Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
консультация
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.
Формы жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
- сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
- психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
- ночные кошмары, страхи;
- не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
- постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- задержка физического, умственного развития;
- плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность, импульсивность;
- сонный вид и утомленность;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- часто вялотекущая заболеваемость;
- антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
- создание доверительно-делового контакта с родителями;
- содействие в участии родителей в работе дошкольного учреждения;
- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)
Признаки:
- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении
Нельзя
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной семьи.
- Наблюдение
- Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
- В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
- Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение
Алгоритм работы социального педагога
- Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
- Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
- Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
- Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку, ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya-deyatelnosti-po-rabote-s-semyami-gruppy-riska.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания. Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.
Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:
1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?
2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?
3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?
4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?
Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях
Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.
Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.
Формы жестокого обращения с детьми:
- физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
- сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
- психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).
Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).
Признаки жестокого обращения с детьми
Физическое насилие:
- боязнь физического контакта с взрослыми;
- стремление скрыть причину травм;
- плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
- негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
- суицидальные попытки.
Сексуальное насилие:
- ночные кошмары, страхи;
- не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
- стремление полностью закрыть свое тело;
- депрессия, низкая самооценка.
Психическое насилие:
- постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
- различные соматические заболевания;
- беспокойство, тревожность, нарушения сна;
- агрессивность;
- склонность к уединению, неумение общаться;
- задержка физического, умственного развития;
- плохая успеваемость;
- нервный тик, энурез.
Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):
- задержка речевого и моторного развития;
- постоянный голод;
- кража пищи;
- требование ласки и внимания;
- низкая самооценка, низкая успеваемость;
- агрессивность, импульсивность;
- сонный вид и утомленность;
- санитарно-гигиеническая запущенность;
- отставание в физическом развитии;
- часто вялотекущая заболеваемость;
- антиобщественное поведение, вандализм.
Профилактика жестокого обращения с детьми:
- создание доверительно-делового контакта с родителями;
- содействие в участии родителей в работе дошкольного учреждения;
- изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)
Признаки:
- ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
- ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
- ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
- у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
- ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
- ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
- ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
- ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
- ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
- ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
- ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
- ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
- у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.
Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.
Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:
- похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
- проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
- держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении
Нельзя
— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.
Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной семьи.
- Наблюдение
- Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
- В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
- Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение
Алгоритм работы социального педагога
- Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
- Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
- Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
- Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку, ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»
В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....
Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию. Нарушается о...
Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.
Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...
«Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»
laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...
Журнал "Организация работы с семьями группы риска"
В журнале содержаться статьи, которые помогут сделать работу с семьями более эффективной....
Консультация для педагогов «Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре»
Консультация для педагогов«Организация деятельности по физическому развитию в группе, на прогулке при закреплении полученных знаний на занятиях по физической культуре» ...