Главные вкладки

    «Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»
    методическая разработка по физкультуре на тему

    Винокурова Ирина Юрьевна

    «Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Развитие физических качеств дошкольников посредством обучения элементам игры в баскетбол»

    В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.

    Наши дети живут, в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. К сожалению, сегодня многим ребятам не знакомы такие игры, как «Городки», «Лапта», игры с мячом. Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития ребенка.

    «Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения», - это слова Анджелло Моссо.

    Педагогический анализ развития у детей физических качеств (бросок, метание, прыжок) по методике Замысловой Н.Л., Замотаевой Н.И. на начало 2010-2011 учебного года показал, что у детей старшего дошкольного возраста слабые навыки броска набивного мяча из-за головы, метания правой  и левой рукой, прыжка с места.

    Такое положение дел побудило меня заняться решением данной проблемы. Упражнения и игры с мячом при соответствующей организации их проведения благополучно влияют на развитие данных физических качеств, поэтому я решила начать обучение детей элементам игры в баскетбол.

    Мяч – эффективное средство развития различных физических качеств – ловкости, меткости, силы. Однако возможности данного предмета этим далеко не исчерпываются. Упражнения, игры с мячом совершенствуют навыки большинства основных движений (ходьба, бег с ускорением, с изменением направления, бег в сочетании с ходьбой и прыжками, бег с остановкой и т.п.), а также развивают не только крупные, но и мелкие мышцы рук, стимулируя их развитие. Игры с мячом увеличивают подвижность в суставах мышц, пальцев и кисти, они укрепляют удерживающие позвоночник мышцы, способствуют выработке хорошой осанки.

    Итак, игры с мячом, в частности с элементами баскетбола, являются средством, гармонически развивающим ребенка, дающим значительный образовательный, оздоровительный и воспитательный эффект.

    В настоящее время существует несколько методик обучения детей дошкольного возраста играм с элементами баскетбола:

    • Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка»
    • Фомина А.И. «Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду»
    • Давыдова М.А. «Спортивные мероприятия для дошкольников»
    • Адашкявичене Э.И.  «Спортивные игры и упражнения в детском саду»
    • «Баскетбол для дошкольников»
    • Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Мяч в корзине» под общей редакцией Чеменевой А.А.

    Я поставила задачи:

    • Обогащать умение детей действовать с мячом (разнообразные броски мяча вверх, вниз, ловля двумя руками);
    • Развивать умение вести мяч на месте вокруг себя, с изменением направления, с передачей его партнеру;
    • Упражнять в передаче мяча двумя руками от груди, в шеренге, по кругу, при движении парами;
    • Совершенствовать навыки перебрасывания мяча через сетку партнеру разными способами;
    • Способствовать развитию координации движений и ориентировке в пространстве;
    • Воспитывать выдержку, взаимопомощь и нравственно-волевые качества

    Работу я построила по следующим направлениям:

    • Изучение методической литературы по теме, подбор эффективных методов и приемов;
    • Обогащение предметно-развивающей среды;
    • Работа с детьми по обучению элементам игры в баскетбол;
    • Работа с родителями

    Чтобы разнообразить упражнения и игры с мячом, я обогатила предметно-развивающую среду по физическому воспитанию дошкольников. Приобретены:

    • Баскетбольные кольца
    • Волейбольная сетка для полноценных занятий по обучению детей  перебрасыванию мяча разными способами
    • Мячи-мякиши
    • Маленькие массажные мячики
    • Теннисные мячи
    • Фитоболы
    • Баскетбольные мячи, позволяющие научить детей определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча в корзину.

    Групповые физкультурные уголки также пополнились всеми видами мячей. Дети имеют возможность в индивидуальной форме отрабатывать полученные навыки, а также играть с мячом на прогулке в свободном пространстве.

    Успешность обучения элементам игры в баскетбол в значительной степени зависит от соответствия отобранного материала возрастным особенностям и возможностям детей.

    Техника игры в баскетбол складывается из двух видов действий.

    • Для одного из них характерны движения, выполняемые без мяча и с мячом в руках и без передачи его партнеру. К ним относится стойка, остановки, повороты, прыжки, ложные движения.

    В старшей группе детей начинают приучать к правильной технике передачи мяча:  в правильной стойке, держа мяч на уровне груди двумя руками, посылать мяч вперед. Так же постепенно происходит формирование действий, подготавливающих ребенка к усвоению правильной технике ведения мяча и броска в корзину. Педагог старается всесторонне подготовить их к усвоению необходимых для игры приемов, формируя навыки самых разнообразных действий с мячом.

    • Второй вид  действий более специфичный для баскетбола – ловля, передача, ведение и броски мяча в корзину.

    В подготовительной к школе группе  продолжается усвоение приемов передачи, ловли, ведения и броска мяча в сторону. Задания постепенно усложняются. От упражнений, выполняемых стоя на месте, переходят к упражнениям с перемещением игрока, с дополнительными заданиями. Затем проводятся ведение и бросание мяча в корзину. Вырабатывается непринужденность и ритмичность действий.

    Для успешного овладения действиями с мячом необходимо научить детей таким приемам перемещения, как

    • стойка,
    • бег,
    • прыжки,
    • повороты,
    • остановки,

    а также действия с мячом:

    • Передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча,
    • ловля двумя руками на уровне груди,
    • ведение мяча правой рукой по прямой с изменением направления,
    • при противодействии другого игрока,
    • броски мяча в корзину двумя руками от груди и одной рукой от плеча.

    В начале основной задачей обучения является формирование определенных умений обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить в соответствии с ними свои движения. Поэтому в этот период целесообразно дать много разнообразных действий, а также свободно поиграть с мячом. Нужно добиться, чтобы детям понравились занятия с мячом, чтобы они после игр оставались довольными и с нетерпением ждали возможности еще поиграть. Веселье, смех – неизменные спутники ребенка.

    Затем следует научить детей правильно держать мяч обеими руками на уровне груди, пальцы должны быть расставлены, мышцы рук расслаблены. Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста, из которой можно быстро и успешно выполнять любое действие с мячом и без мяча. При этом ноги согнуты в коленях, расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело направляется вперед, тяжесть его распределяется на обе ноги. Руки согнуты в локтях и находятся около туловища.

    После того, как дети научатся правильно стоять, держать мяч, передвигаться по площадке, можно учить их ловить мяч обеими руками, стоя на месте, затем с выходом навстречу летящему мячу, в стороны, назад и т.д. Неумение ребенка поймать мяч часто вызывает обиду. Летящий мяч необходимо встретить руками как можно раньше. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы половину шара, в котором должен поместиться мяч. Как только мяч коснется кончиков пальцев, необходимо захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением.

    Выполнение ловли мяча, а также других элементов баскетбола в разных условиях в сочетании с другими действиями способствуют совершенствованию изучаемого действия, умению в дальнейшем самостоятельно применять его в игровых ситуациях.

    Одним из наиболее важных действий с мячом является его ведение. Оно позволяет игроку, владея мячом, перемещаться по площадке. При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. В результате систематического обучения ведения мяча у детей вырабатывается умение успешно управлять мячом даже без зрительного контроля, продвигаясь приставным шагом, изменяя темп бега, высоту отскока мяча и направление перемещения. Наиболее благоприятным ритмом ведения мяча для детей дошкольного возраста является такой, при котором на два шага приходится один удар мячом по площадке.

    Передачи мяча и броски его в корзину являются сходными по своей структуре движениями. Детей подготовительной к школе группы следует учить броску мяча в корзину с места или с фиксацией остановки после ловли и ведения мяча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и в способе передачи мяча. С самого начала обучения надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не выводили локти в сторону.

    При разучивании ловли, передачи, ведения бросков мяча, подводящие упражнения играют важную роль. Они имеют существенное сходство с основным изучаемым действием, но являются более простыми и более легкими для детей. Подводящие упражнения позволяют выделить главное звено изучаемого движения, что облегчает освоение двигательного действия.

    Широкое применение игрового метода возможно уже с самого начала. Используя игры и игровые упражнения, которые могут составить 60-70%, удовлетворим желание детей играть. Эффективно использование подвижных игр, где каждый играющий действует за себя, в сочетании с обучением.

    В дальнейшем целесообразно применять подвижные игры, в которых результат команды зависит от участия каждого ребенка, действующего независимо от партнеров. Такие игры повышают ответственность ребенка перед командой и побуждают его действовать наиболее эффективным способом, мобилизируя максимальные условия для достижения наилучшего результата.

    После того как все дети научатся правильно ловить, передавать, вести и бросать мяч четко, в быстром темпе, без особых усилий появляется возможность играть в более сложные, более близкие к баскетболу игры («Мяч ловцу», «Мяч капитану», «Десять передач»), а также в баскетбол по упрощенным правилам. В таких играх дети должны взаимодействовать с мячом, что повышает активность и создает условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

    Для сознательного отношения ребенка к действиям с мячом недостаточно разъяснений и показа: необходимо дать возможность ребенку упражняться, действовать активно, применять полученные знания в игровой деятельности. В играх с мячом необходимо учить детей согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. Для этого в группе можно создать постоянные команды, поощрять верность друзьям по команде.

    Чтобы мяч был любим детьми, нужно научить их умело использовать все его возможности.

    В своей работе я использую разные формы работы с детьми:

    • Тренировка (на начальном этапе обучения это фронтальный и посменный способы, затем игровой, круговой, индивидуальный)
    • Подвижные игры с мячом
    • Игры-эстафеты (помогают закрепить сформированный навык, побуждают детей мобилизоваться для достижения наилучшего результата, а также вносят дух соперничества)
    • Обучение во время прогулки
    • Спортивные развлечения

    Важным требование в работе педагога является осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Необходимо отбирать материал в соответствии с группой здоровья детей, их физической подготовленностью. Нужно правильно дозировать физическую нагрузку на организм каждого человека.

    В этом нам помогают методические приемы. Для развития интереса к физическим упражнениям у малоактивных детей я использую игровые приемы, предвосхищающие положительную оценку. Детям с высоким уровнем развития даю более сложные задания, увеличиваю дозировку упражнений.

    Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение, при этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. К этому следует приучать детей.

    В качестве одного из тактических моментов во многих играх с мячом допускается и поощряется применение игроками отвлекающих действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, предшествующих основным, с целью обыгрывания его. Дети старшего дошкольного возраста усваивают такие действия с мячом и без мяча.

    Конечно, фундамент физического развития детей невозможно заложить без участия родителей. Поэтому в родительских уголках я систематически выставляю консультационный материал по разным темам. Родители имеют возможность получать информацию об успехах детей, а также присутствовать на открытых просмотрах образовательной деятельности.

    К концу учебного года такие движения с мячом, как перебрасывание друг другу, ловля, бросание в цель, у детей стали правильнее, свободнее по сравнению с результатами на начало учебного года. Сравнительный анализ показал, что количество детей  с высоким и средним уровнем развития таких физических качеств как быстрота, прыгучесть, сила – увеличилась. Детей с низким уровнем стало значительно меньше.

    Итогом  проведенной работы являются следующие положительные результаты:

    • Упражнения с мячом различного веса и объема способствовали развитию у детей крупных и мелких мышц обеих рук;
    • Увеличилась подвижность суставов пальцев и кистей;
    • Дети стали легко и координировано выполнять прыжки;
    • Развились физические качества: быстрота, прыгучесть, сила;
    • У детей появилось сознательное отношение к действиям с мячом;
    • Появилась возможность активно применять полученные навыки в игровой деятельности;
    • Дети научились поступаться личными интересами ради достижения общей цели.

    В результате нашей работы у детей старшего дошкольного возраста значительно улучшились навыки владения мячом. Дошкольники стали свободно его держать, передавать, бросать. Дети умеют следить за полетом мяча и устремляются в сторону летящего мяча, стараясь поймать его. Поэтому на базе уже имеющихся движений появляется возможность формировать достаточно сложные действия с мячом, навыки выполнения их определенными способами.

    В будущем я планирую:

    • Продолжать обучение детей в баскетбол по правилам
    • Обогащать предметно-развивающую среду: оборудовать площадку и инвентарь для игры
    • Начать обучение детей спортивной игре в волейбол и элементам игры в настольный теннис

    Спасибо за внимание.

    Частные задачи

    Средства

    Доз-ка

    Методические указания

    Подготовить организм к определенной нагрузке на мышцы рук и ног.

    Упражнять детей в ведении мяча разными способами

    Создать благоприятные условия для дальнейшей деятельности, закрепить ориентировку в пространстве, повысить интерес к предстоящим заданиям. Продолжать учить детей работать со схемами.

    Способствовать развитию глазомера, координации, ловкости, согласованности движений.

    Закрепить навык броска, развивать подвижность суставов пальцев, кистей

    Обогащать движения детей с мячом. Развивать крупные и мелкие мышцы обеих рук.

    Создать условия для быстрейшего и осмысленного формирования навыков действий с мячом.

    Учить согласовывать свои действия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений. Поощрять верность друзьям по команде.

    Способствовать умению самостоятельно выбирать эффективные действия с мячом и целесообразно их применять.

    Восстановить дыхание детей и довести пульс до нормы.

    Воспитывать умение внятно излагать свои мысли и давать адекватную самооценку.

    1 часть подготовительная

    Дети стоят в шеренге. Постановка задач занятия

    Поворот в колонну прыжком на 90. Ходьба на носках, пятках, внешней стороне ступни, «черепашками», на четвереньках и т.д. Бег с высоким подниманием колена, приставным галопом, остановка по сигналу (свисток) принять позу баскетболиста. Далее каждый ребенок получает баскетбольный мяч.

    Начинаем нашу тренировку:

    1. отбивание мячом от пола правой (левой) рукой
    2. вокруг себя

    1 свисток – «высокий мяч»

    2 свистка – «низкий мяч»

    А теперь выполняем задание с продвижением по залу

    Не сталкиваться, ориентироваться по площадке

    2 часть – основная

    Для того чтобы начать основную часть тренировки, которая будет состоять из трех этапов, проведем жеребьевку. По залу развешаны медальки трех цветов. Каждый ребенок выбирает себе медальку, за которой нужно залезть по канату или подняться по шведской стенке. Образуются три команды. Далее занятие проходит в форме круговой тренировки.

    1. Перебрасывание мяча в парах через волейбольную сетку способом от груди.

    1. Броски мяча в две корзины с разного расстояния в сочетании с прыжками из обруча в обруч.

    1. передача мяча друг другу в движении в сочетании с обманными движениями и ведением мяча.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ:

    1. «Мяч капитану»
    2. «Баскетбол по упрощенным правилам»

    Первая игра:

    Дети делятся на 2 команды.  Дети встают на полусферы так, чтобы выполнив серию передач мяч оказался у ребенка стоящего перед баскетбольным кольцом. Выполнив бросок, ребенок ведет мяч на последнюю полусферу, остальные дети команды продвигаются на один шаг вперед.

    За одно попадание команда получает 1 очко.

    Вторая игра:

    Дети делятся на две команды по принципу «игроки» и «болельщики». «Игроки» осмысленно владеют навыками ведения мяча и броска в кольцо, «болельщики» находятся на стадии осмысления самостоятельных эффективных действий, поэтому для них полезно посмотреть на игру товарищей.

    3 часть заключительная

    Этюд психогимнастики. Дети стоят в кругу и по заданию педагога передают мяч как хрустальную вазу, горячую картошку и т.д.

    Начинается обсуждение занятия. С помощью цветных шаров дети оценивают себя и озвучивают, почему выбрали тот или иной цвет.

    Воспитатель тоже дает свою оценку занятию и награждает каждого ребенка «золотой медалью» шоколадкой.

    30 сек.

    2 мин.

    1,5 мин.

    1,5 мин.

    30 сек.

    3 мин.

    3 мин.

    3 мин.

    3 мин.

    3 мин.

    2 мин.

    2 мин.

    2 мин.

    Для создания эмоционального настроения используется бодрая жизнерадостная музыка.

    Акцент на правильную осанку при ходьбе. Колено выносить вперед, не наклоняться.

    Следить за постановкой руки на мяче. Рука давит на мяч как «рычаг».

    Не допускать хлестких ударов по мячу.

    Следить, чтобы на 2 шага приходился 1 удар мячом.

    Последующие этапы круговой тренировки выполняются тремя подгруппами.

    Следить за постановкой рук во время броска. При ловле не прижимать мяч к себе.

    Следить за правильной постановкой тела во время броска (поза баскетболиста). Прыжки выполнять, легко отталкиваясь пальцами ног.

    Следить за согласованностью движений детей в паре. Поощрять разнообразие обманных движений; комбинаций передач.

    Акцент на правильность выполнения броска в баскетбольное кольцо и во время передачи.

    При ловле мяча, летящий мяч необходимо встречать руками возможно раньше.

    Помогать детям в выборе передачи.

    Поощрять оригинальные решения.

    Следить за тем, чтобы все дети принимали активное участие в игре.

    Учитывая сложность игры педагог может помочь детям личным участием.

    Музыкальный фон- расслабляющая музыка.

    Поощрять оригинальные находки детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Деловая игра. Подвижная игра, как средство развития физических качеств дошкольников

    Мгра направлена на решение следующих задач:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе с детьми по развитию физических качеств у дошкольников в процессе подвиж...

    Развитие основных физических качеств дошкольников посредством спортивной игры баскетбол

    Тема данной работы особо актуальна на сегодняшний день, в связи с тем, что современные дети предпочитают проводить свободное время у экранов компьютеров и телевизоров, ими утерян интерес к коллективны...

    Консультация для педагогов "Формирование физических качеств дошкольников посредством использования народных игр"

    Все мы знаем,  детство — возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период:  рождения личности, первоначального раскрыти...

    Развитие физических качеств дошкольников в подвижных играх

    Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме: «Формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо теме: «Формирование двигательных способностей посредством обучения основам игры в баскетбол»...

    Роль игры в развитии физических качеств дошкольников: подвижные игры.

    Дошкольный возраст является важным периодом в развитии личности человека. Именно этот возраст является сенситивным для формирования познавательной активности, коммуникативных навыков, личностных качес...

    Доклад «Развитие личностных качеств дошкольников при обучении элементам карате».

    quot;Развитие личностных качеств дошкольников при обучении элементам карате"Здравствуйте, меня зовут Маколкина Лидия Павловна. Я предлагаю вашему вниманию доклад на тему: «Развитие л...