Развитие воображения и творческой активности ребенка
статья по физкультуре на тему

Локтева Наталия Михайловна

Развитие воображения и творческой активности ребенка через музыкально-познавательную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 95»

             

                                 

 Развитие воображения и творческой активности ребенка через музыкально – познавательную деятельность

                                                       Музыкальный руководитель                                                                        

                                                                    Локтева Наталия  Михайловна  

                                                                       МБДОУ  «детский  сад №: 95»

                                                                                                             

                                Пояснительная записка.

           С самого рождения ребенок является первооткрывателем, пытливым  исследователем того мира, который его окружает, недаром детей дошкольного возраста называют «почемучками». Любопытство – естественная реакция дошкольников на все новое и неожиданное. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, а еще позже в познавательную потребность. «Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности». (А.И. Савенков, доктор педагогических наук, профессор МПГУ). 

       На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня  нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим были приняты

ФГОС ДО, которые должны решить задачи  современного дошкольного образования

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

  Интерес к исследованию, стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Дети,  вовлеченные в исследовательскую деятельность, научаются изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу. Наша с вами задача создать такие условия для детского экспериментирования и исследовательской деятельности, где каждый ребенок сможет реализовать себя, найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны  с детским музыкальным творчеством, ведь  творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало,  сделать по-новому, по-своему, лучше.

     

 Творческая музыкальная деятельность, по мнению О.П. Радыновой, - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства ( а через него и окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется формирование творческой культуры дошкольника.

    Тенденция в современной педагогике – активизировать процесс музыкально-эстетического воспитания через творчество дошкольника обусловлена объективными факторами: высокой ролью творчества в познании мира; необходимостью всестороннего развития личности; природной активностью ребенка, требующей творческой деятельности, близкой и хорошо знакомой ему с детства.

Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей. Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства.      

Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Реализация творческих способностей  делает более богатой и содержательной  жизнь ребенка. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

Развитию творческих способностей свойственны определенные этапы:

1. Накопление впечатлений и познаний;

2. Спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3. Импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании;

4. Создание собственных композиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического.

      Преодоление этих этапов осуществляется при решении следующих задач:

1. Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры детей, развитие фантазии, воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи с окружающим миром;

2. Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы, игровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а также знаний соответствующего типа;

3. Формирование музыкальных знаний, умений и навыков таких, как:

Сравнение различных музыкальных воплощений явлений окружающего мира;

Определение по характеру музыки того или иного персонажа, создание его словесного и живописного портретов.

Осознание элементарных принципов звуковысотной и ритмической

организации музыки, высоких и низких, долгих и коротких звуков;

Сочинение простейших музыкальных попевок, характеризующих настроение, состояние;

Элементарное постижение выразительной сущности музыкальной интонации как основы для приобщения к пению;

Умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки.

     Детское творчество на занятиях музыки представляет собой

познавательно-поисковую музыкальную практику, связанную с самостоятельными действиями, с умениями оперировать знаниями, навыками, применять их в ранее неизвестных условиях, в новых видах практики. Оно предполагает непременное условие – отказ от стереотипных представлений.

 Чтобы сделать музыку достоянием своего личного опыта им необходимо петь, играть на инструментах, танцевать, самим придумывать и изменять. Поэтому необходимо уделять большое внимание творческому развитию детей в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях.

     Совместное музицирование – игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки – прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

Творчество детей  понимается как умение и желание сделать что-то по-своему, индивидуально, возможно даже оригинально. “Сыграй, спой, станцуй, как ты хочешь” - эти магические слова распахивают перед ребенком невидимые ворота в мир фантазии, находчивости, изобретательности, где он не скован почти никакими ограничениями.

    Развивать творческие способности детей - значит развивать их воображение.

 “Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто

искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство”. (Выготский Л. С. )

    Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Процесс творчества есть процесс переживания и создания смысла, процесс же восприятия есть сопереживание и понимание этого смысла. Эстетическое сопереживание и связанный с ним процесс сотворческого восприятия искусства становятся основой для самостоятельной созидательной деятельности дошкольников. Поэтому воспитание эмоциональной культуры ребенка – важнейшее условие для оптимизации художественно развитой творческой личности.

                                                       Заключение

    Итак, для развития творческих способностей важно использовать все виды музыкальной деятельности. Развитие   осуществляется в пении, музыкально-ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах. Условиями возникновения детского музыкального творчества являются: накопление  впечатлений от восприятия искусства и накопление опыта исполнительства для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Развитие воображения и творческой активности детей»

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Качественно новое социальное требование к системе образования в целом предполагает, что развивающему обществу нужны образованные и нравственные люд...

Развитие воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста

В данной презентации вы можете ознакомиться с основами развития воображения и творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. ...

Проектирование образовательного процесса, обеспечивающего развитие воображения и творческой активности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ

Цель: развитие воображения и творческой активностидетей дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях ДОУ....

Развитие воображения и творческой активности у детей через использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Цель: Показать как можно использовать современные технологии  для развития воображения и творческой активности у детей в процессе воспитательно-образовательной работы....