Главные вкладки

    Консультация для педагогов «Организация деятельности по работе с семьями группы риска»
    консультация на тему

    Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.      Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.

          Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx20.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Организация деятельности педагогов

    по работе с семьями группы риска»

             Положение многих детей России вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечения  родителей, семей попавших в трудную жизненную ситуацию.  Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.      Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В результате соцопроса родителей, выявились случаи когда в отношении несовершеннолетних применяется физическое насилие. Чаще всего от физического насилия страдают дети, живущие в неблагополучных семьях. Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы с семьей по защите прав и интересов несовершеннолетних. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и  является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей  – главная задача в работе воспитателя во взаимодействии с социальным педагогом.

          Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению может выявить признаки неблагополучия. Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

    1. По каким признакам можно определить, что по отношению к ребенку осуществляется насилие?

    2. Как вести себя педагогу, если ребенок рассказал ему о жестоком обращении с ним со стороны родных (в том числе и сексуальном)?

    3. Какие действия может предпринять педагог, если он узнал о насилии над ребенком со стороны незнакомого взрослого?

    4. К кому обращаться за помощью, если педагог узнал о насилии над ребенком?

    Защита прав ребенка в дошкольных учреждениях

    Нарушение прав ребенка связано с низким уровнем правовой и психолого-педагогической культуры их родителей. Для того чтобы в дошкольных учреждениях эффективно осуществлялась работа по защите прав детей, необходимо повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников, умение взаимодействовать с родителями.

    Воспитатель должен воспринимать работу по соблюдению и защите прав детей не как дополнительную нагрузку, а как важнейшее условие повышения качества воспитательно-образовательного процесса и свои должностные обязанности.

    Формы жестокого обращения с детьми:

    • физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку);
    • сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в сексуальные действия со взрослыми);
    • психическое насилие (периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера).

    Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной форме, замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство, преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

    • Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети, отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате которого нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

    Признаки жестокого обращения с детьми

    Физическое насилие:

    • боязнь физического контакта с взрослыми;
    • стремление скрыть причину травм;
    • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;
    • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;
    • суицидальные попытки.

    Сексуальное насилие:

    • ночные кошмары, страхи;
    • не свойственные возрасту знания о сексуальном поведении, не свойственные характеру сексуальные игры;
    • стремление полностью закрыть свое тело;
    • депрессия, низкая самооценка.

    Психическое насилие:

    • постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;
    • различные соматические заболевания;
    • беспокойство, тревожность, нарушения сна;
    • агрессивность;
    • склонность к уединению, неумение общаться;
    • задержка физического, умственного развития;
    • плохая успеваемость;
    • нервный тик, энурез.

    Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

    • задержка речевого и моторного развития;
    • постоянный голод;
    • кража пищи;
    • требование ласки и внимания;
    • низкая самооценка, низкая успеваемость;
    • агрессивность, импульсивность;
    • сонный вид и утомленность;
    • санитарно-гигиеническая запущенность;
    • отставание в физическом развитии;
    • часто вялотекущая заболеваемость;
    • антиобщественное поведение, вандализм.

    Профилактика жестокого обращения с детьми:

    • создание доверительно-делового контакта с родителями;
    • содействие в  участии родителей в работе дошкольного учреждения;
    • изучение семьи (беседы, анкетирование, тестирование, изучение продуктов детской деятельности, наблюдения за общением детей и взрослых во время утреннего приема.)

    Признаки:

    • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
    • ребенок неухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
    • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
    • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
    • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
    • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
    • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
    • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
    • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
    • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
    • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
    • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
    • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

    Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением.

    Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

    • похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;
    • проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;
    • держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении

    Нельзя

    — показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
    — обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
    — просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

    Алгоритм работы воспитателя при выявлении неблагополучной  семьи.

    • Наблюдение
    • Оформление запроса социальному педагогу, педагогу-психологу
    •  В случае игнорирования специалистами запроса, написание служебной записки руководителю.
    • Взаимодействие с соц.педагогом и педагогом-психологом: написание педагогической характеристики ребёнка, семьи, письменное наблюдение

    Алгоритм работы социального педагога

    • Отработка запроса изучение семьи: составление акта посещения семьи, беседы с воспитателями
    •  Индивидуальная консультация с родителями (во время которой родители ставятся в известность, что семья на контроле)
    • Постановка на внутренний контроль "Совета профилактики"
    • Решение совета профилактики (семья ставится на учёт, разрабатывается план мероприятий с семьёй и ребёнком, при необходимости пишутся сообщения в органы системы профилактики, КДН или опеку,  ходатайство для постановки на учёт семьи в территориальную КДН)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    Из опыта работы социального педагога по работе с семьями «группы риска»

    В материале представлен опыт работы социального педагога с семьями "групы риска" в детском саду с круглосуточным прибыванием для детей с диагнозом туберкулиновая интокцикация....

    Рекомендации педагогам по работе с семьями группы риска.

    Чрезвычайно актуальной в настоящее время стала проблема безнадзорности и правонарушений в детской среде. Численность детей с девиантным поведением неуклонно растет. Они могут уйти из дома, бродяжничат...

    «Организация деятельности педагогов по работе с семьями группы риска»

    laquo;Организация деятельности педагоговпо работе с семьями группы риска»...

    «Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

             Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

    Роль педагога в работе с семьями "группы риска"

    Семья для маленького ребенка – это целый мир. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый опыт жить в социальном мире.В современных кризисных социаль...

    Журнал "Организация работы с семьями группы риска"

    В журнале содержаться статьи, которые помогут сделать работу с семьями более эффективной....