ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Волшебные пальчики»
материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Соловьёва Светлана Дмитриевна

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Волшебные пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx27.67 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  КРУЖКА

«Волшебные пальчики»

По формированию  у детей  старшего дошкольного возраста

представлений о нетрадиционных техниках рисования.

(Срок реализации 2 года)

Группы:

1 группа – 5  - 6 лет (36 часов)

2 группа – 6 – 7 лет (36 часов)

Количество часов всего:  72 часа.

Автор – составитель:

Соловьева Светлана Дмитриевна.

Воспитатель высшей

 квалификационной категории

МБДОУ № 154

г. Невинномысска

Невинномысск, 2012г.

Пояснительная записка

Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Кажется, недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам». Нас поражает быстрота его успехов, вчера еще не мог, сегодня уже справляется. Постоянное движение вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности – все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть – семь лет и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. С первых дней в школе ребенок должен определенным образом держать ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны.

Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом.

Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно давно. Специалисты утверждают, что развитие мелкой моторики рук и пальцев приводит в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

      Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. Таким образом, тренировка тонких дифференцированных движений пальцев является стимулом для развития ребенка.

      Многое должен знать и уметь ребенок, вступаю в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в его жизни помогут нам игры по развитию мелкой моторики рук, которые способствуют созданию игровых ситуаций. Развивают творческое воображение ребенка, его фантазию, художественный вкус, аккуратность, умение бережно относиться к материалам, стремление к положительному результату.

      Совершенствуют трудовые умения ребенка, и формируют культуру труда. Игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук развивают у детей способность работать под контролем сознания. У детей совершенствуется, точные движения пальцев и происходит развитие глазомера. Совершенствуется речь.

Данная программа направлена на создание условий для развития мелкой моторики рук  и тонких дифференцированных движений пальцев.   Отличительной особенностью  данной программы  является:

  • Важной особенностью программы   «Волшебные пальчики» является её ориентация на всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей и педагогов, для взаимодействия которых предлагаются оригинальные, инновационные формы
  • Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;

Цель программы

Развивать мелкую моторику рук и тонкие дифференцированные движения пальцев    через  специально подобранные игры и упражнения.  

Задачи:

  1. Развивать у детей в доступной форме мелкую моторику рук через игры и упражнения.
  2. Обучать детей действиям с мелкими предметами.
  3. Учить  выполнять изолированные движения пальцами.
  4. Укрепить мышечный тонус кисти рук.
  5. Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
  6. Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
  7. Развивать  умение доводить начатое дело до конца.  Развивать усидчивость.
  8. Способствовать развитию навыков самообслуживания через развитие мелкой моторики рук.
  9. Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.

Назначение программы обучение ведётся в рамках комплексно - целевой программы МБДОУ № 154, в которой сочетаются учебный процесс, исследовательская деятельность, сотрудничество с родителями, смежными коллективами  и образовательными учреждениями.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения, с учётом возрастных, психических и физических особенностей детей. Работа строится на взаимосотрудничестве, уважительном отношении друг к другу, взаимопомощи.

Процесс обучения основывается на материалах:  Белая А. Е,  Мирясова  В. И, Юрченко Е.М, Белобрыкина О.А, Гризик Т.И, Тимощук Л.Е,  Пилюгина Т.Е, Агеева А.Е, Соколова Ю. А, Большакова С. Е.

Неотъемлемым элементом реализации программы «Волшебные пальчики» является обеспечение взаимодействия ДОУ с семьей и базируется на следующих принципах:

  • Конфиденциальность;
  • Соблюдение морально – этических норм;
  • Соблюдение границ своей компетенции;
  • Соответствие избираемых методик научным и профессиональным стандартам;
  • Ответственность за свои высказывания и типы воздействия;
  • Знание социально – правовых вопросов.

Основные принципы обучения соответствуют  общедидактическим принципам:

  • Личностно – ориентированное взаимодействие  педагога с детьми;
  • Сочетание научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;
  • Взаимосвязь и взаимопроникновение разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования активной личности ребенка;
  • Наглядность;
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Деятельностный  подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
  • Последовательность.

Основными методами обучения являются:

  • Репродуктивный
  • Моделирование
  • Упражнения (подражательного и творческого характера, игровые)
  • Игровой (показ, объяснение)
  • Словесный (рассказы воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседы)
  • Наглядный
  • Проблемно – поисковый
  • Наблюдение

Формы обучения:

  • Тематические  занятия
  • Индивидуальные занятия  и задания
  • Занятия – исследования
  • Игровые упражнения
  • Практические занятия
  • Обобщающие занятия
  • Игры – развлечения
  • Нетрадиционные формы
  • Занятия  (игры - путешествия, игры - загадки);
  • Занятия – фантазии (игры, праздники, развлечения);
  • Здоровьесберегающие  технологии (массаж и пальчиковая гимнастика)
  • Выставки творческих работ
  • Выставки совместных с родителями работ
  • Экспозиции
  • Проектная деятельность  

Итогом деятельности программы  на данном этапе обучения является  выставки

 Занятия проходят  согласно тематического плана -  1 раз в неделю: 30 минут – в каждой возрастной  группе  

Организация образовательного процесса  программы «Волшебные пальчики»  характеризуется следующими особенностями:

  • Воспитанники приходят на занятия в свободное от занятий время;
  • Обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
  • Важным условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком является установление контакта в зависимости от их желаний и занятий, нахождение общего психологического пространства общения, комфортной дистанции взаимодействия.

Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования.  Тематическое планирование способствует эффективному и системному освоению детьми игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук. Суть тематического планирования заключается в следующем: 

  • Основной формой педагогического воздействия на детей  является  кружковая работа;
  • Вся остальная образовательная деятельность  (развитие речи, ознакомление с социальной действительностью и другие) продолжает  данную тему;
  • родителям предлагаются рекомендации, советы по развитию мелкой моторики в домашних условиях, для закрепления пройденного материала;
  • выставки творческих работ, экспозиции помогают закреплять и совершенствовать умения  детей, а реализовывают эти умения дети на занятиях и в свободном творчестве
  • не менее значимой  формой педагогического воздействия на развитие дошкольников является проектная деятельность. Деятельность в ходе реализации проекта направлена на получение результата, который получается при решении значимой  для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является  презентация проекта, где ребенок рассказывает: что сделано, как и зачем.

         Используемый в программе  метод проектов является эффективным способом развивающего, личностно ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка и полезен тем, что:

  • обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности;
  • открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;
  • реализует принцип сотрудничества детей и взрослых;
  • интегрирует сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы.

Таким образом, образовательный процесс имеет развивающий характер и  позволяет естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования  воспитательно – образовательных целей.

Структура программы кружка «Волшебные пальчики»

Программа «Волшебные пальчики»  имеет  2 ступени роста

Программа  «Волшебные пальчики»  для детей  старшей группы

Программа  «Волшебные пальчики»  для детей  подготовительной групп

Программа предусматривает интегративные  связи с  продуктивными видами деятельности, с художественным творчеством (рисование, лепка, аппликация), ручным трудом, художественной литературой.

Прогнозируемые результаты:

В результате систематической и планомерной работы по развитию мелкой моторики рук  с использование разнообразных игр и упражнений  по программе «Волшебные пальчики»,  у детей сформируются определенные навыки манипулирования с мелкими предметами, укрепится мышечный тонус кисти рук, снизится утомляемость и повысится работоспособность.

  Дети смогут проявить индивидуальность в выполнении заданий, станут более усидчивы, внимательны, повысится уровень самообслуживания,  творческое воображение и желание доводить начатое до конца.

Особое значение имеет работа по развитию мелкой моторики рук в детском саду для подготовки руки ребенка к выполнению  мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. У детей появятся  улучшения показателей  умения ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.

Литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3.  Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  5. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.- 72 с;
  6. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 140 с;
  7. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 6 -7 лет» «Просвещение». Росмэн  2007
  8. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002.- 78 с;;
  9. Каралашвили  Е. А. «Медико - психолого - педагогическая служба в ДОУ». Москва 2006.- 132 с;
  10. Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005. -68 с;
  11. Максаков А.И., Туманова ГЛ. Учите  играя. 2-е изд. М., 1983.- 180 с;
  12. Полозова Е. В.  «Развивающие тренажеры из бросового материала». Воронеж 2006. – 64 с;
  13. Пилюгина Э.Г «Сенсорные способности малыша». Москва «Просвещение» 1996. -200 с;  
  14. Проблемы изучение речи дошкольника: Сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. М., 1994. -212 с;
  15. Солнцева Е. А., Белова Т. В. «200 упражнений для развития общей и мелкой моторики». Издательский дом «Астрель». Москва 2007.- 68 с;
  16. П. Уорнер «150 развивающих игр для дошкольников». Попурри. Минск 2007
  17. Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008. -200 с;
  18. Юрченко  Е.М. «Я иду играть… Развивающие игры и упражнения для детей». Новосибирск 2007. -260 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа изостудии "Волшебные пальчики".

ЗадачиРисование§  Совершенствовать у детей технику рисования пастелью, акварелью, гуашью, простым карандашом, восковыми мелками;§  Учить детей применять нетрадиционные техники художественной...

"Волшебные пальчики". Ким Е.А.

Предлагаю вниманию коллег картотеку пальчиковых игр, которую разработала сама и очень часто использую в своей работе. Данные игры можно использовать с детьми разных возрастов для развития мелкой мотор...

кружок по развитию мелкой моторики пальцев рук "Волшебные пальчики". занятие "Зимняя сказка" (средняя группа)

занятие ,развивающее мелкую моторику, композиционные умения, восприятие цвета. в гости к детяи приходит сказочный персонаж и игает с детьми....

Занятие в старшей группе "Волшебные пальчики"

Занятие направленное на развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, двигательной координации....

Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)

Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности  и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...

Консультация для родителей "Волшебные пальчики"

Игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста...

МАСТЕР КЛАСС "ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛЬЧИКИ"

МЕТЕРИАЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МОТОРИКИ РУК...