Консультация для педагогов. Двигательная среда - основа физического развития.
консультация по физкультуре по теме

Веденеева Наталья Николаевна

СОДЕРЖИТ МАТЕРИАЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ. Относится к разделу -" Физкультура"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Двигательная среда - основа физического развития детей дошкольного возраста.

   Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия  рациональной предметно - игровой среды в дошкольном учреждении. Особое значение спортивно-игровое оборудование имеет для физического воспитания детей, оно чрезвычайно многообразно. Все предметы, применяемые в педагогическом процессе, выполняют двоякую функцию: с одной стороны, это объекты разнообразной  двигательной деятельности детей, ив то же время это средства для создания полноценных условий воспитания детей, их физического и психического развития,

     На всем протяжении дошкольного возраста у детей необходимо поддерживать интерес  к физическим упражнениям различными средствами, поэтому созданная двигательная среда должна побуждать у детей двигательную активность, давать им возможность осуществлять разнообразные движения, испытывать радость от них. В то же время окружающая обстановка  должна иметь свойство «гасить», тормозить двигательную активность, когда это необходимо.

       Педагогу нужно учитывать, что физкультурное оборудование и пособия должны быть многовариативными, легко трансформироваться, превращаясь  из спортивных в игровые, занимать мало места, не загромождать полезную площадь зала, спортивной площадки, игровых площадок, группового помещения.

        В то же время физкультурное оборудование должно быть размещено так, чтобы дети могли всегда подойти к нему, самостоятельно использовать как для выполнения физических упражнений, так и для игр.

          Главное – физкультурное оборудование должно быть безопасным для детей.

          Эффективность использования оборудования повысится, если его объединить в различные комплексы с учетом специфики размещения: в отдельном физкультурном зале, групповой комнате со спальнями и без них, на спортивной  или игровой площадках.

           Причем эти комплексы не остаются постоянными, периодически их меняют, дополняя новым оборудованием или изменяя пространственное  расположение.

            Например, лестница деревянная может быть подвесная или приставлена к стенке, а может стоять на ребре или лежать на полу. Деревянная лестница может быть заменена веревочной, а кольца  - турником

или наоборот.

            Можно из оборудования сделать различные полосы препятствий, дорожку с «сюрпризами». Такие элементы новизны позволяют поддерживать у ребенка интерес к движению, желание  заниматься физическими упражнениями, вызвать желание овладеть новыми способами движения, использования оборудования.

             Надо учитывать, что простое количественное накопление спортоборудования не дает нужного результата в развитии двигательной активности детей, в формировании у них физических качеств и умений.

             Важно, чтобы в распоряжении детей были игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующие разнообразную двигательную активность.

             Двигательная среда, её содержание меняется и соответствует определенному этапу развития ребенка. Как известно, на начальном этапе овладения ребенком различными движениями, многообразием поз, предметных действий важная роль принадлежит взрослым. Они создают условия для  активизации деятельности детей во время бодрствования. Для этой цели широко используются пока еще не физкультурные пособия, а разнообразные яркие, красочные игрушки. С их помощью привлекается внимание малышей, игрушки являются стимулом к  выполнению ими разнообразных движений. Постепенное совершенствование движений расширяет возможности ребенка  в познании им окружающего мира. При нарастании количества движений быстрее устанавливаются условно – рефлекторные связи в коре головного мозга, а последовательно, интенсивнее идет общее развитие ребенка.

               После первого года жизни, на втором – огромное значение приобретают нетолько игрушки, но и специальные пособия, предназначенные для развития двигательной сферы детей:  горки, лесенки, трибунки, ящики, валики, мячи, шары и т.п. Эти пособия используются не только для целенаправленной работы по развитию движений детей в организованных взрослым занятиях – они постоянно находятся в использовании детей во время их самостоятельной деятельности.

                Правильно подобранные физкультурные пособия в сочетании с игровыми и бытовыми предметами в окружающей ребенка среде стимулируют и обогащают его двигательную деятельность, позволяют многократно повторять различные движения, упражняться в разнообразных действиях, благодаря чему происходит развитие и совершенствование движений, дети приобретают уверенность и самостоятельность.

                 Двигательное развитие детей младшего и старшего возраста связано с решением все более сложных задач, выбором новых способов действий, требующих осознания, анализа, планирования физических усилий, соотнесения их с габаритами и массой, устойчивостью и другими свойствами используемых предметов.

                Большое значение для развития движений детей имеют ощущения «мышечной радости». Удовлетворение от преодоления возникающих трудностей объективного (физического напряжения, предметных препятствий и т.д.) и субъективного характера (нерешительности, боязни и т.д.) стимулируют решение детьми все более разнообразных и трудных двигательных задач, ведут к мобилизации волевых усилий. Все это способствует обогащению двигательного опыта детей, приумножению их физических сил.

               Создаются условия для спортивного ориентирования; организации спортивных игр, создаются условия  для развития двигательного творчества.

                Создавая в группе специальный физкультурный уголок. Нужно  помещать в нем то оборудование и пособия, которые дети могут использовать; пополнять пособиями на коррекцию стопы и осанки; дорожками-массажерами, атрибутами для дыхательных и релаксационных упражнений.

                 Учитывать гендерный подход в физическом воспитании детей. Пополнять физкультурные уголки нестандартным оборудованием. Задействовать горизонтальное и вертикальное пространство групповой комнаты.

                  Спортивный зал – основное место проведения физкультурных занятий, место, где дети  обучаются основным видам движений. Спортивный зал должен быть оснащен  в первую очередь стационарным и переносным оборудованием. Оборудование должно быть размещено так, чтобы дети могли свободно подходить к нему, самостоятельно пользоваться снарядами, не мешая друг другу. Середину зала желательно оставлять свободной. На ней размещаются разнообразные пособия для проведения игр и занятий, организуемых педагогами.

                   Для хранения переносного оборудования и пособий желательно иметь дополнительное помещение поблизости от физкультурного зала.

       

               

   

                   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС»

laquo;Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях внедрения ФГОС»...

Консультация для педагогов Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС

В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровь...

Консультация для родителей и педагогов "Роль двигательной активности в физическом развитии и здоровье детей".

Очень важно знать и родителям и педагогам о том, как важна двигательная активность в жизни каждого ребенка....

консультация для педагогов«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ГРУППЕ»

Двигательная активность является врожденной потребностью человеческого организма. Особенно важна она для ребенка дошкольного возраста, когда формируются все системы и функции организма....