Картотека подвижных игр младшая группа
картотека (физкультура, младшая группа) на тему

Дехтерева Лариса Валерьевна

 

Игры  с бегом

Карточка 1

Бегите ко мне. Дети сидят на стульях, поставленных вдоль одной из сторон площадки. Воспитатель стоит у противоположной стороны. Он говорит: «Бегите ко мне, все, все бегите ко мне!» Дети бегут к воспитателю, который, разведя руки широко в стороны, делает вид, что хочет всех обнять. После того как дети соберут­ся около воспитателя, он уходит на другую сторону площадки и снова говорит: «Бегите ко мне!» Игра повторяется 4—5 раз. На слова воспитателя «Бегите домой!» малыши бегут к стульям, садятся и отдыхают. По правилам игры бежать к воспи­тателю можно только после слов «Бегите ко мне!», нельзя толкаться и мешать друг другу.

Указания. Желающих играть, можно разделить на 2 небольшие группы; пока одна группа играет, другая смотрит, затем они меняются ролями. Вначале ребенок может занимать любой стул, постепенно дети приучаются находить свои места. При повторении игры стулья можно расставить в разных местах комнаты.

 

 

Карточка 2

Птичка и птенчики. Дети делятся на группы по 5—6 человек. Каждая группа имеет свой домик — гнездышко (начерченный мелом круг, положенный на пол большой обруч или связанная за концы персика и т. п.). Малыши, сидя на корточ­ках, изображают птенчиков в гнездышках, воспитатель — птичку. На слова «По­летели — полетели!»   птенчики   выпархивают   из   гнездышек  и   стараются  улететь за кормом подальше. На слова воспитателя «Полетели домой!» птенчики возвра­щаются в свои гнездышки. Игра повторяется 3—4 раза.

Указания. Педагог следит, чтобы дети-птенчики действовали по сигналу, на­поминает, что нельзя залетать в чужое гнездышко, улетать надо подальше от дома — там больше корма.

 

 

 

Карточка 3

Принеси игрушку. Игрушки (погремушки, кубики) раскладывают на проти­воположной стороне комнаты (площадки). Воспитатель зовет к себе детей и про­сит принести игрушки. По его указанию дети идут или бегут за игрушками и при­носят их педагогу. Похвалив детей, он просит отнести игрушки на место.

Указания. Игру можно усложнить, добавив задание: дойти до игрушки по узкой дорожке (доске) или перешагивая через невысокие предметы.

Не опоздай. На полу по кругу раскладывают кубики или погремушки. Дети становятся у кубиков. По сигналу воспитателя они бегают по всей комнате, не задевая друг друга и не сбивая кубиков. По сигналу «Не опоздай» дети бегут к своим кубикам.

 

 

 

 

Карточка 4

Мыши и кот. Дети-мыши сидят в норках (на скамейках или стульях, поставлен­ных вдоль стен комнаты или по сторонам площадки). В одном из углов площадки сидит кот (роль кота исполняет воспитатель). Кот засыпает, и мыши разбегаются по комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро бегут и прячутся в норках (занимают свои места на стульях). После того как все мыши вернутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, за­тем возвращается на свое место и засыпает. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Из норок мышки могут выбегать, только когда кот закроет глаза и заснет, а возвращаться в норки — после того как он проснется и замяукает. Воспитатель следит, чтобы все мыши выбегали из норок. Можно использовать и кошку-игрушку. Норками могут быть также кубики, на которые дети должны взобраться.

 

 

 

Карточка 5

Беги к флажку. Воспитатель раздает детям флажки двух цветов: красного и синего. Держа в одной руке красный, в другой — синий флажок, он разводит руки в стороны; дети свободно группируются напротив флажка соответствующего цвета. Затем воспитатель предлагает малышам погулять — побегать по площадке. Пока они гуляют, педагог переходит на другую сторону, говорит: «Раз, два, три — скорей сюда беги!» — при этом он разводит руки с флажками в стороны. Дети бегут к нему и собираются возле флажка соответствующего цвета. Когда соберутся все, воспита­тель предлагает поднять флажки вверх и помахать ими. Игра повторяется 3—4 раза.

Указания. Нельзя разбегаться по площадке раньше сигнала воспитателя. Он перекладывает флажки из одной руки в другую, чтобы дети собирались то справа, то слева от него. Можно ввести в игру добавочные сигналы и задания. Например, по сигналу «стой» все игроки должны остановиться и закрыть глаза или поплясать, а воспитатель в это время незаметно уходит в другое место. По сигналу дети снова бегут к педагогу. Вместо флажков малышам можно дать платочки или кубики соответствующего цвета или повязать на руки цветные ленточки.

 

 

Карточка 6

Найди свой цвет. Воспитатель раздает детям флажки 3—4 цветов: красные, синие, желтые, зеленые. Дети собираются в разных углах комнаты, обозначенных воспитателем заранее флажком определенного цвета. По сигналу «идите гулять» малыши расходятся по комнате в разные стороны. Когда воспитатель скажет: «Найди свой цвет!» — дети собираются возле флажка соответствующего цвета. Педагог отмечает, какая группа раньше собралась. Затем игра повторяется (5—6 раз).

Указания. После нескольких повторений, когда малыши хорошо усвоят игру, педагог может предложить им во время прогулки остановиться, закрыть глаза, а сам тем временем переставит флажки в углах комнаты.

 

 

 

 

Карточка 7

Трамвай. Дети стоят в колонне парами (держась за руки). Свободными ру­ками они держатся за шнур (концы его связаны), т. е. одни держатся за шнур правой рукой, другие — левой. Это трамвай. Воспитатель стоит в одном из углов комнаты с тремя цветными флажками: желтым, красным, зеленым. Он объясняет, что на зеленый сигнал надо двигаться, на красный и желтый — останавливаться. Педагог поднимает зеленый флажок — трамвай едет, дети бегут вокруг комнаты (площадки). Добежав до воспитателя (светофора), дети смотрят, не сменился ли цвет. Если поднят по-прежнему зеленый, то движение трамвая продолжается, если поднят красный или желтый флажок, малыши останавливаются и ждут, когда появится зеленый, чтобы снова можно было двигаться.

Указания. Во время игры детей знакомят с правилами уличного движения. При небольшом количестве участников можно ставить их не парами, а в одну колонну. Сюжет игры можно развернуть: на пути устраивают остановку. Пассажиры сидят и ждут прихода трамвая; подъезжая к остановке, трамвай замедляет ход и оста­навливается. Одни пассажиры выходят, другие входят. Для того чтобы войти в трамвай и выйти из него, дети приподнимают шнур. На конце шнура привязан колокольчик. Ребенок, стоящий последним (кондуктор), дает звонок, трамвай тро­гается.

 

Карточка 8

Поезд. Дети строятся в колонну по одному (не держась друг за друга). Пер­вый — паровоз, остальные — вагоны. Воспитатель даст гудок, и поезд начинает двигаться вперед, вначале медленно, потом быстрее, быстрее и, наконец, дети пе­реходят на бег. «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети за­медляют постепенно шаг, и поезд останавливается. Малыши выходят погулять: разбегаются по полянке, собирают ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, они снова собираются в колонну, и движение поезда возобновляется. Игра повторяется

 4—5 раз.

Указания. Вначале дети строятся в колонну в любом порядке, а к концу года привыкают запоминать свое место — находить свой вагон. Можно изменить сюжет игры, например, поезд останавливается у речки, тогда дети изображают катание на лодках, ловлю рыбы и т. п.

 

 

 

 

 

Карточка 9

Лохматый пес. Один из детей изображает пса. Он ложится на пол, положив голову на протянутые вперед руки. Остальные малыши гурьбой тихонько подходят к нему под чтение стихов:

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

 Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим.

 И посмотрим, что-то будет.

Дети начинают будить пса, наклоняются к нему, произносят его кличку, хлопают в ладоши, машут. Пес вскакивает и громко лает. Дети разбегаются. Пес гонится за ним, старается схватить кого-нибудь. Когда все разбегутся и спрячутся, пес опять ложится на землю, и игра возобновляется. Игра повторяется 3—4 раза.

Указания. Если пса изображает воспитатель, то он засыпает сидя на стуле или скамейке.

 

Игры  с  подпрыгиванием   и  прыжками

Карточка 10

По ровненькой дорожке. Дети свободно группируются или строятся в колонну и идут гулять. Воспитатель ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам...

В яму — бух!

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам» — они прыгают на двух ногах, слегка про­двигаясь вперед. На слова «В яму — бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», — говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений пи произносит другой текст:

 

Карточка 10 (продолжение)

По ровненькой дорожке,

По  ровненькой  дорожке.

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

Здесь мы живем.

По окончании текста малыши бегут в дом (заранее договариваются, где бу­дет дом — на скамейке, за проведенной чертой и т. д.).

Указания. Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т. п.). Воспитатель произвольно удлиняет или укора­чивает двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.

 

 

Карточка 11

С кочки на кочку. Дети стоят в одной стороне зала (площадки). Воспитатель раскладывает на полу (земле) обручи на небольшом расстоянии (20 см) один от другого. По сигналу педагога дети переходят на другую сторону зала, переступая из обруча в обруч.                                                        

Указания. Вместо обручей можно использовать небольшие фанерные кружки; кружки, выложенные из веревки; начерченные мелом и т. п. (диаметр 30—35 см). Когда дети научатся хорошо перешагивать с кочки на кочку, можно предложить им перебираться на другую сторону, перебегая из кружка в кружок или перепрыгивая на двух ногах. Сначала малыши выполняют упражнение по одному или по двое, а затем по нескольку человек или все вместе.

 

 

 

 

 

Карточка 12

Поймай комара. Дети стоят по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук. Воспитатель находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1 — 1,5 м) с привязанным на шнуре комаром из бумаги или материи. Воспитатель кружит шнур немного выше голов играющих. Когда комар пролетает над головой, дети подпрыгивают, стараясь поймать его обеими руками. Тот, кто поймает комара, говорит: «Я поймал!», после чего игра продолжается.

Указания. Надо следить, чтобы дети не уменьшали круг во время подпрыги­ваний.   Вращая   прут  с  комаром,   воспитатель  то  опускает,  то   приподнимает  его.

 

 

 

Карточка 13

Воробышки и кот. Дети стоят на скамеечках или на больших кубиках, раз­ложенных на полу по одну сторону площадки. Это воробышки на крыше. В стороне сидит кот (воспитатель или кто-нибудь из детей). Кот спит. «Воробышки полетели», - говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши, расправив крылья, разле­таются во все стороны. Но вот просыпается кот. Он произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, которые прячутся на крыше. Пойманных кот отводит к себе в дом. Игра повторяется 5—6 раз.

Указания. Следить, чтобы дети мягко приземлялись, спрыгивали на носки и сгибали колени.

 

 

 

Игры с подлезанием и лазанием

Карточка 14

Наседка и цыплята. Дети изображают цыплят, воспитатель — наседку. Цып­лята с наседкой находятся в доме (место, огороженное натянутой между стойками или стульями веревкой на высоте 35—40 см). В стороне живет воображаемая большая птица. Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко!» По зову матери цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют, наклоняются, приседают, ищут корм. На слова вос­питателя «Большая птица летит!» все цыплята быстро убегают и прячутся в доме. Игра повторяется 3—4 раза.

Указания. Когда цыплята возвращаются домой, убегают от большой птицы, воспитатель может приподнять веревку повыше, чтобы дети не задели ее. Роль на­седки могут со временем выполнять и сами дети.

 

Карточка 15

Мыши в кладовой. Дети изображают мышей. Они стоят или сидят на стульях (скамейках) на одной стороне площадки (мышки в норках). На противоположной стороне, на высоте 50—40 см натянута веревка, за ней кладовая. Сбоку от играю­щих сидит воспитатель, исполняющий роль кошки. Кошка засыпает, а мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, подлезая под веревку. В кладовой мыши присаживаются на корточки и грызут сухари. Кошка внезапно просыпается и бежит за мышами. Мыши выбегают из кладовой и прячутся в норки. (Кошка не ловит мышей, она только делает вид, что хочет поймать их.) Затем кошка возвращается на место и засыпает. Игра продолжается. Повторяется игра 5—6 раз.

Указания. Подлезая под веревку, ребенок должен наклоняться пониже, чтобы не задевать ее.

 

 

 

Карточка 16

Кролики. На одной стороне площадки мелом нарисованы кружочки (5—6) — это клетки для кроликов. 11сред ними стоят стульчики. На противоположной стороне — дом сторожа (стул, на котором сидит воспитатель). Между домом и клетками кро­ликов находится лужок, на котором кролики гуляют. Воспитатель делит всех играю­щих на группки по 3—4 ребенка. Каждая группка становится в один из начерчен­ных на полу кружочков. Дети присаживаются по указанию воспитателя на корточ­ки (кролики сидят в клетках). Воспитатель подходит поочередно к клеткам и вы­пускает кроликов на лужок. Кролики один за другим проползают под стулом, а затем бегают и прыгают на лужайке. Через некоторое время педагог говорит: «Бегите в клетки!» Кролики спешат домой. Каждый возвращается в свою клетку, проползая снова под стулом. Кролики сидят в клетках до тех пор, пока сторож снова не выпустит их гулять. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Вместо стульев для подползания можно использовать дуги, по­ложенную на стойки планку или натянутый шнур.

 

Карточка 17

Обезьянки. Воспитатель предлагает детям по одному или по двое подойти к гимнастической стенке, стать лицом к ней и взобраться до 3—4 рейки. Это обезьян­ки. Остальные дети сидят или стоят и смотрят, как обезьянки собирают на деревьях фрукты. Затем на деревья взбираются другие обезьянки.

Указания. Когда дети научатся уверенно избираться на лесенку и спускаться с нее, надо усложнить задание, предложив им перебираться с пролета на пролет стенки — с дерева на дерево.

 

 

 

 

 

Игры  с  бросанием  и ловлей

Карточка 18

Кто дальше бросит мешочек? Дети стоят по одну сторону зала (площадки) за начерченной ливней или лежащей на полу веревкой. Каждый из играющих по­лучает мешочек. По сигналу воспитателя все дети бросают мешочек вдаль. Каждый внимательно следит за тем, куда упадет его мешочек. По следующему сигналу все бегут за мешочками, поднимают их и становятся на то место, где лежал мешочек. Дети поднимают двумя руками мешочек над головой. Воспитатель отмечает детей, которые бросили мешочки дальше всех. Затем малыши возвращаются на исходные места. Игра повторяется 6—7 раз.

Указания. Игру лучше проводить с половиной группы. Бросать мешочки дети должны правой и левой рукой.

 

 

 

Карточка 19

Попади в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на полу) диаметром 1 —1,5 м. В руках у детей мешочки с песком. По сигналу воспи­тателя «бросай» все бросают мешочки в круг. Затем воспитатель говорит: «Под­нимите мешочки!» Малыши поднимают мешочки и становятся на места. Игра пов­торяется 4—6 раз.

Указания. Мешочек надо бросать обеими руками.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 20

Подбрось повыше. Ребенок подбрасывает мяч как можно выше, стараясь бросить его прямо над головой, и ловит. Если малыш не сможет поймать мяч, то поднимает его с пола и снова подбрасывает как можно выше.

Указания. Ребенок может подбрасывать мяч и одной и двумя руками.

Поймай мяч. Напротив ребенка на расстоянии 1,5—2 м от него становится взрослый. Он бросает мяч ребенку, а тот возвращает его. В это время взрослый произносит слова: «Лови, бросай, упасть не давай!» Каждое слово сопровождается броском мяча. Слова нужно произносить медленно, чтобы малыш успел поймать мяч и бросить его, не спеша.

Указания. По мере овладения навыками ловли и бросания расстояние между ребенком и взрослым можно увеличивать. Если играют двое детей, взрослый сле­дит, чтобы они хорошо бросали мяч и при ловле не прижимали его к груди.

 

 

Карточка21

Сбей кеглю. На полу или на земле чертят линию или кладут веревку. На рас­стоянии 1 —1,5 м от нее ставят 2—3 большие кегли (расстояние между кеглями 15-20 см). Дети по очереди подходят к обозначенному месту, берут в руки лежащие рядом мячи и катят их, стараясь сбить кегли. Прокатив 3—4 мяча, ребенок бежит, собирает мячи и передает их следующему играющему.

Указания. Вначале лучше давать детям мячи побольше — диаметром 15—20 см. Позже, когда малыши научатся прокатывать мячи энергично, попадая в кегли, им можно предлагать мячи меньшего размера и увеличивать расстояние до кеглей.

 

 

 

 

Карточка 22

Береги предмет. Дети становятся в круг. У ног каждого из них лежит кубик. Воспитатель находится в кругу, он старается взять предмет то у одного, то у другого ребенка. Играющий, к которому приближается педагог, приседает, закрывает кубик руками и не даст до него дотронуться. Как только воспитатель отходит, ре­бенок встает, оставляя кубик на прежнем месте.

Указания. Вначале воспитатель только делает вид, что возьмет кубик. При повторении игры он может на самом деле взять кубик у того, кто не успел прикрыть игрушку руками. После этого ребенок временно выбывает из игры. Когда воспитателю удается взять кубики у 2—3 играющих, он возвращает их. Говорит, чтобы дети ста­рались закрывать игрушки побыстрее и не отдавали их. На роль водящего можно выбрать кого-нибудь из детей. Тогда педагог лишь подсказывает, как надо дей­ствовать, участвует в игре, стоя в кругу.

 

 

 

 

Игры на ориентировку в пространстве

Карточка 23

Найди свое место (домик). Каждый играющий выбирает себе домик. Это могут быть стул, гимнастическая скамейка, круг, начерченный на земле или полу, обруч и др. По сигналу воспитателя дети выбегают на площадку, легко и тихо бе­гают в разных направлениях. На сигнал «найди свое место (домик)», они возвра­щаются на свои места.

Указания. Дети должны бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, подальше от своего места, не подбегать к нему до сигнала.

 

 

 

 

 

 

 

Карточка 24

Угадай, кто кричит. Малыши становятся в круг спиной к центру. Воспита­тель стоит в кругу. Он назначает водящего, который тоже становится в середину круга и подражает крику какого-либо домашнего животного или птицы. После этого все дети поворачиваются лицом в круг. Тот, на кого укажет воспитатель, отгадывает, кто кричал. Затем назначается новый водящий. Игра повторятся 5—6 раз.

Указания. Если ребенок затрудняется и не знает, какому животному или птице подражать, педагог помогает ему, подсказывает.

 

 

 

 

Карточка 25

Что спрятано? Дети стоят по кругу или в шеренге. Воспитатель кладет на пол перед детьми 3—5 предметов (кубик, флажок, погремушки, мячик и др.) и пред­лагает их запомнить. Затем играющие по сигналу воспитателя поворачиваются спиной к центру круга или лицом к стене. Педагог прячет 1 или 2 предмета и говорит: «Посмотрите!» Дети поворачиваются лицом к центру круга и внимательно присмат­риваются к предметам, вспоминают, каких нет. Воспитатель подходит по  очереди к некоторым детям, и те шепотом говорят, какие предметы спрятаны. Когда боль­шинство играющих правильно назовут спрятанные предметы, воспитатель говорит о них вслух. Игра повторяется 4—5 раз.

Указания. Если в игре используются игрушки, то лучше подбирать однотип­ные, изображающие либо животных, либо птиц, либо деревья. В игре можно зак­реплять умение различать основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Для этого подбирают кубики, флажки, колечки разного цвета. Игру можно провести и так: когда воспитатель убирает предметы, отворачивается только один ребенок, потом он определяет, какой предмет спрятан. Остальные играющие не должны ему подсказывать.

 

 

 

Карточка 26

Иди тихо. Педагог стоит у выхода из зала с закрытыми глазами. Дети один за другим в колонне стараются тихо, на цыпочках, пройти мимо него. Если кто-то из малышей идет недостаточно тихо, воспитатель прикасается к нему рукой. Ребенок становится в сторону и проходит после всех еще раз. Последний в колонне тихо говорит педагогу: «Все ушли». Воспитатель открывает глаза.

Указания. Мимо воспитателя можно не только проходить, но и тихо пробегать.