Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре образовательная область «Физическое развитие» для детей 5-6 лет (старшая группа)
    рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

    Салахова Лариса Федоровна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по физической культуре

    образовательная область «Физическое развитие»

    для детей 5-6 лет (старшая группа)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rp_po_fizkulture_st_gr.docx50.49 КБ

    Предварительный просмотр:

           

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по физической культуре

    образовательная область «Физическое развитие»

    для детей 5-6 лет (старшая группа)

    Содержание

    I . Целевой раздел……………………………………………………………………………………….

    1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………
    2. Планируемые результаты освоения  Программы

    II. Содержательный раздел  ……………………………………………………………………………..

    Основные цели и задачи        

    Содержание психолого-педагогической работы

    Перечень основных движений, спортивных игр и упражнений

    Формы работы по образовательной области «Физическое развитие»

    Система физкультурно-оздоровительной работы

    Работа с родителями

    III. Организационный раздел………………………………………………………………………..

    Сетка НОД……………………………………

    Методические материалы и средства обучения и воспитания

    Приложения

    Комплексно-тематическое планирование

    Карта  наблюдений физического  развития детей

    Пояснительная записка

    Рабочая программа по физической культуре  старшей группы   МБДОУ «Детский сад №10  города Красноармейска Саратовской области»  (далее - Программа)  разработана на 2014-2015   учебный год в соответствии с основной образовательной программой учреждения, соответствующей действующим нормативным документам  (Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования,  Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций").

    Целью Программы является физическое развитие детей дошкольного возраста 5-6 лет с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

    Программа опирается на научные принципы  построения:

    • соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
    • обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
    • строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
    • основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

    предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

    • предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

    II. Содержательный раздел

    Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

    Основные цели и задачи

    Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.

    Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

    Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

    Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

    Содержание психолого-педагогической работы

    Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

    Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины—у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

    Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода —наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье.

    Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях.

    Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека.

    Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие.

    Знакомить детей с возможностями здорового человека.

    Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом.

    Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения.

    Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в зале и на спортивной площадке.

    Физическая культура

    Продолжать формировать правильную осанку; умение осознанно выполнять движения.

    Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.

    Развивать быстроту, силу, выносливость, гибкость.

    Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отталкиваясь от опоры.

    Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

    Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп.

    Учить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, отталкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинную скакалку, сохранять равновесие при приземлении.

    Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе.

    Учить ориентироваться в пространстве.

    Учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам.

    Приучать помогать взрослым готовить физкультурный инвентарь к занятиям физическими упражнениями, убирать его на место.

    Поддерживать интерес детей к различным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны.

    Подвижные игры. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу и творчество.

    Воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования, играх-эстафетах.

    Учить спортивным играм и упражнениям.

    Перечень основных движений,

    подвижных игр и упражнений

    Основные движения

    Ходьба. Ходьба обычная, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, вдоль стен зала с поворотом, с выполнением различных заданий воспитателя. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамейке, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, раскладыванием и собиранием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом) с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.

    Бег. Бег обычный, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), мелким и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, врассыпную, с препятствиями. Непрерывный бег в течение 1,5-2 минут в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м примерно за 5-5,5 секунды (к концу года —30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.

    Ползание и лазанье. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через несколько предметов подряд, пролезание в обруч разными способами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.

    Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) чередовании с ходьбой, разными способами (ноги скрестно, ноги врозь, una нога вперед — другая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь ~еред, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно пез каждый (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой - 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не менее 80 см), в длину с разбега (примерно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через короткую скакалку, вращая ее вперед и назад, через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся).

    Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о землю и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не менее 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из разных исходных положений и построений, различными способами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от земли). Отбивание мяча о землю на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не менее 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.

    Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, тю трое; равнение в затылок, в-колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.

    Ритмическая гимнастика. Красивое, грациозное выполнение знакомых физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением,

    Общеразвивающие упражнения

    Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти повернуты тыльной стороной внутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх-назад попеременно, одновременно. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.

    Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стены, касаясь ее затылком, плечами, спиной, ягодицами и пятками. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Наклоняться вперед, стоя лицом к гимнастической стенке и взявшись за рейку на уровне пояса; наклоняться вперед, стараясь коснуться ладонями пола; наклоняться, поднимая за спиной сцепленные руки. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на спине. Подтягивать голову и ногу к груди (группироваться).

    Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за спину. Поднимать прямые ноги вперед (махом); выполнять выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками движения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).

    Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамейке на носках, приседая на носках; сохранять равновесие после бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.

    Спортивные игры

    Городки. Бросать биты сбоку, занимая правильное исходное положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать городки с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).

    Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от 7 уди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.

    Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играть в паре с воспитателем.

    Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч вокруг предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку несколько раз подряд.

    Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направле-юм. закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах,

    Подвижные игры

    С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и шука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Встречные перебежки», «Пустое место», «Затейники», «Бездомный заяц».

    С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».

    С лазаньем и ползанием. «Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье».

    С метанием. «Охотники и зайцы», «Брось флажок?», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».

    Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Забрось мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».

    С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто быстрее?», «Кто выше?».

    Народные игры. «Гори, гори ясно!» и др.

    Формы работы по образовательной области «Физическое развитие»

    • НОД
    • Утренняя гимнастика
    • Игра
    • Беседа
    • Рассказ
    • Чтение
    • Рассматривание
    • Интегративная деятельность
    • Диагностическая деятельность
    • Спортивные и
    • физкультурные досуги
    • Спортивные состязания
    • Совместная деятельность взрослого и детей
    • Проектная деятельность
    • Проблемная ситуация

    Режим двигательной активности

    Формы работы

    Количество и длительность (в мин.)

    НОД Физическая культура

    а) в помещении

    2 раза в неделю до 25

    б) на улице

    1 раз в неделю 25

    Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

    а) утренняя гимнастика

    ежедневно8-10

    б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

    ежедневно

    2 раза (утром и вечером)

    25-30

    в) физкультминутки (в середине статического НОД)

    ежедневно

    г)гимнастика после сна

    ежедневно 7

    Д)физические упражнения и игровые задания:

    артикуляционная гимнастика;

    пальчиковая гимнастика;

    зрительная гимнастика

    Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

    8-10 мин.

    Активный

    отдых

    а) физкультурный досуг

    1 раз в месяц 25-30

    б) физкультурный праздник

    2 раза в год

    до 35 мин.

    в) день здоровья

    1 раз в квартал

    Самостоятельная

    двигательная

    деятельность

    а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

    ежедневно

    б) самостоятельные подвижные и спортивные игры

    ежедневно

    Работа с родителями

    Разъяснять родителям (на информационном стенде, на  сайте ДОУ, на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

    Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (плавание, лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

    Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

    Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной  деятельности.

    Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

    III. Организационный раздел

    Режим работы МБДОУ «Детский сад № 10 г.Красноармейска»:

    • пятидневная рабочая неделя;
    • длительность работы МБДОУ -  10,5 часов;
    • ежедневный график работы -   с 07.30 до 18.00 часов
    • выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие - праздничные дни.

    Режим строится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.

    Непосредственно образовательная деятельность по физкультуре проводится 3 раза в неделю, 2 НОД в помещении (по 25 минут), 1 на воздухе во время прогулки. Учебный год составляет 34 учебные недели.

    Методические материалы и средства обучения и воспитания

     «Основы здорового образа жизни» под ред. Н.П.Смирновой. Саратов, Научная книга, 2000г.

    «План-программа педагогического процесса в детском саду» под ред. З.А.Михайловой, «Детство-ПРЕСС», 2000.

    Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет), М., 2005

    Пензулаева Л.И. Подвижные игровые упражнения для детей 3-5 лет. М., 2005

    Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей, М., 2003

    Пензулаева  Л.И. «Физкультурные занятия», М., 2005

    Приложения

    Приложение 1. Комплексно-тематическое планирование


    Приложение 2

    Карта  наблюдений физического  развития детей старшей  группы

    Фамилия, имя

    ребенка

    Возраст

    (лет,мес.)

    Скорость бега на 10м м/с

    с хода

    Скорость бега на 30м м/с со старта (сек.)

    Скорость бега на 120м, 150м

    Длина прыжка с места

    Дальность броска набивн.мячом

    Итог

    балл

    балл

    балл

    балл

    балл

    уровень

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    6

     

    7

     

    8

     

    9

     

    10

     

    11

     

    12

     

    13

     

    14

     

    15

     

    16

     

    17

    18

     

    19

     

    20

    Условные обозначения:  уровни: в – высокий,  с – средний, н - низкий                                                                   Общие сведения

    Уровень

    Время  обследования

    в

    с

    н

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»

    Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...

    Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

    СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

    Рабочая программа по реализации образовательной области "Физическая культура" для детей средней группы компенсирующей направленности

    СодержаниеI . Целевой раздел1.1.   Пояснительная записка1.2.   Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников1.3.   Планииуемые результаты освоения  Программы...

    Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет

    Рабочая программа по физической культуре для детей 3 -7 лет с развёрнутым комплексно-тематическим планированием в соответствии с ФГОС....

    Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет на 2018 – 2019 учебный год

    Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей 3 – 7 лет на 2018 – 2019 учебный год...

    Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

    Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценность...

    Рабочая программа инструктора по физической культуре Образовательная область «Физическое развитие» для детей от 1.5-7 лет

    1. Пояснительная запискаЗадача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огром...