Методическая разработка "Самомассаж"
методическая разработка по физкультуре (младшая группа)

Самусева Татьяна Владимировна

"Игравой массаж в парах и самомассаж с речевым сопровождением для детей дошкольного возроста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samomassazh_v_parakh.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Игровой массаж в парах и самомассаж c

             речевым сопровождением  

  для детей  дошкольного возраста». 

            Составила:  инструктор по физкультуре

             Самусева Татьяна Владимировна

             Казенное учреждение ХМАО-Югры «Урайский

              Специализированный  Дом ребенка»

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на укрепление здоровья. Одной из таких форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста является самомассаж.

Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. 

 Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивать навык собственного оздоровления.

При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру (от кистей рук к плечу и т.д.). Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Цель и задачи.

Создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.

Научить детей ответственно и осознанно относиться к своему здоровью.

Разъяснить, что человек в силах уберечь себя от болезней.

Сформировать привычку к здоровому образу жизни.

Привитие навыков элементарного самомассажа рук, ног, головы, лица и т.д.

Массаж «Зайкин огород»

 (выполняется в паре)

Был у зайки огород,

Ровненьких две грядки. (Плотное поглаживание от плеча до кисти)

Там играл зимой в снежки, (Легко стучит пальцами по раскрытым в сторону рукам)

Ну а летом в прятки, (Прячет кулачки под ладонь партнера)

А весною в огород,

Зайка с радостью идет! ("Пружинки", "Зайчик" прыгает на месте) 

Но сначала все вскопает, (Вращательные движения кулачками по спине)

А потом все разровняет, ("Расчесывать" спину сверху вниз) 

Семена просеет ловко (Берет "зайчика" за кисти и трясет)

И пойдет сажать морковку. ("Пружинки")

Ямка – семя, ямка – семя, (собирает в щепотку кожу на спине одной рукой,

                а в центре нее ставит "точку" другой рукой)

Закопает, разровняет

И глядишь, на грядках вновь

Вырастут горох, морковь, (поднимает свободно опущенные руки за второй,

                   третий и т.д. пальцы поочереди)

А как осень подойдет,

Урожай свой соберет, (ребром ладоней гладит спину сходящимися движениями рук)

Все собрал. И как раз –

Здесь закончился рассказ! (плотно проводит руками по контуру тела от макушки   до щиколоток)

«Спинка»

(выполняется в паре)

Проведу по спинке ручкой

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Мягкой теплою ладошкой

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А теперь ребром ладони            (растирание)

Твою спинку я потру.

Пальчиками, словно ножками   (разминание)

Вдоль по спинке пробегу.

А теперь слегка пошлепаю        (похлопывание)

Веселое движение.

Это маленький массаж улучшает настроение.

(мягкое поглаживание)

«Дождик»

«Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» М.Ю.Картушина (стр.10)

Дети стоят в колонне друг за другом.

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

(Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.)

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

(Постукивают пальчиками.)

Дома, дома посидите, -

Бом! Бом! Бом!

(Поколачивают кулачками.)

Никуда не выходите, -

(растирают ребрами ладоней.)

Поиграйте. Поиграйте –

Бом! Бом! Бом!

(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.)

И пойду тогда гулять.

Бом! Бом! Бом!

(Поглаживают ладонями.)

(Е.Попляновой)

«Дождик»

«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушина (стр.22).

Дождик, дождик, капелька     легко, в ритме стихотворения постукивают

Водяная сабелька                     пальчиками по бедрам, от колена вверх

Лужу резал, лужу резал,          делают пилящие движения

Резал, резал, не разрезал          ребром ладони

И устал,                                      поглаживают ладошками

И перестал.

Массаж спины «Дождик»

Дети встают друг за другом.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

(легкие хлопки ладошками по спине)

Гром! Гром, как из пушки

Нынче праздник у лягушек.

(поколачивание кулачками)

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

(постукивание пальчиками)

Только мой братишка в луже

(поглаживание спины ладошками).

Ловит рыбу нам на ужин!

Поворот на 1800 и делают массаж еще раз.

«Мишка и другие звери»

(выполняется в паре, похлопывание и постукивание)

Топ, топ, топ, топ, Мишка лапами топтал

Зайка по лесу гулял, зайка прыгал и скакал.

Скок, скок, скок, скок, зайка по лесу скакал.

А лисонька-лиса, вот какие чудеса!

По лесу гуляла, следы заметала!

«Свинки»

«Логоритмика для малышей» М.Ю.Картушина

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинке.

Все постукивают,

Все похрюкивают:

Туки-туки-туки-тук!

Хрюки- Хрюки- Хрюки- Хрюк!

(Дети встают друг за другом в круг, похлопывают ладонями по спинке впереди стоящего ребенка. Поворачиваются на 1800 и поколачивают кулачками, затем постукивают пальчиками и поглаживают ладонями.)

«Снег»

(выполняется в паре, пальчиками рук)

Снег, снег кружиться, белая вся улица.

Мы метелочки возьмем, снег пушистый разметем.

Снег, снег кружиться, белая вся улица.

Все мы саночки возьмем, и друг друга повезем.

«Ежик»

По сухой лесной дорожке   (дети стоят друг за другом по кругу)

Топ-топ-топ-топочут ножки.

(ладонями хлопают по спине в впередистоящего)

Ходит, бродит вдоль дорожек

(поглаживают ладонями по плечам)

Весь в иголках серый ежик.

(постукивают подушечками пальцев по спине)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

(пощипывают)

Если подкрадется волк,

(прокатывают кулачками вдоль позвоночника)

Превратиться еж в клубок.

(обхватывают себя за плечи.)

Массаж спины  «Паровоз»

Дети встают друг за другом «паровозиком».

Паровоз кричит «Ду-ду!»

Я иду, иду, иду!

(поколачивание кулачками)

А вагоны стучат, а вагоны говорят:

«Так-так-так! так-так-так!»

(похлопывание ладошками)

«Так-так-так! так-так-так!»

(дети «паровозиком» уезжают из зала).

Массаж спины «Спинка-тростинка»

Дети встают друг за другом.

Лягушата встали,

Спинки показали.

Вот прямая спинка,       погладили ладонями спину снизу вверх

Спинка тростинка.

Ладошками стучали      похлопать ладошками по спинке

Спинку выпрямили

Пальчики побежали,     «пробежались» пальчиками по спине

Спинку выпрямили

Кулачки стучали,           поколачивание кулачками

Вот какая спинка

Спипка-тростинка.        поглаживание ладоням мягкими движениями

«Густой лес»

(игровой массаж лица)

Густой лес       (гладим волосы)

Чисто поле      (гладим лоб)

Два тополя       (брови), два окна (глаза).

Две подушки   (кулачками по щечкам).

Румбабуля       (нос)

Лопатуля          (рот)

Точка!               (подбородок)

«Снеговик» (авторская разработка)

«Логоритмика для малышей». М.Ю.Картушина (стр.72)

Раз – рука, два – рука,

Лепим мы снеговика.

(Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую, имитируют лепку снежков).

Мы скатали снежный ком –

(Ладонями делают круговые движения по бедрам.)

Вот такой,

(Разводят руки в стороны, показывают большую величину кома.)

А потом поменьше ком –

(Растирают ладонями грудь.)

Вот такой,

(Показывают руками величину кома поменьше.)

А наверх поставим мы

(Поглаживают ладонями щеки, соединяют пальцы рук вместе держа ладони на расстоянии.)

Маленький комок.

(Показывают руками величину кома.)

Вот и вышел снеговик –

Снеговичек.

Снег, ведерко и морковка,

Да уменье, да сноровка –

И готов снеговичок.

Очень милый толстячок!

(Ставят руки на пояс и делают повороты туловища вправо-влево.)

Массаж стоп «Устали наши ножки»

«Инструктор по физкультуре №1; 2010г.» (стр.77)

Мы ходили, мы скакали

Наши ноженьки устали.

Сядем, все мы отдохнем

И массаж ступне начнем.

(Дети сидят на коврике, гладят ноги.)

Проведем по ножке нежно,

(Гладят ступни ног.)

Будет ноженька прилежной,

Ласка всем, друзья нужна –

Это помни ты всегда.

Растирай, старайся

И не отрывайся.

(Растирают ступни ног.)

Рук своих ты не жалей,

Ножки разбуди скорей.

(Легкое постукивание.)

Будут быстрыми они –

Их попробуй, догони.

По подошве постучи

(Раздвинутыми пальцами проводят по ступням.)

И рукою проведи.

И полезно, и приятно –

Это всем давно приятно.

Гибкость тоже нам нужна,

(Наклоняются и касаются носочков ног.)

Без нее мы никуда,

Раз – сгибай,

(Сгибают ноги в коленях.)

Два – выпрямляй,

(Выпрямляют ноги.)

Поактивнее давай.

В центре зону мы найдем,

( Большими пальцами массирую середину ступни.)

Хорошенько разотрем,

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

Оздоровительный массаж всего тела

(делаем быстрые, частые хлопки на соответствующие слова)

Чтобы не зевать от скуки,

Встали и потёрли руки,

А потом ладошками –

Хлоп-хлоп-хлоп

Щёчки заскучали тоже?

Мы и их похлопать можем.

Ну-ка дружно, не зевать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот и шея,  ну-ка живо

Переходим на загривок.

А теперь уже гляди,

Добрались и до груди.

Постучим по неё на славу:

Сверху, снизу, слева, справа.

Постучим и тут и там,

И немного по бока.

Не скучать и не лениться

Перешли на поясницу.

Чуть нагнулись, ровно дышим,

Хлопаем как можно выше.

Упражнения на укрепление глазных мышц "Жук":

В группу жук к нам залетел,

Зажужжал и запел – Ж-Ж-Ж. (сидя, ноги скрестно, грозить пальцем)

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел,    (отвести руку вправо, проследить глазами

Вот он влево полетел,                      за направлением руки,

Каждый влево посмотрел,                 то же в другую сторону)

Жук на нос к нам хочет сесть,

Не дадим ему присесть,   (указательным пальцем правой руки совершить движение к носу)

Жук наш приземлился, (направление рукой вниз сопровождает глазами)

Зажужжал и закружился – Ж-Ж-Ж. (стоя, ноги врозь, делать вращательные движения  руками и встать)

Жук, вот правая ладошка,       (отвести руку в правую сторону,

Посиди на ней немножко.        проследить глазами,

Жук, вот левая ладошка,         то же в другую сторону)

Посиди на ней немножко,

Жук наверх полетел,

И на потолок присел.       (поднять руки вверх, посмотреть вверх)

На носочки мы привстали,

Но жучка мы не достали.    (подняться на носки, смотреть вверх)

Хлопнем дружно,

Хлоп-хлоп-хлоп.

Чтобы улететь он смог.      (хлопки в ладоши)

«Наступили холода»

На улице зима,

Наступили холода.                     Погреть ладошки друг о друга.

Да-да-да –

Наступили холода.

Да-да-да –

Превратилась в лед вода.         Мягко провести большими пальцами рук по шее

Ду-ду-ду –                                 сверху в низ.

Поскользнусь на льду.                   Указательными пальцами помассировать         крылья носа.

Ду – ду- ду –

Я на лыжах иду.                             Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды –

На снегу есть следы.        Приставить ладони ко лбу “козырьком” и энергично растирать

Ди-ди-ди                        лоб движениями в стороны – к середине лба.

Ну, холод, погоди!                  Хлопки в ладоши.

Массаж биологически активных зон

«НЕБОЛЕЙКА».

Чтобы горло не болело,

Мы его погладим смело.

(Поглаживают ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать,

Надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирают крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём,

Ладошку держим козырьком.

(Прикладываем ко лбу ладони «козырьком» и растирают его движениями в стороны – вместе.)

«Вилку» пальчиками сделай,

Массируй ушки ты умело.

(Раздвигают указательный и средние пальцы и растирают точки перед и за ушами).

Знаем, знаем – да-да-да! –

Нам простуда не страшна!

(Потирают ладони друг о друга).

«Салат».

Мы морковку чистим-чистим,

(энергично проводят кулачком правой руки по

ладони левой.)

Мы морковку трём-трём,

(прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад.)

Сахарком её посыплем

(«Посыпают сахаром», мелко перебирая пальцами.

И сметанкою польём.

(Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая.)

Вот какой у нас салат,

(протягивают ладошки вперёд)

Витаминами богат!

(Поглаживают  ладошкой живот).

Массаж головы.

М.Ю Картушина (авторская работа стр.14)

Нет, барашек, ты не прав!                       Поглаживают голову.

Не показывай свой нрав!                         Мягкими движениями

Гребешок скорей возьми                         рук в направлении то лба

И кудряшки расчеши.                              к затылку

Массаж лица « Умывалка»

М.Ю Картушина «Сценарий оздоровительных досугов для детей 3-4 лет» (стр.21) О. Александрова.

Умыли котята глаза и носы,             Мягко проводим пальцами

И щечки, и лобики,                          векам, носу, щечкам, лбу, раз по

Даже – усы.                                       крыльям носа, поглаживаем

И доброе слово друг дружке            ладонями ушки.

Мяукнули в чистые ушки.

«Кошечка» (авторская разработка)

«Развлечения для самых маленьких». М.Ю. Картушина (стр.27)

Мы погладим Мурке спинку,

Будем кисоньку ласкать.

Мы погладим Мурке спинку,

Будем кисоньку чесать.

(Дети ставят большие пальцы рук на бока и поглаживают спину ладонями круговыми движениями.)

А теперь животик надо

Нашей кошке почесать.

И погладить шерстку

Мурочке опять.

(Поглаживают ладонями живот.)

Мягкие у Мурке лапки,

Словно бархатные тапки,

Мягкие у Мурке лапки,

Словно бархатные тапки.

(Поглаживании по очереди руки от кисти к плечу, поглаживание ног снизу вверх.)

И за ушком надо

Мурке почесать.

А она хвостиком

Начнет своим играть.

(Растирают ладонями уши, и «виляют хвостиком».)

Массаж тела «Грибной дождик»

«Логоритмика для малышей». М.Ю.Картушина (стр.17).

Дождевые капли,

Прыгайте в ладошки!

(Приговаривая стих, хлопают правой ладонью по левой, тоже правой.)

Дождевые капли

Вымойте мне ножки.

(Шлепают ладошками по ножкам от лодыжки вверх.)

Дождевые капли,

Бейте по спинке.

(Стучат правой рукой по левому плечу сзади, тоже по другому плечу.)

Дождь гребной, но нужно

Подрасти и мне!

(Тянуться обеими руками вверх, выпрямляя спинку.)

Массаж ног «Ножки»

«Логоритмика для малышей». М.Ю.Картушина (стр.24).

Вот они сапожки,

Это с правой ножки,

Это левой ножки.

(Поглаживают круговыми движениями ладоней сначало левую ногу, потом правую.)

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки.  (Пробегают пальчиками по ногам.)

Это с правой ножки,

Это левой ножки.

(Массируют правую голень, затем левую.)

Вот так хорошо,

Пойдем в сапожках

По мокрым дорожкам.

(Топают ножками.)

Точечный массаж + пальчиковая гимнастика

Крылья носа разотри – раз, два, три

И под носом себе утри – раз, два, три

Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять

Вытри пот теперь со лба – раз, два

Серьги на уши повесь, если есть.

Заколкой волосы скрепи – раз, два, три

Сзади пуговку найди и застегни

Бусы надо примерять, примеряй и надевай.

А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.

А сюда браслетики, красивые манжетики.

Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.

Вот как славно потрудились и красиво нарядились

Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Массаж ушей.

Теперь к ушам мы перейдем,

Их мы немного разотрем,

И лучше слышать мы начнем.

(Ухо зажимаем между указательным и большим пальцем.)

Сначала сверху, посередке,

Мы мочку нежно разотрем.

Давайте уши мы потянем,

И убедимся, что же станет;

(Вращательными движениями массируем каждую складку.)

Сначала вверх, как обезьянки,

И вниз, как у слона.

Вот здорово!

Еще немного покрутить,

И уши можно отпустить!

(Мягко и медленно потянуть вверх, вниз, в сторону. Кругообразные движения вперед, назад.)

Самомассаж волосистой части головы.

Хорошо всем слонам,

Носорогам и моржам,

И китам, посмотри!

У них самая толстая кожа.

Что хорошего? - скажешь мне ты.

Не страшны им порезы, занозы,

И царапины, и синяки.

Пожалей свою тонкую кожу

И начни со своей головы.

(Подушечками 10 пальцев сдвигаем кожу головы относительно черепа: от уха к центру, ото лба к центру, от шеи к центру, двумя руками навстречу друг другу.)

Массаж рук.

«Поиграем с ручками»

- Эй, ребята, все ко мне.

Кто стоит там в стороне?

А ну быстрей лови кураж

И начинай игру массаж.

1.    Подготовительный этап

Дети растирают ладони до приятного тепла.

-Разотру ладошки сильно,

каждый пальчик покручу.

Поздороваюсь со всеми,

Никого не обойду.

2.    Основная часть

а) Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.

-С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

б) Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытье рук.

-Потом руки «помочалю»,

Плечи мягко разомну.

в) Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегка трем их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.

-Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

г) Переплетенные пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.

-На замочек их закрою

И тепло поберегу.

д) Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.

-Вытяну я пальчики,

Пусть бегут, как зайчики.

Раз-два, раз-два,

  1. Заключительный этап

-Вот и кончилась игра.

Отдыхает детвора.

Дети стряхивают руки, расслабляют их и отдыхают.

Массаж волшебных точек ушей

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1.    Организационный момент

-Подходи ко мне, дружок,

И садись скорей в кружок.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их в круг.

2.    Основная часть

Упражнения с ушками.

а) «Найдем и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому.

-Ушки ты свои найди

И скорее покажи.

б) «Похлопаем ушками»

Ребенок заводит ладони за уши и загибает их вперед сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

-Ловко с ними мы играем,

Вот так хлопаем ушами.

в) «Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем отпускает.

-А сейчас все тянем вниз.

Ушко, ты не отвались!

г) «Покрутим козелком»

Ребенок вводит большой палец в наружное слуховое отверстие, а указательным пальцем прижимает козелок – выступ ушной раковины спереди. Захватив таким образом козелок, он сдавливает и поворачивает его во все стороны в течение 20-30 секунд.

-А потом, а потом

Покрутили козелком.

д) «Погреем ушки»

ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.

-Ушко, кажется, замерзло,

Отогреть его так можно.

3.    Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

А раз кончилась игра,

Наступила тишина!

Закаливающий массаж подошв

«Поиграем с ножками»

1.    Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

-Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом (1-2 капли на ладошку).

-Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

2.    Основная часть

а) Одной рукой, образуя «вилку» из большого и остальных пальцев, обхватить лодыжку и зафиксировать стопу от пальцев до щиколотки.

б) Сделать разминание стопы всеми пальцами.

-Проведем по ножке нежно,

Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна.

Это помни ты всегда!

в) Погладить стопу граблеобразным движением руки по направлению к пальцам.

-По подошве, как граблями,

Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно –

Это всем давно понятно.

г) Похлопать подошву ладонью.

-Рук своих ты не жалей

И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они,

Потом попробуй догони!

д) Согнуть стопу вверх с произвольным падением вниз.

-Гибкость тоже нам нужна,

Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй

Ну, активнее давай!

е) Покатать ногами (подошвами) палку, несильно нажимая на нее.

-Вот работа, так работа,

Палочку катать охота.

Веселее ты катай

Да за нею поспевай.

ж) растереть подушечкой большого пальца руки закаливающую зону, расположенную в центре подошвы.

-В центре зону мы найдем,

Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить,

Чтобы всем здоровым быть.

3.    Заключительный этап

а) Погладить всю стопу от пальцев до щиколотки.

-Скажем все: «Спасибо!»

Ноженькам своим.

Будем их беречь мы

И всегда любить.

б) Посидеть спокойно, расслабившись.

Самомассаж лица «Озорные мишки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами «рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до 30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

Мишке я помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре

Точка 2

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять, и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Точка 4

Нужно делать всем.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают: польза от массажа

Будет для ребят!

Приложение 2

Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

Руку сжать в кулак. Резко разжать.

Крепко пальчики сожмем.

После резко разожмем.

Сложить ладони вместе. Локти на высоте плеч, пальцы обеих рук соприкасаются. Раздвинуть ладони так, чтобы подушечки пальцев остались сомкнутыми, одновременно приподнять локти. Потрясти руками и повторить упражнение снова.

Потерялись мы в лесу,

Громко крикнем все: «Ау!»

Массаж рук и лица “Умывальная песенка”

Хуже наказанья –

Жить без умыванья.        Качают головой из стороны в сторону.

Все ребячьи лица

Обожают мыться.        Мягкими движениями проводят ладонями по лицу сверху вниз.

Без воды, без мыла –

Всех бы грязь покрыла.          Растирают ладонями нос.

Чудно, чудно –

Вымыться не трудно!          Растирают ладонями уши.

Честно-честно –

Чистым быть чудесно!   Потирают ладони друг о друга.

Теперь нос чистый.         Прикасаются указательным пальцем к носу.

Теперь рот чистый.         Показывают пальчиком на рот.

И подбородок чистый         Прикасаются пальцем к подбородку.

И глазки блестят -         Прикасаются к внешним уголкам глаз.

Весело глядят.                   Протягивают ладошки вперед.

Точечный массаж и упражнения на дыхание

(авторская  разработка)

Вперед рука, назад рука.

Разогрели их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(соединить ладони вместе и потереть ими до нагрева)

Подойдет ко мне Мороз,

Тронет руку, тронет нос!

(слегка подергать кончик носа)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь!

(указательным пальцем массировать точку под носом)

А мороз сильней-сильней!

(указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ)

Ну-ка, ушки разогрей!

(растирать за ушами: “примазывать уши, чтобы не отклеились)

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги!

(вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком “м-м-м”).

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

(вдох через нос, выдох через рот на ладонь – “ сдуваем снежинку с руки”).

«Кот и котята»

-Мы сегодня с вами – маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,

Как же нужно лапки мыть.

(Дети растирают правую руку левой от кончиков пальцев вверх.)

Мы недалеко сидели,

Все движенья поглядели.

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

(Трясут правой рукой.)

Вот и левой лапке тоже,

(Растирают левую руку правой.)

Правой лапке мы поможем.

(Трясут левой рукой.)

Ушко левое свое,

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

(Растирают уши снизу вверх и обратно до покраснения и ощущения тепла.)

Проведем по шерстке лапкой,

Будет лобик чистый, гладкий.

(Проведем пальцами обеих рук по лбу от середины к вискам.)

Дальше глазки закрываем,

Каждый глазик умываем.

(Гладят закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно.)

Чистим носик осторожно.

(Указательными пальцами энергично проводят по крыльям носа.)

Грудку нам разгладить нужно.

Вот и чистые котята!

(Гладят и постукивают по груди.)

«Зимняя разогревалочка»

Если замерзают руки, начинаем их тереть

Быстро мы сумеем руки как на печке разогреть

Сначала ладошки, совсем как ледышки

Но вот понемножку согрелись ладошки

Горят и взаправду, а не понарошку

Я горю, как от огня вот, потрогайте меня.

(Дети медленно растирают одну ладонь о другую,  затем чуть быстрее, показывая ладони).

«Доброе утро!»

«Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» О.Н.Арсеневская (стр.51)

Доброе утро!                        поворачиваются друг к другу

Улыбнись скорей!               разводят руки в стороны

И сегодня весь день             хлопают в ладоши

Будет веселее.

Мы погладим лобик,           выполняют движение по тексту

Носик, щечки.

Будем мы красивыми          постепенно поднимают руки вверх

Как в саду цветочки!           выполняют, «фонарики»

Разотрем ладошки               движение по тексту

Сильнее, сильнее!

Ушки мы теперь потрем

И здоровье сбережем.

Улыбнемся снова                  разводят руки в стороны

Будьте все здоровы!

Массаж носа «Улитка»

«Инструктор по физкультуре №1; 2010г.» (стр.56)

От крылечка до калитки

Три часа ползли улитки,

Три часа ползли подружки,

На себе таща избушки.

Дети трут указательные пальцы друг о друга; массируют ноздри сверху вниз и снизу вверх 10-20 раз.

«Ручка-мочалочка»

Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в положении сидя.

Трем ручкой-мочалочкой

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Пятки и носочки

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до коленочка

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько –

Вверх-вниз, вверх-вниз,

А бедро разотрем

Вверх-вниз, вверх-вниз,

И гулять пойдем

Вверх-вниз, вверх-вниз.

                               Список литературы:

  1. «Логоритмика для малышей» Сценарии занятий с детьми 3-4 лет.

    М. Ю. Картушина.

2. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет»  М. Ю. Картушина.

3. «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах»

    Здоровый малыш.

Л. В. Игнатова, О. И. Волик, В. Д. Кулакова, Г. А. Холюкова.

4. «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» Здоровый малыш. Е. Н. Варенник, С. Г. Кудрявцева, Н. Н. Сергиенко.

5. «Коррекционно- речевые направление в фзкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» Т. Л. Зуева.

6. «Забавы для малышей» М. Ю. Картушина.

7. Сценарии оздоровительных досугов для детей 4-5 лет» М. Ю. Картушина.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект теоретико-методической деятельности. Методическое сопровождение инновационной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

Введение ……………………………………………………………....................31 .Теоретические  основы  методического сопровождения  инновационной деятельности в ДОУ1.1  Основные понятия  ………………………………...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса....

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

Методический кабинет в ДОУ как центр организации методической работы

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении – важное условие повышения качества педагогического процесса. В литературе встречается немало определений понятия «Методическая работа». По ...

итоговый буклет для педагогов о проведении городского методического объединения в форме "методическая неделя"

Предлагается вариант оформления  итогового буклета по деятельности городского методического объединения  в форме "Методическая неделя". (темы встреч, фото, тезисы,  рекомендации)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...