Методические рекомендации "Особенности формирования двигательных навыков и воспитание физических качеств у детей с патологией зрения"
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Особенности формирования двигательных навыков у детей с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ И ВОСПИТАНИЕ

ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ

                                            

    При дефектах зрения организм детей находится в неблагоприятных условиях не только из-за нарушения этих функций, но и вследствии вынужденной гипокинезии, ухудшающей состояния организма и способствующей прогрессированию забеливания.

   Дети с нарушением зрения имеют различный уровень физического развития и двигательной подготовленности. Многие из них имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, искривленную осанку, тугоподвижность, плоскостопие  и другие отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

     Установлена зависимость: чем сложнее зрительный дефект, тем ниже уровень физического развития детей.

     Одним из видов двигательных нарушений является несформированность (недостаточность или искаженность) умений  и навыков в основанных дижениях: ходьбе, беге, прыжках, метания, лазании и др.

      При выполнении этих движений у детей  с нарушением зрения выявляются: « волнообразность « в ходьбе и беге, неуверенность, неустойчивость, отсутствие прямолинейности, чрезмерное напряжение конечностей излишне широкая постановка стоп, нарушение согласованности движений.

     Еще одним компонентом нарушений двигательной деятельности детей являются отклонения в развитии физических качеств (выносливости, быстроте, скоростно-силовых, гибкости и ловкости).

      Следовательно, целью физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются использование возможностей физического воспитания для создания у данного контингента детей предпосылок полноценного физического развития, эффективной бытовой, учебной и трудовой деятельности, а также возможной коррекции основного зрительного дефекта.

      Целесообразно выделить три группы задач, решаемых в процессе их физического воспитания.

      В первую группу входят оздоровительные и образовательные задачи.

      Во вторую группу входят двигательные коррекционные задачи, отражающие существо наиболее типичных двигательных нарушений у дошкольников с нарушением зрения.

      В третью группу входят задачи, сущность решения которых сводиться к приспособлению детей с нарушением зрения к собственному дефекту и окружающей действительности в условиях двигательной деятельности.

      В соответствии с поставленными задачами подбираются комплексы физических упражнений. Поскольку для решения общеобразовательных и оздоровительных задач могут использоваться практически те же комплексы физических упражнений, что и у здоровых детей то для решения специфических задач из второй и третьей групп, должны использоваться комплексы со специальными коррекционными упражнениями.

          На занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения, особое внимание следует обращать на упражнения, способствующие совершенствованию зрительных функций.. С этой целью используются следующие упражнения: метание теннисных мячей в цель, определение на глаз расстояний с последующей проверкой точности выполнения задания, подвижные игры, требующие высокого уровня развития центрального и переферического зрения и др.

        ОРУ лучше проводить с различными атрибутами: лентами, флажками, обручами, мячами, платочками и т.д.

        Развитию координации движений, как показывает практика, способствуют такие упражнения, как ходьба в колонне с одновременным подниманием рук с флажками или платочками разного цвета и т.д.

        Развитию глазодвигательных функций и формированию бинокулярного зрения способствуют такие игры, как «Пройти по шнуру», «Дотронься до мяча», «Мяч через сетку», «Сбей кеглю», «Попади в ворота», «Попади в мишень», «Набрось кольцо» и др.

        У детей со зрительной патологией имеются нарушения не только в движениях, но особенно страдает моторика мелкой мускулатуры рук, и это следует учитывать при организации физкультурных мероприятий (упражнения для пальчиков, игры с пальчиками)

        Нужно подбирать такие подвижные игры, которые включали бы коррекционные упражнения, например: игры с мячом, кеглями, обручами ит.д. Так, детям со сходящимся косоглазием можно предложить игру «Попади в цель», а детям с расходящимся косоглазием – «Попади в лунку», «Кегли» и др. Для улучшения ориентировки в пространстве и развития глазодвигательных функций рекомендуются такие игры, где нужно быстро спрятаться, попасть в движущуюся цель и др.

        Занятия по физической культуре дошкольников с нарушением зрения должны быть разнообразными по форме и проводиться равномерно в течение дня и ежедневно в течение недели (включая пребывание ребенка дома с родителями). Только такой подход может обеспечить эффективную коррекцию различных двигательных нарушений у данного контингента детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...

Средства и методы воспитания физических качеств у детей дошкольного возраста

Физическими качествами принято называть врожденные морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигатель...

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ , НАВЫКОВ И РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ...

Статья на тему: Формирование двигательных навыков броска и ловли мяча у детей дошкольного возраста как способов развития ребенка.

Статья на тему: Формирование двигательных навыков броска и ловли мяча у детей дошкольного возраста как способ развития ребенка....

план самообразования "Совершенствование двигательных навыков и развития физических качеств через игровую деятельность дошкольника"

План самообразованияИнструктора по физической культуре Чухаевой Юлии Юрьевны на тему: «Совершенствование двигательных навыков и ...

Формирование графических навыков и развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Данный материал поможет родителям и педагогам детей с нарушением зрения развивать мелкую моторику пальцев рук....