Консультация для педагогов «Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»
консультация

Горностаева Светлана Сергеевна

Консультация для педагогов

«Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dvig_deyatelnost.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА   № 182»

городского округа САМАРА

443090  г. Самара,  ул. Блюхера, дом 27   тел (факс) 224-29-13

Консультация для педагогов

«Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»    

                                                                 Подготовила

 инструктор по физической культуре:

Горностаева С.С.

Самара 2021

     

     

      Приобретение ребенком огромного количества двигательных умений и навыков может быть достигнуто при целенаправленном правильно организованном режиме двигательной активности.

       На занятиях по физической культуре дети приобретают двигательные умения и навыки, развивают, отрабатывают и совершенствуют их. Работа по закреплению полученных на занятии знаний проводится в течение всего дня – в режимных моментах в группе, на прогулке и дома.

      Д.А. бывает: - регламентируемой (утренняя гимнастика, физ. минутки, дин. паузы, ритмика, бодрящая гимнастика.)

- частично-регламентируемой: спорт. праздники, игры, п/и, дни здоровья, спортивные досуги, индивидуальные занятия с варьированием физической нагрузки с учетом уровня здоровья.

- нерегламентированная деятельность: самостоятельная деятельность детей в помещении и на улице.

     Степень подвижности детей можно разделить на 3 основные подгруппы: высокая, средняя, низкая подвижность.

     Большую роль играет в двигательном режиме самостоятельная деятельность (без явного вмешательства педагога). При этом необходимо,   чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие двигательную деятельность: физ.уголок, маски для п/и, коврики для профилактики плоскостопия, спортивные атрибуты для прогулки: клюшки, велосипеды, самокаты, скакалки.

         

          Важным направлением для организации деятельности по физическому развитию дошкольников является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно - развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть безопасной, разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной.

          При создании предметно – пространственной среды в группе, способствующей физическому развитию детей – дошкольников учитываются следующие факторы:

- индивидуальные социально- психологические особенности детей;

- особенности их эмоционально- личностного развития;

- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- особенности физического развития и здоровья детей.

          Предметно – пространственная среда группы должна соответствовать содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, сопутствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое, физическое и эмоциональное благополучие.

         Спортивный уголок в группе

Физкультурный уголок направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

          Физкультурные пособия помогают детям добиваться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий. Самостоятельная двигательная активность детей определяется наличием конкретных знаний о разных способах выполнения упражнений с использованием физкультурного оборудования. Важно, чтобы в процессе обучения детей движениям пособия способствовали более быстрому их освоению.

           Перечень оборудования физкультурного уголка

1. Атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики:

- маски, рули, ленты, флажки, платочки, султанчики, гантели.

2. Атрибуты для игр с прыжками:

- скакалки.

3. Атрибуты для игр с бросанием, ловлей и метанием:

- обручи, кольцеброс, мешочки с песком и крупами, мячи резиновые, мишени, сетка баскетбольная .

4. Атрибуты для массажа:

- массажные коврики, мячики с шипами .

5. Атрибуты для игр с балансирование

6. Атрибуты для спортивных игр:

7. Атрибуты для коррекции зрения:

- схемы зрительно-двигательных проекций.

8. Атрибуты для развития дыхания:

9. Атрибуты для профилактики искривления осанки

10. Картотеки: подвижных игр, народных подвижных игр, считалок.

11. Иллюстративный материал для ознакомления детей с видами спорта, спортивным инвентарём.

12. Дидактические игры (настольные): «Не ошибись», «Что полезно, а что вредно для зубов»

      Д.А. ребенка начинается с утренней гимнастики.

      Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики,  проводимой  в  зале, все
форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

       Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

       Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

- Традиционный комплекс утренней гимнастики

- Утренняя гимнастика в игровой форме

- С использованием полосы препятствий

- С включением оздоровительных пробежек

- С использованием простейших тренажеров.

       Традиционная гимнастика состоит из 3 частей.

       Как правило, вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега.

       Основная часть - это ОРУ с предметами (флажки, мячи, обручи и т.д.). Данные упражнения развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. В заключительной части: ходьба, упражнения для восстановления дыхания.

       Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.
      Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»). При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изо-деятельность, то лучше утром запланировать
игры средней и даже большой подвижности.

    ( Например, в качестве малоподвижной игры упражнение с двигательным кубиком. Дети встают в круг, встают в классическое исходное положение и по очереди бросают двигательный кубик, выполняя выпавшие  действия.)

   

      Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

   

       Двигательная разминка.

       Проводиться в перерыве между занятиями. Она позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы.

        Основное ее назначение состоит в том, чтобы предотвратить развитие утомляемости у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе НОД с умственной нагрузкой, что будет способствовать более быстрому восприятию программного материала.

        Двигательная разминка может состоять из 3-4 игровых упражнений типа «Кольцебросс», «Узнай по голосу», «Закати в лунку шарик», «Удочка», «Бой петухов», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий.

        Игровые упражнения должны хорошо быть знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительными по времени (10-12 мин.), доступны детям с разным уровнем ДА.

       Детям можно в любой момент войти и выйти из игры. В конце двигательной разминки нужно детям предложить дыхательные упражнения.

      Продолжительность двигательной разминки не более 10 минут. Местом проведения может быть любое хорошо проветриваемое помещение.

Физкультминутка.

     Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в перерывах между НОД, а также в процессе самого НОД. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутка в процессе самого НОД может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут.               Физкультминутка между двумя НОД может проводиться в виде подвижной игры и упражнений.
    Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься и предлагает спокойно занять свои места.

Например:

Тик-так, тик-так, 
В доме кто умеет так? 
Это маятник в часах, 
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.) 
А в часах сидит кукушка, 
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время, 
Снова спрячется за дверью, (Приседания.) 
Стрелки движутся по кругу. 
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой 
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) 
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат, 
Словно убежать хотят! (Бег на месте.) 
Если их не заведут, 
То они совсем встают. (Дети останавливаются.) 

    Особое место уделяется Д.А. на прогулке. Начинается прогулка со спокойной ходьбы к участку, после чего организуется подвижная игра (8-15минут).

     Индивидуальная работа по закреплению ОВД может занимать до 20 минут, с учетом желания детей.

    Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию необходимо строить на основе знаний возрастных и тщательного изучения индивидуально-типологических особенностей детей. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она должна быть естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель не только предлагает ребёнку правильно выполнить упражнение, например, по его образцу, но и старается вызвать интерес к задаче.

  Объединение детей в небольшие группы целесообразно при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделение застенчивых детей в роли ведущих, вовлечение малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д. Таким образом, сложные задачи индивидуальной работы и работы с небольшими группами детей требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого сравнительного учёта результатов работы, показывающего прогресс психического и физического развития детей.

    Большую роль играет самостоятельная деятельность на прогулке. Физическая активность направлена не на результат, а на получение удовольствия от состояния движения. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.

    Одной из главной особенности нервной системы детей дошкольного возраста является медленное переключение из одного состояния в другое. Именно поэтому после дневного  сна необходимо провести бодрящую гимнастику, которая позволяет постепенно перейти к бодрому состоянию. Необходимо помнить, что  темп пробуждения у детей разный и разная степень выраженности эмоционального реагирования. Воспитатель должен чутко уловить настроение детей, подбодрить тех, у кого фон настроения после сна снижен.

     Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут.
В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

- разминка в постели и самомассаж;

- гимнастика игрового характера;

- с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

- пробежки по массажным дорожкам.

   Огромное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным
источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

    Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

   Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

    Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада.  В течение года с детьми следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

    В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная
физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные НОД детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения
).

Методическое обеспечение

1. Парциальная программа Л. Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам»,М.: Владос, 1999 г.

2.  Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка, М.: 2000 г.

3. Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики// Дошкольное воспитание, 2016 г, № 8.

4. А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева, Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста – М.: Просвещение, 1972 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятий область "Физическое развитие" в группе раннего возраста.

«За бумажными змейками».(проводится на спортивной площадке)Задачи: 1. совершенствовать бег с предметами...

Конспект занятия область "Физическое развитие" в группе раннего возраста "Мой веселый звонкий мяч"

«Мой любимый звонкий мяч».Задачи: 1. Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового...

Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»

Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается о...

"ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ДЕТСКОГО САДА"

ВВЕДЕНИЕАктуальность. Здоровый образ жизни нужно формировать с детства. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в детском возрасте, зависит...

Консультация для педагогов «Организация развивающей среды, стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Организация развивающей среды,  стимулирующей развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста»      Вопрос организации раз...

ООД по физическому развитию с использованием степ-платформы в группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет Образовательная область: физическое развитие. Возрастная группа: 6 -7лет

ООД по физическому развитию с использованием степ-платформы в группе старшего дошкольного возраста(6-7-(8)) лет Образовательная область: физическое развитие. Возрастная группа: 6 -7лет Цель: формирова...