Двигательная активность
консультация по физкультуре на тему

Примак Светлана Петровна

Теоретический материал для педагогов ДОУ "Двигательная активность детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_dvigatelnaya_aktivnost.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Двигательная активность детей»

Воспитатель

Примак С.П.

г. Воркута

     

      Движение – это фундамент настоящего и будущего здоровья детей, их гармоничного физического развития; важнейшее условие и средство общего развития ребёнка, формирования его психики, способностей, жизненной активности; основа физического, умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

      Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Двигательная активность ребёнка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

      Работа скелетной мускулатуры имеет огромное значение для развития физиологических систем ребенка. У растущего организма восстановление израсходованной энергии идёт со значительным превышением, т.е. создаётся некоторый её «избыток». Именно поэтому в результате движений развивается мышечная масса, обеспечивающая рост организма.

      Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

      Двигательной активностью ребёнка следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Ребёнок – это деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях, через которые он познаёт мир. Задача родителей и, конечно, педагогов – исподволь прививать любовь к активности, всячески её поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, выносливости.

      В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития малыша. В зависимости от возраста оно меняется: чем старше ребёнок, тем большее число движений он должен совершать для нормального развития.

      Интенсивность и продолжительность нагрузок должна быть такой, чтобы у ребёнка не возникали признаки переутомления, чтобы он не терял интерес к этому виду деятельности, все движения выполнял с желанием.

      В результате специальных исследований учёными установлены ориентировочные нормы двигательной активности детей. Критериями оценки двигательной активности (ДА) являются её продолжительность и объём в условных шагах. Низкие показатели объёма и продолжительности ДА ребёнка должны рассматриваться как фактор риска для здоровья и развития ребёнка.

Справочная таблица для анализа результатов обследования ДА

Возраст

Продолжительность

(не менее)

Объём (тыс. шагов)

%

час

В течение дня

В организованной двигательной деятельности

С

Б

М

С

Б

М

2

60

4

4-6

6-8

ниже 4

800

1000

200-400

3

60

5

6-9

9-12

ниже 6

900

1200

250-500

4

55

4

7-11

11-14

ниже 7

1100

1500

300-600

5-6

50

3,5

10-15

15-18

ниже 10

1300

3500

500-1200

      Двигательный режим в ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Двигательная активность ребёнка должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.        

      Насколько важно разнообразие движений для ребёнка? На этот вопрос прекрасно ответил известный теоретик и практик физического воспитания П. Лесгафт: «Чем менее разнообразия в движениях мы допускаем у ребёнка, тем менее ловкости и грациозности у него встретим».

    Замечено, что ребёнок, мало что умеющий делать, с трудом овладевает новыми движениями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстро и легко усваивает новые движения и действия, выполняет их с большой радостью и всегда вносит в них элементы творчества. Если проанализировать действия ребёнка, можно заметить, что они складываются (как и вообще вся деятельность человека) из однородных движений, выполняемых в различных комбинациях и в разных условиях (направление, скорость, амплитуда и т.д.). Новое действие – это двигательный акт, выполненный с учётом новых условий. Чем больше видов и способов движений знает ребёнок, тем содержательнее и богаче его деятельность в целом.

      Важно обеспечить осознанное овладение каждым движением.

      Вот несколько примеров в этом направлении.

      Построить вместе с детьми две параллельные дорожки из кубиков: одну сплошную, другую с промежутками, как шпалы на железной дороге. Предложить детям пройти сначала по первой, потом по второй и ответить на вопрос: по какой из них легче идти? Позднее детям даются задания построить «лёгкие» и «трудные» дорожки из однородных предметов (верёвочек, скакалок, плоскостных геометрических фигур, обручей, мешочков с песком, из природного и бросового материала и пр.), а затем из разнородных.

      В дошкольном возрасте ребёнок овладевает на элементарном уровне практически всеми видами и способами основных человеческих движений. Важно научить детей свободно  пользоваться этими движениями в зависимости от условий и ситуаций. Необходимо искать пути увеличения двигательной активности не только в организованной деятельности, но и в бытовой, а также путём включения различных действий и движений в занятия, проводимые с детьми.

      Составной частью культуры движений является двигательное творчество, овладение которым в дошкольном возрасте не только возможно, но и необходимо. Есть очень простое средство для этого – не допускать трафаретности в играх, движениях детей, дать им возможность всегда быть исследователями, создать условия для самостоятельного приобретения двигательного опыта в разнообразной предметно-игровой среде.

      Развитию двигательного творчества способствует постоянное изменение расположения физкультурных пособий, усложнение предлагаемых детям движений, развития умения у детей двигаться не только «рядом», но и «вместе».

      Можно обеспечить разнообразие двигательной деятельности, используя совсем незначительное количество простых пособий, во-первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом пособии, в-третьих, развивая у детей умение выполнять на каждом пособии все знакомые движения.

Вот несколько советов, как развивать двигательное творчество у ребёнка:

  • Научите познавать любую новую игрушку, бытовой предмет движениями рук, глаз, локомоциями (движениями с перемещением в пространстве).
  • Верните интерес к надоевшим игрушкам через яркую новизну с использованием движений.
  • Почаще меняйте расположение мебели, пособий в группе, находите новые варианты размещения предметов в пространстве, специально устраивайте различные преграды в группе, на свободном месте поставьте корзины с мячами, мешочками для метания, постройте дорожку из кубиков и пр.
  • Периодически в часы самостоятельной деятельности детей появляйтесь перед ними в спортивной форме и, как бы не обращая на них внимания, отбивайте мяч, прыгайте со скакалкой, под магнитофонную запись выполняйте простые ритмические движения.
  • Сделайте так, чтобы в любую минуту дня каждый ребёнок мог найти для себя «занятие-движение»: в группе обязательно нужно предусмотреть свободную от мебели и игрушек площадь, меняйте несколько раз в день игрушки-двигатели (мячи большие замените воздушными шарами, вместо обручей внесите кольца и т.д.). Малоподвижным детям – особое внимание! Детей большой подвижности чаще ориентировать на движения, требующие сдержанности, осторожности (ходьба и бег по ограниченной площади, с предметом на голове и т.д.).
  • Каждому движению, разучиваемому с детьми, старайтесь придать образность.

    Повышению  двигательной активности будут способствовать проблемные ситуации, двигательные загадки, интересные игры-задания:

- придумать разные способы упражнений с имеющимися в группе пособиями;

- найти в группе предметы, которые можно катать, сделать каталки самостоятельно.

Полезны упражнения и соревнования, которые помогают детям почувствовать уверенность в движениях, оценить свои умения: пробежать змейкой, не задев предметы или не уронив их; метать в различно расположенные цели; постоять на одной ноге на различных предметах, с разным положением рук; пройтись в разных направлениях с закрытыми глазами, спиной вперёд; выполнять различные движения пальцами с разными предметами; изобразить животных, ситуацию, описанную в художественном тексте; выделять средства выразительности движений (быстро-медленно, легко-тяжело, плавно-резко, на носочках-на всей стопе-на пятках, выше-ниже, бесшумно-громко и т.д.); выразительно передавать тексты считалок, загадок движениями; делать несложные рисунки для движений на земле, снегу. Указанные упражнения и игры помогут воспитателю сделать игры детей целесообразными, внести подвижность, увлечь движениями малоподвижных, обогатить содержание двигательной деятельности в целом, приобрести двигательный опыт.

      Воспитателю полезно продумывать специальные ситуации, где предметно-игровая среда помогает ребёнку действием ответить на вопрос взрослого, а затем научиться задавать вопросы сверстникам и себе.

      Пусть дети попробуют отгадать двигательные загадки:

- для какого движения какая подходит дорожка (построить узкую, широкую, извилистую, наклонную и т.д.) и проверить движением;

- как построить такую дорожку, когда для ходьбы требуется помощь товарища;

- какие предметы можно использовать, чтобы перейти болото;

- как мешочек для метания может передвигаться по дорожке (его можно передвигать ногой, рукой, каким-то предметом, прокатить на машинке и т.д.);

- если 2 детей (любое число, больше одного) построят дорожки,  сколько их получится? Как интереснее ходить: по одинаковым дорожкам или разным;

- какие ворота можно построить «из себя»;

- при ходьбе по дорожке что может делать язычок? и др.

      Очень важно  найти точки соприкосновения художественной деятельности и движения. Воспитатель должен научить детей взаимообогащать эти два вида деятельности

- изготавливать элементарные физкультурные пособия своими руками под руководством педагога. Это флажки, ленточки из бумаги, плоскостные геометрические фигуры, которые используются как ориентиры в перестроениях и подвижных играх; косички-верёвочки для ОРУ; разовые пособия из бросового материала; из них же мячики из старых газет, козырьки и шапочки от солнца, ленточки, полоски для дыхательных упражнений; бумажные кораблики для игр с водой, мишени для метания;

- использовать элементарный рисунок для движений: нарисовать на земле палочкой, мелом на полу, асфальте, гуашью на уплотненном снегу дорожки, круги, квадраты для ходьбы, бега, подвижных игр; чертить лабиринты для движений; выкладывать из шишек, каштанов, камешков домики, дорожки для ходьбы по ним босиком;

- строить из различных пособий заборчики, дорожки, а затем выполнять на них разные движения;

- передавать с помощью движений образ птиц, животных, объектов неживой природы (ветер, солнце, ручеёк, буря), отдельные жизненные эпизоды (стираем,  моем, выжимаем, полощем и т.д.); уметь пользоваться имитацией (идём по глубокому снегу, плывём);

- выполнять танцевальные движения с лентами, скакалками, обручами; грациозно под музыку выполнять движения с мячами, султанчиками, на гимнастической скамейке.

      Движение является биологической потребностью организма. Общение в процессе двигательной деятельности требует от детей значительного эмоционального напряжения, активизации всех психических процессов, определённых поведенческих умений. Воспитателю необходимо увидеть неповторимость каждого ребёнка и дать ему возможность почувствовать полную свободу самовыражения.

      Литература:

  1. Программа «Радуга»
  2. А.С.Галанов.  Игры, которые лечат. Москва,  Педагогическое общество России, 2005.
  3. В.А.Шишкина, М.В. Мащенко. Какая физкультура нужна дошкольнику. Москва, Просвещение, 2000.
  4. Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. Занятия физической культурой в ДОУ. Москва, 5 за знания, 2005.
  5. М.Д. Маханёва. Воспитание здорового ребёнка, Москва, Аркти, 1997.
  6. М.А. Рунова. Двигательная активность ребёнка в детском саду. Москва, Мозаика-Синтез, 2000.
  7. В.А. Шишкина. Движения + Движения. Москва, Просвещение, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Методическое пособие "Работа с тренажерами как средство развития двигательных качеств и потребностей в ежедневной двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Методические материалы по работе с детскими спортивными тренажерами подготовлены в рамках реализации гранта «Развитие двигательных качеств, потребностей в ежедневной двигательной активности, осознанно...

"Организация двигательной активности на занятиях и прогулках". "Организация двигательной активности в групповой комнате"

консультация для воспитателей  по образовательной области "Физическое развитие"...

Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"

В косультации даются рекомендации  по развитию двигательной активности  у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....