у-у-у!      

Змея

Цель:  развитие дыхательного аппарата, тренировка глубокого выдоха

Шуршит змея,             Вдох – зигзигообразно поднять руки вверх,ладони

                                         вместе

Ш-ш-ш-ш…                    Выдох – зигзигообразно опустить руки вниз на стол,

                                         ладони вместе

Шипит змея,                  Вдох – повторить поднимание рук

Ш-ш-ш-ш…                     Выдох – повторить опускание рук

Ползет, ползет,            Вдох – волнообразными движениями развести руки в старается,                        стороны

Ш-ш-ш…                           Выдох – руки скрестно на грудь

Обманчив тихий            Вдох – повторить, руки в стороны

Шорох и покой,

Ш-ш-ш…                              Выдох – повторить, руки скрестно на грудь

Напасть она готова в миг         Вдох – руки согнуть назад,

 Любой                                           голову назад

Ш- ш-ш…                                        Выдох – руки вперед, голову вниз

Не принимай змеиный                Вдох – повторить, согнутые руки назад

Комплимент,

Ш-ш-ш…                                            Выдох – повторить, руки вперед

Змея тебя предаст в любой          Вдох, соединить ладони и зигзагообразно

Момент,                                             поднять руки вверх

Ш-ш-ш-ш….                                         Выдох – руки через стороны вниз

Ветер

Цель: Улучшения состояния и тренировка дыхательной системы

Дети выполняют движения в соответствии с текстом, делая продолжительный выдох с произношением звука «ф-ф-ф»

Ветер пролетал: ф-ф-ф…

Цветы качал: ф-ф-ф…

Влево качнулись, низко пригнулись: ф-ф-ф…

Вправо качнулись, низко пригнулись: ф-ф-ф…

Ветер, ветер, улетай, ты цветы не поломай!

ф-ф-ф…   - улетел.

Физкультминутки с использованием

точечного массажа

Снеговик

Цель: массаж БАТ, положительное воздействие на внутренние органы

Раз и два, раз и два -                       Имитируют лепку снежков

Лепим мы снеговика.

Мы покатим снежный ком           Поочередно проводят ладонями по шее

Кувырком, кувырком.                    справа и слева

Мы его слепили ловко:                 Проводят пальцами по щекам сверху вниз

Вместо носа есть морковка,        Растирают указательными пальцами

                                                              Крылья носа

Вместо глазок – угольки,              Прикладывают ладони ко лбу «козырьком»

                                                             и энергично растирают лоб

Ручки – веточки нашли.                 Трут ладонями друг о друга

А на голову – ведро.                      Раздвигают указательный и средний палец

                                                            «вилочкой» и трут за ушами.

«Козлик»

Цель: Массаж БАТ лица, профилактика простудных заболеваний

- Козлик, козлик!                     Проводят пальцами рук от подбородка

Ме, ме, ме!                              К груди 4 раза

Что у тебя на уме?                  Кулачками  энергично проводят по крыльям

                                                      Носа в направлении щек 4 раза

Капустка в огороде,               Четырьмя пальцами массируют лоб от

                                                       Середины к вискам

Да не полезешь при народе!           Ладонями растирают уши

Список литературы

  1. Е.Н.Вареник. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми  5-7 лет. 2008 г.
  2. Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина. Фитнес-данс. Лечебно-профилактический танец. 2010.
  3. Школа зоркости. Методы восстановления и сохранения зрения. 1998 г.
  4. М.Н.Картушина. Оздоровительный досуги для детей 5-7 лет. 2004.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

.В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нар...

Система коррекционно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушение осанки и плоскостопие, в условиях оздоровительной группы детского сада.

В нашем детском саду созданы оздоровительные группы, основная направленность которых – добиться  к моменту поступления в школу снятия с детей диагноза – «нарушение осанки и плоскостопие», а...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЛЕТНИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

Лето – благоприятная пора для сохранения и укрепления здоровья детей, создания условий для их полноценного, всестороннего, психического и физического развития. Растущий и развивающийся организм р...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Динамические паузы, физкультминутки как средство оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с использованием ИКТ

Воспитатели большое внимание уделяют оздоровительной работе с детьми, как на занятиях, так и в игровой деятельности.  Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста очень вели...

Физкультминутки на летний оздоровительный период

Применение физкультминуток в помогает снижению усталости у ребёнка, обеспечивает отдых и повышает умственную активность. Для того чтобы снять напряжение, следует выполнять комплекс занятий: потягивани...