Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
консультация

Донецкова Ольга Александровна

Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»

         Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.      Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.

      Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

  • ночные кошмары, страхи;
  • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического, умственного развития;
  • плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требование ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность, импульсивность;
  • сонный вид и утомленность;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • часто вялотекущая заболеваемость;
  • антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • содействие в  участии родителей в работе дошкольного учреждения;
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении

Нельзя

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной  семьи.

  • Наблюдение
  • Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
  •  В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
  • Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение

Алгоритм работы социального педагога

  • Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
  •  Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
  • Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
  • Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку,  ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»

         Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.      Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.

      Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.

Формы жестокого обращения с детьми:

  • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
  • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
  • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

  • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • стремление скрыть причину травм;
  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

  • ночные кошмары, страхи;
  • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
  • стремление полностью закрыть свое тело;
  • депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

  • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
  • различные соматические заболевания;
  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению, неумение общаться;
  • задержка физического, умственного развития;
  • плохая успеваемость;
  • нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

  • задержка речевого и моторного развития;
  • постоянный голод;
  • кража пищи;
  • требование ласки и внимания;
  • низкая самооценка, низкая успеваемость;
  • агрессивность, импульсивность;
  • сонный вид и утомленность;
  • санитарно-гигиеническая запущенность;
  • отставание в физическом развитии;
  • часто вялотекущая заболеваемость;
  • антиобщественное поведение, вандализм.

Профилактика жестокого обращения с детьми:

  • создание доверительно-делового контакта с родителями;
  • содействие в  участии родителей в работе дошкольного учреждения;
  • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

  • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
  • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
  • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении

Нельзя

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной  семьи.

  • Наблюдение
  • Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
  •  В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
  • Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение

Алгоритм работы социального педагога

  • Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
  •  Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
  • Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
  • Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку,  ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»

Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается о...

Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.

Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...

«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»

laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...

Журнал "Организация работы с семьями группы риска"

В журнале содержаться статьи, которые помогут сделать работу с семьями более эффективной....

Консультация для педагогов «Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»

Консультация для педагогов«Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»  ...