Игровые занятия как средство физического воспитания детей в разновозрастной группе
методическая разработка по физкультуре

Жукене Вера Владимировна

Организация процесса физического воспитания в разновозрастной группе; планирование; практические рекомендации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_v_raznovozrastnoy_gruppe.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровые занятия как средство физического воспитания детей в разновозрастной группе

Организация обучения и воспитания в разновозрастных группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуется занятия специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников. Следует отметить  преимущества, которые характерны именно для разновозрастной группы -  общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно лишь при правильной организации обучения. При этом учитываем разные возможности детей и предъявляем разные требования к качеству, темпу упражнений. От старших требуется более точное и качественное выполнение движений. Совместные игры детей разного возраста проходят организованнее, если в них объединяются старшие и младшие. Дети 6 лет, хорошо зная игру, стараются помочь малышам, научить их тому, что сами умеют, не подчеркивая своего превосходства. Иногда они позволяют малышам играть не по правилам, хотя для себя их признают обязательность. Педагог не только руководит общими дидактическими играми, но и сам их организует.

Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Особое значение приобретает пример старших для младших.

 Во время проведения занятий активизируется деятельность шестилетних детей в качестве помощников педагогов ДОУ в процессе проведения различных форм физического воспитания дошкольников на основе их предварительной подготовки.

 Педагогами стимулируется активизация позицией как младших, так и старших дошкольников в процессе физкультурно-спортивной совместной деятельности  при ведущей роли более взрослых детей. Это достигается  наличием общей предметной основы содержания физкультурных занятий с дифференциацией его по степени сложности учебного материала в соответствии с возрастными особенностями детей; позитивной обучающей роли старших дошкольников в процессе проведения педагогами различных форм физического воспитания, их активного участия в оказании помощи детям младшего дошкольного возраста. 

Таким образом, в разновозрастной группе проходит актуализация ранее изученного материала старшими школьниками и организуется опережающее обучение младших. Взаимодействие детей разного возраста рассматривается как фактор осуществления преемственности, способ освоения, передачи опыта и информации от поколения к поколению, конкретный образец выполнения и поведения, с одной стороны, и подражания, с другой. Работая в одной группе, дети разного возраста решают одну общую задачу, общаются друг с другом, формируются взаимоотношения вне группы. Немаловажную роль в общении и воспитании имеет эмоциональный климат в группе, здесь они приобретают опыт социального поведения. Ребята учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также свои собственные возможности.

Планирование процесса физического воспитания дошкольников

4-6 лет в разновозрастных группах в годичном цикле

Месяцы

Периоды

Содержание работы

Сентябрь

Подготовительный период

Диагностика уровня физического и психического состояния детей.

Физкультурно-оздоровительная работа па основе игровой мотивации.

Разучивание игр для детей 4-6 лет, направленных па развитие психических процессов.

Октябрь

Работа по совершенствованию двигательных действий, сформированных у детей в предыдущей возрастной группе.

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Основной период

Формирование двигательных умений и навыков (в соответствии с разработанным перспективным планированием).

Комплексное развитие физических качеств (скоростные, силовые и координационные способности, общая выносливость, гибкость).

Организация специальной работы с детьми 4-6 лет в разновозрастных группах.

Закрепление игр для детей 4-6 лет, направленных на развитие психических процессов.

Май

Заключи

тельный период

Диагностика уровня физического и психического состояния детей.

Повторение игр для детей 4-6 лет, направленных на развитие психических процессов.

Июнь Июль Август

Переход

ный период

Физкультурно-оздоровительная работа: подвижные игры, закаливающие мероприятия, физкультурный досуг на свежем воздухе.

Занятия проходят в игровой форме. Значительное место уделяется играм с мячами. На каждом занятии детально отрабатываются игровые упражнения, которые обеспечивают формирование элементарных приемов владения мячом. Игровые упражнения на физкультурных занятиях в разновозрастной группе можно выполнять в разных вариантах:

- Индивидуально. Старшие дети водят мяч в движении, младшие отбивают его на месте.

- В парах. Осуществлялось освоение более сложных двигательных действий, таких как перебрасывание и ловля мяча.

-  В команде. Чья команда быстрее закатит мяч в гараж.

- Младшие в качестве болельщиков. На какое-то время малыши оставались «болельщиками» и наблюдали за игрой старших детей.

Схема построения игровых физкультурных занятий в разновозрастной группе традиционна. Занятие состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок, планирующихся параллельно для детей старшей и младшей подгруппы.

В водной части занятия используются специальные приемы создания игровой мотивации, например – мячам помочь размяться, так как бока у них залежались в коробке. Разминка обычно проводятся совместно, но условия выполнения упражнений могут меняться. Например: дети младшей подгруппы бегают врассыпную в середине зала, дети старшей подгруппы – по периметру зала.

Основная часть вариативна. Есть занятия, в которых планируются общеразвивающие упражнения с использованием инвентаря. Есть занятия, в которых комплекс общеразвивающих упражнений проводятся в игровой или имитационной форме. Также проводятся игры, направленные на овладение основных движений  и простейших элементов техники спортивных игр, на развитие двигательных способностей («Переправа», «Смелые ребята», «Меткие стрелки» и др.). Для детей младшей подгруппы она сокращена до 10 минут.

В заключительной части занятий планируются психокоррекционные игры («Сделай фигуру», «Накачай мяч» и др.). Дети благодарят друг друга. Выражают чувства взаимной симпатии и привязанности, любуются результатами своей деятельности (в каком порядке сложены мячи). 

В ходе всего занятия младшие дети проделывают упражнения меньшее количество раз, чем старшие. От старших детей требуется  более точное и качественное выполнение движений. Для того, чтобы старшие дети могли проделать упражнения большее количество раз, им предлагается одним начать выполнять упражнения и показать малышам, как правильно его делать, затем это же упражнение они проделывают с малышами. Также для детей старшего возраста задания усложняются, в то время, когда дети младшей подгруппы выполняют подбрасывание вверх мяча и его ловлю, старшие дети выполняют это же упражнение с хлопком. При прыжках с продвижением вперед: старшие – мяч между ног, младшие – мяч в руках перед грудью.

Примерное распределение игрового материала

на занятии по физической культуре

Часть занятия

Младшая  подгруппа

Старшая подгруппа

Вводная часть

Построение

С резиновыми мячами

С набивными мячами

Ходьба с заданиями

По малому кругу

По большому кругу

Бег, по сигналу остановиться

Бросить мяч вниз и поймать его

Подбросить мяч вверх  поймать его

ОРУ

По 5 раз

По 10 раз

Основная часть

Подбрасывание мяча вверх

Без хлопка

С хлопком

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Мяч в руках перед грудью

Мяч зажат между ног

Передача мяча в парах

Ударом мяча об пол

Прокатывание  мяча по прямой

Эстафеты

Становятся болельщиками

Соревнуются

Заключительная часть

«Меткие стрелки» - попасть мячом в фитнес-мяч

Мяч обычного размера

Мяч малого диаметра

«Накачаем мяч»

Выполняют роль насоса

Выполняют роль мяча

Таким образом, организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

  1. Процесс физического воспитания детей 4-6 лет в разновозрастных группах должен начинаться с предварительной оценки уровня развития основных физических качеств и психических процессов.
  2. Работу по физическому воспитанию детей разного возраста рекомендуется организовывать в разнообразных формах:

-   Физкультурные занятия (с элементами подвижных игр и упражнений, релаксации).

- Физкультурно-оздоровительная работа (утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, гимнастика после сна, физкультурные паузы).

- Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность, прогулки.

-   Активный отдых (физкультурные досуги, праздники).

3.                 Для более полного усвоения детьми программного материала необходимо сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные способы организации учащихся.

4.                 Работе педагога на одном занятии с детьми разного возраста должно предшествовать тщательное продумывание и особая организация внешней среды, подбор основного и вспомогательного оборудования и инвентаря, адекватного онтогенетическим особенностям дошкольников.

5.                 К работе в разновозрастных группах, по моему мнению, относятся спортивные праздники, такие как: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Праздник мяча», «Осенний погребок», где участвуют люди разных поколений, разного пола и разной физической подготовленности, но все вместе решают одну общую задачу и много частных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Игровой Стретчинг – Как средство физического развития детей в условиях дошкольной образовательной организации."

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья – непосредственная обязанность каждого. Что же является основой здорового образа жизн...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья ребенка, составляет содержание физического воспитания, что при определенных условиях обеспечивает ребенк​у физическое развитие....

Буклет "Игровой стретчинг как средство физического развития детей дошкольного возраста"

Буклет является информационно - рекламным носителем и его задача кратко - иформативно донести до читателя, интересныедля него сведения. После индивидуальной консультации родитель получает буклет с пра...

Физические упражнения – средство физического воспитания детей

Физическое упражнение выражает мысли, эмоции, потребности человека, его отношение к окружающей действительности...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ДЦП

Сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации на здоровый образ жизни являются основными задачами государства.Детск...

Семинар с педагогами «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников».

презентация для педагогов «Спортивные игры и игровые упражнения как средство физического воспитания дошкольников»....