Опыт работы по теме: «Оздоровительные подвижные игры и упражнения»
статья по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Матвеенко Ирина Геннадьевна

Материал из опыта работы с детьми коррекционно - развивающей группы старшего дошкольного возраста, с нарушением осанки и плоскостопия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_igry_i_uprazhneniya.docx61.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №29 г. Ангарска Иркутской области

Обобщение опыта работы

 

«Оздоровительные подвижные игры и упражнения»

(из опыта работы с коррекционно – развивающей группой детей

с нарушением осанки и плоскостопием)

Составила: инструктор по физ. воспитанию

Матвеенко Ирина Геннадьевна МБДОУ №29

Оздоровительные подвижные игры и упражнения

– источник здоровья и развития

Здоровье – это главное жизненное благо

Януш Корчак

Здоровье человека Всемирная организация здравоохранения признала высшей ценностью, а Конституция Российской Федерации провозглашает право граждан на охрану здоровья как одно из приоритетных прав.

Все мы понимаем, что здоровье формируется в детстве,  и активное значение в этом процессе играют образовательные учреждения. Именно образовательным учреждением определяется ритм жизни ребенка,  в нем он проводит значительную часть своего времени.

      По результатам Всемирной детской диспансеризации детей в Иркутской области, отклонения в состоянии здоровья выявлены у 60% дошкольников, ведущими являются нарушения опорно – двигательного аппарата и сердечно – сосудистые заболевания. Показатели физической подготовленности детей свидетельствует о том, что не менее 15%детей имеют низкий уровень  физического развития. По мнению медиков, причины ухудшения здоровья детей – это психо – эмоциональные и умственные перегрузки, гиподинамия, несоответствие материально – технической базы дошкольных учреждений или её частичное отсутствие, наполняемость в группах, наследственный фактор, инфекционные, хронические заболевания, заболевание опорно – двигательного аппарата, плохая информированность родителей.  Все эти факторы должно побудить педагогов более обдуманно относиться к организации учебно-воспитательного процесса, оздоровления и отдыха детей.

Основной, ведущей деятельностью детей в дошкольных учреждениях является игра. Игра единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребёнка, разнообразие игр безгранично, игра позволяет ребёнку удовлетворять свои потребности, любопытство, выплеснуть накопившуюся энергию, получить новые ощущения, усвоить новый материал, самоутвердится, оздоровить свой организм, справится с каким либо недугом, укрепить своё тело, научиться вести себя в экстремальных и жизненных ситуациях. В нашем дошкольном образовательном учреждении широко используется оздоровительные подвижные  игры и упражнения. Таким образом, целью нашей работы является: укрепление и сохранение здоровья детей через использование оздоровительных подвижных игр и игровых упражнений.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Воспитание культуры движения, любви к спорту, потребности в физической активности и здоровом образе жизни.
  2. Укрепление опорно – двигательного аппарата и мускулатуры всего тела: формирование правильной осанки, укрепление свода стопы, формирование правильного свода стопы, предупреждение плоскостопия, увеличение жизненного объёма лёгких.
  3. Знакомство детей, родителей, персонала детского сада с оздоровительными подвижными играми и оздоровительными упражнениями, их разнообразием, положительным эффектом на развитие и оздоровления детского организма.
  4. Развитие физических качеств: гибкости, силы, выносливости,  быстроты.
  5. Развитие творческого воображения,  артистизма.  

         Диагностическое  обследование детей старшего  дошкольного возраста врачами – специалистами дали нам следующий результат:

         2011 год – 62% детей с нарушением ОДА

         2012 год – 60%детей с нарушением ОДА

         2013 год – 57% детей.

 

       К нарушениям опорно – двигательного аппарата относятся разные виды нарушения осанки и плоскостопия. Нарушения осанки сочетаются с нарушением работы многих органов и систем растущего организма. Дети при этом, как правило, страдают заболеваниями органов дыхания, нервной системы, пищеварения, зрения, отмечается повышенная утомляемость и  плохое самочувствие, недостаточность общего физического развития и слабая двигательная активность.

      Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уменьшением или отсутствием внутреннего продольного свода стопы и наклоном пятки внутрь. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению каких либо функциональных отклонений. Главной причиной её возникновения считается слабость мышечно – связочного аппарата стопы. Плоскостопие чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит, у детей с избыточным весом. Однако предупредить нарушение ОДА легче, чем его лечить.

      Следовательно, работа по профилактике должна идти по пути улучшения физического развития ребёнка. Самым лучшим  видом профилактики являются движения во всех видах, а чтобы детям это приносило радость, желание этим заниматься и улучшить физическое развития, мы выбрали вид деятельности – игру (оздоровительные подвижные игры и игровые упражнения), что по нашему мнению является  источником  здоровья  и развития детей.                                                                                                                            

      За основу нашей деятельности были взяты опыты В. Л. Страковской, Е. А. Бабенко, О. М. Федоровской, личные наблюдения, опыт проведения игр, диагностика, наблюдение врачей специалистов, психолога. По их нему мнению оздоровительные подвижные игры и упражнения – это сознательная, активная деятельность ребёнка, незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений о окружающим мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально – волевых качеств. При проведении игр и упражнений имеются неограниченные возможности  комплексного использование разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе упражнений и игр происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности. Двигательная активность детей в играх и упражнениях вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждения изнеможение.  

             После диагностического обследования детей была разработана система учебно – воспитательного процесса и оздоровительных мероприятий по данному виду деятельности, составлен перспективный план.

Комплексы утренней гимнастики, физкультурные занятия, физ. минутки, побудки, прогулки включали в себя общеразвивающие игровые упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, мышц спины, живота, нижних конечностей,  мышц свода стопы. Дети разучивают или  повторяют оздоровительные подвижные игры  целью, которых является раскрепощение детей, укрепление мышечного корсета, вызывают у детей желание двигаться («Бабка – Ёжка», «1, 2, 3 – лодочка плыви», «Мы делили апельсин». Такие оздоровительные игры, как «Водолазы», «Мыльный пузырь»,  «Кто дальше дунет» - развивают не только мышцы при выполнении, но и увеличивают объём лёгких, тем самым улучшают дыхательную мускулатуру. Игры «Классики», «Нарисуй линии», «Собери крышки» - развивают внутренний свод стопы, укрепляют мышцы нижних конечностей. Оздоровительные игры и игровые упражнения содержащие соревновательный характер, такие как «Лихие наездники», «Быстрые ёжики», «Кто больше» - целью, которых является развитие у детей физические качества: ловкость, выносливость, быстроту, самостоятельность,  формируют новые качества личности: сопереживание, самооценку. 

         С целью  пропаганды здорового образа жизни проводилась просветительская работа среди родителей и работников дошкольного учреждения - выступление на родительских собраниях по темам:  

  • «Заболеваемость детей старшего дошкольного возраста»,
  • «Нарушение осанки и плоскостопия – что это? Меры профилактики»,
  • «Оздоровительные подвижные игры и игровые упражнения – источник здоровья и развития»  

Также был изготовлен разнообразный спортивный инвентарь: ленты, снежинки, топорики, флажки, коррегирующие дорожки, массажёры, картотеки по оздоровительным подвижным играм и игровым упражнениям, изготовление масок и ориентиров.

      Оформлено несколько сборников:

  • «Сборник оздоровительных подвижных игр», куда входят игры разных авторов, с поэтапным усложнением.  
  • «Сборник игровых упражнений для детей старшего дошкольного возраста»,
  • «Сборник оздоровительных упражнений для красивой осанки здоровых ног» -

 где описаны разнообразные оздоровительные игровые комплексы для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

  • «Сборник авторских игр»,  который состоит из оздоровительных  подвижных игр для улучшения физической подготовленности детей, т.е. совершенствования или закрепления какого – либо основного вида движении: ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, ползание в игровой форме.
  • Цикл оздоровительных занятий из серии «Забочусь о своём здоровье»,  в него вошли ряд физкультурно – познавательных занятий с использованием нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий. Целью данных занятий является: Знакомство детей со своим организмом, его функциями, профилактикой от заболеваний.

     В информационных уголках размещались ширмы, консультации, ящик обратной связи «Вопрос – ответ», «Домашнее задание», «Оздоровительные игры и игровые упражнения – играем дома», «Использование оздоровительных игр и игровых упражнений при статических видах деятельности». Проведение открытых мероприятий, праздников с привлечением родителей, спортивных досугов и развлечений «Олимпиада в Афинах», «Приключения на необитаемом острове», День здоровья», «Весёлые гномы в поисках здоровья», «Папа, мама, брат, сестра, я – спортивная семья» - где ребята показывали свои умения, навыки, творческие способности, стремились достичь отличных результатов, получали заряд положительных эмоции от совместной деятельности  со взрослыми, повышали свою самооценку.

 Опыт работы был представлен на педагогическом марафоне «Здоровье» в 2013г. в муниципальном конкурсе «Здоровьесберегающее занятие», где была отмечена эффективность оздоровительных подвижных игр и игровых упражнений, на муниципальных методических объединениях, в рамках обмена опытом работы с инструкторами по физической культуре г. Ангарска.

Результатом проделанной работы является снижение заболеваемости, повышение физического развития детей старшего дошкольного возраста (по результатам диагностики ОВД).

          Итоговая диагностика показывает: По заболеваемости:

По физическому развитию ( мониторинг ОВД):

2011 – 2012уч.г.                                                  

          Высокий уровень – 15% - 19%

 Средний уровень – 74% - 73%

 Низкий уровень – 11% - 8%,                              2012 – 2013уч.г.

                     

                                                                          Высокий уровень –17% - 27%

     Средний уровень –73%% - 69%

                                                                     Низкий уровень –6% - 4%,

По итогам проделанной работы можно сделать следующий вывод: оздоровительные подвижные игры и упражнения занимают особое место в развитии,  реабилитации и  оздоровлении детей дошкольного возраста. Их применение способствует совершенствованию двигательных умений и  навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, повышению эмоционального состояния детей и получению  удовольствия от процесса и результатов игры,  повышают физическую подготовленность детей к школе и  формированию навыков честного соперничества.

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:«Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы  в воспитательно-образовательном процессе»

Опыт работы ст. воспитателя Тояковой Л.П. по теме: "Оздоровительная работа в ДОУ через здоровьесохраняющие технологии и здоровьеукрепляющие приемы в воспитательно-образовательном процессе"...

Обобщенный опыт работы на тему «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования ранней профориентации дошкольников на профессии железнодорожников»

Дошкольное детство-это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские игры преобладает над всеми другими делами ребенка. Именно поэтому п...

Опыт работы на тему: «Логико-математические игры как средство формирования логического мышления»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это ...

Опыт работы по теме: "Роль дидактической игры в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".

Обобщение опыта работы воспитателя Скобелкиной Н.С. по теме:«Роль дидактической игрыв формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Опыт работы на тему: «Роль подвижных игр в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников»

Изучить и обосновать значимость влияния подвижных игр на развитие  и совершенствование двигательных навыков детей младшего дошкольного возраста....