Двигательная активность
консультация по физкультуре на тему

Данная работа может быть полезна инструкторам по физической культуре и воспитателями, которые могут пополнить свои знания о понятии "двигательная активность" и определить способы её оптимизации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_kvasha.docx64.55 КБ

Предварительный просмотр:

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида №3 «Светлячок»

Двигательная активность дошкольников

и пути её оптимизации

Кваша Ирина Владимировна

инструктор по физической культуре

Лангепас, 2014

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………………………

3

  1. Понятие двигательной активности…………………………………………………
  2. Сетка двигательной активности……………………………………………………..
  3. Структурные компоненты двигательной активности, пути оптимизации………
  1. Утренняя гимнастика…………………………………………………………
  2. Гимнастика после дневного сна…………………………………………………
  3. Физкультминутки ………………………………………………………………..
  4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке…………………
  5. Учебные занятия по физической культуре……………………………………..
  6. Самостоятельная двигательная деятельность…………………………………..
  7. Оздоровительный бег……………………………………………………………
  8. Физкультурные праздники и развлечения………………………………………
  1. Список литературы…………………………………………………………………..

3

5

6

6

9

9

12

14

16

18

18

20

Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

 которая появляется от удовлетворения естественной потребности

 ребенка в двигательной активности, от познания им

 окружающего мира, от сознания, что тело

 подчинено разуму и воле.

И. И. Мечников

1. Введение.

Потребность в движении – одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и полноценном формировании человека.

Двигательная активность относится к основным факторам, определяющим протекание обменных процессов, состояние костно-мышечной и сердечно-сосудистой систем. Она неразрывно связана с физическим, психическим и социальным здоровьем.

Под влиянием мышечной деятельности происходит гармоничное развитие всех отделов центральной нервной системы. Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения.  Двигательные нагрузки повышают потребность организма в кислороде. В результате чего возрастают жизненная ёмкость лёгких, подвижность грудной клетки, дыхание становится более редким и глубоким. И, конечно, физкультура вызывает положительные эмоции, создаёт хорошее настроение. Поэтому у человека появляется «вкус» к регулярным занятиям.

Таким образом, достаточная двигательная активность – необходимое условие гармонического развития личности.

В дошкольном возрасте закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств. Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма.

2. Понятие двигательной активности.

Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни, это биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Оптимальный двигательный режим удовлетворяет естественную биологическую потребность в движении, которая строго индивидуальна и зависит от многих факторов, в том числе и организации физического воспитания.

Минимальный режим позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма, максимальный – приводит к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

При этом возникает вопрос о привычной физической нагрузке, которая определяется количеством и характером потребляемой энергии в процессе обычной жизнедеятельности. Она может не соответствовать потребности организма в движении и возрастным нормам, что, естественно, отражается на состоянии здоровья.

В зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определенными сочетаниями уровней объема, продолжительности и интенсивности ДА.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объема и продолжительности ДА. Для них характерны высокая подвижность, хороший уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В то же время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают невнимательны при объяснении и выполнении заданий.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трех показателей ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр, они являются инициаторами коллективных игр.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объем ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У них отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость.

При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и спланировать содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возраста, уровнем ДА, режима.

         Двигательная активность является производной не только от индивидуальных особенностей детей, но и от двигательного режима, который установлен в детском учреждении и дома, поэтому очень важно создавать условия для оптимизации двигательной активности детей.

Здоровье во многом зависит от уровня привычной двигательной активности, связанного с биологическими и социальными факторами. Ведущими биологическими составляющими являются возраст и пол. Так, с возрастом ребёнка, суточная активность не только увеличивается, но и всё больше зависит от половой принадлежности. Например, у девочек 7-8 лет физическая активность практически не отличается от аналогичной у мальчиков, однако со временем она становится ниже.

Наименьшая двигательная активность отмечена у детей, не занимающихся спортом. Особенно резко (до 50%) она уменьшается с началом обучения в школе.

Важные социальные факторы – организация массовых спортивных соревнований и создание благоприятных условий для регулярных занятий. Образ жизни семьи также существенно влияет на формирование у ребёнка осознанной потребности в движении.

Суточная двигательная активность – сумма движений, выполняемых ребёнком в процессе жизнедеятельности,  включает в себя три компонента:

- физическую активность в процессе обучения, общественно полезной и трудовой деятельности;

- активность в процессе физического воспитания;

- спонтанную физическую активность в свободное время.

Она может быть изменена и оценена на протяжении суток по длительности динамического компонента и отдельных видов деятельности, количество локомоций (шагов), величине энергозатрат и изменениям частоты сердечных сокращений.

В социальных и оздоровительных целях детские дошкольные и общеобразовательные учреждения должны проводить прогулки, различные виды гимнастики, физкультминутки, подвижные игры, внеклассные спортивные занятия, организовывать спортивные соревнования и Дни здоровья. При планировании таких мероприятий необходимо учитывать климатические условия и сезоны года. Так, в зимний период, дети наименее активны.

3. Примерная сетка двигательной активности.

Сетка двигательной активности детей 3-5 (5-7) лет в режиме дня детского дошкольного учреждения выглядит примерно так:

Виды двигательной активности

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утренняя гимнастика

8-10 (10-15) мин

Двигательная деятельность между занятиями

7-10 мин

Физкультминутки

3-5 мин

Физкультурные занятия

15-20 (25-30) мин

15-20 (25-30) мин

15-20 (25-30) мин

Оздоровительный бег

1-2 (2-3) мин

Двигательная активность на первой прогулке

10-20 (25-30) мин

Гигиеническая разминка после сна

10 (10-15) мин

Вторая прогулка

10 (15-20) мин

Самостоятельная двигательная деятельность

 15-20 мин

Итого

84-102 (117-148) мин

69-82 (92-118) мин

84-102 (117-148) мин

69-82 (92-118) мин

84-102 (117-148) мин

7-8 часов в неделю

4. Структурные компоненты двигательной активности, пути оптимизации.

Рассмотрим эти структурные компоненты двигательной активности поподробней и найдём оптимальные пути оптимизации двигательной активности.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы.

4.1 Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, её организация должна быть направлена на решение оздоровительных задач, поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

      В процессе утренней гимнастики решаются в той или иной степени задачи всестороннего развития детей.

            Утренняя гимнастика включается в режим с первой младшей группы и проводится ежедневно, до завтрака, в течение определённого для каждой возрастной группы времени, на воздухе или в помещении (в зависимости от условий).

            В дошкольных учреждениях могут быть использованы:

  • традиционные комплексы утренней гимнастики
  • утренняя гимнастика игрового характера
  • утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий
  • утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек
  • утренняя гимнастика с использованием простейших тренажёров.

     

      Содержание традиционного комплекса утренней гимнастики составляют:

  • Строевые упражнения  (построение, перестроение, повороты, размыкания и смыкания).
  • Непродолжительная ходьба разного вида в чередовании с бегом в умеренном темпе.
  • Разные построения для выполнения общеразвивающих упражнений.
  • Общеразвивающие упражнения  (ОРУ).

Упражнения в комплексах для детей дошкольного возраста целесообразно располагать в следующем порядке:

  1. Упражнения для шеи.
  2. Упражнения для рук и плечевого пояса. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох.
  3. Упражнения для прямых мышц туловища (наклоны вперёд, упражнения для брюшного пресса из исходного положения лёжа на спине, сидя и т.п.)
  4. Упражнения для косых мышц туловища (повороты туловища, наклоны в стороны)
  5. Упражнения для ног
  6. Прыжки в чередовании с ходьбой
  7. Дыхательные упражнения по необходимости
  8. Упражнения на координацию движений.

            При выполнении общеразвивающих упражнений во всех возрастных группах используется имитация. Для малышей комплексы могут быть построены в сюжетной форме и на одном образе. Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе. В средней группе имитация используется только при выполнении некоторых упражнений, а в старшем возрасте – для выполнения отдельных элементов упражнения.

  • Прыжки или интенсивный бег.

      Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребёнка. Выполняемые ежедневно в небольших дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. Непродолжительная спокойная ходьба с дыхательными упражнениями для снижения общего возбуждения организма.

      Хорошо, если в заключение утренней гимнастики дети прочитают стихи, в которых подчёркивается её значение (речёвки) или споют песню маршевого характера (стоя на месте или во время ходьбы).

     Комплекс утренней гимнастики дети выполняют две недели. Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Комплексы для утренней гимнастики составляют из упражнений, освоенных детьми на физкультурных занятиях: знакомые упражнения выполняются более правильно и это повышает эффективность их влияния на детский организм; кроме того, сокращается время на объяснения и показ упражнений, что способствует повышению двигательной активности.

Чтобы повысить физическую нагрузку и поддержать у детей интерес к утренней гимнастике, через несколько дней допускаются усложнение упражнений, изменение темпа их выполнения, увеличение количества повторов, замена образов, которым дети подражают.

      Весьма целесообразным является применение на утренней гимнастике предметов, пособий, атрибутов. Они создают у детей интерес, оказывают значительное влияние на освоение движений, освоение сенсорики. Действие с предметами даёт возможность добиться большей отчётливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. В упражнениях с предметами решаются и воспитательные задачи: дети приучаются аккуратно, бережно обращаться с ними, организованно и быстро брать и класть их на место, уступать товарищу предмет, который хотелось бы взять самому, оказывать помощь воспитателю в их подготовке. Педагог должен тщательно продумать приёмы их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу. Старшие дошкольники, для которых утренняя гимнастика становится привычной, при подготовке к ней оказывают большую помощь воспитателю: готовят необходимый инвентарь, освобождают помещение и т.д.

      При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания, напоминает, когда нужно совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы, бега и подскоков.

      Взрослый должен подготовиться к проведению утренней гимнастики. Для этого следует предварительно выполнить упражнения перед зеркалом, добиться правильных, чётких движений. Важно установить последовательность упражнений, подумать, какие затруднения могут возникнуть у ребёнка с учётом его подготовленности и состояния здоровья. Надо также позаботиться о музыкальном сопровождении. Особенно целесообразны под музыку ходьба, бег, подскоки. Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создаёт бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать свои движения с её характером, выполнять упражнения чётко, выразительно, плавно.

4.2. Гимнастика после дневного сна

Гимнастика после сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Она создает положительный эмоциональный настрой, дает оздоровительно-закаливающей эффект.

Гимнастика после сна проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепления навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Достичь максимальной двигательной и эмоциональной активности позволяют комплексы, строящиеся на игровом сюжете и включающие элементы импровизации. Дошкольники охотно перевоплощаются в разных животных, изображая их движения и повадки, с удовольствием выполняют упражнения и с предметами и без. Например, с поролоновым мячом, который на время превращается в снежок, или со звездами, вырезанными из упаковочной бумаги. А если предмет спрятать под подушку или в детскую обувь, то проведение зарядки начнется с сюрпризного момента.

Воспитатель сопровождает показ упражнений объяснением. Количество повторений каждого движения зависит от желания и физического состояния детей. Комплекс проводится в течение 5-7 минут.

Гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

4.3 Физкультминутки.

Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.

Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а такжеродителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться. Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению.

Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно. Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют карандашами, то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.

Виды физкультминуток.

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, подскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; пловцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группах детского сада и на занятиях по обучению грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т.д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка», «Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый», «Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

Рекомендации по проведению физкультминуток.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

4.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

Подвижная игра – важнейший метод и средство физического воспитание детей. Участвуя в подвижных играх, ребёнок приобретает незаменимые психофизические качества – силу, ловкость, выносливость, гибкость, быстроту движений. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле, увёртывании и др.

Значение подвижных игр в физическом развитии детей трудно переоценить. Они ведут свою историю из начал народной педагогики. Дети раннего возраста воспитывались на потешках, играх-забавах, связанных с первыми движениями малыша.  В старшем возрасте возникают игры с более разнообразным двигательным содержанием. Оздоровительный эффект подвижных игр связан с положительным эмоциональным настроем детей, возникающем в процессе игровой деятельности.  Этот подъём побуждает их к осознанию задачи, улучшению координации, точной ориентировки в пространстве и чёткости выполнения движений.  В игре дети совершенствуют уже освоенные движения, а также изучают новые.

Игры должны проводится под непосредственном руководстве взрослого, что создаёт благоприятные условия для педагогического воздействия на детей. Использование сюжетных подвижных игр для оптимизации двигательной активности предусматривает умелое руководство ими. Приступая к работе с детьми педагог анализирует состояние двигательных навыков, уровень их общего развития. Такая проверка позволяет вести в дальнейшем целенаправленную работу, наметить конкретные задачи по отношению к каждому ребёнку.

Воспитателю важно правильно выбрать игру, учесть время и место её проведения, количество участников, имеющиеся у них двигательный опыт. Большую роль играет объяснение игр: оно требует от педагога серьёзной подготовки целесообразного использования слова, эмоциональной выразительности, умение интонацией выделить главное, пробудить у воспитанников интерес к игре, задать ей соответствующий темп.

На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям необходимо отводить 10-15 минут.

С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.

-Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть).

-Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, посменный, круговой тренировки, станционный, индивидуальный).

-Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений.

-Активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций).

-Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость.

-Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.

Есть игры, которые нельзя организовать с большим числом детей, но они очень полезны. Это в основном игры с предметами, с игрушками (мячи, скакалки, обручи, флажки).
Во время пребывания детей на воздухе необходимо несколько раз привлекать детей к подвижным играм, выбирая для них подходящие моменты.
Бывает так, что ребенок не знает, чем заняться, начинает шалить, мешать другим. Вот тут и нужно предложить ему поиграть с мячом, покатать обруч, попрыгать через верёвочку, в зависимости от того, в каком виде движений ему необходимо поупражняться, какие группы мышц потренировать. В старшей группе должен быть запас таких хорошо усвоенных игр, в которые дети могут играть в любое время и с воспитателем, и самостоятельно.

Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Поэтому чрезвычайно важны поиски новых форм и содержания ролевых игр ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Таким образом, подвижная игра способствует оптимизации двигательной активности ребёнка. Играя, он входит в образ, берёт на себя определённую роль, более точно выполняет движения персонажа, становится активнее.

4.5 Учебные занятия по физической культуре.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности детей.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения проводится по три занятия физической культуры в неделю: два в спортивном зале или в групповой комнате и одно на открытом воздухе, согласно расписанию.

В содержание физкультурных занятий в младшей групп включается 5-6 общеразвивающих упражнений для разных групп мышц (от верхнего плечевого пояса до мышц ног) с 4-6 кратным повторением каждого; в средней группе – 6-7 упражнений с 4-6 кратным повторением; в старшей группе – 6-8 упражнений с 5-8 кратным повторением; в подготовительной к школе группе – 8-10 упражнений с 6-8 кратным повторением.

В младшей группе упражнения повторяются в медленном и среднем темпе, в более старшем возрасте – преимущественно в быстром темпе. Исключение составляют упражнения с подниманием туловища из положения лёжа с прогибанием туловища.

В процессе проведения физкультурных занятий  необходимо дифференцированно подходить к нагрузке каждого ребёнка.

Часто используемые педагогами способы деления на подгруппы  на основании расчета на «первый-второй» или по росту нежелательны, так как резко снижается моторная плотность занятия: дети ожидают свою очередь выполнять движение или делают его не в полную силу. Неиспользуемый двигательный ресурс в зависимости от темперамента может привести ребёнка к неадекватным действия (подталкивание, отстранение впередиидущего) или снизить интерес к выполнению движений.

Когда используется групповой метод для выполнения основных движений предпочтительнее распределять детей на две подгруппы: в первую должны входить дети с высоким и средним уровнями двигательной активности, во вторую – со среднем и низким уровнями. Для запоминания своего места в подгруппе проводится игра «Чьё звено быстрее соберётся».

 Такая традиция даёт возможность осуществлять индивидуальный подход и подбирать варианты игр и упражнений, проводить их нетрадиционно, включать элементы акробатики, музыкально-ритмических движений, занятия игрового и тематического характера; по разному организовывать детей, рационально использовать всё пространство, спортивное оборудование. А главное, никто из детей не будет ущемлён в удовлетворении потребности в двигательной активности. Чем меньше дети стоят в ходе занятия, тем выше тренирующий эффект и моторная плотность.

Одним из правил проведения занятий по физической культуре является целесообразность точного выполнения движений для получения положительных эмоций. Выполнение стимулируется применением музыкального сопровождения. Важна и мотивация детей: дать команду не просто залезть на пятый пролёт шведской стенки, а «покорить горную вершину».

Алгоритм классического занятия по физической культуре в детском саду.

  1. Вводная часть: корригирующая ходьба, различные виды ходьбы; построения и перестроения, повороты, различные виды бега, упражнения в равновесии.
  2. Основная часть: общеразвивающие упражнения с предметами и без них, ритмические упражнения, упражнения-имитации, упражнение-«азбука», элементы йоги.
  1. Основные виды движений: метание, лазание, прыжки, равновесие, подвижная игра
  1. Заключительная часть: различные виды ходьбы, упражнения на восстановление дыхания, малоподвижные развивающие игры, игры на развитие творческого воображения, телесно-тренировочные упражнения, дыхательные упражнения с элементами йоги, хоровод.

Виды физкультурных занятий: классические, двигательные рассказы, сюжетно-игровые, контрольные занятия, соревнования, занятия-тренировки по организации физической профилактики, занятия-тренировки, походы в парк, экскурсии-тренировки в физкультурно-оздоровительном комплексе, посещение спортзала, спортивной площадки ближайшей школы.

 Оценка двигательной активности физкультурного занятия проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

Общая плотность (ОП) представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

Педагогически оправданным считается время, используемое на объяснение, указания для объяснения точности выполнения, на показ, выполнение физических упражнений.

Моторная плотность (МП) занятия характеризует долю двигательной активности на протяжении всего занятия.

Если общая плотность занятия при правильной организации, приближается к 100%, то моторная плотность может быть оценена только относительно педагогических задач занятия.  Наименьшая МП может быть при условии, если на занятии применяется 1/3 нового материала, тогда 65-67% считается нормой. Если же занятие решает задачи закрепления и совершенствования движений, то моторная плотность должна приближаться к 80-90%.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) является информативным показателем реакции организма на физическую нагрузку и характеризует расход энергии.

При правильном построении занятий с повышенной двигательной активностью детей частота пульса к концу вводной части (на 2-3 мин.) должна достигать 140 уд./ мин., что составляет 40 - 50% по отношению к исходному уровню (90-100 уд./мин.) В основной части занятия частота пульса должна колебаться в пределах 140-180 уд./мин., достигая максимальных величин при беге со средней скоростью и в подвижной игре. При проведении общеразвивающих и основных движений пульс должен находиться в пределах 135-15- уд./мин. В заключительной части -- снижаться до 130-120 уд./мин. Таким образом, частота пульса при ОРУ должна увеличиться на 35-45%, при основных движениях - на 40-50%, при беге и в подвижной игре может увеличиться на 80-100%, в заключительной части снижается на 20-30%; в среднем ЧСС на занятии должна находиться в пределах 140-160 уд./ мин.

Чтобы соблюсти все эти правила, необходимо строго придерживаться структуре физкультурного занятия: вводная, основная и заключительная часть. Стремиться к тому, чтобы дети постоянно были в движении.

4.6 Самостоятельная двигательная деятельность.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей.

Самостоятельная двигательная деятельность является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно рассмотрим условия для развития движений дошкольников  в разных возрастных группах.

Младший возраст.

Первая задача воспитателей – правильно подобрать физкультурно-игровое оборудование. Необходимо исходить из того, какие основные движения следует развивать в этом возрасте: ходьбу и бег, равновесие и координацию, подпрыгивание на месте и спрыгивание с высоты; катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазание по лестнице-стремянке и др.

В связи с этим  для самостоятельной двигательной деятельности в групповой комнате целесообразно иметь разнообразный комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря.

Инвентарь должен быть ярким, привлекательным, отвечать гигиеническим требованиям  и правилам безопасности.

Вторая задача – правильно разместить физкультурно-игровое оборудование.  Часто воспитатели, стремясь к зонированию игрового помещения, располагают инвентарь в каком-то определённом безопасном месте. Это не совсем целесообразно по следующим причинам.

Во-первых, поведение детей непроизвольно и ситуативно. Постигая азы движений, они изучают свойства разных предметов и игрушек, попадающих в зону их внимания.

Во-вторых,  маленькие дети всегда подражают сверстникам. Необходимо расположить оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движения детей.  

Таким образом, в первой и второй младшей группах нецелесообразно создавать специальный физкультурный уголок. Всё помещение должно представлять собой единое двигательное пространство, на котором каждый ребёнок может удовлетворить свою потребность в движении, действуя с разнообразными физкультурно-игровыми пособиями.

Средняя группа.

Для  самостоятельных занятий детей рекомендуется оборудовать специальный физкультурный уголок. Оптимальное место для таких занятий – площадка, удалённая от окон, шкафов, уголка живой природы. Ниши, полочки, крючки, ящики, тележки и другие варианты размещения инвентаря должны отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а само оборудование – принципу целесообразности. Целесообразно разместить оборудование, которое поможет закрепить двигательные навыки, приобретённые детьми на занятиях.

        С целью  стимулирования двигательной активности, развития самостоятельности, инициативы необходимо варьировать месторасположение оборудования, периодически, на 2-3 недели убирать то, что наскучило детям, оживлять уголок яркими иллюстрациями, тематическими картинками.

Старший дошкольный возраст.

Благодаря высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность  в групповой комнате наиболее безопасной. Накопившийся двигательный опят позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

Физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и другие).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменит самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс.

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям  физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками, а также стойкому повышению двигательной активности.

4.7 Оздоровительный бег.

С целью оптимизации двигательной активности в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера. К таким занятиям относится оздоровительный бег на воздухе. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем  ДА предлагают пробежать 500м, а детям с низким уровнем ДА – 250м. Дети 6-7 лет с высоким  и средним уровнем ДА пробегают 750м, а малоподвижные – 500м круга.

Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале  дети бегут «стайкой». Сначала воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще немного. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

4. 8 Физкультурные праздники и развлечения.

Физкультурные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры, совершенствованию движений, воспитывающие такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам. В рациональном сочетании с другими видами работы по физическому воспитанию они помогают создать целесообразный двигательный режим, который служит повышению функциональных возможностей, улучшению работоспособности и закаленности детей.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально-ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Действуя с большим эмоциональным подъемом, стремясь к достижению лучших результатов в условиях соревнования (неожиданно изменяющихся ситуациях), дети совершенствуются физически.

Участие в праздниках и подготовка к ним приносят большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, объединяют детей и взрослых общими радостными переживаниями, надолго остаются в памяти как яркое событие. Соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствует воспитанию целеустремленности, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Участие в физкультурных праздниках помогает детям глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой.

По двигательному содержанию праздники делятся следующим образом:

  • Комбинированный.

Строится на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений.

  • На основе спортивных игр (проведение между параллельными группами чемпионата по футболу, баскетболу, хоккею и т.д.).
  • На основе спортивных упражнений.

Такие праздники организуются на основе объединения нескольких сезонных видов спорта (например, ходьба на лыжах, катание на санках зимой или катание на велосипеде, роликах, самокатах летом). В содержание праздника могут быть включены спортивные упражнения одного вида (например, плавание).

  • На основе подвижных игр, аттракционов, забав.

Это наиболее распространенный вид праздника. Он не требует сложного инвентаря, специально оборудованной площадки (его можно провести на полянке или утрамбованной дорожке). Универсальность праздника заключается в том, что к участию в нем можно привлечь детей всех возрастов и взрослых.

  • Интегрированные.

В содержание этих праздников наряду с двигательными заданиями включаются элементы познавательной, изобразительной деятельности, театра и т.п.

Активная двигательная деятельность всех детей на физкультурном празднике — важный фактор его воспитательно-образовательной эффективности. Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Во время праздника необходимо обеспечивать достаточно высокую двигательную активность при условии рациональной одежды детей. При проведении физкультурных праздников в помещении следует руководствоваться настоящими правилами, не допускать сокращения времени пребывания детей на воздухе. Рекомендуется широко использовать близлежащие спортивные сооружения — стадионы, манежи, спортзалы, бассейны, катки и прочее.

В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

 Все эти занятия по физической культуре, догоняя и обогащая друг друга, в совокупности обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребёнка в течение всего времени пребывания его в дошкольном учреждении.

Список литературы:

1. Буцинская П.П., Васюкова В.И., Лескова Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. М., 1990.

2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. М., 1986.

3. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М., 1978.

4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.

5. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. М., 2000.

6. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в детском саду, М., 1984.

7. Шишкина В.А. Движение+движение. М., 1992.

8. Никитина М.А. Инновационные технологии организации двигательной активности старших дошкольников / Никитина М.А., Храмцов П.И. - М.: 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....